Что касается моих собственных мыслей по этому вопросу, то могу сказать твердо, что в большинстве своем я согласна с мыслями Н. А. Бердяева. Будучи обычным человеком, я, так же как и все, ищу смысл своего существования и нахожу его в бессмертии. Но что есть бессмертие, если все в этом мире тленно? Найти бессмертие в своих детях? Разве что в их любви к своим родителям. Попытаться остаться в истории? Но история порождает множественные взгляды, а разве может это сохранить единство сущности? Мне кажется – нет. Я уверена,хотя и не могу обосновать свою уверенность, что мир был изначально пустым,холодным и хаотичным. Он был, но и не был. Проще говоря, сначала было небытие.И в этом хаосе зажглась искорка порядка, созданная божественной сущностью.Вопрос «Зачем?» становится глупым и не уместным, когда, прочтя Бердяева,соглашаешься с тем, что божественная сущность стала Богом только когда сотворила мир. Бог придумал и сотворил человека, но и человек сотворил Бога. «Личность есть лишь в том случае, если есть Бог». Так установилось изначальное Равновесие, которое, по моему мнению, отличает бытие от небытия. (Продолжить) Но между сторонами равновесия должно существовать что-то, что бы было ни тем и не другим,между тем являясь частью обеих сторон. «Дух есть сфера, соединяющая божественное и человеческое, он охватывает все устремления человека к Богу, всю высшую духовную культуру человека». Но тут возникает другой вопрос: как в этой системе, где все так уравновешенно,помещается зло и добро? Если Бог – добро, то неужели мы – зло? И тут я с радостью принимаю мировоззрение Бердяева о том, что «зло не может корениться в бытии». Оно существует вне системы созданного порядка и проникает из окружающего мир небытия. Возвращаясь к вопросу о бессмертии и вечности, надо сказать, что творчество, как средство достижения этой цели, действительно дарит нам чувство свободы. Мир был создан актом свободного творения. Творец создал нас и ждет того же самого от нас – и здесь я согласна с мыслителем. И воля Божья не принуждает нас ни к чему. Она призывает нас стать свободными. «Великая тайна человеческой свободы сокрыта в том, что Сын Бога умер на кресте, был унижен и растерзан». Люди распяли сына Бога, не побоявшись Его гнева. Это жертва Любви и Свободы, а не Силы и Принуждения. Трагичность же существования человека в этом мире, мне кажется, заключается в том, что люди не хотят видеть, не хотят знать. Они в большинстве своем ограничены в своих представлениях о мире, не видят той манящей и вечной свободы, к которой так хочется прорваться. Бердяев говорит: «Есть люди прошлого, люди будущего, люди вечного. Большинство людей живет в тех или иных разорванных частях времени, и лишь немногие прорываются к вечности… Пророки обращены к будущему, но они прозревают его только потому, что они в духе преодолевают время, судят о времени из вечности. В духе меняется измерение времени, время угасает и наступает вечность». Хочется еще добавить, что самым реальным для меня является мир ощущений и чувств. И свобода для меня – тоже чувство. Чувством можно познать все и самое прелестное – можно почувствовать само небытие.
|