ОБЩЕЛИТ.COM - ПРОЗА
Международная русскоязычная литературная сеть: поэзия, проза, критика, литературоведение. Проза.
Поиск по сайту прозы: 
Авторы Произведения Отзывы ЛитФорум Конкурсы Моя страница Книжная лавка Помощь О сайте прозы
Для зарегистрированных пользователей
логин:
пароль:
тип:
регистрация забыли пароль

 

Анонсы
    StihoPhone.ru



Кампания 1943 года. Глава 121

Автор:
Глава 121.



1 августа Жуков и Ватутин собрали командиров армий и корпусов Степного и Воронежского фронтов, участвующих в Белгородско-Харьковской наступательной операции.

- По данным нашей разведки, у фельдмаршала Манштейна на белгородско-харьковском направлении оборону держат 18 дивизий, в том числе 4 танковые. Это не считая отдельных частей и подразделений армейского подчинения. Общая глубина эшелонированной обороны противника - 18 километров. Главный рубеж - две линии укреплённых узлов и огневых точек, соединённых ходами сообщения полного профиля. Этот рубеж имеет глубину 8 километров.
Второй рубеж имеет глубину два километра. Между первым и вторым рубежами - промежуточная позиция. Все каменные строения в населённых пунктах укреплены и готовы к длительной круговой обороне.

Замысел операции - смежными флангами Степного и Воронежского фронтов из района севернее Белгорода нанести удар в направлении на Богодухов, Валки - в стык между войсками 4-й танковой армии и так называемой "группы генерала Кемпффа". Оперативная цель - глубокий обход Харькова с северо-запада. Навстречу, из района южнее Харькова, в северо-западном направлении ударят войска Юго-Западного фронта. Одновременно по всему фронту группы армий "Юг" будет нанесён ряд вспомогательных сковывающих ударов.

Стратегическими резервами в глубине обороны Манштейн не располагает. На заключительном этапе операции вся белгородско-харьковская группировка противника окружается, расчленяется и уничтожается. Начало операции - 3 августа. Конкретные задачи будут поставлены командующим армиями в устной форме в целях сохранения особой секретности.

Генерал-лейтенант Катуков получил директиву выдвинуть 1-ю танковую армию в южном направлении и к рассвету 3 августа сосредоточить её за правым флангом 5-й гвардейской армии генерала Жидова. Генерал-лейтенант Ротмистров получил директиву выдвинуть 5-ю гвардейскую танковую армию в район слева от армии Катукова.

Танки Катукова и Ротмистрова выдвинулись маршевыми колоннами по прифронтовым дорогам в указанные им районы. Танки шли по местам недавних жестоких боёв. Справа и слева на обочинах чернели коробки сгоревших танков, громоздились изуродованные остовы грузовиков, разбитые орудия и опрокинутые повозки.

Наступил рассвет 3 августа. После мощной трёхчасовой артподготовки и массированных ударов авиации гвардия генерала Жидова перешла в наступление и продвинулась к полудню на пять километров. В полдень начались сильные контратаки противника. Катуков и Ротмистров получили приказ ввести в бой танковые бригады первого эшелона и совместно с пехотой Жидова довершить прорыв обороны на всю глубину, после чего развивать успех в направлении Томаровка, Богодухов.

6-й танковый корпус генерала Гетмана наступал в первом эшелоне танковой армии Катукова. В бригадах было по 40 - 45 танков, в большинстве это были танки, отремонтированные своими силами в полевых условиях.

Корпус вышел в район сосредоточения в заданный срок. Гетман развернул оперативный штаб на высоте 238 в двух километрах от балки Ольховская, позади изготовившихся к наступлению гвардейцев 32-го стрелкового корпуса армии Жидова.

С корпусного НП Катукова хорошо просматривался весь участок прорыва. Линия фронта пересекала реку Ворскла севернее Задельного. Сразу после взятия Задельного гвардией Жидова танки Гетмана согласно директиве штаба танковой армии входили в прорыв, отрывались от пехоты и сминали во фланг оборону противника за Ворсклой, обеспечивая тем самым гвардии безопасную переправу.

Чтобы подстраховаться, Гетман приказал полковнику Моргунову начать скрытно переправлять бригаду авангарда через Ворсклу в районе Весёлого ещё до начала артподготовки.

В семь часов утра переправа была завершена, а в семь пятьдесят, сразу после артподготовки, гвардия атаковала через реку и завладела Каменным Логом и Задельным.

