ОБЩЕЛИТ.COM - ПРОЗА
Международная русскоязычная литературная сеть: поэзия, проза, критика, литературоведение. Проза.
Поиск по сайту прозы: 
Авторы Произведения Отзывы ЛитФорум Конкурсы Моя страница Книжная лавка Помощь О сайте прозы
Для зарегистрированных пользователей
логин:
пароль:
тип:
регистрация забыли пароль

 

Анонсы
    StihoPhone.ru



Дни Творения

Автор:
«Вначале создал Бог небо и землю». Можно ли взглянуть по новому на старые истины? Так ли все просто, когда мы читаем: «Земля была безвидна и пуста, и тьма над бездною…» Предлагается текстологический анализ Торы (книги Берешит), где новый перевод текста открывает нам совершенно иной взгляд на сотворение мира.

Впервые заняться текстологическим исследованием Торы меня подвигла статья Б.Бермана , прочитанная в журнале «Знание – сила» еще в 1994г. Наверно многие из нас не раз задумывались над таинственными фразами Книги Бытия: «Вначале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною и дух Божий носился над землёю». А что же на самом деле создавалось в этот момент? Ведь понятно, что не просто небо и землю произвёл Творец. Но что же тогда подразумевается под этими словами? И действительно, знакомая всем Книга Бытия была переведена с древнегреческого, а до этого она была переведена с древнеарамейского, а еще раньше с древнееврейского. По ходу дела присутствовала также и латынь, и древнеславянский. Что же осталось нам от первоисточника? Не получилось ли здесь, как в известной детской игре «испорченный телефон», где смысл передаваемого слова изменялся до неузнаваемости. И мы сейчас читаем текст, который очень далек от действительного. Хотя можно возразить, что существуют и современные переводы Торы на русский язык. Однако, к сожалению, это не так. Дело в том, что современному переводчику очень трудно отступить от привычных канонов и за обычными словами увидеть новый потаенный смысл текста. Прочитав иную версию текста, стало понятно, что смысл его гораздо глубже и интереснее, чем предлагается в Книге Бытия. Расшифровать и понять знания, изложенные в Торе, стало определяющим стимулом в долгом многолетнем исследовании текста.

Часть первая

Приподнять завесу тайн, заключенных в Торе, нам поможет каббалистический метод. Не пугайтесь, если вы не знаете, что это такое. На самом деле это самое заурядное манипулирование буквами в тексте. Древние считали, что, переставляя буквы в словах, можно воздействовать на природу вещей. Однако Тора – это совсем необычный текст. Да и текстом в нашем обычном понимании назвать его сложно, особенно первые строфы. Ведь первоначально еврейский алфавит создавался совсем не как обыкновенный звукоряд. Каждая его буква изначально представляла собой символ закодированного знания. Согласно древним учениям мир был создан в 22 шага (22 буквы алфавита). Каждый шаг отвечал за некий всеобъемлющий принцип миротворчества. И поэтому в каждой букве содержится огромный пласт информации. Но, не правда ли, тем более интересно узнать, что может дать побуквенный анализ текста? Чтобы понять наиболее полно смысл текста определим, что представляют из себя сами принципы.
Например, современный ученный, изучая природу, вначале собирает факты, затем на основе различных фактов начинает выделять определенные закономерности. Если наш естествоиспытатель способен увидеть общее между закономерностями, он сможет объединить их в законы. Более высокий уровень познания будет состоять в том, чтобы увидеть связь между законами и объединить их в некие обобщающие принципы. Например, современный уровень знаний выделяет сотни и сотни законов в разных областях: физике, химии, биологии и т.д. И мы пока не вышли на понимание такой связи, которая могла бы объединить все эти сотни законов всего в 22 принципа, как сделали это лет так тысяч десять тому назад, а может и более.
Но вернемся к древним принципам. Известно, что связь между 22-мя принципами очень тесная: каждый из них является следствием предыдущего и причиной последующего. Поэтому каждый из них занимает свое собственное определенное место и обозначается своим символом или иероглифом. Хотя этот символизм на самом деле обозначает обычную нумерацию принципов с 1-го по 22-й. Что характерно, поэтому в иврите нет привычных нам цифр 1-10, вместо них используются буквы алфавита . Из этого также становится понятно, почему в иврите нет гласных букв, а есть только одни согласные. Поскольку гласных букв нет, смысловую нагрузку несут только согласные . Каждая буква по своему положению соответствует числу, по форме – иероглифу, а по соотношениям с другими буквами – символу. Символизм начертания каждой буквы сложен, и считается, что все они произошли от одной буквы йод .
Алфавит иврита создавался вовсе не для того, чтобы с его помощью записывать разговорную речь. Эти буквы-числительные нужны были в первую очередь, чтобы с помощью их различных комбинаций фиксировать разворачивающиеся события в сотворении мира. Из 22 букв можно собрать 231 различных слогов. Сочетания букв, порождающих слоги, соотнесены с частными законами миропроявления. Сочетания слогов, образующих слова, в свою очередь, соотносятся с конкретными объектами.
Именно поэтому понимание древних текстов в буквальной их интерпретации с помощью современных значений еврейских слов ведёт к непониманию и крупным недоразумениям.

