ОБЩЕЛИТ.COM - ПРОЗА
Международная русскоязычная литературная сеть: поэзия, проза, критика, литературоведение. Проза.
Поиск по сайту прозы: 
Авторы Произведения Отзывы ЛитФорум Конкурсы Моя страница Книжная лавка Помощь О сайте прозы
Для зарегистрированных пользователей
логин:
пароль:
тип:
регистрация забыли пароль

 

Анонсы
    StihoPhone.ru



Бхагавад-Гита всем. Глава 15. Стих.1-5.

Автор:
Бхагавад-Гита всем. Глава 15. Йога Высшей Личности. Стих.1-5.

1.Шри-Бхагаван Сказал.
Корнями вверх, ветвями вниз, говорится, растет вечное дерево Баньян, листья которого – ведические гимны. Любой, кто знает это дерево, знает Веды.

КОММЕНТАРИЙ.
Непременно, чтобы понять эту главу, чтобы осознать в достаточно полной мере, что есть материальный мир, чтобы постичь приведенную здесь Божественную аллегорию, Бог использует вполне конкретный образ, дерево баньян, дабы сложное явление материального мира, его глубинную суть и непостижимость уловить в структуре более фактически примитивной, но вполне наглядной и по своему уровню сложности достаточной, хотя и в своей мере соответствующей сути сложности передаваемой, сути мира материального. Дерево Баньян надо увидеть, прочувствовать, изумиться им, как выходящим за рамки вещей и явлений в материальном мире более привычных. Для этого здесь рекомендуется обратиться к вполне авторитетным статьям и фотографиям из интернета касательно дерева Баньян для предварительного просмотра, чтобы создать определенное понимание сути, что же хотел донести Бог. Что же особенного в этом дереве? Созерцая дерево, можно увидеть, что оно создает впечатление внизрастущего, как бы действительно корнями вверх, достаточно сильно разрастается во все стороны, отчего его называют также дерево-роща, дерево-лес. Стволы, формирующиеся вверху, с многими ответвлениями образуют множество воздушных корней, лианами бесформенно переплетающимися между собой, устремляющимися вверх, вниз, в стороны, охватывая близлежащие растения и деревья, кустарники, вовлекая их в такие баньяновые рощи и подавляя их, доминируя над ними своей беспорядочностью, своим характером, своим неподдающемуся осмыслению устройством. Воздушные корни являются таковыми на самом деле, ибо имеют свойство, достигая земли, укореняться, делая дерево еще более жизнестойким, как и объемным, как и себя обеспечивающим необходимым. На самом деле с этим деревом все в порядке. Начинает оно расти снизу вверх, укореняясь, имея крону, ветви, стволы… Но далее… оно перестает в своей видимой последовательности развития подчиняться общеизвестным и понятным нормам, выбиваясь из них, протестуя в своей все же простоте против примитива и выдает такие сюжеты в своем дальнейшем развитии, что и концов не сыскать. Как бы природа через подобные произведения предупреждает, что не столь уж она однозначна и ограничена, что всех разновидностей ее проявления в материальном мире не счесть, что надо это понимать, допускать, к этому относиться не округляя глаза, принимая также такие неожиданности и в животном мире, когда срастается то, что по идее не должно, в формах непредсказуемых, жизнеспособно в своей мере, поражая многие мысли и ожидания. На самом деле Бог не очень такими вещами усложняет бытие и мысль человека, не загружает его сознание вещами неординарными, но и предупреждает этим, что в других материальных системах не обязательно может существовать жизнь в формах, подобных земной, и это также следует допускать. И, тем не менее, дерево баньян – это явление уже тем, что поражает новым устройством, новым пониманием при всей простоте на самом деле. Именно это дерево Всевышний нашел возможным использовать для сравнения с устройством более сложного Божественного творения, с материальным миром со всеми его связями, отношениями, материальными объектами, привязанностями и прочим, показывая, что на самом деле, будучи правильно Божественно сотворенным, для неразвитого ума, для человека, не обладающего совершенными духовными знаниями, не видящего в этом мире на каждом шагу присутствие Бога и спущенные сюда Божественные законы, увешивающие этот мир, как листья увешивают сплошь дерево баньян, для такого неразвитого человека мир материальный, будучи изначально правильным и от Бога, представляется как дерево непостижимой формы, где никак не разобрать, где здесь верх, а где низ. Не обладающий совершенными духовными знаниями, не видящий за всем стоящего Бога, человек блуждает в лабиринтах этого мира, не зная и не видя ориентиры, не понимая своего места