ОБЩЕЛИТ.COM - ПРОЗА
Международная русскоязычная литературная сеть: поэзия, проза, критика, литературоведение. Проза.
Поиск по сайту прозы: 
Авторы Произведения Отзывы ЛитФорум Конкурсы Моя страница Книжная лавка Помощь О сайте прозы
Для зарегистрированных пользователей
логин:
пароль:
тип:
регистрация забыли пароль

 

Анонсы
    StihoPhone.ru



Бхагавад-Гита всем. Глава 9. Самое сокровенное знание. стих.11-16.

Автор:
БХАГАВАД-ГИТА ВСЕМ. ГЛАВА 9. САМОЕ СОКРОВЕННОЕ ЗНАНИЕ. СТИХ.11-16.

11. Глупые люди не признают Меня, когда Я принимаю человеческую форму, не зная Моей Высшей Природы, Высшего Управляющего всем материальным проявлением.

КОММЕНТАРИЙ.
В данном стихе Бог называет людей, которые не могут еще признать Бога, когда Он воплощается среди людей, принимая тело человека, глупыми. На самом деле Сам Бог в Своем Понимании не делит людей на умных и глупых, ибо в таком делении есть элемент негативный, пристрастный, противопоставляющий и враждебный. К Своему творению Бог относится абсолютно беспристрастно, но поскольку вся деятельность Бога направлена на развитие творения, имеющего свои анналы более глубокие, нежели из животного мира, где животный мир, как последний дочеловеческий уровень, меняя тела, непрерывно вливается в человеческое общество, то каждый в этом движении развития находится в понимании Бога на своей ступени материального и духовного развития. Поэтому у Бога нет ни глупых, ни умных, ибо эти качества как бы вменяются в вину живому существу, но есть ступени развития, тянущиеся для каждого индивидуально с самых низких форм жизни, включая микроскопические. Никто не может перешагнуть ни одну ступень. И пусть у каждого путь абсолютно индивидуальный, в целом все проходят и добирают материальный и духовный опыт одинаковый, и в этом заключено совершенство Божественного труда. Это можно понять примерно так. Если взять широкую лестницу и представить, что по ней поднимается вверх много людей. Здесь в этом движении одни впереди, другие сзади, одни идут почти рядом, в какой-то момент плечо к плечу, но назвать кого-то отстающим и неудачником невозможно, ибо все, каждый, идя индивидуально, поднимаются вверх, влекомые изнутри, но не по собственному уникальному желанию, и всем быть на самом верху этой лестницы, за которой следует оставление материального мира, т.е. переход на лестницу другую с другими возможностыми стимулами и результатами. Примерно такая картина видна Богу в процессе развития всего творения. Именно Бог изнутри ведет. И те, кто пока еще сзади, знает поменьше, на самом деле набирают свой опыт предназначенными им средствами от Бога и тем собственноручно открывают себе возможность Волею Бога ступить на следующую ступень. Можно ли кого-то обвинить в тупости или ограниченности, глупости? Для человека и человеческого понимания это возможно, ибо ум человека не может охватить все совокупное и непрерывное движение всего творения Бога вперед, и результаты своего движения неофит неизменно приписывает себе и своим усилиям, обвиняя других в невежестве, в духовной лени и не старании. Вот для таких людей, чтобы показать, что они уже кое-что достигли, что быть впереди, а значит преданно служить Богу, лучше, чтобы усилить их активность и устремленность, чтобы через так оформленную похвалу утвердиться, Бог как бы сходит на их ступень понимания и их категориями оценивает обстановку, называя идущих следом материальных людей устами духовных учителей и продвинутых преданных людьми неумными, тем давая как бы сравнительную оценку идущим. Так ли на самом деле? Для неофита как будто так. Они привлекаются материальными благами, пристрастны, считают себя творцами своей судьбы, идут по пути удовлетворения своих чувств. Они даже сами согласятся, что они таковы и тем подпишутся в глазах многих, а может и своих, как глупцы, не ведая, что ничего, ни одного шага в сторону ни один не сможет сделать без Воли Бога на то, но идут так не для того, чтобы окончательно погрязнуть, а для того, чтобы эти материальные качества, по сути, изжить, постоянно своим путем сталкиваясь с негативными реакциями, которые и помогают в той или иной мере набить оскомину идущему материалисту и вырабатывать в нем шаг за шагом отрешенность и добродетель. Это с одной стороны. Также, будучи еще слабо религиозными или нерелигиозными, такие люди не видят пока той причины, ради которой следует начинать претерпевать, идти по пути ограничений и аскез. И эта причина, т.