ОБЩЕЛИТ.COM - ПРОЗА
Международная русскоязычная литературная сеть: поэзия, проза, критика, литературоведение. Проза.
Поиск по сайту прозы: 
Авторы Произведения Отзывы ЛитФорум Конкурсы Моя страница Книжная лавка Помощь О сайте прозы
Для зарегистрированных пользователей
логин:
пароль:
тип:
регистрация забыли пароль

 

Анонсы
    StihoPhone.ru



Побег

Автор:
Автор оригинала:
Земсков А. А.
























запчастиЗемсков А. А.






Побег
Роман ч.1

Всё вымышлено.
Любые фамилии и факты считать совпадением.











Череповец
2010








Содержание.


Глава 1 Повезло ………………………………………… 3

Глава 2 Староверы ……………………………………… 5

Глава 3 Скит ……………………………………………….. 7
Глава 4 У них …………………………………….. 18
Глава 5 В бане …………………………………… 21





























Глава 1.
Повезло.

За окном шёл мокрый снег, когда за ним приехали.
« Уже весна» - подумал он.
- Точно говорят люди, что «от сумы и от тюрьмы не зарекайся» - промолвила всезнающая соседка.
- А ты сама бы там побывала, Петровна, вот тогда и говорила бы – молвил недавно освободившийся Веня.
- Что снова в «казённый дом» захотел? – не унималась Петровна.
- Сейчас устрою.
Ещё пока поднадзорный Веня притих, ему сразу вспомнились поздние визиты участкового инспектора.
- Вы только поглядите, какой умник – неунималась старуха.
Веня был сам не рад, что так неловко пошутил, но был вынужден остановить соседку, на него смотрели его дружбаны.
- Ух, попадёшься ты на моём пути «бабка». Тогда держись!
Теперь уже Петровна была рада утихомирить скандал. Ей отчётливо вспомнились былые «заслуги» Вениамина.
Именно за них Венька и не сел в тюрьму.
- Смотри, а мы чуть опять «нерасцапались» - сказала Петровна, доставая самогон и не зная, что соседа из 41 квартиры отпустят уже сегодня, вернее он сам сбежит.
- Отвечай, с кем ларёк грабанул?
Следователь неунимался.
- Тебя видели около его.
- Кто видел, пускай тот и отвечает – сказал Николай Тихонович, перенося всё недоказанное на других.
- Если больше вопросов нет, то я спать ложусь – сказал следователь и буркнул.
- Конвой. Увести.
«Устал» - подумал Ершов.
В камере стояла «духота».
- Согласен на побег, Николя?
Николай Тихонович недоумённо обернулся.
- Чего молчишь?
- В каком качестве? – спросил Тихонович, зная, что в побег обычно берут «кабана», которого заранее откармливают.
- Ни в таком качестве – сказал законник Портной. – Такие найдутся и без тебя. Да и разбежимся мы сразу.
- А зачем ты мне это предлагаешь?
- Смотрю, ты правильный. Да и взяли тебя ни за что.
Вор отвернулся к стене.
- Согласен – тихо произнёс Николай Тихонович.

- … А свидетели в его невиновности есть.
Неунимался следователь глядя на «опера».
- Конечно – сказал оперативный работник.
- Тогда его надо освобождать.
Но Николай Тихонович это неслышал, т.к. находился уже в побеге.
- Товарищ подполковник, рецидивист Портной сбежал. Портной прихватил с собой четверых.
В том числе и Ершова.
Таков был доклад начальнику СИЗО.

Глава 2.
Старообрядцы.