расположения, не видя, идет вверх или вниз, сталкиваясь постоянно с Законами Бога, не видит их в упор, хотя они листьями развешаны на каждом шагу, но спотыкается, не удосужившись здесь заострить ум, находясь в безволии, рассеянности, в глубоком непонимании и невежестве, не ориентируясь, куда далее здесь двигаться и для чего. Вот для такого человека мир есть дерево баньян, причем дерево воистину перевернутое, неправильное, сбивающее с толку, заводящее бесконечно в тупики. Этим деревом и пониманием так дерева Бог отразил сумбурность в сознании тех, кто материалистичен, не вооружен совершенными знаниями, кто идет на поводу своих чувств и желаний, отнюдь не ведая, куда, зачем и что дальше. Однако, кого же здесь Бог называет знающим это дерево, а за ним знающим этот материальный мир, его устройство истинное и предназначение? Несомненно, речь идет о преданных Бога, о тех, кто занимается практикой йоги постоянно, о тех, кто имеет огромный опыт материального бытия, кто понял суть этого материального мира и его предназначение, кто постиг и утвердился в совершенных знаниях, кто знает среди множества дорог, куда двигаться и с какой целью. Это те, кто через долгую практику преданного служения увидел за всем стоящего только Бога, как Высшую Причину, кто таким видением изменил направление своего пути на духовное однозначно, кто практикой йоги, ставшей сутью жизни, пошел по пути очищения и освобождения от привязанностей, служения своим чувствам, по пути контроля ума, желаний, органов чувств. Видящие каждое мгновение во всем в себе и вне себя только Бога, План Бога, Волю Бога, считывающий Мнение Бога на каждом шагу, управляемый этими Мнениями человек, не желающий более заниматься греховной деятельностью, идущий по пути ограничений и непривязанности, считается постигшим Веды, ибо слился с ними, как с Словом Бога, соответствует им качествами и знаниями. Поэтому надо понимать, что в материальном мире ведет и верующего и неверующего по всем лабиринтам этого дерева только Бог, и только так возможно вывести каждого на Свет. Сам человек без Бога не сможет и сдвинуться с места, не сможет выбрать или предпочесть, не сможет извлечь знания и опыт, не сможет знать, что можно делать, а что нет, не оценит, не задумается, не поймет. Все ведомы Богом и только вверх, как бы ни казалось ведомому, что заплутал, что идет не туда, берет не то, дорожит не тем. Невозможно подняться к нравственности не утонув в безнравственности, невозможно выбрать безошибочно, не выбрав ошибки и в том не пострадав и не усвоив Божественный Урок, не возможно иметь опыт не накопив его через круговорот рождений и смертей, не возможно дать совет и помочь другому не набив шишки самому. Поэтому этот материальный мир так устроен, что все видят себя в стадии уроков, в стадии ошибок и полагают, что идут не туда, ибо не так и не с такими результатами в итоге, как бы хотелось, получается. Но на самом деле, все идут так, все идут туда, и никто в сих лабиринтах не заплутает и не затеряется, но поплутать Бог даст, даст и почувствовать развилку, дабы человек мыслил, искал с Богом, избирал, думая, понимая, будучи под влиянием иллюзорных энергий Бога, что все сам, хотя путь каждого не имеет вариантов, а чувство свободы выбора – всего лишь работа гунн природы. Но Богу необходимы качества человека, их развитие и согласно качествам и отсюда произросшим желаниям и деяниям Бог и ведет, вовлекая в развивающие игры и роли, абсолютно индивидуальные, с учетом качеств, желаний и уровня ступени каждого, награждая последствиями своей деятельности каждого, этим и уча и поднимая вверх, проясняя ум, совершенствуя, давая оглядеться более точно и понять, что же это за древо материального бытия и куда здесь лучше следовать, так постепенно наполняя багаж необходимым опытом и качествами достаточными, чтобы подвести к пути религиозному, более активному и совершенному, выводящему непосредственно во всем на Бога. И только религиозный человек уже понимает, куда, с Кем, все более отрешаясь от того, что почти цепляется за ноги, но что уже потихоньку можно перешагивать, теряя интерес к материальному и получая желание от Бога постигать знания истинные, духовные, совершенные, дабы тверже стоять на ногах, ими освещать путь и осознанно сотрудничать в таком пути с Богом.

2. Вниз и вверх простираются его ветви, развитые гуннами материальной природы, прутья – объекты чувств, также, корни, простертые вниз, привязывают к кармической деятельности в человеческом обществе.