Обгоняя пехоту,танковая бригада Моргунова проследовала через Задельное и устремилась на Стрелецкий. Здесь у противника были развёрнуты три батареи 155 - миллиметровых орудий под прикрытием зенитной установки. Рота лейтенанта Зотова напала на артиллеристов с тыла и уничтожила батареи вместе с зениткой. Стрелецкий танкисты заняли с ходу. В 16 часов они завязали бой за Пушкарное. Здесь с ходу прорваться не удалось. На помощь Моргунову подошли танковая бригада полковника Веденичева и мотобригада полковника Елина.
Немецкий гарнизон был окружён и полностью уничтожен.

Бой за Пушкарное ещё продолжался, когда подошла танковая бригада полковника Леонова. Не задерживаясь, она двинулась дальше, к вечеру вышла в район высоты 183 и завязала бой за Томаровку.

На помощь гарнизону, и без того весьма значительному, в Томаровку подошла 11-я танковая дивизия. С наступлением темноты Леонов прекратил бесплодные атаки, отвёл танки в лесополосу и стал ждать прибытия мотопехоты и тяжёлой артиллерии. Ночью подошли бригада Моргунова и бригада полковника Елина, усиленные корпусной артиллерией.

На рассвете 4 августа после артподготовки бригады Моргунова и Елина атаковали и заняли северную часть Томаровки. Гетман доложил Катукову об успехе.

- Блокируйте одной бригадой противника в Томаровке, а главные силы двигайте на Богодухов!
Я с оперативной группой штаба выезжаю к вам и присоединюсь к главным силам корпуса. В сторону Томаровки уже идёт 5-й гвардейский танковый корпус генерала Кравченко.

Оставив усиленную артиллерией мотобригаду полковника Елина сторожить Томаровку в ожидании прибытия корпуса Кравченко, генерал Гетман двинул главные силы в обход, к дороге на Богодухов.

Тем временем в прорыв на Ворскле входили главные силы двух танковых армий. Танки шли через пятикилометровый коридор четырьмя маршевыми колоннами. Впервые с начала войны генерал Катуков видел такую армаду советских танков на марше. Над дорогами несли дежурство истребители с красными звёздами на крыльях.

Пройдя через коридор, танки развернулись в предбоевой порядок и широким фронтом
двинулись на Богодухов, сминая на своём пути очаги сопротивления. Шли почти без задержек.
Командарм Катуков с оперативным штабом следовал за первым эшелоном по дороге, обсаженной деревьями.

- Стойте! Что это?

Идущая впереди штабная машина резко затормозила. Из неё выпрыгнул офицер и предостерегающе замахал рукой, показывая другой рукой в сторону рощи справа от дороги.

Катуков остановил машину, выпрыгнул из неё и поднёс к глазам бинокль. Справа, из-за рощи, доносились звуки канонады. Там начинались сады Томаровки. По дороге из Томаровки, наперерез штабной колонне Катукова, выползали из рощи "тигры".

Генерал Шалин, сидя в штабной машине возле передвижной радиостанции, вытирал носовым платком вспотевшую лысину и что-то кричал в трубку.

Вскоре наперерез немецкой танковой колонне ударили с двух сторон танки 6-го и 31-го танковых корпусов. Завязался нешуточный танковый бой. Исход боя решили ударившие с тыла танки подоспевшего к Томаровке корпуса генерала Кравченко. "Тигры" были уничтожены. Катукову доставили трофейную штабную машину. В ней были личные вещи и документы командира 19-й танковой дивизии генерала Шмидта. Сам генерал Шмидт, раненный осколком авиабомбы, был окружён в роще и застрелился.

Томаровка была к ночи полностью очищена от противника. Были захвачены в целости 45 "тигров", напрасно ожидавших прибытия заправщиков с бензином и тыловиков с боеприпасами.

Танковый корпус генерала Кравченко преследовал отступившие на юго-запад войска танкового корпуса генерала Кнобельсдорфа, а высвободившаяся мотобригада полковника Елина присоединилась ночью к главным силам корпуса генерала Гетмана, наступающего на Богодухов.

В полдень 7 августа корпус Гетмана, пройдя с боями за четыре дня 120 километров, вышел к Богодухову и изготовился к штурму города с трёх сторон. Штурм начался в три часа пополудни. Через час в город ворвалась с востока танковая бригада полковника Веденичева. В пять часов немецкий гарнизон стал поспешно покидать город по дороге, идущей на юг. Ещё через час Богодухов был полностью в руках Гетмана. Остатки 332-й и 255-й немецких пехотных дивизий
отошли за реку Сухой Мерчик, взорвав за собой переправы.

В ночь на 8 августа в штаб Манштейна прилетел из Главного штаба сильно встревоженный фон Цейтцлер. Вместе с фельдмаршалом они стали спешно стягивать к участку прорыва войска, готовя контрудар. Западнее Ахтырки и южнее Богодухова были оперативно сосредоточены две сильные группировки - всего 11 дивизий, в том числе семь танковых и моторизованных.