е. религиозное направление, будет дано только Богом, и сам из себя этот путь и это качество, как и чувство, человек никак не сможет синтезировать, как бы его не убеждали, что все тлен и приходящее, но рождается и утверждается оно Волею Бога и тоже имеет колебательный характер, то усиливаясь, то ослабевая от рождения к рождению, этим то в большей, то в меньшей степени подводя к религиозной практике и знаниям, в итоге поднимающим на следующую ступень духовного самосознания всеобщей лестницы развития. Но если человек еще стоит на той ступени, когда его знания совершенные практикой преданного служения не обрамлены в стройную систему понимания и жизни, такой человек еще не может видеть глазами знаний, ибо пока пребывает в них, но не утвердился. Ему очень непросто на основании своих пока развитых духовных чувств четко разделить добро и зло во всех проявлениях, ибо качества в нем не столь проявились и укрепились в этом направлении. Поэтому такие люди среди всех не могут увидеть по качествам воплотившегося на Земле Бога. Им невозможно сразу сердцем почувствовать высоко духовную Личность. Не имея необходимого для этого еще духовного запаса и духовной практики, они не могут пустить мысль в определенном направлении, и у Бога внутри нет того основания, чтобы убедить их изнутри, Кто перед ними. Такие люди могут быть и религиозными и казаться глубоко религиозными в глазах других, но их качества и знания таковы, что религиозность им ничто не подскажет, кроме протеста против того, кого многие называют Самим Богом. И основанием будет служить опять же религия, которая запретит человеку назвать Богом кого бы то ни было с целью защиты Бога и религии, ибо ступень человека не позволит увидеть и почувствовать большее. Т.е. Бог внутри не сможет дать такому человеку ничего другого, как отрицание явившегося Бога с целью защиты Бога от самозванцев. В глазах многих он будет выглядеть врагом Бога, но в глазах Бога – защитником Бога, отстаивающим Личность Бога и со своей ступени поступающим правильно. Также, наличие таких людей необходимо, как и их несовершенных качеств, ибо Игры Бога в материальном мире должны проходить в обстановке сопротивления, неприятия, вызывая борьбу, следствия, и утверждения основной религиозной идеи, которая именно через противоборство сторон или с самим Богом входит в сердца и в святые писания, имея сюжет и тем вызывая интерес и изучение в дальнейшем. Также иногда упорно признать Бога не могут и личности высоко духовно стоящие по причине, что Бог нуждается в более-менее сильно подготовленном себе сопротивлении, чтобы на этом фоне проявить убедительно и с достаточной четкостью Свои Качества, которым должны будут последовать остальные, изучая Святые писания. Таким людям Бог своей Силой дает изнутри заблуждения на свой счет и свои, даже материальные причины и обстоятельства, а также привязанности, которые человек не сможет преодолеть. Такой привязанностью может быть и любовь к детям и долгое чувство несправедливости к ним или себе, что в итоге для человека становится основанием пойти против Бога или того, кто называет себя Богом. Очень сложно понять или с достоверностью ответить, реальные ли это «глупцы», т. е. люди, которые находятся на своей более низкой ступени, или это действительно высоко-духовные личности, призванные Богом в этом мире и в этой жизни сыграть роль «глупцов», которым пора открыть глаза. Положение таких людей, их ступень на данный момент описаны Богом в следующем стихе.