КОММЕНТАРИЙ.
Видевший дерево баньян, не мог бы не очароваться таким произведением природы, по сути непостижимым в своей непредсказуемости, величии, где, кажется, не может существовать и поддерживаться ни один закон, по которому развиваются и произрастают все знакомые человеку растения. Взирающего наполняет чувство хаоса, непоследовательности, абсолютного отклонения от всех норм. От удивления можно перейти к великому смятению, к порыву осознать и понять хоть малую закономерность, хоть малую истину. А между тем, древо, как древо, имеет кроны вверху, изначальные корни – внизу, уходящие вглубь земли и обычным способом питающие само древо. Также имеются ветки, прутья, листья, ствол, крона, кора… Но, как это увидеть за виденным, за смятением… Нужны знания, наблюдательность, следование в своем постижении этого дерева баньян законам развития природы, дерева, леса… Именно это дерево, столь поражающее сознание человека, не обладающего необходимыми знаниями, создающее иллюзию полного несоответствия статусу дерева, как его принято видеть и понимать, Бог избрал для наглядного сравнения с миром материальным в чрезвычайно упрощенном варианте, но достаточном для человеческого сознания, чтобы хоть в малую меру понять сложность устройства материального мира, который без Бога, как дерево баньян, представляет собой на первый взгляд, не вооруженный совершенными знаниями, ужасающее зрелище, в котором не видно концов и где без религиозных знаний, по сути, не увидать за бесформенностью истинность этого дерева, т.е. материального мира и материального существования, которое на самом деле, как и баньян, имеет правильную устроенность, законы развития, свои причинно-следственные связи, т.е. имеет свои условные корни, кроны, листья, ветви, прутья… А за всем этим и назначение. И все же это древо, столь необычное, действительно символизирует, согласно стиху, мир материальный, где работают материальные законы, и Божественные энергии здесь проявляют себя, как иллюзорные, как гунны природы, помогающие Богу вовлекать живые существа в материальные игры с целью развивать Божественные качества для обретения духовного опыта, которые необходимы для пути преданного служения, начиная с некоторого момента земного существования каждого. Что есть главное визуальное проявление любого древа? Это его крона. Чем более она развита, тем древо считается более зрелым, полностью вошедшим в рост и исполняющим свои предначертанные функции. Но за счет чего крона может быть развитой, такой выглядеть? За счет ветвей. Но кроны дерева баньян столь запутаны, столь развиты, столь объемисты и разнонаправленны, что их преимущественно Бог сравнивает с материальным миром в совокупности, где ветви, основа крон, развитые гуннами природы, в таком случае есть все, где правят иллюзорные энергии Бога, рождая в материальном мире все связи, все отношения, все привязанности, все материальные игры, все материальные условности, все материальные блага. Массивность, размеры ветвей дерева баньян, их удивительная структура, общий вид крон – все это можно уподобить материальному миру в процессе своего развития, где очень сложно увидеть какую-либо закономерность, смысл, цель, ибо люди, не обладая совершенными знаниями, исходят из опыта одной своей жизни и не могут увязать смысл своей жизни с историей развития всей планеты. Материальные же знания имеют свойство констатировать видимое, без знания истинных причин и следствий, поясняя надводную часть айсберга материального существования, не зная подводную, то есть причины. Но необходимо уловить хотя бы главное, что все ветви, вся крона человеческих отношений развита Богом через энергии Бога, три гунны материальной природы, навязывающие материальные законы, материальные отношения, материальные условности. Нет ничего в материальном мире, что не было бы подчинено гуннам материальной природы и ими не развивалось. Крона древа материальной жизни, ветви, условно говоря, именно ими и развиты, если сравнивать с деревом баньян, если так попытаться представить материальный мир для наглядности. Но из чего состоят ветви? – Из прутьев. На дереве баньян – они одни и видны, везде, куда ни глянь, порою словно лианы обвивают друг друга и все, что только можно. Кажется, они бесчисленны, бесконечное множество, только они одни и есть, не пройти, а то и не преодолеть. Но что в материальном мире присутствует на каждом шагу, что постоянно сбивает с толку, на что натыкаешься неизменно? Именно. Объекты чувств. Люди, животные, природа, все, что сделано человеческой мыслью и руками… Куда ни кинь. Везде то, на что могут быть направлены органы чувств, чем можно наслаждаться и от чего можно страдать, что можно видеть, слышать, обонять, к чему можно прикасаться или входить в контакт. Поэтому Бог в данном сравнении уподобляет объекты чувств в мире материальном прутьям. Они