Ночь в Богодухове прошла спокойно. Из штаба Катукова Гетману поступила директива на 8 августа - оставить в Богодухове мотобригаду, а главными силами наступать в юго-западном направлении и к исходу дня выйти на рубеж Краснокутск, Качаловка.

Выполняя приказ, Гетман с рассветом возобновил наступление, в двадцати километрах от города встретил заслон противника и отбросил его. Корпус вовремя ушёл из Богодухова. Едва рассвело, прилетели немецкие бомбардировщики и принялись бомбить оставленные в Богодухове тыловые немецкие склады. Все 700 тонн бензина, захваченного танкистами накануне, сгорели. Работая пожарными, танкисты спасли из огня продовольствие и часть строительных материалов.

К исходу дня бригады авангарда корпуса Гетмана вышли к северному берегу Сухого Мерчика и с ходу ворвались в село Александровка. Немецкий гарнизон разбежался, побросав оружие. Оставшиеся десять человек были убиты в перестрелке. Один человек был взят в плен. На допросе он молчал. Все переправы вблизи Александровки немцы успели взорвать. От местных жителей танкисты узнали, что артиллерия противника сосредоточена за рекой в деревне Безымянная. Взобравшись на крышу высокой хаты, командир батальона и в самом деле разглядел в бинокль два орудия, несколько танков, грузовиков и штабных машин.

В тот же день бригада полковника Моргунова, наступая в авангарде корпуса справа от бригады полковника Леонова, разгромила арьергард 332-й пехотной дивизии и заняла Мурафу.

На рассвете 9 августа противник открыл по Александровке и Мурафе сильный артиллерийский огонь через реку. За ночь на помощь к потрёпанной немецкой пехоте подошла танковая дивизия СС "Мёртвая Голова". Гетман доложил в штаб Катукова, что не может исполнить спущенную ему директиву форсировать Сухой Мерчик.

- Что ж. На завтра директива прежняя. Подтяните тылы и прорывайтесь.

Весь день шёл упорный огневой бой за переправы. К обеим сторонам прибывали подкрепления.
Гром канонады нарастал. Только во второй половине дня 10 августа главные силы бригады полковника Леонова с боем преодолели водную преграду у Александровки.

С наступлением темноты отряд из пятнадцати сапёров-подрывников пересёк линию фронта, преодолел 12 километров и вышел к железной дороге Харьков - Ахтырка западнее станции Ковяги. В это время в сторону Харькова проследовал немецкий бронепоезд.

- Вот гад, успел проскочить. Ну ничего. На ближайшие несколько дней этот - последний.

Выбрав два участка пути, восстановление которых представлялось особенно трудоёмким,
диверсанты заложили 120 килограммов толовых зарядов и отошли подальше. В два часа ночи прогремели два взрыва. Лейтенанты Трофимов и Веденеев вернулись к полотну, чтобы взглянуть на результат, и остались довольны. Все пятнадцать человек налегке вернулись затемно к своим. На рассвете 11 августа бригада Леонова, развивая успех, выбросила аванпосты к станции Высокополье. На подходе к деревням Дергачи и Марьино бригада Леонова была контратакована 3-й танковой дивизией "Медведь". Полковник Леонов принял бой, приказав майору Орехову вести танковый батальон в обход. Едва майор Орехов вышел к северо-восточной окраине Высокополья, как пошли в контрнаступление сосредоточенные южнее Богодухова танковые дивизии СС "Мёртвая Голова", "Рейх" и "Викинг". Все три дивизии были приведены в порядок и частично пополнены. Положение бригады полковника Леонова и всей танковой армии Катукова резко ухудшилось. Гетман запросил помощи у Катукова и получил её. Генерал Шалин передал Гетману 163-ю стрелковую дивизию, прибывшую в резерв Катукова из 27-й армии.

Между тем у командарма Катукова был на руках полученный накануне приказ командующего фронтом наступать на юг в направлении станции Валки. Выполнить приказ он не успел. Танковые корпуса Гетмана и Кравченко позиций не удержали и с боями стали отходить от железной дороги обратно к реке Сухой Мерчик. Бригады первого эшелона были отрезаны от главных сил и попали в оперативное окружение. Батальон майора Орехова занял круговую оборону в районе станции Высокополье. Едва успели танкисты роты старшего лейтенанта Маслова выкопать капониры, как из-за пригорка на дорогу, идущую вдоль полотна железной дороги, выползла голова немецкой танковой колонны. Два танка тут же отделились от колонны и направились в обход, чтобы зайти с тыла. Маслов прильнул к прицелу. Первым же выстрелом он пробил броню башни подставившего борт "тигра". Тот остановился и задымил. Вторым выстрелом Маслов превратил подбитый "тигр" в пылающий факел. Третий снаряд угодил в гусеницу другому "тигру" и разбил катки. Танк беспомощно закрутился на месте. Между тем к танку Маслова быстро приближались три головных "тигра" немецкой колонны.