12. Обманутые в своих надеждах, введенные в заблуждение кармической деятельностью, обманутые ложным знанием (несовершенным), неправильно мыслящие (зашедшие разумом в тупик), демонические, а также атеистические, они находят убежище в иллюзорной природе.

КОММЕНТАРИЙ.
Однако, в данном стихе Бог все же хочет показать, какими качествами в глазах неофитов обладать могут те люди, которые еще действительно стоят на той ступени, которая не позволяет им глазами совершенных знаний и через духовной видение от всех отличить Личность Бога, являющегося в материальный мир для проведения Своих игр. Или просто показать (на самом деле не осуждаемые Богом) качества людей примерно этой ступени развития самосознания. Не следует забывать, что этот стих оперирует к тем, кто еще далек от духовного совершенства и склонен мыслить категориями черного и белого, как и обвинять тех, кто еще не достиг ступени преданного служения. Вот перед глазами таких людей, едва начавших путь преданного служения все остальные примерно так и выглядят:
1. Они обмануты в своих надеждах.
2. Они привязаны к кармической деятельности.
3. Они обмануты ложным знанием.
4. Они неверно мыслят.
5. Они обладают демоническими качествами.
6. Они атеисты.
7. Они находят убежище в иллюзорной природе.

Здесь невозможно возразить ни против одного пункта. На всех материальных ступенях, по которым человек поднимается вверх, эти пункты присутствуют. С этим ничего не поделаешь. Но именно эти составляющие подъема вверх и являются очищающими. Именно это и есть тот строй условностей материального мира, проходя через который человек Волею Бога обретает те качества, которые его и поднимают, ибо эти семь пут неизменно ослабевают. Именно эти семь цепей рождают качества, которые практикой преданного служения вводят человека в нужное и бесповоротное русло.
Обман в своих надеждах – частое чувство, которое посещает любого материального человека, постоянно шаг за шагом сбивая оскомину человека в его вожделениях, корректирует и приводит в норму его потребности или, рождая чувство устойчивого претерпевания, доводит и материального человека до потребностей поддержания тела и к пониманию о реальной возможности так жить, ибо Бог ведет и насильственным путем, постепенно, но верно закрывая врата больших потребностей и сводя их до минимума.
Привязанность к кармической деятельности означает привязанность к результату своего труда, к распоряжению своими плодами. Но сколько раз Бог каждому Говорит своим путем, что хочет он или нет, но ему приходится почти постоянно в силу тех или иных обстоятельств эти плоды перераспределять не себе в угоду, что жизнь диктует свое, что его желания исполняются в этом плане очень приближенно. Что есть некая сила, заставляющая его неожиданно пересмотреть свои планы и пойти на другие решения в пользу другим людям, зачастую отдавая им в силу обстоятельств почти все, оставляя себе малость. Мир материальный диктует постоянно каждому, оставляя ему часто минимум или вводя в долги, не позволяя шиковать или оборачивая его неумеренность против него и его близких. Хочет человек или нет, но материальной практикой подходит шаг за шагом к пониманию, что не он, ни от него, не им, что он лишь трудится и фактически не может наперед знать, как будут распределены плоды его труда, тем постепенно приобретая сами зачатки непривязанности и устойчивое понимание этого в сознании, на что в дальнейшем и будут опираться совершенные знания, которые провозгласят человеку, Кто за всем стоит, всем распоряжается и является Главным Управляющим в этом материальном мире, и эту данность надо будет принять и осознанно ей следовать, мыслью все жертвуя Тому, Кому все изначально и принадлежит, а потому идти по пути непривязанности и отрешенности, как и непретендования.
Что касается того, что люди неверующие обмануты ложным знанием, то и здесь имеется истина. Однако, надо знать, что материальное знание дается человеку Богом через материальный опыт и мыслительный процесс, а также направленную деятельность. Бог никогда и никому не дает легких путей постижения истины, но непременно ведет к знаниям через поиск, ошибки, претерпевания, вызывая в результате несостыковки знаний сомнения, протест, поиск, практику и новый опыт. Т.е. все знания, которые можно было бы назвать « обманывающими», таковыми являются относительно, пока через них человек не увидит, что они отражают истину неверно, или не полно, или отчасти, или направляют по ложному следу. Понимание неистинности знаний – есть здоровое понимание, развивающее, дающее стимул, ставящее вопросы, задачи, требующие ответы. Люди всегда в пути вопросов и ответов и обманчивость материальных знаний фактически содержит в себе направление к истине реальное, каких бы тем знания не касались, будь то точные науки, гуманитарные, философские, или психологические, или духовные. Однако, есть смысл в понимании того, что существующие материальные знания лишь верхушка айсберга, та надводная часть, которая хорошо видна материальному человеку, обследуется им, проникается им во все видимое, на чем заостряется взгляд, но не дает ответы на все исчерпывающие. Но и это в свое время, ибо, чтобы проникнуть ниже надводной части, надо, опять же, получить на это разрешение Бога, но в свой отведенный период, каждому и со своей ступени понимания, развития, опыта и знаний. Эти подводные знания призваны дополнить то, что уже есть, чтобы показать целостную картину наук, бытия, духовного мировидения. Поэтому, обманутые ложным знанием, люди этим же знанием заблуждения исчерпывают, устремляясь изнутри Волею Бога к Истине и так приближаются к тому дню, когда Бог позволит взять на вооружение и совершенные духовные знания, знания Вед, в виде великой ведущей и составляющей всех знаний и Божественной подсказки, которые дадут целостное понимание любой науке, объединят все науки, и через эту призму поведут человека, открывая и далее врата дальнейшего его развития.