День первый

Исследовать текст Торы станем, исходя их того, что каждая буква представляет собой не только звук или фонему, но и некий символ, и некую сущность в трёх различных планах, а также некий динамический закон. Книга Бытия на языке подлинника начинается со слов: Бе-решит бара Элохим эт ха шамаим вэ эт ха арец. В переводе они звучат: «Вначале создал Бог небо и землю». Адекватный перевод этой фразы сделать достаточно сложно. Но мы попробуем толковать смысл текста, исходя из побуквенного анализа каждого слова.
Начнём с самого загадочного слова в этой фразе – Элохим, переводимого как Бог. Надо сказать, что согласно каббале Элохим – это шестое имя Единого. Первое из них Эхейх, что в переводе означает – Я есть или Я существую. Второе – Ях. Третье имя – Яхве или, как его ещё иногда произносят, Иегова . Четвёртое имя Единого звучит как Эл – Бог сильный или Всесильный, пятое – Элоха, что представляет собой женский аналог Эла. В общем смысле Эл и Элоха олицетворяют мировой принцип деления на мужское и женское начало. Шестое имя Элохим соответствует множественному числу от имени Элоха. Только странность здесь в том, что с окончанием им образуются слова, относящиеся к мужскому роду. Множественное число для слов женского рода образуется при помощи окончания от (например, сефира – сефирот). В конечном счёте, имеем не Бог, а Боги (множественное число), причём слово женского рода с окончанием в мужском роде. Разумеется, что аналога этому понятию в русском языке мы не найдём.
Прежде чем продолжить текстологический анализ, совершим небольшой экскурс в теологическое толкование имен Единого. Очень часто по поводу первого имени возникают недоразумения: почему одного из древнейших богов Земли, наделенного абсолютной властью, единого и всемогущего Творца, духовидцы ветхозаветной Иудеи называли «Тот, кто есть», «Сущий». Первейшим атрибутом безраздельно правящего Божества оказывается не творчество и вовсе не право карать или миловать собственное творение, не Любовь и не Справедливость, а категоричное утверждение Его Реальности, абсолютного Существования, как будто одно это качество уже гарантирует превосходство над всеми кумирами Земли. Если подойти к этому имени с позиции первого принципа, то никакого противоречия нет. Каждое имя Единого – это его очередная трансформация. Ведь прежде, чем создавать мир Единый должен преобразовать себя под будущее творение. Каждый раз, сотворив новую реальность, Единый преобразуется себя, для того чтобы иметь возможность творить дальше. И первым своим актом творчества он переводит себя из состояния Небытия, вечности, в котором он пребывал до этого, в состояние бытия, в существование. Также как и второе имя Ях – это определение нового акта миротворчества, а именно определение двух первоначал: активного и пассивного. И третье имя Яхве – тоже уникальный акт порождения реальности из двух начал. Но в новой реальности Единый может существовать только в ином качестве, которое олицетворяет имя Эл. Буква ламед, которая входит в состав этого имени, показывает нам, что в новой реальности Единый может существовать, только пожертвовав собой, отделив от себя некую часть, создавая новый творческий принцип или женское начало Элоху. Но и это еще не все. Окончательная форма, способная к дальнейшему миротворчеству, состоит в единстве множества Эла и Элохи т.е. Элохима. В дальнейшем мы еще вернется к толкованию имен Единого, а пока продолжим побуквенный анализ.
В слове Элохим пять букв: алеф, ламед, хеи, йод, мем. Алеф (א) – первая буква в алфавите. Уже то, что эта буква первая, свидетельствует о том, что у нее особый статус, это начало всех начал. Это нечто избранное, возвышенное, выдающееся. Это единственная буква, которая не дает звука, хотя в современном языке ее читают как А или Э. Как и все буквы она состоит из йод (י) 10-й буквы еврейского алфавита. Йод в качестве динамического цикла представляет собой полностью законченное творение, или, выражаясь современным языком, замкнутую, способную к самоорганизации систему, а в качестве символа – указующий перст. Так что в символе алеф имеются две самодостаточные системы, отображённые относительно некоторого третьего элемента. Будем пока считать, что алеф – это некая уравновешенная трёхпланная сущность, которая сама по себе первична, едина, обладающая тремя подуровнями .
Следующая буква ламед, о котором мы уже говорили. Символ ее обозначает открытую ладонь (ל). Сущность буквы – мессия, жертва, милосердие. Динамический цикл отражает способ нарушения внутреннего равновесия. Можно даже сказать, что основной принцип его динамики состоит в том, что невозможно нарушить равновесие, не принеся себя в жертву, то есть ничего не давая, нельзя ничего получить. Хеи (ה) – пятая буква алфавита. В некотором глубинном смысле буква хеи является символом этого мира. Хеи в языке – специфически женская буква. Она означает дыхание. Однако это не просто дыхание, а дыхание жизни, или сущность бытия. Как правило эта буква не произносится или произносится, но очень мягко, и поэтому, правильнее было бы говорить Элоим, а не Элохим. Затем следует буква йод. О ней речь уже шла, но добавим, что она обозначает мужское начало. Её символ ещё олицетворяют с органом прохождения, а хеи (женское начало), в свою очередь, с отверстием или маткой. Обе буквы представляют два самых важных мировых принципа. И не удивительно, что второе имя Единого Ях состоит всего из двух букв: йод и хеи, то есть уже на втором шаге определения мира проявился принцип мужского и женского начала или активного и пассивного начала.
Последней буквой в имени является мем (ם). Одна из самых загадочных букв еврейского алфавита, которую наряду с буквами алеф и шин называют «буквами-матерями». Они считаются первичными, от которых произошло в этом мире всё. Символом буквы является «женщина». Она отражает в себе сущность бессмертия – смерти – по сути неизменности. Динамический принцип заключается в том, что ничто никуда не исчезает, и чтобы родиться на одном уровне, надо умереть на другом. Можно сказать, что это всё тот же закон сохранения энергии, которая никуда не исчезает, а переходит из одного вида в другой. Символ её несёт в себе диалектическое единство понятий смерть и бессмертие, отвечает за плодотворящие и губительные силы и способность к перерождению.
И вот каким получился новый смысл слова Элохим: некая трёхпланная сущность, принеся себя в жертву, вдыхает жизнь в новую замкнутую систему. Но следует сразу оговорить, что Элохим – это не просто сущность, это всеобщий принцип создания полностью законченных творений, способных создавать себе подобных, способных умирать и возрождаться, это план реализации мироздания, это принцип, устанавливающий закон и порядок в сотворённом мире.

