ОБЩЕЛИТ.COM - ПРОЗА
Международная русскоязычная литературная сеть: поэзия, проза, критика, литературоведение. Проза.
Поиск по сайту прозы: 
Авторы Произведения Отзывы ЛитФорум Конкурсы Моя страница Книжная лавка Помощь О сайте прозы
Для зарегистрированных пользователей
логин:
пароль:
тип:
регистрация забыли пароль

 

Анонсы
    StihoPhone.ru



Советы непрошеного гостя

Автор:
Мизантроп. Советы непрошеного гостя

«Лесной прохладой
Окутан словно шалью
Усталый путник»
Усё «Хайку и танка на каждый день»

«Слова, подобранные в определенном порядке,
способны изменить мир»
Капитан Лебядкин «Теория заговора»


Вот ты проснулся и понял удивленно, что вокруг целый мир, загадочный и пёстрый, и почти вечность на познание. Если такое наэлектризованное ощущение не возникает каждое утро, значит явно что-то пошло не так. Но ведь, признаться честно, не возникает?
Как правило, всё воспринимается несколько иначе. Как дурная цепь неприятных состояний, большую часть которых невозможно избежать. Причем именно те, ноющие и тоскливые, что терпеть просто невыносимо.
Можно пытаться приглушить их с помощью алкоголя или иных сомнительных дистракторов, но на следующий день всё начнется сначала. И нет смысла бороться бестолковыми методами с конкретным состоянием, которое всё равно неизбежно пройдет само, но только чтобы достаточно быстро смениться следующим, ещё более раздражающим. Бороться нужно с причиной – самим способом восприятия жизни.
Последняя из классических пяти стадий здесь должна стать сразу первой. Принятие и смирение. Просто, когда случается очередная мерзость, это лишь окаменевший кусочек реального мира стучится тебе в окошко. (На самом деле от души стучит по хлебалу, но это несущественно…) Именно таким образом унылое бессобытийное существование становится настоящей жизнью. Да, со всеми присущими ей издержками в виде отбитых мягких тканей и треснувших костей, но таков мир, в котором всем нам посчастливилось оказаться. И другим он быть отказывается, как не изгаляйся.
Другим можешь стать только ты сам через долгие муторные практики самоконтроля.

Homo Sapiens вечно раздираем неутолимыми желаниями, раздутыми амбициями, повседневными страхами, неизбывной нуждой как беззащитный зверек бандой равнодушных хищников. Только вот так уж ли они опасны и кровожадны, если присмотреться?
Желания пропадают под микроскопом. Стоит лишь вдуматься, разобрать по суставам: насколько я этого хочу, чем готов пожертвовать, да уж хочу ли действительно, или сквознячком в голову задуло? Как влетело, так и вылетит с присвистом. Много ли человеку земли надо? Воды надо? Жратвы, женщин, бухла, развлечений? Без чего вовсе не прожить? Только без воздуха. Настоящего свежего воздуха – свободы. А остальное – так, игры разума в преферанс с самим собой, расщепленным на сепарированные сознания, дифференцированные состояния, недолговечные настроения…
Ум – это непоседливый котенок, что непрерывно требует еды и веселья, но если ему потворствовать, он быстро превратится в жадного жирного нахала, над которым уже никогда не будет вашей власти. Раздави гадину! Нет, не то… Вот: контролируй ум смолоду!
Саморефлексия как непрерывный мониторинг внутренних умственных процессов: диагностировать когнитивный диссонанс и зачатки депрессии на ранних стадиях. Только так можно навязать им борьбу на равных. Успеть вытравить кислотой всё расползающееся саморазрушение.
И даже если тебе почему-то кажется, что в твоей голове нет навязчивых деструктивных мыслей – их там миллион. Твое сознание их просто не замечает, так как отвлечено какой-то другой ерундой типа слежения за хромающим сюжетом дурацкого сериала или как бодрые мужики в трусах пинают ни в чем не повинный круглый (а иногда – неожиданно подозрительный продолговатый) мяч. Но мысли тем не менее есть. Мозг их там продуцирует как бесноватый конвейер, от чего голова перегревается и ты вдруг хочешь с воплем шмякнуться в ледяной бассейн.
Для того и существует медитация (и иные практики самоконтроля) – успокоить ум, дать ему необходимую передышку. И не так страшны сами беспокойные мысли, как весь тот ужас, что они продуцируют: тревога, зависть, обида, грусть, тщетные избыточные мечты, чувства вины и раскаяния, боль от осознания собственной слабости, тленности, несовершенства…

Человек никогда не то, что он о себе думает, каким себя представляет. Он всегда глупее, тщедушней, слабее телом, духом и волей. И потенциал его не то, что выпирает из тучных амбаров, но легко влезает в старый трухлявый сундук. А работать придется именно с ним…
Ты можешь заставлять себя делать что-то важное в течение небольшого времени только на силе воли, но без глубинного настоящего желания этим заниматься, удовольствия от самого процесса, полного осознания необходимости продолжать начатое, ментальный ресурс рано или поздно будет исчерпан, и ты просто всё бросишь, придумав какую-нибудь нелепую отмазку.
Человек отказывается терпеть даже когда ничего другого не остается, и срывается, и уходит в крутое пике; а потом карабкаться с самого дна, раз за разом начинать сначала…
Самое глупое – это когда ты делаешь всё правильно, но ждешь моментального эффекта. Потом разочаровываешься и забрасываешь, когда ожидаемого прорыва не происходит. Или делаешь кое-как, но так уверен в себе, что не хочешь исправляться, а упорно долбишься об стену, когда рядом есть потайная дверь. Ее нужно просто хорошенько поискать.
Любая серьезная практика длится долгие годы, а настроя, даже самого гранитного, обычно хватает максимум на несколько дней, затем внимание человека привлекает какой-то другой объект или идея, и он охладевает к предыдущей. Но добиться результатов можно только если физически начинает меняться организм, мозг образует новые нейронные связи, они крепнут и со временем становятся приоритетными для выбора направления сигнала, и только тогда ты начинаешь мыслить иным образом и принимаешь принципиально другие решения на постоянной основе.
Главная ошибка новичков – перестать считать себя новичком после получения первого опыта. А возросшая самоуверенность не означает перемены статуса.
Мастерство приходит, когда ты понимаешь, насколько бестолковым ты был ещё вчера. Но это не значит, что завтра то же самое не повторится в точности.

А жизнь действительно начинает меняться. «Бытие мое» приобретает структуру невиданную, непривычную… Чем ближе подбираешься к самому биению жизни, тем сложнее становится описывать, да и просто находить слова, имеющие к этому … хоть косвенное отношение. Ибо в этой мягкой, влажной сердцевине уже не существует никакого материала, из которого можно было бы собрать хоть какие-то смысловые конструкции. Там только сам танец жизни и всё. А слова и смыслы появляются вследствие негодования из-за нашей неспособности пробиться поближе к этой сладостной цитадели, вырвавшись из привычного гетто страдания, суеты и вечной склоки…

P.S. Изматывающая война за свой ясный ум и самоконтроль далеко не самый веселый челлендж. Каждый долбаный день бой стартует сначала, но, раз уж ты жив, всегда есть неплохие шансы победить.

Vae victis!



Читатели (313) Добавить отзыв
 

Проза: романы, повести, рассказы