Проходя мимо железных гаражей Венька услышал странный шорох.
«За мной пришли, но я им так просто несдамся».
Он молча поправил кепку и продолжал свой путь, для убедительности сунув в рот соломинку.
«Только «завязал», а тут снова «развязывай. Никакой личной жизни».
Шорох повторился.
- Венька, а Вень, иди сюда.
Это был голос Коли.
«Только уехал, а тут «нарисовался»».
Глаза Вениамина недобро блеснули, и рука автоматически потянулась в карман штанов.
Вот этого он не ожидал.
Сам Портной здесь.
Узнав вора в законе, с которым сидел на «крытке» Вениамин приободрился.
- Чего тебе?
Задал вопрос Веня.
- Он со мной.
Портной еле сдерживал свой гнев.
Ведь Веня – это «фраер», каких на «тюрьме» много.
- Его ведь отпустили, а теперь «посодют».
Веня едва не рассмеялся, представив Николая в «камере».
- Чего лыбишься. Нас больше.
Вдруг буркнул Николя.
- Да так, совет хочу дать. В тайгу вам надо. В её родимую, чтобы ненашли.
- Кому мы там нужны?
Спросил, задумавшись, вор.
- Вам надо спрятаться. А я никого невидел.
Веня посмотрел вдаль.
- Смотри, за всё ответишь.
Произнёс Портной, как будто его предали.
Все разошлись.
В тайге, невдалеке от дороги стоял молельный дом старообрядцев.
Решили идти туда.
- Вы свои воровские «замашки бросьте» - сказал Николай Тихонович.
- Я не вор.
Так говорил тот, кого в этот период «откармливали».
- Я не вор – повторил Серый.
- Замолчи. Тебе пока, что везёт – неслышно сказал Портной, глядя на Серёгу.
Вскоре показался и сам дом.
Его крыша светились на солнце, несмотря на старину постройки.
Прошло уже около 4 часов с момента побега.
- Не сжигайте себя, мы несделаем вам ничего плохого – произнёс Николай.
- Вам чего, «лихие люди?» - спросил многолетний старец, всё его лицо было покрыто густой бородой.
- Укрыться.
Вдруг вымолвил Портной.
Протопоп открыл погреб расположенный в алтаре.
- Потом всё расскажите.
И вовремя, т.к. вскоре постучали в ворота скита.

Глава 3.
Скит.

Скит — в христианстве жилище отшельника, самостоятельное или структурно выделенное в монастыре уединенное жилище.
Название происходит от Скитской пустыни — места первоначального распространения монашества.
Монахи, живущие в скиту, принимают дополнительные обеты (например, строгого поста, усиленной молитвы, затворничества и т. п.).
Скит обычно закрыт для посещения посторонними лицами.
В старообрядчестве скитом может называется как и маленький монастырь, так и поселение монастырского типа (например, Комаровский скит).
Скитоначальник - монах, в управлении которого находится скит. Скитоначальник назначается настоятелем монастыря.

Старообрядческие скиты Нижегородской губернии.

Старообрядческие скиты Нижегородской губернии (Керженские скиты) — группа старообрядческих скитов, образовавшихся на территории Нижегородской губернии в конце XVII — начале XVIII веков. Большинство из них было расположено на реке Керженец, по названию которой они стали обобщённо называться Керженскими скитами.
Ряд скитов Нижегородской губернии был описан в романах П. И. Мельникова «В лесах» и «На горах», где приводится подробное описание быта и обычаев нижегородских староверов.
1. Голендухин скит — основан матерью Голендухой — одной из первых подвижников старообрядчества, появившихся на Керженеце.
Скит был разорён во время гонений архиепископа Питирима, но в начале второй половины XVIII века был восстановлен и просуществовал до начала XIX века.
В настоящее время на месте скита сохранились только следы кладбища.
Место, где был скит, именуется у старообрядцев Голендухин дол и является местом паломничества.
2. Гордеевский скит — возник в XVIII веке.
В начале XIX века Гордеевский скит входил в список 54 старообрядческих скитов Семёновского уезда, в нём было 3 обители (1826 год).
Закрыт по приказу об уничтожении скитов в Семёновском уезде Нижегородской губернии от 1 мая 1853 года.
Сохранились остатки скитского кладбища, являющиеся местом паломничества.