Вначале сотворил …

Представьте себе, что вы гениальный конструктор, собирающийся создать мир. Вначале вам необходимо четко продумать, что и как вы собираетесь делать и, главное, зачем. Нужна идея творения. Чтобы воплотить свою идею в жизнь, надо создать четкий план, по которому будут развиваться дальнейшие события. Да и вообще, если вы настолько гениальны, то еще лучше создать программу типа компьютерной, которая все будет делать сама, а вам останется только наблюдать. Правда, программа должна быть самоорганизующаяся, самообучаемая, в ней должно быть заложено созидающее начало. Однако вместе с этим вы оставляете за собой право вмешиваться, если программа начнет давать сбои или производить незапланированные действия.
Известно, что каббала выделяет четыре основных уровня творения. Это так называемые миры Ацелут, Брия, Иецира и Асия. По замыслу Всевышнего, мир не создаётся сразу. Ацелут и Брия как бы определяют идею будущего творения, причём можно сказать, что Ацелут устанавливает содержание идеи, а Брия – её форму. На уровне Иецира создаётся пробный образец задуманного творения, после утверждения которого оно окончательно реализуется в мире Асия. Всё, что происходит в первый день творения, относится к миру Ацелут, то есть это ещё не реальные сущности, а задание некоторых граничных условий существования будущей Вселенной и всего того, что в ней будет создаваться. Для каждого уровня используется и свой показатель действия. Так, в мире Ацелут – сотворил (бара), в мире Брия – создал (йивра). Образовал, произвёл, сформировал (йецира) в мире Иецира, сделал (асия) характерно для мира Асия.
Следующее слово, к которому применим побуквенный анализ, сотворил. Корень слова бара (сотворил) родственен корню слов убежал, ушёл, вырвался наружу. По лингвистическому смыслу, бара – это выход изнутри наружу. Это слово употреблено в Книге Бытия всего три раза: в отношении неба и земли, в отношении творения жизни и творения человека. Бара – это всегда творение из «ничего», сущего – из несущего. Все остальные творения получаются уже как создание сущего из сущего.
В Библии каждое слово и сам порядок слов существенно важны. Почему же мы видим бара Элохим, а не Элохим бара, ведь по сути удобнее был бы второй вариант? И почему первое слово Библии бе-решит (в начале)? Интересно отметить, что буквы в словах бара и бе-решит совпадают: первые три буквы слова бе-решит (бет, реши и алеф) полностью составляют слово бара. Решит в тексте первой фразы Торы играет роль существительного и происходит от слова рош – голова. Это тот главный центр, куда сходятся все центры, куда поступают все образы и смыслы мира и который обращён к миру. «Главное» по-еврейски – всегда производное от слова рош.
Бет (ב) – вторая буква алфавита, её символ – рот человека. Высшая сущность этой буквы – божественная субстанция, тогда как алеф – это божественное бытие. В плане природы алеф олицетворяет природу творящую, а бет – природу сотворённую. Символ этой буквы словно отграничивает некое пространство, открытое с одной стороны и закрытое с другой. И в него, внутрь этого отграниченного пространства, включена какая-то точка . Динамический закон, который соответствует букве, относится к принципу поляризации, то есть делению единого целого на две противоположности. Символом реши (ר) является голова человека. Сущность буквы отражает божественное притяжение, астральную трансформацию, перемены во времени.
Последующие буквы слова бе-решит – это шин, йод, тав. Символ шин (ש) обозначает стрелу в колебательном движении, да и само её изображение – это три буквы иод, которые «троясь», зрительно подражают колеблющемуся предмету. Буква отражает сущность излучения (радиации), материализации форм. Наряду с другими буквами-матерями олицетворяет собой одну из стихий – огонь, тогда как алеф – воздух, а мем – воду. Излучением можно считать и звук, произнесённое слово. По Берману «Мир весь устроен по принципу текста, в котором выражена Его Мысль. То, что говорит Мир своими явлениями, не тупо и бесчувственно. Это – разговор <…> Бог, выводя Творение из Себя, творит то, с чем ему можно общаться, к чему можно обратить Слово и что может это Слово воспринять. Это видно на протяжении всего рассказа о Днях Творения» (Б.Берман. День первый). Тав – последняя буква алфавита, она есть конец всему и обозначает достижение метафизического абсолюта. То есть, пройдя дорогою всех букв, мы подошли к своему концу или вернулись к началу полностью преображёнными, трансформированными.
Посмотрим, как может звучать бе-решит теперь. Божественная субстанция, перейдя из состояния небытия или вечности, обретает бытие путём излучения, или, другими словами, давая толчок некоему импульсу, способному творчески преобразовываться в творениях и который пройдёт весь сложный путь к своей конечной цели.
Как пишет Берман, «Бе-решит поставлено в начале книги, и в слове этом есть пафос, в том числе, и пафос современный. По сознанию людей нашего времени, мы живём в вечном мире, с вечными законами и с извечно существующей материей. Всякий современный человек, считающий себя религиозно просвещённым, признает некую благую и могущественную Силу в мире, Силу устроения мира, действующую в нём. Но всё же сам по себе Мир для него вечен, изначален. Словом Бе-решит нам указано на абсолютное Начало Мира, на то, что Мир начинается (начален), у него есть Творец. Мир сотворён, создан, сделан по Его Воле и в нём действует Своя Воля». Слова бара Элохим в свете вышесказанного следует рассматривать примерно так: божественная субстанция, трансформируясь ещё раз, снова меняет план бытия. Буква бет, повторяясь дважды в первой строчке стиха, показывает, что все трансформации происходят делением на противоположности, или поляризацией единого первоначала. Этим определяется порождение новой трёхпланной сущности, которая, отделяя часть себя, создаёт новые творения (системы), которые будут умирать и возрождаться, порождая себе подобных.
В Книге Бытия повествование начинается сразу с шестого имени Бога, молчаливо подразумевая, что все другие имена в нём содержатся имманентно. Поэтому мы можем примерно догадываться, о каких трансформациях идёт речь в двойном повторении сочетаний букв бет, реши, алеф. Таким образом, Элохим – это ещё и принцип порождения (или выделения) из себя новых сущностей, причём сущностей божественных, он как бы изначально содержит их в себе. Теперь становится понятным и грамматическое построение слова Элохим. Он есть множество неких потенциальных состояний, несущих в себе как женское, так и мужское начало.
На первом этапе Элохим определяет небо и землю. Шамаим (небо) является множественным числом слова шам, переводимого указательным местоимением «там». Как пишет Берман, «Шамаим указывает на всё то, что существует вне пределов человеческой досягаемости, через что мы получаем свет, что вне и сверху – там и там <…> Что такое арец (земля)? Близко к нему слово харац, вырезать. Арец – это то место, та обитель существования, в которой всё с величайшей скрупулёзностью разделено, старательно отграничено, выделено в отдельное существование – отделено. Земля – обитель отделённости, отграниченности, индивидуальности. Но арец восходит также к корню руц –бежать. Земля это также и место, где всё движется. Это – место движения в отделённости, поприще индивидуализированного действия».
Посмотрим, какой смысл даст нам побуквенный анализ слов. В слове шамаим четыре буквы: шин, мем, йод, мем. Шин указывает нам сразу на излучённое состояние новой бессмертной системы или сущности; окончание им (множественное число) подсказывает, что таких сущностей много; конечная мем, – на то, что новая система способна к самостоятельному преобразованию. Слово арец состоит из трёх букв: алеф, реши, цади. Цади нам встречается впервые. Она является 18-й по счёту; олицетворяет препятствия, тайные опасности, внутреннюю иерархию (структуру), тайных врагов, правосудие. Её символом является крыша (придавливающая). Чтобы более правильно понять смысл арец, посмотрим на это слово во всём контексте. Немаловажную роль здесь играет и соединительный союз и – вэ, состоящий из одной буквы вау, о которой поговорим подробней.
Вау (ו) шестая буква алфавита. Интересна её роль в том, что наряду с буквами йод и хеи она представляет законченный динамический процесс, которому подвластны все процессы во Вселенной. Здесь активное (мужское, экспансивное) начало йод оплодотворяет пассивное (женское, аттрактивное) начало хеи; от этого союза рождается нейтральное (андрогинное, заимствующее сверху и передающее вниз) начало вау. После того, как эта схема установлена, появляется представление о семействе или законченном цикле проявлений. Когда просто констатируется присутствие законченного цикла (иод, хеи, вау), то в конце ставится ещё одна хеи, признавая цикл исчерпанным, семейство – образовавшимся, законченным, отсюда обозначение его пассивною буквою хеи (его сделали, оно получилось). Именно из этого семейства букв состоит третье имя Единого – Яхве (Иегова) (י ה ו ה), что уже само по себе говорит не только о том, насколько важен этот принцип творения, но и что он лежит в основе всех проявлений мира. Имени этому каббала приписывает чудесную силу при условии его правильного произношения .
Теперь становится понятным и то, почему вау обозначает соединительный союз «и». Ведь она не просто играет объединяющую роль в перечислении однородных членов предложения, а имеет глубоко сакральное значение, когда нечто присоединяется к предыдущему повествованию, без чего не имеют смысла последующие действия. Вау заимствует сверху и передаёт вниз. Она предполагает следствие, причина которого указана непосредственно перед этим. То есть каждый раз, когда мы видим, что новое предложение начинается союзом и, следует предполагать, что это очередное следствие. Буква вау также олицетворяет сущность закона аналогий «как вверху, так и внизу». Она отражает в себе и свободу выбора, среду (внутреннюю и внешнюю), общение с внешним миром.
Благодаря вау, мы понимаем, что небо и земля не создаются вместе. Земля является следствием того, что останется после того, как будет излучён шамаим. Причём вместе с излучением в «небо» уходит практически всё; земля остаётся как некое пустое множество (дырка), откуда удаляется вся божественная субстанция. И дальнейшее повествование описывает это необычное состояние. Ещё одно уточнение даёт нам ключ к пониманию этих двух интересных категорий. В тексте первого стиха сказано не шамаим вэ арец, а эт ха шамаим вэ эт ха арец. Частица ха – определённый артикль, указывающий, что имеется в виду именно эта наша земля и именно это небо. Но вряд ли это лишь артикль. Вероятно, смысл здесь ещё и в том, что порождается новая сущность, в которую вошло дыхание жизни Элохима. Слово эт составлено из двух букв: первой (алеф) и последней (тав) в алфавите, и они вместе как бы охватывают весь алфавит. Примерно также используется выражение «от альфы до омеги». Употребление эт указывает также на явление вместе с причиной. Так что в первом стихе идёт речь о небе и земле во всех границах и со всем, что в них содержится. Причём любое творение, двигаясь к конечной точке своего бытия «от альфы до омеги», должно пройти определённое внутреннее преобразование, в этом смысл его существования, это его предопределение, не выполнить которого нельзя.
Мы видим, что первая поляризация Единого на «небо и землю» подобна тому, что активное творческое начало изымается из природы, космоса и передаётся некоторому Субъекту (Творцу). Единый, выделяя Себя из состояния равновесия (Небытия), переводя в новое неравновесное состояние Бытия, определяет Свой первый признак (качество) – субъектность. Теперь это уже Субъект, Единый перешёл из Ничто в Нечто. В этом переходе освобождается свободное место (область), которую можно назвать Объектом, правда само слово Объект выбрано только лишь потому, что является антонимом слову Субъект. Можно считать, что первая дифференциация происходит по «субъектно-объектному» признаку. Таким образом, деление на шамаим и арец даёт две природы, две разные реальности: небесную (субъективную) и земную (объективную). Небесная – едина, извечна и благая, земная – множественная, временная и частичная. Шамаим – субъективная независимая реальность, обладающая активным творческим началом, арец – объективная зависимая реальность, несущая в себе пассивное начало. Следовательно, творение сущего из несущего на первом этапе определяет не какие-то предметы, а образование самой реальности – бытия вне вечности. Причём реальности двух типов, одна из которых образуется за счёт другой, путём её выделения и удаления. И это ещё даже не Вселенная, не время, и не пространство, это то, что потом будет использовано для создания всего остального. Вообще, процесс создания двух реальностей очень напоминает образование электрон-позитронной пары, где позитрон представляет собой дырку после выделения электрона. Принцип здесь один и тот же. Не зря же существует закон «как вверху, так и внизу». По сути, полученная объективная реальность есть «дырка».
Б.Берман пишет: «Мудрецы учат, что Бесконечному для возможности творения необходимо Самому сократить Свою Мысль, с тем чтобы оказалось пустое место для Мысли, замысла о Мире. Мир (Олам – еврейск.) предполагает отсутствие и сокрытие Его. Олам – где исчезает Свет, где есть отделённость и отграничение как таковые. Ничто, используемое как материал Творения, суть пределы отграничения Света, дающие возможность существования в Обители отделённости. Ограничение Света в пределах и есть образование Тьмы».
Вначале сотворил Бог не небо и землю. Он создал земную реальность бытия.