также, находясь на ветвях, подвержены влиянию гунн природы. Дерево баньян имеет по своей структуре множество корней, как под землей, которые непосредственно питают дерево и удерживают его, так и имеет корни воздушные, развивающиеся на ветвях, также разрастающиеся во все стороны и придающие дереву разные формы и, укореняясь вновь, создают целые рощи одного дерева, или обвивают соседние деревья и растения, создавая непроходимую чащу. Из всех корней Бог в данном стихе выделяет только те, которые идут вниз, укрепляя дерево и питая его, и именно эти корни из многочисленных сравнивает с корнями условного древа материального существования. Такими корнями для человеческого общества, хранящими человечество, дающего ему силу, способствующими развитию материального существования является кармическая деятельность, т.е. сам труд и до некоторого периода привязанность к плодам своего труда, что обуславливает материальную заинтересованность и материальное развитие личности, любых живых существ. Именно кармическая деятельность привязывает к материальному существованию каждого и всего общества в целом; ее называет Всевышний корнями и уподобляет корням баньяна определенного рода. Таким образом, на примере этого дерева с пояснениями, данными в данном стихе, человек может хоть в малой степени упорядочить свое понимание о материальном мире, хотя бы почувствовать, не смотря на видимый хаос, его закономерность, единство, Божественную изначальную структуру. Такие знания можно также считать базисными, дабы дать себе отчет, где ты находишься. И только совершенные духовные знания смогут сориентировать в направлении дальнейшего движения, ибо для каждого на этом древе есть свой уже определенный Богом путь выхода на духовный план, с некоторого момента и непременно через путь преданного служения Богу Кришне, со всем, что отсюда следует: развитие Божественных качеств, постижение совершенных знаний, аскетизм, добродетель, контроль мысли, чувств, желаний, поклонение Всевышнему…

3-4.Также в этом мире невозможно постичь ни форму этого дерева, ни конец, ни начало, ни также основу. Это дерево банйан, сильно пустившее корни, необходимо решительно срубить оружием отречения. После этого необходимо прийти к тому высшему положению, начиная идти с которого никогда не возвращаются снова и начиная с этого места непременно предаться Верховной Божественной Личности, от Которой все исходит и простирается с незапамятных времен.

КОММЕНТАРИЙ.
Дерево банйан дает лишь приблизительное понимание о сложности структуры материального мира. Устройство материального мира, сравниваемое здесь с деревом Банйан, действительно, невероятно, невозможно охватить умом во всем его многообразии, материальный мир невозможно исследовать, оценить, постичь его изначальную суть, основу, невозможно проследить работу здесь причинно-следственных связей, невозможно понять, на какой ветви или ступени развития ты теперь пребываешь, что здесь взять за начало или основу, в какую сторону устремляться, ибо многие лабиринты материального существования, обещая одно направление, дают другое, и непонятно, какая ветвь поднимает вверх, а какая устремляет вниз. Непонятно, далеко ли ты от земли, от начала своего личного движения, ибо висячие корни переплетаются почти повсюду, создавая иллюзию начала пути. Каждый уже с рождения находится на определенной нише или ветви данного древа, обусловленной всеми предыдущими рождениями, определяющими уровень влияния объектов чувств, связи, направление дальнейшего движения, все это управляемое Всевышним, знающим начало движения каждого, пройденный путь, достигнутое и предстоящее. Мудр тот, кто, еще не входя в суть материального мира, будет оценивать его с позиции здесь предлагаемой Богом, т.е. будет понимать его сложность, непредсказуемость, многогранность и многоступенчатость, не упрощая его до себя, но видя всех в непрекращающейся связи, обусловленной законами материального мира, где ничто не существует само по себе, но по Плану Бога, кто увидит за бесконечной мишурой тленного Ведические гимны, как присутствие неизменное во всем Высшего Творца, бесконечно и непрерывно созидающего этот мир, ведущего и направляющего в нем через Божественные Законы, в итоге устремляющие всех к Творцу, как Извечной Высшей Причине. Блажен тот, кто поймет строгость и порядок в материальном творении Отца и почти сразу определит свое место в столь запутанной и непредсказуемой с виду кроне материального бытия, где как бы и концов не найти. Увидеть гармонию во всем, но не хаос, может тот, кто уже стоит на необходимой ступени развития, чье мышление уже выходит за пределы материальных чувств и отношений. Такой человек увидит, что все изначально в этом мире устроено только Богом, имеет свои причины и следствия, все есть необходимая ветвь этого древа на каждом этапе, все есть следствие Плана