ОБЩЕЛИТ.COM - ПРОЗА
Международная русскоязычная литературная сеть: поэзия, проза, критика, литературоведение. Проза.
Поиск по сайту прозы: 
Авторы Произведения Отзывы ЛитФорум Конкурсы Моя страница Книжная лавка Помощь О сайте прозы
Для зарегистрированных пользователей
логин:
пароль:
тип:
регистрация забыли пароль

 

Анонсы
    StihoPhone.ru



Кампания 1943 года. Глава 73

Автор:
Глава 73.



Морозным январским утром генерал-майор Катуков пил чай в штабе 3-го механизированного корпуса.

Корпус с ноября вёл позиционные бои в составе 22-й армии. Линия фронта проходила вдоль рокадной железнодорожной ветки Белый - Нелидово. Владение рокадой позволяло противнику оперативно маневрировать тяжёлой артиллерией, что отдавало в руки обороняющейся стороне все козыри. Немцы содержали рокаду в образцовом порядке.

Штаб корпуса был в тридцати километрах юго-восточнее Нелидово, в лесу на берегу речки Тагоща, в маленькой деревушке с тем же названием.

- Товарищ генерал! Вас срочно вызывают в штаб армии!

Катуков как был в ватнике и валенках вышел во двор, сел в машину и вскоре с ветерком домчал по просёлку до штаба армии - до штаба было всего десять километров.

Оказалось, что генерала срочно вызывают телеграммой в Москву. За штурвалом штабного армейского У-2 уже сидел и грел мотор широкоскулый пилот. Катуков занял место пассажира, застегнул шлемофон связи с пилотом. Коротко разбежавшись, самолёт взмыл в небо, развернулся и полетел в сторону Торжка.

Летели над чёрным лесом с редкими заснеженными просеками и прогалинами. Мерно стрекотал мотор. Самолёт мягко покачивался в воздушных потоках. Что мог означать этот неожиданный вызов? В памяти генерала всплывали разные истории, одна неприятнее другой.

От тревожных раздумий пассажира оторвал голос пилота в наушниках:

- "Мессер"!

Со стороны Торжка в небе показалась горизонтально перечёркнутая точка. Она быстро увеличивалась в размерах. Ме-109 мчался прямо навстречу У-2. Широкоскулый пилот едва успел поднырнуть. Немецкий истребитель, ревя мотором, пронёсся над У-2, взмыл в небо, развернулся и зашёл в хвост. В сторону У-2 протянулась розоватая пулемётная очередь.

К счастью, Торжок был уже рядом. Чёрный лес внизу кончился. У-2 стремительно спланировал к земле и плюхнулся в сугроб среди поляны, взметнув облако снежной пыли. Истребитель промчался над облаком снега, взмыл в небо, быстро набрал высоту и скрылся из виду.

У немецкого пилота либо кончился боекомплект, либо горючего осталось в обрез. Так или иначе, пилот и пассажир У-2 чудом спаслись от смерти. К самолёту уже бежали через поле мальчишки из пригорода. Они помогли пилоту, раскачивая и толкая самолёт, выбраться из сугроба и взлететь.

Сели уже в Твери. Заправились и полетели дальше. На Тушинском аэродроме пассажир пересел в ожидающую его чёрную машину. Она доставила генерала прямо в Кремль. Сбросив в приёмной полушубок, генерал в валенках, в ватных брюках и солдатской гимнастёрке вошёл в кабинет Сталина.

Сталин прохаживался по кабинету с трубкой в руке. За столом сидели маршал Тимошенко и генерал Федоренко.

Сталин шагнул навстречу, поздоровался и с ходу задал вопрос:

- А что, товарищ Катуков, если мы назначим вас командовать танковой армией? Справитесь?

- Благодарю за доверие, товарищ Сталин. Думаю, что справлюсь.

- Вот, ознакомьтесь с этими двумя документами.

Сталин взял со стола и вручил Катукову два письменных приказа, подписанных 4 января. В одном шла речь о присвоении Катукову звания генерал-лейтенанта бронетанковых войск. В другом - о формировании 1-й танковой армии.

- Подробности вам расскажет товарищ Федоренко. Желаю успеха.

На этом беседа закончилась. Федоренко и Катуков покинули кабинет, и та же чёрная машина доставила генералов в Управление бронетанковых войск.

В состав танковой армии включались 3-й механизированный корпус во главе с генерал-майором Кривошеиным, 6-й танковый корпус генерал-майора Гетмана, четыре отдельных танковых полка, отдельная танковая бригада, шесть лыжно-стрелковых бригад, две воздушно-десантные дивизии, два полка гаубиц, два полка "катюш", два миномётных полка, авиаполк связи, полк армейской разведки, зенитная артиллерийская дивизия, инженерная бригада и ещё целый список частей. Штаб армии формировался в ближнем тылу правого крыла Северо-Западного фронта на основе штаба 29-й армии. Армия должна была быть полностью сформирована к 17 февраля.