Неправильное мышление, как следствие ошибочных или неполных знаний, есть также стимул к развитию, ибо рождает неправильные поступки, далее - кармические реакции, уроки и извлечение опыта, ведет к расширению знаний, к новой практике, к исправлению ошибок одних и к зарабатыванию других и т.д. Это тоже ступени необходимые, Богом данные, и в неправильном мышлении упрекать человека не следует, хотя и знать, что это поле деятельности большинства в силу того, что все учатся, все развиваются в своем пути, спотыкаясь именно через свои ошибки и выводя каждый для себя ту временную формулу, которую непременно должен просмотреть на практике и отказаться или принять в соответствии с уже наработанным опытом и качествами. Ошибочных врат у каждого предостаточно, но эти врата не обойти, ибо судьба в них втискивает или заманивает каждого, кто еще здесь не побывал, ущербен или легко ими соблазняется вследствие своих несовершенных качеств. Но других врат для развития и достижения совершенства у Бога нет.
Неправильно мыслящие люди чаще всего обладают качествами невежественными, такими, как зависть, гнев, страх и другими. Из этих качеств произрастают агрессивность, вожделение, жадность, жестокость, несмирение, гордыня, самомнение, тщеславие и другие порочные качества и чувства. Вся эта совокупность еще не очистившаяся хоть частично материальным бытием и существующими материальными отношениями, считается качествами демоническими, а их обладатели – людьми низшего пока порядка, или на первых ступенях человеческого развития после животного. На этих ступенях в человеческом теле пребывает миллионы живых существ, которые известны как убийцы, насильники, диктаторы… Это путь тоже каждому в свое время был отмерен и преодолен средствами Бога, которые непрерывно работают в материальном мире, как кармические реакции, средства наказания и поощрения. Никто здесь навсегда не задерживается, никто отсюда не уходит навсегда на адские планеты. Всем путь только вверх. Надо также знать, что нет ни одного, кто в материальном мире на этих ступенях своего развития не побывал. И именно те, кто эти пути прошел, стоящие на высших ступенях, даже, если не религиозны, призваны Богом поднимать ниже стоящих всеми материальными средствами, которые на Земле узаконены Богом.
Атеисты – не обязательно люди безбожные, или непременно демонические, ибо атеизм Бог может дать человеку и после активной религиозной деятельности в одном или нескольких рождениях. Причина атеизма не всегда отрицательна и не обязана сопровождаться ярко выраженными отрицательными качествами. Иногда человек глубоко религиозный, высоконравственный, рождаясь, как атеист, этим как бы внедряется своими лучшими качествами среди людей демонических и глубоко материальных и с позиции прежде всего своих качеств или с высоты занимаемого материального поста начинает вести и проявлять те качества, которые становятся примером, и развивают сознание других материалистов. Иногда человек призван родиться среди материалистов именно для того, чтобы укрепить свои духовные, ранее приобретенные качества, как бы вне религии, не будучи всегда перед Лицом Бога, а исходя из своих утвердившихся из прошлых воплощений внутренних убеждений, дабы увидел сам, насколько его духовные качества в ситуациях, свободных от религии и религиозных норм и требований, тверды и неуклонны. А также люди рождаются среди атеистов, чтобы в их среде добрать качества, которые религиозным путем добыть для данного человека проблематично, такие, как твердость, ответственность, исполнение долга или даже элементы аскетизма, ибо и материальные неверующие люди знают и бедность, и нищету, и болезни, и всякого рода потери и здесь учатся рассчитывать на себя, за каждым разом не поднимая к Богу глаза, или быть строгими к другим и воспитывать их своими качествами, этим служа Богу в воспитании еще слабых и не кивая на Бога, дескать, пусть Отец исправляет Сам. К тому же атеизм никогда не предполагает полное безбожие, и каждый атеист, как и человек с демоническими качествами, непременно в себе убаивается Бога, ибо Бог своими средствами напоминает о Себе непрерывно, но не дает еще проявиться до определенного часа религиозности строгой и постоянной, ибо и этот момент должен быть вовремя, что должно способствовать развитию человека и иметь свое продолжение. Что касается иллюзорной природы, то в ней находят свое прибежище большинство людей, а точнее – все, ибо это непременное требование материального мира. Без иллюзорных энергий Бога человек, любое живое существо не будет способно входить в развивающие и направляющие игры материального мира, не сможет брать на себя роли, а значит и обязанности, ответственности, не сможет, не играя, желать, вожделеть, работать… вообще ничего. Человек не станет играть роль ребенка, родителя, учителя, врача, строителя… Не возникнут отношения, не будут проявляться, корректироваться и развиваться качества. Не будет понятна и двойственность материального мира со всеми и извечными ее стимулами – добро и зло, богатство и бедность, слава и бесславие, благоприятное и неблагопричтное, друзья и враги, свобода и зависимость… Не будет, как следствие и интереса к жизни. Поэтому, находить в иллюзорной энергии прибежище материальные люди должны, ибо это колыбель каждого, среда каждого и поиск каждого. Здесь сокрыты необходимостью пути преодолений, претерпеваний, извлечений, опыта, отсюда развивается личность и отсюда человек устремляется к религии и Богу, и к совершенным знаниям. И только совершенные духовные знания приоткрывают постепенно этот полог, и человек начинает четко различать, что есть эти иллюзорные энергии, и кого они призваны развивать и где и на чем их действие должно заканчиваться, как и почему. Иллюзорные энергии способствуют развитию, что называется в неосознанности, качеств человека, подводя его за руку к поиску Бога. И как только они подвели, они непременно направляют к осознанному духовному развитию, но уже не слепым путем, а передавая живое существо Богу, указывая на Бога, на божественные средства, которые продолжат его вести, а сами постепенно устраняются, как исполнившие свое предназначение, указав однозначно на Высшую Причину. Далее последует практика преданного служения, совершенные духовные знания, посвящение Богу любой своей деятельности, как Тому, Кому и принадлежит, вручение себя Богу и отстранение от двойственности материального мира, что проявляется как равное отношение ко всему, ибо все от Бога, по Воле и Плану Бога и все благоприятно, и все устремляет к Богу, Который Один становится целью и смыслом жизни человека. Вот, о таких душах Бог Говорит в следующем стихе.