…И тьма над бездною…

Следующее речение описывает состояние земли (объективной реальности) до того, как она была сделана.
«Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною» (Б.1:2).
На иврите фраза звучит: Вэ ха-арец хайта тоху ва-боху вэ хошек аль пней техом.
Берман считает, что древнееврейское слово хайта – не «быть», а «стать, выразиться». То есть «земля стала» – не была, как обычно переводят, а «стала». Это совсем иная энергия мысли, другое восприятие событий и течения времени. Исходное состояние земли – то, какой она «стала», описывается в двух таинственно звучащих и непереводимых выражениях: тоху ва-боху и хошек аль пней техом.
В плане эмоциональном тоху выражает состояние предельного изумления и недоумения, связанного с предельной скорбью. Как понятие абстрактное тоху – это состояние предельного нестроения и смятения, близкое к полному хаосу. Это тот «материал», из которого строится мир. Тоху земли максимально приближено к тому «Ничто», из которого Бог творит мир. Слово боху часто употребляется как восклицание скорби и печали. Тоху ва боху есть состояние, когда ничего нет, всё только в потенции и неосуществлённости, в предельном томлении становления, ещё без самого становления.
Тоху, как образно объясняют мудрецы, это зелёная линия, обегающая весь Мир, отграничивающая его от Света, но заключающее в себе некое внутреннее стремление. Тоху – потенция отстройки мира, его формы, не только Хаос и Тьма, это изначальный ущерб нашего мира.
Мы должны помнить, что в Первый День не творятся сущности, создаются лишь возможности их существования, принципы созидания, условия необходимости и достаточности. При анализе слов уместно использовать не только побуквенный анализ, но и послоговый. Поскольку сложение букв в слоги соотнесены с частными законами миропроявления, а сочетания слогов, образующих слова, соотнесены с конкретными объектами, можно из аналогии слов интерпретировать слоговые тенденции. Слова тахалуха (торжественное шествие, процессия), тахалих (процесс, ход дела), бехала (испуг, паника) подсказывают нам, что в тоху зарождается потенциал движения, изсенения, некая кинетическая составляющая нашего мира, но оно еще не упорядоченно, хаотично (боху).
Хошек (тьма). В этом слове ключевую роль, наверное, играет буква хет – 8-я по счёту, символ которой – поле. Сущность понятий – равновесие, закон, карма. Принцип причинно-следственных связей, позиции наказания и воздаяния. Последней в слове является буква каф, символ которой сжимающая ладонь, это принцип силы, или того, что даёт мощь.
Слово аль-пней, употребляемое в тексте Библии как предлог «над», на самом деле переводится «по лицу»; в Торе же оно чаще употребляется в значении «против», в положении противостояния и противоборства. Против техом (рвущаяся сила праматерии) наложен хошек – тьма. В состав слова входят новые буквы. Аин – 16-я по счёту, означающая вещественную связь, установление обратных связей, а также логическое исключение (перенесение), физическое разрушение. Феи – 17-я буква, символом её является рот с языком; это сущность надежды, интуиции, природы говорящей. Принцип непосредственного понимания природы, умение слышать, как она с нами говорит, и что она нам может сообщить. Это способность творения устанавливать связь с Высшим началом, умение понимать его предначертание. Способность воспринимать мир, а значит впускать его в себя, отражая в своём сознании. Нун 14-я по счёту; символ буквы представляет собой плод, потомство, а её сущностью является дедукция, гармония смеси, способность возвращаться.
Побуквенный анализ аль пней даёт нам рождение пар противоположных сущностей, находящихся в противостоянии и противоборстве, причём сразу указывается на то, что противоположности не равны между собой, а находятся в подчинённом состоянии (тьма над бездною, Дух Божий над водою).
Хошек аль пней (тьма над) – в этом контексте словосочетание являет собой некий принцип закона противодействия. Прежде чем объективная реальность начнёт приобретать свою окончательную форму, устанавливается закон, который позволит в любой момент остановить этот процесс, прекратить развитие, свернуть всё к исходному началу. Если в мир вводится некое творческое начало, способное созидать, то ему должно противостоять противоположное ему ограничивающее начало. Мир не должен развиваться как-нибудь, сам по себе, в нём обязательно должна присутствовать идея, ради которой всё было задумано. Если организация мира пойдёт не тем путём, который был задуман изначально, должна быть возможность вовремя прекратить это движение, вернуться к некой отправной точке, чтобы начать сначала. Но ведь для того придётся уничтожить всё то, что уже было создано, уже так или иначе развивается. Именно поэтому созидание требует некоторого ограничения или противонаправленных сил – разрушения! Этот принцип, который создаётся ещё раньше, чем созидающий, и есть один из самых драматических мировых принципов, вокруг которого столь много расхождений, заблуждений, спекуляций.
В данном стихе появляются две пары противоположных сущностей: тоху (хаос) и боху (пустота), а также – хошек (тьма) и техом (праматерия). Первая пара создаётся как причина и следствие (соединительный союз вау), вторая – как пара антагонистов, противоборствующих между собой сущностей.
«И дух Божий парил над водою». (Вэ руах Элохим мэрахефет аль пней ха маим).
И дух Божий витает и заботится (мэрахефет) против вод. Мэрахефет не столько витает, сколько «существует здесь», «заботится». Дух Божий (руах Элохим) можно было бы уподобить тому, что Божественная мысль, отделяясь от Элохима, не только обретает свободу своего существования и свободу воли, но и ответственность за сделанный выбор. Её исходное состояние сохранится в равновесии, то есть она станет бессмертной только в том случае, если в ней будет присутствовать непосредственная связь с Высшим началом и конечной идеей, целью Творения.
Дух Божий (руах Элохим) над водою (ха маим), то есть противостоит водам. Мы опять наблюдаем бинарный принцип деления. Ха маим – воды мира. Вода образ изменения и непостоянства, текучести и нестабильности. Вода олицетворяет одно из важнейших сотворённых свойств мира –его изменчивость. Оно уже есть в первородном Хаосе в смятении (тоху), оно переходит от него в необузданность (техом), которая, будучи остановлена под давлением (хошек), становится ха-маим – уже упорядоченной, введённой в ограниченные пределы духовной стихией Первомира.
Итак, на этом этапе в объективную реальность вводится принцип свободы воли и его ограничение – ответственность за сделанный выбор. Это значит, что Дух Божий несёт будущим творениям и свободу выбора, и наделяет их ответственностью. У каждого творения будет свой путь развития, своя конечная цель, и в процессе её достижения допускаются варианты, некий люфт, в пределах которого творение может отступать от намеченного плана, проявлять своё творчество, делать свой выбор.