Бога, все есть неотъемлемая часть материального существования. Такой человек также увидит, что материальный мир не случаен, но создан Богом, всегда находится в процессе развития, и это развитие его укрепляет, делает незыблемым, функционирующим. По сути, развитие материального мира и есть корни его, его высшая причина существования. Эти корни в материальном мире могут быть только кармическая деятельность, сам труд человека, то, что делает мир материальный прочным, незыблем, питающим себя, позволяющим развивать кроны, а соответственно и объекты чувств. Уподобленный банйановому дереву, материальный мир действительно держится на труде, трудом питается и развивается, именно труд дает все блага, все материальные возможности, именно труд укрепляет материальные отношения и развивает потребности. Именно благодаря материальному труду человек направляет усилия на создание современных объектов, удовлетворяющих чувства, развивает мыслительный процесс, входя в отношение с этими объектами, усложняя связи в этом материальном мире, преодолевая, достигая новые возможности. Все только через труд. Именно труд кармический до определенного момента является средством Бога для развития всех живых существ. Именно трудовая деятельность вводит в отношения, связи, в зависимости, вовлекает в материальные игры и роли и через эти материальные средства призван Богом развивать живые существа через приобретение тех или иных качеств. Поднимаясь постепенно по ветвям этого дерева вверх от жизни к жизни, не имея представления еще откуда и куда направляется, ведомый Богом, человек, тем не менее, по Воле Высшего Управляющего извлекает из навязанных Богом игр качества, которые шаг за шагом через ошибки и преодоления корректируются от рождения к рождению, достигая уровня совершенных, или Божественных. Человек в материальном мире и его условиях учится трудолюбию, терпению, смирению, выносливости, состраданию, дружелюбию, ответственности… Именно материальный труд способствует развитию нравственности, развитию лучших качеств, и в этом его необходимость, в этом и состоит роль материального мира, который собою служит Богу для развития живых существ, ведя каждого через влияние гунны невежества и страсти, как и благости, уча каждого через ошибки, страдания, как кармические реакции, и таким образом шаг за шагом подводя к той ступени развития, когда можно говорить и о духовном развитии, что уже не возможно в пути неосознанном, но становясь союзником Бога в своем пути, руководствуясь совершенными знаниями, зная Волю Бога на себя и свое развитие. Поэтому, начиная с некоторого момента человек должен понимать, что ведом Богом и может достичь высокий результат, следуя указаниям Бога из совершенных знаний, принимая их из рук духовных учителей и наставников через преданное служение, через поклонение Богу, через религиозный путь. Т.е. наступает тот период, когда душа четко начинает понимать, что материальный мир все необходимое сказал и собою уже привнес и далее уже не может способствовать развитию, но тормозит дальнейшее направление, его средства уже отработали себя относительно данного человека, не помогают, но препятствуют духовному совершенству. Наступает период, когда следует переходить полностью на религиозные рельсы, когда необходимо начинать везде и во всем видеть Ведущую Руку и следовать Божественным Наставлениям. Состояние этого перехода, его неотвратимость должна стать очевидной, должна созреть, должна быть объявлена душе через совершенные знания и практику преданного служения. Практика преданного служения, карма-йога, основываясь на лучшие достигнутые в материальном мире качества, начинает в них вносить через религиозную практику новые поправки, направляя живое существо на ограничения, на непривязанность к плодам своей деятельности, на посвящение Богу всех плодов своего труда, на непривязанность к объектам удовлетворения чувств, когда живое существо постепенно и неотступно будет переходить в состояние отрешенности, которое через практику преданного служения будет укрепляться, становясь незыблемым состоянием живого существа. Здесь в помощь могут придти только совершенные духовные знания, как Мнение Бога, выводящее живое существо, желающее действовать решительно, за пределы материальных отношений, за пределы общения, привязанности, за пределы связей, за пределы кармического труда. Этот непростой путь, однако, не столь и короткий, не столь и простой, поворот к такому состоянию происходит не в одночасье, и, тем не менее, этот путь и есть внутренний отказ от мира материальных отношений. Должно быть понятно, что это древо материального мира как стояло, так и будет стоять, но в уме человека должно произойти как бы отсечение его влияния от себя, от своего понимания и со всем, что ему свойственно. Отсечение мира материальных отношений ни есть одноразовый акт, ни