13. Но великие души, о, Партха, находя убежище в Моей Божественной природе, служат Мне не отклоняясь умом, зная Меня, как Неисчерпаемый Источник творения.

КОММЕНТАРИЙ.
В ст.13, 14, 15 Бог Кришна поясняет Арджуне, какую цель следует поставить ему перед собой, как устремляться к Богу, на что направлять свой ум в основном на примере тех, кто есть великие души в понимании Бога. Великая Душа – это достаточно высокая ступень человека и предполагает наличие совершенных духовных знаний, огромную духовную практику и, несомненно, само преданное служение со всем, что отсюда следует. Однако Бог в отдельный стих выделил несколько качеств, которые являются главными, основополагающими для успеха, качества, как конечная цель в пути реализации, которые не могут быть и окончательно достигнутыми, но имеют свои горизонты даже за пределами материальной вселенной. Это качества: 1.нахождение убежища в Божественной природе, т.е. в Самом Боге, 2. преданное служение Богу без отклонения и 3. понимание Бога, как Неисчерпаемого Источника творения.
Эти качества, строго говоря, в полной мере исчерпывают все лучшие качества такого преданного, упоминаемые и в ст.14, 15. И, тем не менее, эти качества следует рассмотреть внимательно.
Найти убежище в Божественной природе означает предаться Богу. Это на Земле завершающий этап преданного служения, когда сознание человека достигло того уровня, что стало неотъемлемым от видения Бога везде и все в Боге все двадцать четыре часа в сутки. Когда для человека более не существует человеческий фактор, когда Единственной и Высшей Причиной всему является Верховный Творец, когда человек уже не смотрит на правых и виновных, на греховных и добродетельных, но понимает, что каждого ведет Бог по пути духовного совершенства и Сам является Высшей Причиной, проявляющей, поднимающей наверх любые качества человека с тем, чтобы использовать их для развития других, как и для воспитания самого источника этих качеств. Когда человек становится равным к любому проявлению в материальном мире и все неблагоприятное относительно себя рассматривает, как Волю и План Бога, когда перестает молить Бога, обвинять Бога, требовать от Бога, указывать на свои заслуги, когда входит внутри себя в Творца, доверяя ему свою мысль, речь, поступки, видя в Нем всегда поддержку и совет, легко считывая изнутри Мнение Бога в результате постоянной практики йоги. В этой связи и для достижения этой духовной ступени Бог указывает на необходимость непрерывного преданного служения Богу без отклонения ума. Преданное служение без отклонения ума возможно при условии, если человек будет постоянно свою любую деятельность посвящать Богу не привязываясь к плодам. Такое одухотворение любого поступка, мысли, движения, работы будет постоянно ориентировать на мнение Бога, на Его присутствие, на Его Волю, на Его поддержку, делая человека действительно неотъемлемым от Бога каждое мгновение, связанным с Богом, не умеющим и не желающим мыслить как-то самостоятельно, мерками материального мира и его условностей. Именно постоянный контроль себя в этом направлении и будет сливать с Богом, делая соединение естественным и необратимым. Однако, и предание себя Богу и преданное служение Всевышнему без отклонений невероятно, если человек не знает Высоты Бога, Качеств Бога, Могущества Бога не в общих чертах, но доподлинно, так, как Бог Говорит о себе Сам в этой главе. Но в основе всего должно быть глубокое понимание Бога, Как Неисчерпаемый Источник творения, как Того, Кто воистину, творит, поддерживает и уничтожает, Кто единственный берет на себя ответственность за свое творение, за развитие каждого и во всей совокупности. Эти три составные всегда надо иметь ввиду начинающему йогу, и без них невозможно покинуть материальный мир и тем завершить круговорот рождений и смертей. Но, находя убежище в Боге, преданно служа Богу без отклонений, зная Бога, как неисчерпаемый источник творения, любой прошел непременно и путь поклонения Богу, как непременное условие, открывающее врата к выше сказанным трем определениям высоко стоящего преданного. О поклонении Себе Бог говорит в следующем стихе.

14.Всегда воспевая Меня, непоколебимо устремляясь ко Мне, также с преданностью выражая Мне почтение, они всегда вовлечены в преданное служение Мне.

КОММЕНТАРИЙ.
Преданное служение Богу Кришне – лучший путь духовного совершенства. Его не миновать, не проигнорировать, не ослабить, не предпочесть другой из многих предлагаемых путей в материальном мире, этот путь вечный, изначальный, предназначенный каждому, путь благословенный, нескончаемый, путь щедрый, реальный, посильный, всеобъемлющий и духовно возвышающий, как и наслаждающий. Вкусить нектар этого пути – значит достичь свою земную цель, цель многих земных жизней, цель, которую ставят перед собой и неофиты, и Великие преданные, путь, прославляемый всеми Святыми писаниями, указывающими каждый шаг в этом пути, направляющих по этому пути и вдохновляющих на этот путь. Это путь, поддерживаемый Богом изнутри и путь, к которому материальный мир подводит каждого буквально за руку, выводит на этот путь и закрывает за человеком шаг за шагом все двери назад, открывая двери на духовный план. Но как бы великолепен не был путь преданного служения, этот путь невозможен, невероятен, несбываемый, не авторитетен, если в нем нет самого главного – воспевания Бога Кришны и выражения Ему Почтения, как и непоколебимого устремления к Богу в каждое мгновение своей жизни. Именно это утверждает Бог в данном стихе. Поскольку только Состояние почтения и практика прославления Всевышнего дают единственные основания Богу давать желание человеку преданно служить. Без так направленного ума никакие благодеяния, никакое изучение Святых писаний не приведет к преданному служению. Поклонение Богу должно выражаться в смирении, почтении, воспевании Бога. Человек должен падать ниц перед Богом, бояться оскорблений Бога, должен непрерывно контролировать умом свою речь и поведение, само служение Богу, будучи в этом направлении бдительным, строгим и требовательным к себе. Однако, многие преданные поклоняются Богу, исходя из определенных качеств Бога, исходя из своих знаний о Боге. Об этом в следующем стихе.

15. Также некоторые, поклоняясь Мне в Единстве и Двойственности, в Многообразии и все Вселенской форме, приносят Мне в жертву знание.