Да будет свет

Следующий стих показывает, как в объективную реальность вводится творящее начало, творческий импульс, для которого уже организованы необходимые и достаточные условия. Была создана некая праматерия, из которой можно лепить, всё что угодно, и некая сдерживающая реальность, которая будет удерживать в определённых рамках не в меру разыгравшееся творчество.
«И сказал Бог: да будет свет. И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы» (Б.1:4).
Мир создан десятью речениями Бога. Словосочетание «и сказал Бог» используется всякий раз, когда в мир вводится новый принцип, закон. Это создание творений по принципу «сущее из сущего». Слова «и сказал» – «пусть будет» (вэ йомер – йэхи) фактически представляют собой инсталляцию некой программы действий, которая в будущем станет определять этапы развития. Попробуем проследить динамику событий. В словах «и сказал – пусть будет – и стал» мы видим три этапа Творения. Вначале в два этапа составляется план действий, который затем претворяется в жизнь, а уже потом утверждается, хорошо это или плохо.
Свет (ор) – это творческое начало, созидающий принцип, который входит в мир. Свет и Тьма – из одного высшего источника. И Тьма создана гораздо раньше Света. Но этот Свет есть в Боге до Творения; Тьма же сотворена из Ничего для того, чтобы создать мир. Элохим трижды вводит творческое начало в своё Творение, наделяя каждый раз его определёнными полномочиями и ответственностью. В следующей фразе слово «свет» употребляется в сочетании с эт ха, также как «небо и земля», то есть во всём своём многообразии, показывая этим, что Свет – это принцип, созидающая реальность, это план развития реальности земной, условие существования для её развития. Бог впустил Свой Свет во Тьму и увидел, что вместе они составляют гармоничное единство. Но про Тьму не сказано, что она эт ха, поскольку на этом этапе Тьма содержится в Свете, то есть объединена вместе с ним.
«Хорошо» (ки тов) – это окончательная идея Творения, конечная цель её развития. Когда всё упорядочено, структурировано и объединено. Когда произошло соединение противоположностей в их единстве и нет противопоставления, а есть согласие и умиротворение от достигнутой совместно предназначенной цели, воплощённого принципа гармонии. Только после того, как увидел Бог, что вместе Свет и Тьма составляют гармоничный творящий импульс развития, он разделил их. Берман пишет, что ваявдель – не механическое разделение, и оно означает не противопоставление одного другому, а есть назначение собственной функции и для одного, и для другого. Свет и Тьма внесены в мир, но не для борьбы между собой. У каждого из них своя сфера. Свет не просто отделили от тьмы, в Торе указано, что Элохим разделил между Светом и между Тьмой, и теперь оба они, в тексте стоят с определённым артиклем, поэтому сейчас это уже два равноправных начала:
«И назвал Бог Свет днём, а Тьму назвал ночью» (Б.1:5).
По мнению Бермана есть два способа сказать «и назвал имя». Ва-ийкра эт – дал новое имя, назвал впервые. В Книге Бытия Элохим называет день, а также небо, землю другим способом: вайкра-ла, что означает «добавил функцию», или, точнее, «и позвал» (позвал, называя). Или ещё вернее: и призвал Элохим свет исполнять функцию дня, а тьму призвал исполнять функцию ночи. Но что значат «день» (йом) и «ночь» (лайла), функции которых будут выполнять свет и тьма? День связан на иврите со словами «встать», «подняться» – это пора действия жизни. Ночь – время, когда всё сворачивается, уходит в себя как «лула» (петля). Причём сама длительность дня или ночи, конечно, не имеет значения. Ночь и день – разные стадии: стадия света и стадия тьмы, стадия прилива и отлива света, подъёма и спада жизни, активности и пассивности, разворачивания и сворачивания свободы духа. Более подробную подсказку даёт следующая фраза:
«И был вечер (эрев) и было утро (бокер): день один» (Б.1:5)
Эрев (от корня арав) – это когда все вещи смешиваются, сливаются в одно. Бокер – когда вещи становятся на свет, обретают своё лицо.
Процесс создания мира – это преобразование однородного бессвязного состояния единого первоначала в бесконечное разнообразие связанных между собой, дифференцированных частностей. Процесс перехода от единственности ко множественности. И этот процесс нам указан в слове «день», в то время как «ночь» это противоположный процесс, то есть переход от множественности к целому, единичному, то есть все созданные частности смешиваются и снова возвращаются в исходное состояние. Мир создаётся, развивается, достигает пика своей эволюции, а затем всё снова разрушается и растворяется в Едином. Одна из современных гипотез происхождения мира также рассматривает подобный вариант. Вселенная, созданная в результате Большого Взрыва вначале расширяется до некоторого предела, а потом происходит её сжатие, сворачивание в точку сингулярности, чтобы через некоторое время всё повторилось сначала. Очень похоже, что в словах «и был вечер, и было утро» отражается такой же процесс. «Вечер» – это период, в течение которого объекты смешиваются, растворяются друг в друге, сливаясь в единое целое, а «утро» – процесс, когда всё начинается сначала. Похоже, что таких периодических изменений было шесть, и мы сейчас живём в седьмой по счёту Вселенной. Каждый раз, когда мир сворачивался и разворачивался, процесс дифференциации происходил всё глубже и глубже в сторону материальности мира. Если в первый раз была создана возможность наличия двух разных реальностей, то с каждым разом эти реальности всё более и более конкретизировались и уточнялись. Все предшествующие этапы в каждом Дне Творения в Книге Бытия не описываются, хотя понятно, что они происходят по одному и тому же сценарию. Только каждый День добавляет к предшествующему новые возможности и функции. То, что это происходит именно так, понятно по седьмому Дню Творения, где все события переписываются в первоначальной последовательности. Вероятность подобных превращений мира возможна только, если при его сжатии в точку сингулярности сохраняется некая информация о событиях, происходящих в предыдущей Вселенной. Мы приходим к пониманию, что слово «день» здесь используется и как понятие Вселенной, а «ночь» – как точка сингулярности, в которую каждый раз сворачивается Вселенная в конце своего развития. Функции, которые выполняют Свет и Тьма, – это функции, определяющие принципы творения и разрушения, созидательные и разрушительные силы. То есть те реалии, которые будут выполнять эти функции в каждой новой Вселенной, творя её и разрушая.
Итак, завершился первый День Творения. За этот период были определены граничные условия существования Творения, установлены две реальности бытия: объективная и субъективная, введён первый принцип творческого начала, который вместе с наделением полномочий устанавливает и ответственность за него. Можно считать, что в целом созданы все объективные условия для возникновения Вселенной.

Часть вторая.