есть желание личное, ни есть результат проявления личной воли, но все это дается Богом каждому в свое время, и много раз человек имеет возможность обозреть свое новое состояние и привнести в него новые штрихи отрешенности, ибо невозможно полностью и сразу отказаться от того, что было для тебя родной колыбелью многие и многие жизни подряд и что дало тебе основу для развития Божественных качеств. Но где все же то положение, начиная идти с которого никогда не возвращаются снова, где можно предаться Всевышнему полностью? Этим местом может быть то состояние живого существа, которое уже вошло полностью в осознанное преданное служение и обрело качества вполне достаточные. Что принять и какими качествами обладать должен человек, чтобы мог сказать, что отсюда он точно никогда не вернется в мир материальных отношений и здесь может предаться Верховной Личности Бога? Это: добродетель, смирение, путь преданного служения, аскетизм, милосердие, равное отношение к другу и недругу, благоприятному и неблагоприятному, к камню и золоту, к удаче и поражению, это религиозность, немногословность, терпение, энтузиазм, посвящение Богу любой своей деятельности, памятование о Боге, видение Бога везде и Все в Боге, простота жизни, очищение своего существования… Достигнув такие качества, человек приобретает бесстрашие, негневливость, никому не завидует, а потому, видя Бога единственной своей целью, посвящая Богу свою жизнь, может легко предаться Богу, как Высшему Отцу и тем обретя в себе мир и независимость от страданий. Однако, более точно о необходимых качествах Говорит Бог в следующем стихе, о тех качествах, достижение которых и есть начало необратимости его пути, которые также способствуют преданию Богу, Верховной Божественной Личности, от Которой все исходит и простирается с незапамятных времен.
5.Тот, кто избавился от гордыни и иллюзии, кто победил греховные связи, кто всегда пребывает в духовном знании, кто не стремится к удовлетворению чувств, кто свободен от двойственности, называемой счастьем и страданием, достигает, будучи неподверженным заблуждениям, вечную обитель.

КОММЕНТАРИЙ.
Таким образом, достичь высшее положение на дереве материального существования, начиная идти с которого никогда не возвращаются назад, означает, прежде всего, достичь качества, которые сделают путь необратимым и способствующие естественным путем преданию себя Богу, как Высшей Изначальной Личности, дабы довериться Ему полностью в этом пути, тем сотрудничая с Богом в своем становлении духовном. Чтобы достичь эти качества, необходимо пройти достаточно долгий путь, как материального существования, так и путь преданного служения. Здесь невозможно сориентироваться одному, но каждого, согласно Божественному Плану, уникально, непостижимо ведет только Бог, большую часть пути ведет как бы вслепую, через обычное материальное бытие, через игры и роли, через кармическую деятельность, кармические последствия, через страдания, уроки, Божественные Наставления, выбор, предпочтения, проводя через многие ветви отношений и связей под влиянием гунн природы, ведя каждого от жизни к жизни по лабиринтам материального древа, создающего в уме невежественного иллюзию полного хаоса и проявления непредсказуемой личной воли, но на самом деле, фактически узкой тропой опыта, преодоления и постижения, на каждом шагу, однако и непременно сталкивая с Законами Бога, которые подобны листьям на дереве Банйан, которые вновь и вновь напоминаются и входят в сознание Божественным путем, путем насильственным, путем, заставляющим вновь и вновь избирать и предпочитать, путем также человеческих законов писанных и неписанных, на которые Бог изнутри постоянно ориентирует, заставляя их иметь в себе ввиду каждого идущего. Человек постоянно управляем Богом на всех ступенях своего развития через три гунны материальной природы, соответствующие качествам человека на каждый данный период его развития, обуславливающие его духовное становление и постепенно упрочая, утверждая одни качества и сохраняя их для следующего воплощения и отсеивая те качества, которые неугодны Богу через уроки и страдания. В итоге из всех качеств остаются те, которые единственно и могут вывести человека за пределы материального существования, и подвести к тому моменту его личного движения по древу материального существования Банйан, когда его путь к Богу станет необратим и качества будут преимущественно достаточны, чтобы человек мог предаться Личности Бога. Это те качества, которые Бог здесь приводит, выделяет в данном стихе, как основные, без которых и речи не может быть о готовности человека оставить материальный мир: избавление от гордыни; избавление от иллюзий; избавление от греховных связей; постоянное пребывание в духовных знаниях; неустремление к удовлетворению чувств; свобода от двойственности материального мира, называемой