3. Комаровский скит — наиболее известный из нижегородских скитов.
Основан в конце XVII — начале XVIII века старообрядцем Комаром, пришедшим на Керженец из Торжка.
По его имени и был назван скит.
Известность Комаровский скит получил после московской чумы 1771 года и появления в Москве старообрядческих кладбищ — Рогожского и Преображенского.
В начале XIX века в составе Комаровского скита было 35 мужских и женских обителей, в 1826 году — 26, в 1853 году — 12 обителей, 3 часовни и 2 моленные; в скиту проживало до 500 скитниц и столько же послушниц.
После «выгонки» 1853 года в Комаровском скиту не осталось мужских обителей.
Скит был расселён примерно в 1927 году.
В настоящее время скит разрушен, сохранилось только несколько могил на скитских кладбищах, которые являются объектом паломничества старообрядцев из различных регионов России.
4. Корельский скит — по старообрядческому преданию основан Анфисой Колычевой, родственницей митрополита Филиппа, сосланной в эти места по указанию Ивана Грозного.
Относился к беспоповскому толку и имел общение со староверами поморского согласия.
Скит был упразднён ещё в XVIII веке, но в начале XIX века возродился в соседней деревне Корельское (упоминается в архивных документах середины XIX века).
В 1891 году на деньги Саввы Морозова в скиту была построена новая часовня.
Место изначального скита, называемого дальние кельи, находится в лесу, заметны ямы и битый кирпич от печей.
В самой деревне сохранилось кладбище.
5. Одинцовский скит — возник в XVIII веке, располагался рядом с Корельским скитом.
В 1826 году в скиту насчитывалось 9 обителей.
Скит уничтожен пожаром в 1840 году, большая часть насельников перешла в Гордеевский скит, остальные в близлежащие деревни.
На месте скита сохранились кладбища, главным объектом паломничества является могила матери Маргариты и расположенный рядом с ней источник воды, почитаемой староверами как целебная.