Да будет Твердь

Закончился Первый день Творения. Вселенная схлопнулась, возвратившись в точку сингулярности. Но снова наступило «утро», и Творение, повторив предыдущий путь развития, стало готово к новым преобразованиям.
Мы предполагаем, что во всех действиях, описываемых в Днях Творения, существует определенная логика событий. Поэтому было бы очень важно понять, в чем именно состоит эта логика. Например, как бы мог действовать наш гениальный гипотетический конструктор, собравшийся создать мир. Прежде всего, он, наверно, не стал бы каждый предмет, объект или явление создавать сам. Это нудно и не интересно. Гораздо любопытнее было бы создать принципиальное устройство, которое будет это делать самостоятельно, но под его чутким руководством. Для этого необходимо: первое – наличие творческого начала, второе – наличие места, в котором творческое начало сможет реализоваться. Т.е должна существовать некая реальность, которая могла бы задавать определенные границы, в рамках которых может действовать творческое начало или творческая программа. Такая реальность могла бы представлять собой матрицу, на основе ее создается другая, иная реальность, которую назовем интегральной реальностью. Матрица создается как многоуровневая структура. И поэтому последующее развитие событий в матрице в чем-то очень напоминает компьютерную игру. Так же как компьютерный герой, пройдя заданное количество уровней, приходит к финалу победителем, так и наше творческое начало, двигаясь по уровням матрицы, доходит до заданной конструктором цели.
Во второй день создается матрица или очень непростое «пространство» Вселенной.
«И сказал Бог: да будет твердь (ракиа) посреди воды (маим), и да отделяет она воду от воды» (Б.1:6).
«И создал Бог твердь; и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью. И стало так» (Б.1:7).
Слово маим и слог мм, образующий ряд однокоренных слов, позволяет сделать предположение, о чем конкретном идет речь в стихах 1.6 и 1.7. Так мимуш означает осуществление, реализацию, мемад - измерение, размерность (протяженность). Похоже на то, что создается протяженная реальность, заполненная водами. Но что бы могли обозначать эти воды, заполняющие пространство? В нашем современном понимании мира пространство изначально создается пустым, а здесь мы видим, что уже есть какие-то воды, которые образуются из техом (праматерии).
С появлением воды в реальности появляется текучесть и изменчивость. Каждое последующее мгновение мир претерпевает изменения, он входит в иное, изменённое состояние, которое отлично от предыдущего. Новые состояния мира разделяют мгновения, а это значит, что они возникают эти мгновения! Стало быть, появляется фактор времени. Значит маим (воды) можно соотнести с понятием времени. Созвучные в иврите слова, такие как миямим ямима (издавна) или миямав (никогда в прошлом) напрямую показывают, как близки в смысловом контексте корни слов «воды» и «времена», причём времена не сегодняшние или будущие, а относящиеся к далёкому прошлому. Представьте себе предмет или явление, с которым ничего не происходит, оно как бы находится в неком метастазисе. Фактически это означает, что для этого предмета или явления время остановилось, т.к. нет изменений. Не сложно понять, насколько близки по смыслу понятия «изменения в системе» и понятие «течение времени». Одно взаимозаменяет другое. Нет изменений, значит, нет времени. Только цепь последовательных изменений дает нам наличие в системе текущего времени. Остановившегося времени не существует.
Слово ваявдель (разделил) имеет корень диль. Напомню, что смысловую нагрузку в иврите несут только согласные буквы, в данном случае далет и ламед. Далет обозначает форму , а ламед - способность к самопожертвованию, отделению от себя чего-либо. В современном иврите диль – это «ведро», «ковш, черпак для воды из колодца», для отделения части от целого – воду от воды в источнике. В каком-то смысле диль – это еще и доля, часть, отделенная от целого. Но маим – это не просто время, это техом, представляющее собой некую изначальную основу – субстанцию. Причём наиболее вероятно, что маим играет роль волновых свойств материи (ведь как легко образуются волны на воде). К тому же существуют разные виды времён: верхние и нижние. И они разделены между собой некой границей – ракиа.
По Берману, ракиа (твердь) – это облицовка чего-то и разделяющая кромка, оно есть дальнейшее выявление в мире начала отделённости. Устанавливается ракиа «внутри вод» вод уже известных (с определённым артиклем) – вод первозданной пучины. При помощи ракиа воды техом разделяются на какие-то «воды и воды», маим ла маим (без определённого артикля). Обратим внимание на то, что слово ракиа здесь используется в сочетании с эт ха, также как «небо и земля». Это значит, что опять создаётся некий основополагающий принцип, действующий на всех уровнях творения мира. (Про воды (маим) не сказано, что они эт ха, значит, это не принцип творения, а просто субстанция). Эт ха ракиа – новая реальность в мироздании. И у этой реальности есть своя функция – она делит первооснову мира на множество разных творений. Мы видим, что предлагается универсальный способ, при помощи которого могут одновременно сосуществовать различные реальности мира. Ракиа не позволит им смешиваться друг с другом с их взаимным уничтожением, поэтому они могут сосуществовать и вместе, и в отделёности собственного бытия. Также как если бы, например, электрон и позитрон могли бы создать при объединении устойчивую пару, не аннигилируя друг с другом. Именно ракиа в дальнейшем позволит творениям обрести устойчивую форму совместного бытия, не смешиваясь в однородное исходное состояние.
Маим – в нашем понимании и время, и первичная энергия (первооснова). В современной физике, как мы знаем, одним из главных законов является закон сохранения энергии, который есть следствие однородности времени. А здесь, как мы видим, есть «верхнее и нижнее» время, и это указывает на то, что время не однородно. Стало быть, налицо нарушение закона сохранения энергии. То есть в момент отделения времени от вечности, выделяется энергия. Эту энергию и представляет собой та самая субъективная реальность (шамаим), о которой шла речь в первом дне Творения. Только теперь это будет не шамаим, а ша-маим, то есть излучённая маим. (Буква шин олицетворяет принцип излучения, или невидимую тонкую материю – радиацию.) Именно поэтому в восьмом стихе мы читаем, что «назвал Бог твердь (ракиа) небом (ша-маим)» (Б.1:8), понимая, что речь уже идёт не о «небе», а о «времени».
Попробуем ещё раз посмотреть на те же процессы с другой точки зрения. Энергия и время – суть одно и то же, то есть это единая сущность, которая к тому же с помощью диль ограничена в замкнутом объёме. Мы привыкли считать время линейным, а здесь для времени предлагается замкнутость в некой изолированной оболочке, которую назовём хрооболочкой. Отделение воды от воды – это создание хронооболочек, вложенных одна в другую. К тому же нужно понимать, что вода над твердью и под твердью это не воплощение пространственных соотношений верха и низа. Этому больше соответствует понятия «внутри и снаружи». Но категории «верха и низа» здесь всё-таки присутствуют, они используются в качестве установления взаимной иерархии. То есть одновременно с возможностью существования различных отдельных систем появляется изначально принятая иерархичность между ними.

Что выросло в Третий день Творения?