КОММЕНТАРИЙ.
Служение Богу Кришне всегда начинается с знаний. Именно они поясняют человеку основные принципы преданного служения, цель, виды практики йоги, описывают качества Бога через авторитетные Святые Писания, исторические хроники, Ведические повествования. Изучение Вед – неотъемлемая часть преданного служения, развивающая духовную мысль, очерчивающая цель, средства, вводящая в состояние блаженства и удовлетворения. Истинный преданный не может и дня прожить без Слова Бога в Святых писаниях, без указаний и наставлений, но поглощается в этот процесс постижения Бога всей своей сутью, оставляя все другие мирские или духовные дела. Путь изучения духовных писаний всегда изнутри поддерживается Богом, изнутри человек получает Божественные разъяснения и так находится в постоянной подпитке духовными энергиями, убеждающими в истинности выбранного пути, утверждая человека в совершенных знаниях, и так делая его путь к Богу необратимым. Изучающий Святые Писания, жертвующий своим временем, своим напряженным духовным трудом, даже если он наслаждается этим трудом, делает это ради Бога, ради снятия невежества, ради точного исполнение Божественных предписаний, ради усиления аскезы, ради развития в себе Божественных качеств, фактически занят тем, что так направленной деятельностью, посвященной Богу, приносит Всевышнему в жертву знание, ибо есть и те моменты, где преданному приходится и претерпевать, и испытывать энергии Бога отводящие, требующие настойчивости, преодолений, непрерывного самоконтроля. Такие люди, продолжительное время занятые приношением Всевышнему жертвоприношения знанием, действительно постигают Бога достаточно полно, всеобъемлюще, насыщаясь Божественными энергиями и Божественным присутствием Бога везде. Их мысли постоянно через работу памяти находятся в постоянном напряжении, медитируя на то, что особенно привлекло в Боге из полученных знаний. Каждый человек имеет к Богу свой уникальный путь, и именно эта особенность обладает свойством у каждого восторгаться и привлекаться какими-то своими качествами, заставляющими на эти Божественные качества медитировать вновь и вновь, входить в них, углубляться, наслаждаться ими и этим качествам Всевышнего поклоняться преимущественно. Некоторые преданные привлекаются Могуществом Бога, в теле Которого присутствует все Божественное творение. Единый, входящий во все Сам Бог, Всеразвивающий и Непостижимый, присутствующий и в микроскопических живых существах и во всей Вселенной Своим полным целым, Бог, Выше Которого нет, Который Неизменен, не смотря на то, что пребывает во всем движимом и неподвижном, видимом и невидимом, во всех формах тел, во всех средах существований и равно за пределами всех вселенных, будучи при этом Неизменным, Единым, Полным, Самодостаточным, Абсолютным. Так мысля о Боге, многие именно за эти Божественные качества преклоняются перед Личностью Бога, всегда выделяя их в своем сознании, всегда ища и находя им подтверждение, медитируя на них, ими восхищаясь, и в них углубляясь мыслью постоянно. Но, зная Бога, как Единого, поражаются, как Единый Бог проявляет Себя в материальном мире в виде добра и зла, победы и поражения, славы и бесславия, богатства и бедности… через необъяснимую двойственность материального мира, которая, по сути, является результатом работы Божественных иллюзорных энергий, имеющих цель, проводя живые существа через условности материального мира и вовлекая их в материальные игры, развивать их, шаг за шагом достигая в этом направлении те качества, которые одни и могут открыть двери к преданному служению Всевышнему, как и выводят за пределы материального существования.
Медитация на эти качества достаточно благоприятна, дает изнутри каждому и свои откровения и свои причины преклонения перед Богом, которого постичь человеческому уму почти невероятно. Также многие поклоняются Богу, как Великому Творцу материального мира, многообразие которого неисчерпаемо. И изучая Веды, и призывая на помощь свои материальные знания, и исходя из средств информации человек поражен великолепием, многообразием, великим совершенством всего, что окружает его. Абсолютно точно из Вед зная, что все есть творение Бога, все исходит из Бога, все есть продукт Божественной мысли, все пронизано Богом и всему есть свое Божественное предназначение, человек буквально потрясается тем, что раньше, видя, не видел, чему не предавал значение, мимо чего проходил. Человек абсолютно точно начинает понимать, что муравей – великое творение Бога, пылинка – есть жизнь, камень – множество жизней в невидимой и непостижимой форме, небо – есть жизнь в каждой своей точке, лепесток есть часть жизни и в нем миллионы невидимых жизней и дыханий, куда не посмотри – все Божественно, все работает, все направленно движется и развивается. Если человек занимался материальными науками, то в свете духовных знаний все оживает, приобретает новый смысл, новое назначение и новое продолжение даже там, где раньше виделась пустота или смерть. Зная так Бога, как непрерывное движение многих и многих жизней самых разных уровней и проявлений, взаимосвязанных, взаимозависимых, существующих в Боге как бусинки, нанизанные на нить вечности, человека впадает в великий транс от столь непостижимого каждому уму откровения, и мысль его, именно так увидевшая Бога, требует в нем преклонение перед Богом именно в этой великой форме Божественного проявления, именно в этих Божественных качествах. Однако, многие, изучив Личность Бога, как Великую Вселенскую Форму, вынуждены согласиться, что и сами именно так готовы видеть Бога, и так желают воспевать Его и поклоняться Ему, ибо не видят в себе противоречий и не могут разумом выйти за пределы описанной в Ведах Великой Вселенской формы Всевышнего и так проповедуют, и так поклоняются, и так понимают, и так медитируют, и через это постигают Величие Бога, и через этот путь утверждаются в преданном служении. Однако, приведенные в данном стихе качества Бога есть начальные, которые невозможно опустить и через которые не попытаться увидеть Личность Бога, и многие свое преданное служение начинают именно отсюда, с этих уникальных совершенных знаний Вед. Но в следующих стихах Бог дает Арджуне куда более полные знания о Себе, ибо не каждый может, идя на поводу мысли медитационным путем, раздвинуть видимое и увидеть большее, ибо для этого нужна также смелость, большой духовный опыт и разрешение Бога. Поэтому Бог еще более глубокие знания о Себе, которые можно применить в повседневной жизни на каждом шагу, дает в следующих стихах: 16-19.

16. Я – ведический ритуал, Я – жертвоприношение, Я – подношение предкам, Я – целительная трава, Я – трансцендентное воспевание, мантра, Я, непременно, растопленное масло, Я – огонь и Я – предложение (масла огню).