Уставщицы (Оленевский скит)
6. Оленевский скит — древнейший из керженецких скитов.
По преданию основан в XV веке иноками Желтоводского монастыря, сопровождавшими Макария Желтоводского в Унжу после разорения монастыря Улу-Махметом.
На месте скита странникам явился олень — отсюда и произошло название скита.
После церковных реформ патриарха Никона оленевские пустынножители не приняли нововведений и ушли в раскол.
После Питиримова разорения скит был уничтожен, после указа. Екатерины II от 1762 года о позволении староверам вернуться в Россию скит был восстановлен.
На начало XIX века в нём насчитывалось 14 женских обителей и он был одним из крупнейших и известнейших на Керженце (в 1826 году в нём было 5 часовен и 9 моленных).
В 1834 году по указу Нижегородского губернского правления был составлен план скита с обозначением обителей и келий: в нём проживало 432 души мужского и женского пола, имелось 6 бывших кладбищ и одно действующее.
С 1838 года скит в официальных документах назывался деревней, оставаясь по сути старообрядческим монастырем.
К моменту «выгонки» 1855 года в скиту было 18 обителей в которых проживала 1 схимонахиня и 48 инокинь, имелось 8 моленных.
После «выгонки» было решено переселить обитателей Оленевского скита в Улангерский.
В отчёте о состоянии раскола по Семёновскому уезду за 1857 год Оленевский скит значится как бывший, но семёновские священники писали, что многие скитницы продолжают проживать «по месту прежней приписки».
Оленевский скит стал основой деревни Большое Оленево, единственного поселения Семеновского района, возникшего непосредственно на месте скита: застройка деревни повторяет расположение скитских обителей.
В деревне до настоящего времени проживают старообрядцы, которые ухаживают за могилами на остатках трёх старых кладбищ на могилах которых, за отсутствием моленной, совершаются по праздникам богослужения.
7. Скит Смольяны — основан предположительно в 1656 году монахами из знатных родов: Сергеем Салтыковым (из рода Салтыковых по материнской линии была императрица Анна Иоанновна), Спиридоном и Ефремом Потёмкиными.
Скит стал центром поповского согласия на Керженце.
В 1660 году скит возглавил иеромонах Дионисий Шуйский (родственник царя Василия Шуйского), получивший почтение среди старообрядцев так как имел запас мира и Святых Даров, освященных при патриархе Иосифе.
В 1690 году главой скита стал поп Феодосий, неоднократно подвергавшийся арестам за проповедь раскола.
В 1694 году он был схвачен и сожжен, а скит вместе с часовней Тихвинской иконы Божией Матери был разрушен.
На скитских кладбищах объектами паломничества с XIX века стали могилы основателей скита и колодцы, по преданию, выкопанные ими.
В настоящее время сохранились 22 могилы с ветхими крестами и голбцами, а также две ямы с водой, являющиеся останками прежних колодцев.
8.Скит Семь дев — основан во второй половине XVII века. Полностью уничтожен во время питиримова разорения в 1719 году. Своё название получил от скитской часовни, посвящённой празднику святых семи дев: Текусы, Александры, Клавдии, Фаины, Евфрасии, Иулии и Матроны.
Место, где располагался скит, посещается староверами в дни Светлой седмицы.
9. Улангерский скит — основан в 1780-х годах на реке Козленце переселенцами из Макарьевского уезда Костромской губернии, пришедшими на Керженец из сгоревшего «старого Уленгера». Основательницами скита были Галицкая помещица Феодосия Федоровна Сухонина и дворянка Акулина Степановна Свечина.
В скиту было от 12 до 20 женских и мужских обителей, насельники которых принадлежали как беглопоповскому, так и беспоповскому толку.
Улангерский скит населяли представители знатных родов, за что его считали боярским.
С XIX века в нём стало селиться купечество: вдовые купчихи принимали схиму, а челядь просто иночество.
Улангерский скит поддерживал связи с Рогожским кладбищем, славился богатством убранства часовен и величием церковных служб — в праздничные дни богослужение совершали до 12 иереев.
Скит был местом поклонения мощам святой Феклы, почитавшейся среди старообрядцев.
С 1838 году скит стал называться селением.
В 1855 году в скит планировалось переселить насельников Комаровского и Оленевского скитов, но переселение не состоялось и Улангерский скит был закрыт.
Часть его жителей формально приняло единоверие, а другие переселились в соседние деревни, забрав с собой все ценные книги и иконы.
Улангерский скит был уничтожен 28 февраля 1858 года: из моленной сделали жилую избу, в которой стала проживать единоверка.
В настоящее время на месте скита находится деревня Улангерь в центре которой сохранилось старое скитское кладбище.
10. Фундриковский скит — основан в ХVIII веке.
В скиту на 1826 год имелось две обители и часовня.
Скит был закрыт в 1852 году, его обитатели переселились с близлежащую деревню Фундриково, в которой в начале ХХ века ещё имелась тайная моленная.
В настоящее время от скита сохранилось лишь несколько могил в юго-восточной части деревенского кладбища.