Наступивший третий день принёс новые открытия в процессе созидания мира. «И сказал Бог: да соберётся вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша. И стало так. И назвал Бог сушу землёю, а собрание вод назвал морями» (Б.1.9,10).
Если раньше «земля» была эт ха арец, то есть некий всеобъемлющий принцип, то теперь это просто арец – конкретный объект, хотя ещё и не земля в нашем понимании. Элохим назначил «суше» быть «землёю», значит, назначил для суши функцию быть пространством Вселенной. «Собранию вод» назначил функцию быть «временами» (мн. число). Так «твердь» (ракия) с наполненными в нём временами стала выполнять функции «неба», тогда как «суша» (йибаша) – функции «земли».
Смысл слова йибаша (суша) поможет понять побуквенный анализ. Иод, бет и шин дают следующую расшифровку: двойное поляризованное излучение создает замкнутую систему. Слово йошов, состоящее из этих же букв, которое переводится как «сидящий», «недвигающийся», подсказывает, что создаваемая система является неподвижной (статичной). Значит суша, в отличие от подвижных, изменчивых вод, является неподвижной статичной структурой. В совокупности с последующим стихом мы поймем, о чем идет речь.
Следующее речение Бога обращено к земле и повелевает ей «отравяниться» (тадше), произрастить однолетнюю траву (дешэ), многолетнюю траву, подымающуюся над землёю и сеющую семя на неё – эсев мазрия зера, дерево (эц), плод (при), делающее плод (осэ при). Менее всего предполагается, что речь идёт о произрастании местной флоры. Ещё раз напомним, что на первом этапе творения Вселенной создаются только принципы, согласно которым в дальнейшем будет формироваться Творение. Разумеется, в конечном счете, по тому же самому принципу на определённом этапе возникнет и трава, и дерево, и всё остальное, но сам принцип тадше (отравяниться) предлагает нам нечто совсем иное. Творится пространство Вселенной. Каким оно будет? Таким как мы его себе представляем – однородным и изотропным? Или же оно сложно структурировано для того, чтобы каждому отдельному объекту нашлось в нём своё, заранее предуготованное ему и только ему, место?
Посмотрим, что может представлять из себя каждое из слов этого стиха. Зера (семя) созвучно словам зар – ободок, каемка, зарут – странность, отчуждение, мизрах – восток, место, где хранят священные свитки Торы. Зера в нашем контексте – это некое отчужденное замкнутое место, окруженное оболочкой. Дешэ (трава однолетняя) – это форма создаваемая излученными волнами. Причем форма, полученная дроблением целого на более мелкие части, также как при обмолоте (дише) колосьев получаются более мелкие, но в то же время единые целые части – зерна.
Элохим повелевает объективной реальности (тадше) «отравяниться», то есть преобразоваться, трансформироваться, создавая «зелень» (дешэ) – определенную форму, структуру пространства. Представляете, что это может быть такое: статичная структура, образованная подвижными волнами?
В отличие от древних переводчиков, искавших аналогии словам Торы среди известных им явлений, мы находимся в гораздо более выгодной ситуации. В нашем распоряжении имеется большой выбор явлений, описываемых современной наукой. Поскольку у нас существуют два вида излучений – верхнее и нижнее маим, которые когерентны между собой, так как идут от одного источника, то, используя современные знания, можно предположить, что возникает устойчивая интерференционная картина, представляющая собой статичную, неподвижную голограмму. На мой взгляд, идея того, что Элохим организует пространство Вселенной в виде голографической картины, может быть наиболее продуктивной. Именно в такой Вселенной могут отображаться все процессы по принципу как вверху, так и внизу, где всё содержится во всём, и всё принадлежит всему, любое изменение в одной точке пространства влияет на все остальные. Этому также хорошо соответствует и идея хронооболочек. Их конфигурация обусловлена положениями максимумов и минимумов статичной структуры голограммы, где каждой хронооболочке соответствует собственное подпространство. Вселенная изначально строится как голограмма, в которой возможна запись информации всех производимых действий Единого. Таким образом, наша матрица строится как голографическая многоуровневая структура, состоящая из множества хронооболочек, вложенных друг в друга по матрешечному типу.
Нам останется только добавить, в роли чего выступает многолетняя трава, дерево, плод. Честно говоря, если бы мне пришлось шифровать принцип построения голограмм, я взял бы буквы бет (двойной) и шин (излучение), которые наиболее подойдут для этого явления. Поэтому то, что в состав слова эсев (трава многолетняя) входят эти же буквы, на мой взгляд, закономерно, а еще то, что в составе слова есть буква аин (вещественная связь) позволяют предположить, что и в каждой отдельно взятой хронооболочке возможно образование подобной голографической структуры, но меньшего уровня. Так же как семя содержит в себе информацию о будущем растении, так и хронооболочка содержит в себе зародыш будущего мира во всей его целостности. Таким образом, мы получаем пространство, разделённое на множество подпространств, между которыми устанавливаются взаимные связи (аин). Но связи эти не простые, а «подымающиеся над землёй» (мазрия), то есть указывающие эволюционный путь будущему развитию творений. Фактически закладывается информация об эволюции Вселенной, программе ее развития.
Создаётся структура пространства и структурируется выделенная энергия. Появившаяся «зелень» даст в дальнейшем в пищу траву семеносную и дерево, приносящее плод. Понятно, что не только человек может питаться от них. Эта, трансформированная другими объектами, энергия в будущем будет приспособлена для еды. В биологии есть понятие пищевых цепей. И здесь можно проследить идею некой пищевой цепи, которая осуществляется через косную, неживую материю до тех пор, пока она не станет удобоваримой, или как сказано в тексте Библии «приятное на вид и хорошее для еды». Но пока энергия проходит всю цепочку трансформаций, она даёт одновременно и возможность подпитываться энергией другим объектам. Мы видим, что цепь питания изначально направлена на человека. Это значит, что Вселенная создаётся непосредственно под человека, который есть главная цель и задача Элохима, что, кстати, и есть проявление известного антропного принципа.
О траве «семеносной, сеющей семя» говорится, что она «подымающаяся над землёй», то есть способна эволюционировать. В этих словах впервые появляется буква заин, которой соответствует принцип домирования духа над материей. А в словах (трава, семя, дерево) присутствует буква аин, отвечающая за принцип установления вещественных связей. Введенная трижды она устанавливает зависимость между порождёнными творениями, условие реализации которых осуществляется в их взаимном подчинении. Можно сказать, фраза эта олицетворяет то, что во Вселенную вводится закон иерархии систем, закон восходящей эволюции и закон, устанавливающий господство духа над материей.
Что еще можно добавить относительно формы пространства? Мы не использовали подсказку, которую даёт понятие «дерева» (эц). Символически дерево напоминает фрактал. Поэтому, наверно, не зря сочетание букв аин и цади, из которых состоит слово, стало обозначать дерево. Фрактальный принцип во Вселенной распространён повсеместно, благодаря ему происходит развитие мира. Причем в каждой из букв (аин и цади), из которых состоит слово, заложен принцип взаимосвязей. Но если аин отвечает за положительные обратные связи, то цади отвечает за отрицательные. Чтобы понять их взаимное влияние на развивающиеся системы представим, что положительные обратные связи как бы раскачивают систему, не давая ей находится в покое, в равновесии. Отрицательные связи, наоборот, успокаивают не в меру раскачавшую, или вышедшую из под контроля, систему. Этот всеобщий принцип, который устанавливает эц – «дерево» определяет инволюцию и эволюцию, то есть процессы дифференциации и интеграции. А в иерархии систем закладывается жёсткий принцип причинно-следственных связей. Как в целом может теперь звучать фраза о произрастании травы, сеющей семя и дерева, делающего плод. «Пусть пространство раздробится на множество разных (замкнутых) мест, которые отделены (отчуждены друг от друга ободом, каемкой), и пусть эти отделенные места объединяет фрактальный принцип эц (дерева).
Чем же тогда будет являться «плод», которое создаётся деревом? А плод – это и есть продукт интеграции, то есть это новая интегральная реальность, создаваемая в принципиальной схеме под названием эц. Ещё раз уточним. Инволюционный процесс определяет дифференциацию единого целого, или деление выделенной энергии на порции. Эволюция объединяет эти энергии в новой интегральной реальности, которая и есть плод (при). Причем дерево (эц), делающее плод (при), не просто его производит, а делает «по роду его» (лемино).
Лемино определяется как один из важных законов в проявленной Вселенной. Он как бы продолжает действие ракиа, что разделяла творения, не позволяя им смешиваться. Теперь, когда в процессе интеграции происходит обязательное смешивание всех объектов, необходим закон, препятствующий хаотичному объединению. Поэтому смешение (интеграция) не может происходить кое-как, оно должно быть «по роду его», то есть совершаться в паре равных противоположных начал, создающих принципиально новое творение. Равные начала находятся всегда на одном уровне иерархии, а их порождение может и должно выйти на уровень выше. И если ракиа была системообразующим принципом, поскольку употреблялось вместе с эт ха, то лемино – это уже закон заданной реальности, закон, который определяет конкретное направление именно этой эволюции.
В заключение этой главы хочу показать, как схематично выглядит трава семеносная (эсев мазрия зера), дерево (эц), делающее плод (при), т.е. фрактальная структура мироздания. Как видно из рисунка структура мироздания достаточно сложна. Я не буду сейчас описывать весь ход рассуждений, позволивший мне построить эту структуру именно в таком виде, т.к. он достаточно объемный и подробно описан в моей следующей книге «Физика сознания», в которой, наряду с описанием построения структуры мироздания, рассматриваются вопросы о возникновении, месте и роли человеческого сознания, и о его дальнейшей эволюции. Пока же хочу только отметить, что данная структура относится к седьмому дню Творения, поэтому в ней выделены все семь уровней, присущих для седьмой Вселенной. В пятый и шестой дни будут выделены еще два новых уровня, в которых будут воплощены биосферный и ноосферный принципы. Вот такое «чудо-дерево» выросло в третий день Творения.

