Я всю жизнь пишу стихи, во всяком случае я так считаю, что это стихи. И всю жизнь мне говорят: «Разве это стихи? В них нет ни грамма поэзии». Тогда я беру словарь русского языка С.И.Ожегова, нахожу нужное слово и читаю: Поэзия – словесно художественное творчество, преимущественно стихотворное. Изящество и красота чего-нибудь, возбуждающее чувство очарования. Значит, следуя этому определению, поэзия должна возбуждать чувство очарования? Замечательно! А как же быть тогда с «Бабьим яром» Е.Евтушенко? О каком очаровании можно говорить, если при чтении этого стихотворения перехватывает от волнения горло. Возможно, С.И.Ожегов дал не совсем точное определение и надо поискать его в других источниках? Во множестве статей о поэзии дается масса определений и нет двух совершенно схожих. И из найденных мной определений лично мне ближе всего два из них. В первом, поэзия – это творчество, являющееся языком души поэта. Поэт умеет так выразить словами состояние своей души, что оно передается нам, читателям. Во втором, поэзия – это ритм. Но ведь ритм – это музыка, значит, музыка в словесном выражении, передающая состояние души поэта – это поэзия? Я понял, что можно искать определение до бесконечности. И видимо прав был И.Ф.Анненский, когда написал: «Но если бы я знал, что такое поэзия, то не сумел бы выразить своего знания или, наконец, даже подобрав и сложив подходящие слова, всё равно никем бы не был понят». Учитывая всё сказанное, и чтобы не ввести читателя в состояние глубокого сна, приведу не совсем подобающий по строгости самой статьи пример. Давайте рассмотрим и проанализируем следующие строки: Муха зелёная, наглая, крупная Села на кучу навоза вонючую. Пища сказала она: очень вкусная, Никогда я не кушала лучшую. Является ли данное творение поэзией? Вопрос, конечно, интересный и в некотором роде философский. С точки зрения зелёной мухи – бесспорно! С точки зрения лошади, оставившей эту кучу, вряд ли у той будут какие-либо возражения, ибо таким путём лошадь тоже попала в поэзию. Но ведь есть и другие точки зрения. И тогда давайте внесём в наше творение небольшую правку, всего в одну строку: «Села на кучу очень вонючую». Всего одно слово, но сколько в нем единственном много содержится неожиданной информации, я уже не говорю об экспрессии. Раньше мы имели дело с лошадью. Сейчас же соавтор неизвестен. Возникла интрига. И стихотворение заставило нас задуматься: так в чём же смысл жизни? И скажите мне после всего этого: является ли данное стихотворение поэзией или нет? Благодарю за внимание. При написании данного текста автор не имел в виду авторов, помещающих свои стихи на сайте Общелита.
|