11. Старый (Пустой) Шарпан — основан в 1657 году первыми керженскими староверами, пришедшими из смоленского Бизюкова монастыря.
По старообрядческой легенде скит был основан соловецким иноком Арсением, которого привела в Керженский лес икона Казанской Божией матери, остановившиеся на месте будущего скита, а глас Богородицы повелел основать обитель, в которой вместе с иконой будет процветать древнее благочестие.
Шарпанский скит стал центром керженецкого поповства.
Перед питиримовым разорением в скиту проживало до 2000 человек.
К 1737 году после гонений Питирима на староверов Шарпан, остался единственным частично сохранившимся скитом на Керженце и в Чернораменье.
После указа 1762 года, прекратившего преследования старообрядцев за веру, Шарпанский скит вновь наполнился жителями, их количество достигало 5000 человек.
В скиту была одна обитель.
Закрытие Шарпанского скита было произведено в 1849 году — чиновник особых поручений П. И. Мельников вывез из скита почитавшуюся чудотворной икону Казанской Божией Матери.
Так сбылось старообрядческое пророчество, связанное с историей основания Шарпана.
В 1852 году была закрыта и уничтожена Шарпанская моленная, а после 1853 года в скиту проживало не более 3-4 человек.
От скита остались два кладбища с почитаемыми староверами могилами.
Среди них известно захоронение схимницы Прасковьи («царицына могила») в окружении 12-ти безымянных могил.
Староверы считают эту Прасковью царевной Софьей, якобы бежавшей из Новодевичьего монастыря с 12-ю стрельцами.
12. Новый Шарпан — основан в 60-е годы XIX века после разорения Старого Шарпана.
Скит являлся женским и образовался вокруг могилы матери Февронии, почитавшейся святой.
Считалось, что её могила в первый день Пасхи источает целебную воду.
В 1911 году в скиту была построена каменная часовня, от которой сохранилась лишь медная плита с надписью.
К 1917 году в скиту проживала лишь одна схимница — мать Дорофея.
Скит был закрыт в 1928 году, последней игуменьей в нём была мать Меропея.
В настоящее время от скита сохранились останки женского кладбища, с сохранившейся могилой матери Февронии, почитаемой староверами и в наши дни.
Новый Шарпан, является местом паломничества местных и приезжих староверов в день иконы Казанской Богородицы и на Пасху.
Люди внезапно ворвались в ворота.
- Где они? – спросил «старший» снимая кожаную куртку.
- Кто? – вопросом на вопрос ответил старец.
- Беглецы.
- Никого здесь небыло.
Возразил старец и был повален страшным ударом в голову.
- Обыскать всё – произнёс «старший».
- В алтарь не ходили?
Лейтенант неунимался.
- Но там же святыня! – воскликнул старец.
- Что, хочешь продолжения? – спросил лейтенант.
- Нет, – ответил старец, трогая рукой ушибленную голову.
Солдаты стояли прямо на люке.
- Туда что ли залезть – сказал один из них и полез.
Все примолкли чувствуя опасность.
- Никого – прямо с лестницы крикнул один из солдат.
- Всё чисто. Смотрели везде. – доложил сержант.
- Может отужинаете?! - вдогонку крикнул старец.
- Нет – произнёс лейтенант и добавил – Здесь они недалеко. Где – то здесь.
Глава 4.
У них.
- А ты дед, сам в вере слаб, – произнёс Портной первым выбираясь из подвала.
- А кто же вас, негодников, защитил от злодеев.
Старец недовольно нахмурился.
- За вас боялся.
- Да я пошутил – вымолвил Портной.
- Давайте откушаем, чем Бог послал.
На этот раз нахмурился Портной, который непривык, что везде используют имя Христа.
С детских лет, живя у бабушки, он «ему» молился, но это непринесло счастья, а наоборот.
- Давайте, «хавать».
Тем самым Портной дал «команду есть».
Все зашли в убранную избу.
За столом никого небыло.
Портной сразу обратил на это внимание.
- Знают своё место.