День Четвертый. Заключительный

В следующий, четвертый день создаются светила. Если придерживаться классического перевода, то получается некая несуразность. В третий день создается растительность, а только в четвертый день – светила. Хотя, как известно, растения без света жить не могут. Такой порядок действий свидетельствует о нерадивости конструктора. Представим, как наш бы конструктор строил, строил мир, потом спохватился: «Ах, да… Светила забыл, ведь растения без них не могут существовать. Надо бы создать светила. Ну ладно, завтра с утречка займусь этим». Вроде бы так, мелочь, которую можно создать попутно. Но по тексту Библии на создание светил был потрачен весь четвертый день. Вероятно, логика такой последовательности весьма существенна, чтобы ею пренебрегать. Но в этом случае, если на третий день создается фрактальная голограмма Вселенной, то логично предположить, что в четвертый день создаются граничные условия существования этой структуры.
«И сказал Элохим: да будут светила в пространстве неба для отделения «дня» от «ночи», ставшие знамениями времён» (Т.1:14). «И создал Элохим два светила великих: светило большее для владения днём и светило меньшее для владения ночью, и звёзды» (Т.1:17). Берман считает, что светила (мэорот) обозначают не источник света и не сам свет, а то, что излучает свет, получая его извне, из светоносного источника. Мэорот предполагает присоединение света к светилу и пропускание света через него. Светила небесные получают свет от неба и как посредники проводники, отдают его уже ослабленным на землю, освещая её.
Проще всего было бы предположить, что мэорот – это Солнце и Луна. Однако не следует забывать, что в днях творения нет ещё той материальной реальности, в которой обитаем мы. Между тем, что создаётся в четвёртой Вселенной, и нашей огромная разница. Различие в том, что есть материальный мир, а есть принципы, которые порождают эти миры. И как мы помним, «день» и «ночь» представляют собой последовательное чередование действия принципов созидания и разрушения. Поскольку одновременно они действовать не могут, они разнесены во времени и функционируют поочерёдно. Для чего нам нужны светила, владеющие днем и ночью? Слову «владеть» созвучно слово мимуш, переводимое как «для реализации», «для осуществления». Но тогда получается совсем иной смысл. Эт ха мэорот – действующий принцип днем и реализующий созидание Вселенной и противоположный ему принцип, действующий ночью, который уменьшает, сворачивает Вселенную, т.е. реализует возвращение ее в точку сингулярности. Интересно, что слово «меньшее» имеет корень кат с окончанием нун. Посмотрим, как изменяется смысл корня кат в разных словах. Кета – отрезок, обрубок, вырезка, кетель – убийство, ктиа – прерывание, ампутация. Без лишних слов понятно, что производит со Вселенной Малое светило. Но немаловажно и то, что в конце слова стоит нун – буква означающая плод. Свернутая Вселенная несет в себе всю информацию о том, что происходило с ней в предыдущем Дне Творения. И этот механизм свертки информации описывается в следующем принципе эт ха кохавим, что переведено «и звезды», который следует сразу за описанием светил.
В корне кохав содержится очень интересный грамматический прием: буква вау ограничена с двух сторон буквами каф. Этот же прием нам встречался в слове ночь (лайла), в котором буква йод была ограничена с двух сторон буквами ламед. Это давало нам понимание, что замкнутая система (йод) ограничена со всех сторон жертвами света, изолирована от света, находится в темноте. Так и здесь в слове кохав зарождающийся принцип (вау) зажат со всех сторон сдерживающими силами, которые сжимали его в точку сингулярности. И в этом «законе аналогий» содержится вся информация о том, что происходило в активной фазе развернутой Вселенной. Но буква каф звучит по разному, в первом случае как звук «к», во втором как звук «х». Поэтому вторая «к» отлична от первой и готовит наш «порождающий принцип» к новому взрыву, к новой фазе воплощения. Теперь с окончанием каждого «Дня» Творение не просто разрушается, а планомерно поэтапно сворачивается.
Если посмотреть на схему мироздания (наше «чудо-дерево»), то вполне можно представить, как «раздувается» наша Вселенная с каждым новым «Днем». Словно кто-то невидимый надувает многочисленные воздушные шары подпространств Вселенной. И как к «вечеру» шары сдуваются, возвращаясь к исходному состоянию. И так каждый «день» «вдох-выдох», «вдох-выдох». А управляют этим «дыханием» наши Светила: Большое и Малое.
Четвертый день – это действительно заключительный день. Этот день как бы подытоживает сделанное ранее. За четыре дня создана земля (арец) и оформлена в виде суши (йибаша), т.е. создана сложная многоуровневая структура пространства Вселенной (хотя это даже не сама Вселенная, а только ее прообраз). Сделана не только сама структура, но также создан механизм, который способен сворачивать ее в точку и разворачивать обратно в новую систему. Построен механизм, который сохраняет всю информацию о предыдущих днях творения в свернутом виде. Четвертый день, как и четвертый принцип, придает окончательную форму творению. Изначальное деление на небо (шамаим) и землю (арец) завершено окончательно. Теперь земля – Арец (и в дальнейшем мы уже будем писать это слово с заглавной буквы) как новое творческое Начало наряду с Элохимом способно создавать новые сущности. В последующем, в пятый и шестой дни, создаются животные и человек, в производстве которых Арец принимает непосредственное участие. Фактически в эти дни происходит «обкатка» созданной программы. Ведь мы можем считать, что Элохим создал программу, способную строить миры, и в дальнейшем он убеждается в том, что программа действительно работает так, как и было задумано.

Порождения неба и земли

Чтобы понять происходящее в следующих днях творения мы должны сделать определённое допущение: желание создать мир происходит не из праздного любопытства. В этом желании есть конкретная задумка. Трудно сказать, можно ли вообще говорить о том, что было в основе этого желания, но сделать предположение мы всё же попробуем. Может быть, идея творения заключалась в создании независимого Творца со всеми вытекающими последствиями? К такому выводу приводят следующие размышления. В процессе творения трижды появляются создания способные производить собственные независимые действия. Не зря слово бара – «творить» в тексте встречается три раза: когда создавались эт ха арец (объективная реальность), эт ха таниним (жизнь) и эт ха адам (человек). В мир как бы вводятся три независимых творческих начала. Элохим не сам творит мир, он вводит в него самодостаточные сущности, которым должна принадлежать основная роль по созиданию этого мира.
Давайте посмотрим, вначале была создана «земля» Арец (или объективная реальность), которая преобразовала определённый уровень временного бытия в прообраз Вселенной. Арец самостоятельно произвела действия, заданные Элохимом. Она не просто создала фрактальную Вселенную, она произвела информационную матрицу, программу, для будущей самоорганизации систем. Но уровень творчества, предоставленный Арец, был очень невелик. В тексте мы видим лишь небольшое отступление от первоначального замысла. Так изначально земле было «сказано» создать «дерево-плод», а в объективной реальности появилось «дерево, дающее плод». Разница между первоначальным замыслом и полученным результатом очевидна: «дерево-плод», разрушается по окончанию развития, «дерево, дающее плод», способно сохранить свою целостность и производить «плоды» ещё и ещё. Земля внесла изменения в саму схему роста и плодоношения, и вместо того, чтобы создать дерево-плод, где рост и создание плода есть одна и та же работа, она разделила рост и плодоношение. Сначала в подготовительном периоде дерево растёт, готовясь к плодоношению, и только с определённого момента зрелости, взрастания, оно становится способным завязывать плод. Тут уже не одна. А две разные работы: работа роста дерева, которую производит земля, и работа плодопроизводства, которую производит дерево. По созревании плод отпадает, даёт новую жизнь, а материнское дерево продолжает свой рост и многократно плодоносит.
Это в целом устроило Элохима. Действительно, фрактальная структура (дер



Читатели (1632) Добавить отзыв
 

Проза: романы, повести, рассказы