- Полный назад! Прячься за угол! - скомандовал командир роты механику - водителю. Тот не заставил себя ждать.

Снаряды "тигров" разворотили опустевший капонир. Головной "тигр", обогнув угол каменного строения, стал разворачивать башню. Маслов выстрелил первым. "Тигр" задымил и попятился назад. Притаившийся в засаде за другим каменным строением танк сержанта Епишкина добил "тигра" выстрелом в упор. Остальные "тигры" отступили за пригорок.

Отразив все атаки, рота Маслова ночью отошла к Сухому Мерчику.

В Высокополье осталась в окружении мотобригада полковника Елина. Утром 12 августа Гетман попытался пробиться к мотострелкам, послав в атаку стрелковый полк, поддержанный двенадцатью танками Т-34. Пехота угодила под сильный огонь и залегла. Восемь из двенадцати танков было подбито. Четыре танка прорвались в Высокополье.

В ночь на14 августа усиленная четырьмя танками бригада Елина с большими потерями вырвалась из котла и вышла к своим в районе Шаровки. Корпус Гетмана вёл тяжёлый оборонительный бой на рубеже Десятая Сотня, Шаровка, Марьино. С флангов держали оборону 3-й мехкорпус и 31-й танковый корпус.

13 августа противник прорвал фронт и вышел танками к Хрущёвой Никитовке. Здесь рейд немецких танков был остановлен контратакой бригады полковника Веденичева. Бригада очень скоро оказалась в критическом положении. В батальоне майора Лаптева осталось семь танков.
Танк Лаптева загорелся. Санинструктор Гагарина под огнём вынесла майора с поля боя, но он вскоре умер. Роты старших лейтенантов Антипова и Сальникова заняли круговую оборону и отразили все атаки.

Тяжёлые бои не утихали по всему фронту корпуса Гетмана. Потери быстро росли, а натиск противника только усиливался. Танковая армия Катукова вместе с пехотой 6-й гвардейской армии медленно отступала к Богодухову.

16 августа в бой вступила 5-я гвардейская танковая армия Ротмистрова. В сражении наступил перелом. Наступательный порыв противника иссяк.

Не добившись успеха в районе южнее Богодухова, Манштейн ударил во фланг Ватутину из района Ахтырки, прорвал фронт 27-й армии генерал-лейтенанта Трофименко и вышел на рубеж Весёлый Гай, Кашумовка. Ватутину пришлось двинуть в наступление правофланговые армии Воронежского фронта - 40-ю армию генерал-лейтенанта Москаленко и 47-ю армию генерал-лейтенанта Корзуна, прибывшую сначала с Северо-Кавказского фронта на Степной фронт, а затем переданную Ватутину. Навстречу прорвавшимся танкам Манштейна Ватутин бросил часть войск 4-й гвардейской армии и 1-ю танковую армию Катукова. В числе соединений, брошенных на север, оказался и обескровленный корпус Гетмана. Передав свой участок фронта пехоте, Гетман скорым маршем выдвинул корпус на северо-запад и за ночь вышел в указанный ему район, на рубеж от леса севернее Полковой Никитовки до Губаревки. Отразив 19 августа несколько яростных атак, корпус контратаковал и к вечеру вышел к совхозам "Комсомольский" и "Ильичёвка". Утром 20 августа Гетман прибыл на наблюдательный пункт полковника Леонова. В это время рядом взорвался снаряд немецкой гаубицы. Осколок угодил Леонову в висок. Так окончил свой боевой путь старый товарищ Гетмана, командир танковой бригады "Революционная Монголия". Его похоронили в Богодухове.

Ещё неделю продолжались в районе Ахтырки упорные бои. Прорыв Манштейна был локализован. Танкисты Гетмана, взаимодействуя с пехотой 4-й гвардейской армии, выбили противника из Каплуновки, Сидоречья, Михайловки и отразили все контратаки.

28 августа корпус Гетмана был выведен из боя. Однако отдохнуть танкистам не удалось.

23 августа взятием Харькова завершилась наступательная операция Воронежского и Степного фронтов.

На 5 сентября было назначено новое наступление Воронежского фронта. Проделав восьмидесятикилометровый марш в юго-западном направлении, корпус Гетмана изготовился к наступлению в районе Лебедина.





Читатели (191) Добавить отзыв
 

Проза: романы, повести, рассказы