Старец неожиданно отвёл Портного в сторону.
- Я ведь тоже из бывших.
Портной замолчал.
- Батя. Может когда и слышал обо мне.
Да, это имя было наслуху у блатных.
- Ты же того, умер? – неверя себе произнёс Портной.
- Отправили в тайгу умирать, но меня подобрали эти люди, с тех пор я у них - Отец Никифор – представился старик.
- Егор.
Портной с уважением посмотрел на старца.
- Отец Никифор, отец Никифор! – в хату вбежала дородная девка лет семнадцати.
- Чего тебе? – спросил Никифор.
- Зорька скоро отелится – сказала дородная девка.
- Сейчас иду. Эту девку Анной звать. Вы девок нетрогайте, а то быстро – старец провёл рукой у себя по горлу. – А этого на «съедение»?
Никифор указал на Сегея.
- Вы что, каннибалы – сказал протопоп.
Серый словно понял, что разговор о нём.
- Я не вор – снова сказал он.
Все сели за стол.
Отец Никанор прочёл молитву.
- Зорька уже скоро! – снова вбежала Анна – Быстрей.
Священник приподнялся.
- Слышали, что я сказал?
Старец вышел.
Везде были расклеены объявления обещавшие, что тот, кто вернётся не получит ничего за побег, а тот кто всех сдаст минус побега получит УДО или вознаграждение.
- Не верь ему, не верь – произнёс второй, которого звали Митяй.
- Не верь священнику.
Митяй уже прочёл объявления и сорвал одно.
- Смотри.
Митяй показал объявление, которое успел сорвать.
Антон посмотрел на «шефа».
- Выйдем – сказал Портной.
Они вышли вдвоём.
Подошли к небольшому кустарнику.
- Прощай, Митяй – сказал Портной, доставая нож.
Острая боль пронзила Митяя.
Потом ещё и ещё.
Убедившись в смерти Митяя, Портной вновь зашёл в избу.
- Помогите закопать.
Антон и Серый вызвались ему помочь.
- А где, он?
Спросил Никифор указывая на незанятое сидение, которое уже опустело.
- Сам знаешь. Иначе бы всех сдал, включая вас.
Портной показал объявление.
- Я уже знаю про них. Видел.
- Везде были развешаны такие объявления.
- Не стало Иуды. Всё спокойнее. Давеча ты спросил про веру. Вас же бы всех постреляли. Ударить, это они могут. Разве в этом дело. Но ударил бы он меня. А толку то, что. Я к этому привык. Всё равно скит закроют.
Отец Никифор посмотрел вперёд с сожалением.
Портной молчал задумавшись.
Труп был закопан и завален сушняком.
- Хорошо, что это не зимой произошло. Следы…
На этот раз задумался Никифор, вспоминая былое.

Глава 5

В бане.

Для гостей вытопили баню.
- Будешь.
Шепнул Портной, показывая на голый «зад» Сергея.
- С ума сошёл, что ли – Николай Гаврилович улыбнулся.
- А, что – вставил Антон – «Первый раз не пидорас, а второй как в первый раз».
- Слышал, что люди говорят?
Портной вновь посмотрел на Николая.
- Не смей. Нам надо держаться вместе.
- Для этого его и берегли. Иди, первым будешь.
Перечить Портному было бесполезно.
Ершов сделал шаг.
Сергей напрягся.
- Да и имя у него подходящее. Гей…Да пошутил я – снова вырвалось у него. - Тебя нетронут, если сам не захочешь.
Портной рукой «отодвинул» Колю в сторону.
- Ты но-шу-тил – вымолвил Серый.
Сергей понял, что Портной обязательно к нему придёт, и не ошибся.
Ночью, когда все уже спали, в кровать к Сергею залез Портной.
- Становись, чтоб удобнее было. Буду тебя «иметь».
Портной посмотрел жадным взглядом, предчувствуя наслаждение.
Дверь скрипнула.
- Не позволю устраивать Садом и Гомору.
Вошёл старец.
- Ты, Батя, мне немешай. Сами разберёмся.
Портной был скинут с кровати.
- Всем всё расскажу. С тобой будут знаться только такие.
- Они сейчас не в моде – сказал Портной.
Законник посмотрел на старца.
- Ничего, я найду, что сказать. Пока слова не лишён ещё.
- Беспредельничаешь. А случись чего, к нему же и обратишься, а ухе нельзя будет – сказал Никифор.
Эти слова заставили Портного содрогнуться.
- Ты про что?
- Мало ли, тайга большая. Всякое может быть.
Портной всё понял.
- Чтоб Серого не обижали вообще.
Портной был уже за Сергея.
- Его итак никто не трогает – произнёс Антоха, зная, что случилось ночью.









Читатели (872) Добавить отзыв
 

Проза: романы, повести, рассказы