Утром Катуков снова был на Тушинском аэродроме. Обратный перелёт совершился без приключений. В штабе 22-й армии обмыли новую звезду на погонах генерала. Ещё десять километров - и штабная машина вырулила на "набережную" Тагощи. Так девушки-связистки именовали единственную улочку деревни. Протоптанные дорожки от блиндажа к блиндажу именовались "проспектами". В штабе корпуса отметили с Никитиным и Попелем рождение танковой армии и начали подготовку корпуса к маршу. Предстояло преодолеть 300 километров по заметённым снегом просёлкам.

Прошло несколько дней, и корпусная колонна выдвинулась в направлении штаба новой армии.
Едва выступили в поход, как разыгралась метель. В трёх шагах ничего не было видно. Дорогу то и дело преграждали сугробы высотой в метр и выше. Люди выбились из сил, работая лопатами и толкая грузовики, чтобы вызволить их из снежного плена. За сутки прошли вместо запланированных ста километров всего десять. Остановились на ночлег в маленькой деревушке. Собрали военный совет. Катуков предложил использовать танки в качестве тягачей. Танк Т-34 с его мотором в 520 лошадиных сил легко справился бы с этой задачей. Однако это прямо противоречило довоенной инструкции. Сопровождающий колонну представитель Управления был категорически против.

- Инструкцию нарушать запрещаю.

- Но ведь боевой приказ надо выполнять.

- Надо.

- Что же вы предлагаете?

- Ничего не знаю. Придумайте другие способы. Инструкцию нарушать нельзя.

Пришлось Катукову связаться по ВЧ с Жуковым, курировавшим формирование танковых армий. Тот дал "добро" на нарушение инструкции. Продвижение колонны сразу ускорилось. Наконец все триста километров остались позади. В глухой, затерянной в снегах деревушке Зайцево нашли штаб 29-й армии. Ни горючего для танков, ни боеприпасов, ни продовольствия, ни фуража поблизости не было. До ближайшей базы снабжения - 250 километров по просёлкам. И снова пришлось нарушить довоенную инструкцию. На перегоны вышли танки Т-34. Каждый танк впрягли в четвёрку саней цугом. Эти импровизированные санные поезда курсировали от разъезда к разъезду до самой базы снабжения.

Танковая армия была сформирована в срок, установленный приказом Ставки. Только теперь в штаб Катукова прибыл маршал Жуков и посвятил генерала в замысел большой наступательной операции, имеющей целью окружение и разгром всей немецкой группы армий "Север".

Операцию начинала 1-я ударная армия Северо-Западного фронта. Она взламывала в полосе наступления на всю глубину оборону 16-й немецкой армии. В прорыв входила армейская группа генерала Хозина в составе 1-й танковой армии Катукова и 68-й армии генерал-лейтенанта Толбухина. В районе станции Дно в немецком тылу высаживались две воздушно-десантные дивизии из армии Катукова. Они занимали Дно и развивали наступление на Псков при поддержке четырёх отдельных танковых полков и части армейской артиллерии Катукова. Эти войска выходили к Псковскому и Чудскому озёрам и закреплялись здесь фронтом на запад, обеспечивая тем самым фланг и тыл главным силам армейской группы Хозина и 1-й ударной армии. Сметая огнём артиллерии, "катюш" и авиации всякое организованное сопротивление, танковая армада Катукова через Лугу выходила к побережью Балтики, поворачивала на восток и во взаимодействии с войсками Ленинградского и Волховского фронтов громила в образовавшемся котле группу армий "Север".

Операция, приуроченная к 23 февраля, была задумана с размахом. На карте Генштаба всё выглядело более чем убедительно. В полосе наступления постоянно поддерживался подавляющий перевес в тяжёлой артиллерии, танках и пехоте.

Однако на практике вышло иначе. В штабе Катукова, войска которого уже заняли рубежи атаки,
маршал Жуков поинтересовался, готовы ли к наступлению тылы.

- Как у вас с запасами боеприпасов и горючего для танков?

Услышав ответ, маршал помрачнел.

- Я даю вам транспортную авиацию. Чтобы к двадцать третьему всё необходимое было доставлено. Штаб ваш, я вижу, с работой не справляется. Придётся его поменять. Есть у вас предложения, товарищ Катуков?

- Начальник штаба у нас грамотный и старательный, но от танкового дела далёкий.

- Так. Есть кто-нибудь на примете?

- Генерал-майор Шалин, начальник штаба 22-й.

- Сажайте вашего начальника штаба в самолёт, пусть летит принимать штаб 22-й армии, обратным рейсом самолёт привезёт Шалина. Я сейчас позвоню в 22-ю.

Планы маршала Жукова сорвали ранняя оттепель и фельдмаршал Манштейн, начавший масштабное контрнаступление под Харьковом.

23 февраля вся операция против группы армий "Север" была отменена. Катуков получил приказ передать Хозину обе воздушно-десантные дивизии и инженерные части, а остальные войска срочно грузить в эшелоны, рассредоточив на станциях от Бологого до Андреаполя.

Путь к железной дороге был не близкий. И снова танки впряглись в санные обозы. Вскоре армия Катукова погрузилась в эшелоны и мчалась к Москве почти без остановок. Миновав Москву по окружной ветке, эшелоны проследовали в сторону Курска. О конечной станции назначения оставалось только гадать, чем и были заняты в штабном вагоне за чашкой чая Катуков и Попель.







Читатели (155) Добавить отзыв
 

Проза: романы, повести, рассказы