Рая Янкелевич
Ципор
Позвонила Ципи и сказала, что в моих услугах больше не нуждается. Работа, метапэлет*1 иврит (няня, сиделка), не самая лучшая из работ, греет только то, что помогаешь людям. В этот предпраздничный день, мы с сестрой договорились – встретиться, чтобы провести приятно время. Муж был в командировке, в Италии. Как водится, я затеяла уборку к приезду Эли. Но, мысль о том, что потеряла работу, сверлила, уязвимый мозг. Настроение было испорчено… Вымыла посуду и хотела развесить постиранное бельё. Вдруг, мне под ноги упал камень. Потрясённая, я отскочила в сторону. Мы живем на третьем этаже, и возможность, бросить в окно что-либо – небольшая, разве что – из такого же окна, напротив. Я осмотрела колодец нашего старого дома (так раньше строили), но ничего подозрительного не заметила. Серый безжизненный комок лежал у моих ног… Желая поднять его, вздрогнула от неожиданности. Серый сдвинулся с места и быстро убежал от меня, энергично махая крылышками. Всякие попытки к нему приблизиться, заканчивались одинаково – он исчезал… Наконец, я поняла, что это, недавно вылупившийся, птенец – мокрый, глупый, испуганный… Хоть у нас и живёт попугай, за которым мне приходится присматривать, птиц я побаиваюсь. Пришлось долго рыскать по квартире, не понимая, где прячется, чудом оживший, камень. Тем временем, непрошеный гость, схоронился под старомодным диваном. Моему возбуждению не было выхода: - Что делать? Я прилегла на тот же диван. Сердце билось, так сильно, что воздух вокруг меня разогрелся, да и день был – солнечный, весна… Звонок в дверь случился, как нельзя, кстати: - Привет Эля, я так тебя ждала… Телефонный звонок, застал меня врасплох: - Я передумала,- мурлыкала на иврите Ципи, - приходи после праздников… Но мне было не до неё… Объяснив сестре ситуацию с небесным посланником, я вспомнила про старую клетку Скандализы, попугаихи, очень любившей, моего мужа и, неожиданно скончавшейся, неизвестно от чего… Вытащив из антресоли птичье жилище, вооружившись шваброй, мы пошли в атаку. Эля пыталась накрыть беглеца целлофановым мешком, я крутилась с клеткой в руках, в расстроенных чувствах… Бедный птенец, катящийся, как мячик, по всему салону, отчаянно пищА, был-таки, посажен за решётку…
Немного погодя, почувствовав себя в безопасности, Ципор*2 иврит (птица), так мы назвали птенчика, притих. Я понимала, что крошки хлеба и вода не очень накормят малыша, он ещё не умел кушать сам. Всё же, самое необходимое было доставлено страдальцу, незамедлительно. Вспомнилась раненая ласточка, из моего детства, которую братья привезли в город с деревенской дачи на электричке и кормили мухами, но она умерла от тоски и неволи… Отгоняя мрачные мысли, я обратилась к сестре: - Есть хочешь? Мы не заметили, как наступил сказочный вечер, не могли наговориться, насмеяться и совсем забыли про птенца в клетке, стоящей у открытого окна большого салона. А на утро, проснулись от птичьего шума: прилетели, непонятно откуда, два воробья, принесли в клювах корм для нашего Ципора. А тот, только открывал и открывал, совсем не маленький, жёлтый рот. Это же надо, они его нашли? Мы радовались, как дети. Теперь, точно – малыш будет жить.
Уже сестра уехала к себе, в Нацерет-Иллит, уже муж вернулся из командировки, а птички регулярно, три раза в день, а может и чаще, прилетали кормить своего детёныша. Не было сомнения – это его родители. Ципор заметно подрос, крылья окрепли. Он стал подлетать к верху клетки. Я поняла: скоро надо его отпускать на волю. Шабат. К нам в гости пришла дочка с шестилетним сыном. Он давно хотел увидеть воробышка. Широко открытыми, удивлёнными глазами наблюдал за пленником и повторял: - Эфруах, эфруах… Коль ках катан…*3 иврит (Птенчик, птенчик… такой маленький…) - Ну что, выпустим птичку?.. Я помогла внуку приподнять дверцу клетки. Птенец затаился насторожённо, не чувствовал в себе сил и отваги, но любопытство взяло верх и он слетел с третьего этажа на траву… Тревога охватила нас: - А что, если кошка?..
Как-то осенью, к нам на окно опустились три воробья, они радостно галдели, чирикая, прыгали, скакали, делали всё, чтобы привлечь наше внимание. Конечно – это была знакомая семья… Наверное, они так выразили свою благодарность за спасение Ципора… Время пыталось предать забвению всё, что было прожито, но придя как-то домой с работы, я застала в салоне гостя… воробья, осматривающего по-хозяйски квартиру, который заметив меня, спокойно вылетел через щель приоткрытого окна. Он перенёс меня на несколько лет назад. Отчётливо припомнился Ципор. Лёгкое волнение колебало уверенность в догадке. Может – искал еду? Наверное, он сам уже отец и кормит из клюва своих проголодавшихся птенцов? Может быть, прилетел просто напомнить о себе? Может – это не Ципор вовсе? Кто их знает, воробьёв?..
А, Ципи, уже год как не звонит. Она ушла из нашего мира. Неуёмной душе её, всегда хотелось сверху наблюдать за птицами.
1.04.13
|