КОММЕНТАРИЙ.
На самом деле очень не просто понять человеку неверующему или неофиту приведенные здесь слова Бога. Вот, как Бог может быть ведическим ритуалом? Как? Это непостижимо и материальному человеку здесь просто делать нечего. Тем не менее. Ритуал – создан самой Мыслью и Планом Бога, любой ритуал, включая ведический. Именно Бог изнутри живого существа, давая причины и следствия, порождает устремление живого существа к священным церемониям, связывая это с жертвоприношением или с другим событием в жизни человека с тем, чтобы удовлетворить те или иные потребности живого существа, зависимого от материальной природы и Волею Бога связывающего все свои успехи со своей деятельностью и благословением Всевышнего или других высших живых существ, на эту деятельность и обеспечивающих успех и исполнение тех или иных желаний, как и вожделений. Бог внутри человека, исполняющего ритуал, его руками, его устами, его телом исполняет, дает мысль, дает просьбы, дает время и сроки, дает непременные атрибуты и понимания, условиями жизни подводит к такому уровню мышления, каждому во время ритуала отводится своя роль, свое участие, своя вера, и свое то, что каждый в результате должен извлечь. Один Бог знает последовательность ритуала, непредвиденности, направление, подсказывает мыслью место, время, участников, отводит другие сроки, дает желания, сомнения, поступки, каждое движение, все расставляя по местам, давая энергию значимости, необходимости, религиозности и веры. Неверующему, свято считающему себя независимым от Бога, владеющим самостоятельно своим телом, чувствами и мыслями, абсолютно неприемлемо даже едва предположить, что все в нем или в другом работает от Бога и Божественного Намерения, как и Плана. И только верующий, имея опыт диалога с Богом в себе, познавший в духовной практике Божественные проявления, не сомневается. В эти слова Бога, приведенные в данном стихе, он входит с радостью, распространяя их на другие приведенные здесь божественные откровения, и этими откровениями наслаждается и берет их в себе за основу и в многих других вопросах, о которых здесь Бог не упоминает. Что значит, что Бог – Жертвоприношение? Все то же самое. Само жертвоприношение данного порядка рождено мыслью Бога, все в нем подробности, цели, непременные составляющие, результаты, последовательности, участники… Все внутри Бога содержится единым целым, но подается человеку постепенно и в связи с религиозной необходимостью, как и с деятельностью, направленной на успех или поддержание тела. Процесс жертвоприношения, сам жертвенный огонь, все участники, мысль и деяния каждого, определение времени, места, каждое движение священнослужителей, каждое слово… Все абсолютно от Бога, как и результат, как и тот, кому жертвоприношение посвящено, и что от него ожидается, также одеяние, дополнительные предметы как религиозного порядка, так и материальные вещи, все, кто должен присутствовать и те, кто должен отдалиться или не быть допущенным. Все на самом деле обставлено Богом, все имеет видимую для человека причину и следствие, все дает надежду, все укрепляет веру, все и имеет тенденцию к изживанию себя, но скрытую от глаз, своей неудачей, своим разногласием или непредвиденностью, своим сопротивлением того или иного участника. Все коррективы также от Бога, как и несостоявшиеся жертвоприношения или неуспешные жертвоприношения, ибо в Боге есть место всему, всему есть и следствие, все увязано одной Божественной Мыслью и ведет за пределы осуществляемого на десятилетия вперед, и далее, и более. Также Бог – подношение предкам. Здесь как понимать? И ритуалы, и жертвоприношения, и подношения предкам – все это вопросы религиозные и, в конечном счете, направлены на укрепление веры, но разными путями. Это вещи религиозно значимы, яркие по впечатлениям, задействуют в направлении Всевышнего все действующие органы чувств, имеют свойство запоминаться, имеют жертвенное направление, влекут за собой аскетизм, вхождение в Бога или в того, кому человек поклоняется, поэтому эти вещи Бог называет Собой, исходя из того результата, на который они в итоге рассчитаны. Существуют и другие религиозные вещи, которые Бог собой не называет, ибо задача Бога утвердиться в сознании человека путями наиболее для человека значимыми и действительно сильно эмоционально воздействующими, хотя надо понимать, что Бог присутствует везде, все творит Единолично через ум человека, обстоятельства, и события, организованные Богом. Все назвать Собой Бог может только в уме Абсолютно развитого преданного, для которого уже нет различия, в духовном или материальном себя проявляет Бог и на каком уровне с точки зрения человека. Но пока в умах большинства четко отделены материя и духовность на Земле, Бог называет Себя тем, что религиозно-знаменательно, религиозно нравственно и способствует укреплению веры, дабы через эти вещи человек хотя бы начинал медитировать на Бога и так расширять свое религиозное сознание, допуская далее Бога везде и все называя проявлением Бога однозначно по мере развития своего духовного проникновения и мышления, переставляя различать материю и дух, но все одухотворяя присутствием Бога. Но для религиозных людей среднего уровня слабые, хоть и религиозные вещи, Бог минует, чтобы называть Собой. И это должно быть понятно. И там все от Бога. И там направлено действо на укрепление Веры, но значимость события не велика, как, например, просто поклон человека перед изображением Бога или Авторитетных преданных, как Бог и не называет Собой процесс приготовления прасада, или процесс одевания сари или дхоти, что тоже могло бы быть приравнено к священному действу. Бог выбирает не повседневные, но более редко повторяющиеся религиозные события, тем делая ум сосредоточенней и понимающим все более высоким и значимым в отношении религии и так укрепляя веру. Назвав