счастьем и страданием; неподверженность заблуждениям. Невозможно достичь эти качества ни одному мудрецу или йогу одиночке, ни одному понятливому, старающемуся и разумному просто дав себе некую убедительную внутреннюю установку, также невозможно обладать только одним из этих качеств, поскольку они устроены так, что одно качество непременно влечет за собой проявление другого и так далее. Невозможно эти качества развить только через материальный опыт или через путь отшельничества или только религиозной практикой. Материальное существование вносит в качества любого великий вклад, хотя лишь подводит к качествам Божественным, дает возможность своими путями их обозреть, опробовать, но закрепляет их только религиозный путь, долгий путь преданного служения непосредственно Богу Кришне, путь практики йоги, из которых наиболее подходящие бхакти-йога и карма-йога. Избавление от гордыни – очень непростой путь. Это качество почти невозможно достичь предлагаемыми в материальном мире материальными средствами. Это процесс многоступенчатый, сложный, непосильный без Бога для человека. Бог достигает это качество в человеке, ведя его Лично через многие страдания, лишения, унижения, нищету, зависимость, прибивая эго многими путями и средствами, порою уникальными. Но без совершенных знаний, без религиозной основы, без сотрудничества с Богом и должного извлечения из Божественных Уроков ложное эго непременно будет устремляться вверх, руководимое соперничеством, присущим материальным отношениям и развивающим путем материальным, распрямляя человека и воспевая его, как личность уникальную и достойную во всех отношениях, тем мешая духовному преобразованию, стоящему на другой основе, называемой смирением и отрешенностью. Только развитие непривязанности, только совершенные религиозные знания, дающие понимание о изначальной природе живого существа, о его дхарме, могут убедить, что все равны перед Богом, все зависимы только от Бога, только непривязанность к материальным атрибутам и ценностям может ввести человека в эту колею, когда человек начинает дорожить только Мнением Бога, только Богу доверять и посвящать любую свою деятельность, когда отойдет потребность, взрощенная в материальном мире материальными отношениями, стараться, казаться лучше перед кем бы то ни было, когда человек в любом увидит себе равного и пред Богом достойного. Долгая практика йоги одна может расставить все по своим местам, гордыня спадет, ибо не будет иметь своей основы, поскольку человек любой увидится на своей ступени развития, управляемый Богом, проявляющий качества своей ступени, любой талант или любая материальная заслуга увидится, как План Бога на человека в этой жизни. И один Бог знает, как поведет дальше великого и слабого, ученого и невежественного, богатого и бедного… ничья слава не преклонит, как и своя, ибо все от Бога и гордиться нечем, как и завидовать невозможно, ибо Бог с каждым в своем диалоге, в своем пути, дает свой опыт, свои страдания. Как можно претендовать на чужое, что бы то ни было, если это чужое достигнуто строго и справедливо и путь чужой не повторить, и все чужое имеет свою цель, что к себе никак не применить. Именно совершенные знания делают человека понятливым, избавляют от гордыни и зависти. Человек начинает видеть вещи, как они есть. Он видит, как иллюзорные энергии Бога работают на каждом шагу в жизни многих людей, вовлекая в игры, роли, предлагая варианты для выбора, видит, что за всем стоит только Воля Бога и перестает видеть причиной любого другого человека. Отсюда невозможно осуждать, невозможно и обижаться, невозможно почитать, невозможно преклоняться. Видящий везде Бога оказывается независимым и от чужих мнений, и от чужих влияний, и от лести и от славы, видя каждого на своей ступени развития. Он не может быть привязан к плодам любой своей деятельности, ибо не однократно видел через материальную практику, что не он распоряжается плодами своего труда, но через практику духовную четко осознал, от Кого все исходит и Кто может распоряжаться плодами любой деятельности человека, также понимает, Кто дает труд, условия, необходимые знания и навыки, Кто дает причины и следствия, Кто дает желание, мыслительный процесс, кто организует встречи, связи, управляет производством и через него развивает, давая благоприятное и неблагоприятное, как и непременное состояние выбора и ответственности. Такой человек видит глазами знания, Кто управляет невежественным в его пути, Кто управляет пристрастным и Кто управляет религиозным человеком. Видя за всем стоящего Единого Бога, теряя привязанности и личное отношение, не устремляясь более ничем повелевать, ни от кого не видя себя зависимым, но только перед Лицом Бога, такой человек никогда не забывает Бога, помня о нем все двадцать четыре часа в сутки. Полностью погрузившись в Бога, человек знает