ОБЩЕЛИТ.COM - ПРОЗА
Международная русскоязычная литературная сеть: поэзия, проза, критика, литературоведение. Проза.
Поиск по сайту прозы: 
Авторы Произведения Отзывы ЛитФорум Конкурсы Моя страница Книжная лавка Помощь О сайте прозы
Для зарегистрированных пользователей
логин:
пароль:
тип:
регистрация забыли пароль

 

Анонсы
    StihoPhone.ru



АФИНСКАЯ ДЕМОКРАТИЯ И РОССИЙСКАЯ ПЛУТОКРАТИЯ

Автор:
Афинская демократия была сильна до тех пор, пока выражала интересы гражданского общества Афин.
Этот период был весьма непродолжительным и полностью укладывается в годы правления Фемистокла и Перикла, исторически верно связывавших силу ведущего города-порта Средиземноморья с выражением воли его культурной элиты (крупных морских торговцев, заинтересованных прежде всего в господстве афинского флота на морях). Казённые здравицы единороссов в пользу «поддержки культурной отрасли» и «грядущего торжества нанотехнологий» имеют столько же общего с материальным интересом нашей политической элиты, как благостные картинки из рекламы «Мечты сбываются. Газпром» - с реальной поддержкой детского спорта (иначе не пришлось бы Медведеву подписывать закон о комендантском часе для российских детей и подростков).
Парфенон – не результат благотворительности сырьевой естественной монополии. Исторически он был сооружён как чисто идеологическое средство обеспечения вполне материального интереса – содержания огромного афинского военного флота за счёт взносов других греческих полисов.
И Фемистокл, и Перикл стали жертвой демагогии партийных вождей и института выборной демократии, то есть именно того, с чем в силу устоявшейся пагубной традиции принято связывать сущность демократии как формы государственного устройства. Тем поразительнее величие культурного наследия, оставленного человечеству недолговечной Афинской демократией.
Гражданское общество – общество, объективно (в силу материальных интересов больших групп людей, а не на уровне лозунгов) заинтересованное в защите высокой культуры. В России бытует иное, упрощенное представление о гражданском обществе как о перечне формально действующих государственно-правовых институтов и норм. Отсюда все недоразумения и разочарования. На словах все за высокую культуру. На деле в России развивается культурная катастрофа. Материальные интересы российской властной элиты пролегают совсем в другой области, нежели высокая культура, являющаяся для нашей власти даже не факультативом, а прямой угрозой её бесталанной и бескультурной «стабильности». Эту элиту необходимо менять, и как можно скорей. Но вот проблема: кто это сделает за нас, если гражданского общества в России нет? Не марсиане же.
Царь Пётр и король Фридрих II, выведшие на сцену большой европейской политики Русское и Прусское государства, знали ответ. Потому и названы Великими. Ответ знал и генерал Бонапарт, которому Франция и вся Западная Европа обязаны сегодняшним государственным устройством. Эти трое интеллигентов в мундирах творили европейскую историю, опираясь не на выдумки Руссо о государстве как «общественном договоре», но опирались на вполне материальные интересы тех социальных групп, которым было по пути с сильным и умным государством. Подобно тому как могущество колониальной Британской империи опиралось на власть крупных оптовых торговцев и банкиров, поддержанную сильнейшим в мире военно-морским флотом, Бонапарт утвердил во Франции власть мелкой и средней буржуазии города и деревни, опираясь на лично им выученную сильнейшую в Европе сухопутную армию. Тем же путём за сто лет до Бонапарта пошёл в России Пётр, опершийся в своих реформах на союз купечества и нового для России культурного дворянского сословия, и эту власть, как и международный авторитет России, гарантировала 100-тысячная профессиональная армия, выращенная Петром из двух гвардейских полков. Спустя полстолетия Фридрих Великий придал статус европейской державы совсем молодому Прусскому государству, опираясь в равной степени на свой военный гений и авторитет Берлина как научной и культурной столицы Европы. Что объединяло трёх великих европейских реформаторов? Интеллигентность и незаурядные способности проводить в жизнь свои планы во внутренней и внешней политике, в экономике и государственном строительстве без написанной Джахан Поллыевой бумажки, без подсказок «советников по имиджу», «советников по физкультуре», «советников по партстроительству», «советников по реформе электроэнергетики», глав администрации, руководителей аппарата правительства и их многочисленных замов, родственников, знакомых и мосек.
Царь Пётр, если называть вещи своими именами, совершил в России, опираясь на пару потешных полков, первую буржуазную революцию, заложив культурный фундамент российской государственности на столетия вперёд. Дворянское сословие, носитель этого культурного заряда, за два столетия растеряло свою силу, не нашло себе места в опутанной многовековыми предрассудками и освящённой традициями патриархальной старины системе внутреннего государственного устройства России, оно дало себя поработить серой чиновничьей заединщине, стараниями которой страна сначала погрязла в коррупции и политическом безволии, а затем свалилась в пропасть Первой мировой войны. Однако законов истории никто не отменял. Буржуазная революция 1917 года закончилась в России выкидышем и контрреволюцией полуграмотных чиновников. Спустя 70 лет сенильное Политбюро заединщиков от канцелярской чернильницы не удержало власти в хилых руках, оно предприняло запоздалую попытку самореформироваться и было сметено новой волной искусственно отсроченной буржуазной революции. За штурмом Бастилии 1989 года последовали Вандея и смута 1991 года, террор осени 1993 года. Теперь революция завершается унылым, бездарным, бескультурным и коррумпированным термидором, плавно сползающим в реставрацию всевластия серого, спаянного круговой порукой чиновничества в гораздо худшей редакции, чем мы имели до 1989 года. Во имя чего было принесено столько жертв? Во имя «добросовестного транзитирования российского газа в Брюссель»? Во имя закупки россиянами своего минерального сырья у своих же естественных монополий по мировым ценам? Во имя распила чиновниками полученной от этой «торговли» «прибыли» на курируемые ими ФЦП и Нацпроекты? Во имя лубочных названий этих ФЦП и Нацпроектов, за которые голосует наше глупеющее на глазах «гражданское общество»? Скоро ли наступит брюмер?




Читатели (164) Добавить отзыв
 

Проза: романы, повести, рассказы