Себя подношением предкам, Бог тем самым подчеркивает нравственную основу в поклонении предкам, рождает мысль о бессмертии души, о возможности исчерпать свой грех через родных и после своей смерти, по сути, Бог дает обещание вечной жизни, дает утешение каждому, что на тот период в таких рамках принималось естественно и соответствовало уровню духовного проявления и ожидания человека. Подношение предкам был процесс святой, праздничный, добродетельный, и потому работал также на укрепление веры и нравственности и требовал авторитета, что могло быть достигнуто утверждением Бога в данном стихе. И опять же, на самом деле подношение предком было рождено и претворено в свое время и своими путями Божественной Мыслью, и изнутри, в духовной сущности каждого имело место, ибо каждого вел Бог, и весь процесс подсказывался только Богом изнутри тем, кто этим процессом руководил и его, как религиозную деятельность, как семейный ритуал, передавал из поколения в поколение в каждой семье. Не менее существенно и то, что Бог утверждает Себя, как целительная трава. Хотя здесь и нет прямой религиозной основы, но пора человеку понять, что и лечебная трава лечит не сама по себе, что эти качества, свойство лечить дает ей только Бог через свои многочисленные энергии, неотличимые от Самого Бога. Есть ряд трав, которые вошли в понимание людей на Земле с такой этикеткой, стали условностью материального мира, как и любой другой закон, физический или химический и пр. Только один Бог наделяет траву данной силой, дает ей благословение действовать на те или иные органы человека, как лекарство. Только Один Бог может это свойство отменить. Только Бог соединяет так свойства травы и органы человека, которые дают такое последствие. Трава выступает в этом случае, как причина, хотя надо понимать, что это причина только в глазах человека. Только Бог может на самом деле убрать болезнь и без травы, и без причины. Но творение развивается Богом так, что его пониманию необходимы причинно-следственные связи, которые Бог таким образом и создает, тем упорядочивая материальный мир и материальные отношения и давая человеческому уму необходимые основания, без чего не мыслимо и само развитие живого существа. Есть также травы, которые наделены от Бога свойством убивать живое существо, опять же действуя, как причина. Но Собою Бог называет для человека только то растение, которое ему во благо, хотя все от Бога, все есть проявление энергий Бога, все действует и согласуется по Плану Бога. Также следует знать, что все лекарства, создаваемые человеком есть опять же причинно-следственная связь, созданная Богом и направленная на помощь человеку. Ибо беспричинное выздоровление, что тоже возможно, практикуется Богом редко, как чудо, для тех, кто свят, религиозен глубоко, кто изнутри полагается на Бога, не боится смерти и Волею Бога изнутри уже никогда не прибегает к причинно-следственным связям условного материального мира, но видит во всем только одну Высшую Божественную Причину, как Волю Бога. Из всего, что в этом стихе Бог назвал Собой, самое существенное и очевидное, что иначе и никак не могло быть, это то, что Бог - есть мантра, воспевание Святых Имен Бога. В какой бы песне и кого бы человек не воспевал, и там каждое слово дается от Бога, Сам Бог открывает уста, дает желание говорить или петь, Сам, по сути, с человеком поет любые его песни, и это непременно должен знать верующий. Но назвать Собой Бог может то, что абсолютно чисто, религиозно, значимо, имеет качества добродетели. Все это и более того в именах Бога. Здесь, воспевая Бога, вибрируя Святые Имена, человек выходит на личностный уровень, когда Бог не только открывает его рот, но и дает ему свои лучшие энергии, как и Сам внимает, как и Сам присутствует не отстраненно, но проникая в человека и награждая его Лично трансцендентным наслаждением, давая о Себе знать, Себя чувствовать, и Себя помнить и развивая так привязанность к преданному служению. Также то, что используется преданными в поклонении, считается священными атрибутами, такими, как масло и огонь, без которых не обходится ни одно жертвоприношение или поклонение Всевышнему. Предложение же масла огню есть действие священное, ритуальное, очищающее, предназначенное Богу, посвященное Богу и потому однозначно есть религиозное действие очень высокого и значимого порядка. Поэтому, оно названо Богом Собой, хотя и сам процесс происходит через мысль и энергии Бога, где человек лишь следует Воле Бога в себе без отклонений. Вообще, любое предложение другому есть благостный поступок, если это связано с кровом, едой, одеждой, благами, а потому такое предложение хоть и ниже, чем предложение масла огню, также существенно и Бог позволяет в него внести смысл Божественного присутствия. В следующих стихах эти знания и понимания неизменно дополняются Богом, и надо иметь их всегда ввиду в своей повседневной религиозной жизни, через них видя и понимая работу Бога везде, как и утверждаясь в том, что все, что во благо религии, что во благо человеку, что жертвенно, что требует аскетизм, что глубоко нравственно, Бог готов назвать Собой. Все же другое, что не отвечает высоким духовным качествам человека, что корыстно, что меркантильно, лживо, насильственно, хотя тоже происходит по Воле Бога, отдающего руками невежественных кармические долги, есть то, что Бог не называет Собой в глазах человека, хотя присутствует всегда и во всем и направляет Лично, как и создает Божественной мыслью, но называет воспитанием живых существ через кармические последствия и направлением, как и развитием человека, что тоже пойдет во благо, но никак ни есть характер самого Бога, но воздаяния по Божественной Справедливости. И в этом эти события можно назвать также Богом и Божественными качествами.



Читатели (294) Добавить отзыв
 

Проза: романы, повести, рассказы