Бога, как Высшего Наблюдающего, а потому не может перед Лицом Бога совершать сколько-нибудь греховные деяния, не может позволять себе греховную мысль, как и греховные желания. Бог становится высочайшим ориентиром поведения. Так видя Бога везде, как Высшего Контролера, не имея привязанностей, человек становится на путь очищения своего существования, выходя на уровень только одной связи, своей с Богом и игнорируя все другие связи, как не связанные со Всевышним непосредственно, а потому заведомо греховные. Мир для такого человека становится достаточно узким, двусторонним. Он и Бог. Все остальное как бы отходит на последний план, незначимо, не привлекательно или отчасти. Он не может ничего объяснить без Бога, без совершенных знаний, без Божественного Мнения. Всему он видит только одну Причину. Никакие материальные науки теперь для него не существенны или воспринимаются с той стороны, где они видятся, как Божее творение, поданное материальному человеку. Вопросы семьи, детства, материальных знаний, культуры, образования, все, что только можно увидеть и услышать, все в сознании такого человека связано с Богом. Любое мнение – это проявление Богом ступени человека, любое поведение – результат вовлечения Богом человека в те или иные материальные игры, любое страдание – это последствия греховной деятельности в прошлом, любое видение счастья – это та иллюзия, под влиянием которой в данный момент пребывает человек, любые споры – это также Божественная необходимость, через которую Бог воспитывает людей и дает еще один взгляд на вещи, приучая принимать и другую точку зрения… Везде религиозный человек, как и в каждом, увидит проявление Бога, в любом человеке, в любом живом существе, в любом событии, в любом происшествии, в любой игре, в любом предприятии… Совершенное знание никогда не спит в человеке, но тотчас дает объяснения, тотчас наводит на Бога и Божественную Волю. Также в своей жизни человек не может никого винить, никому завидовать, как и не спешит всем разъяснять свое видение, ибо понимает, что у каждого встреча с Богом в свое время, и пока каждый своим путем добирает те качества, которые и откроют врата к совершенным знаниям, как и к необходимой религиозной практике. Религиозная постоянная практика такова, что со временем человек начинает терять вкус к удовлетворению чувств внешними объектами. Устремленный к Богу, он не может более наслаждаться ничем материальным. Его глаза не радуют материальные картины, его слух не радуют материальные звуки, он также не может более вкушать материальную пищу, не предложенную Богу. Его плоть буквально перестраивается, не только не принимая ничто материальное, но человек также начинает испытывать страдания от соприкосновения со всем, что принадлежит материальным переживаниям. Духовное преображение меняет и запросы тела, делая их сдержанными, направленными только на Бога и все, что с Богом связано. Материальная речь, материальная музыка, материальная пища – становятся невыносимыми, нежелательными, непривлекательными. Материальный мир более не может удовлетворить, не может привнести, не может дать чувство счастья и удовлетворения, поэтому не привязывает, не может развивать, становится почти бесполезным. Человек достигает состояние, когда даже неслабые потрясения уже не могут привнести в его качества существенно. Такой человек равно относится к другу и врагу, в победе и поражению, к славе и бесславию, к благоприятному и неблагоприятному, к богатству и бедности, ко всем проявлениям двойственности материального мира, ибо видит за всем стоящего только Бога, видит все приходящим, временным, видит все, как материальные развивающие игры, в которые сам не торопится вовлекаться. Гуны природы перестают ему диктовать, ибо он тотчас обращает взгляд к Богу и совершенным знаниям и понимает свое при этом положение. В этом случае, он ничто не может назвать для себя счастьем, как и страданием, ибо видит, что все имеет свою причину, все приходящее, все имеет от Бога привнести, все направлено Богом за развитие, а потому мыслит строго, мыслит, исходя из того, что видит, все связывает с Богом и Божественным Планом, всегда в этой связи точно знает, как поступить и в таком понимании считается подходящим, чтобы достичь Бога. Таким образом в результате долгой практики преданного служения, в результате медитации на Бога непрерывной, в результате утверждения в совершенных знаниях человек обретает те качества, которые в данном стихе указаны Богом, в основе которых непременно отрешенность и которые делают путь к Богу необратимым. О нем можно сказать, что он уже достиг на древе материального существования то положение, откуда не возвращаются назад, но устремляются за пределы круговорота сансары. О Высшей Обители Отца – в следующем стихе.









Читатели (308) Добавить отзыв
 

Проза: романы, повести, рассказы