ОБЩЕЛИТ.COM - ПРОЗА
Международная русскоязычная литературная сеть: поэзия, проза, критика, литературоведение. Проза.
Поиск по сайту прозы: 
Авторы Произведения Отзывы ЛитФорум Конкурсы Моя страница Книжная лавка Помощь О сайте прозы
Для зарегистрированных пользователей
логин:
пароль:
тип:
регистрация забыли пароль

 

Анонсы
    StihoPhone.ru



Кампания 1943 года. Глава 70

Автор:
Глава 70.


Генерал Батов прибыл в Елец 18 февраля и с вокзала поехал в штаб Рокоссовского.

- Прибыли, Павел Иванович? Штаб армии с вами? Выгружается в Ельце? Вот вам письменный боевой приказ. Через два дня наступаем, ваша армия в первом эшелоне. Ждать прибытия ваших дивизий из-под Сталинграда времени уже нет. Мы даём вам дивизии, прибывающие из других армий и с других фронтов. Принимайте поскорее войска. На всё про всё у вас два дня и две ночи. Желаю успеха.

Во главе штабной колонны Батов через Ливны выехал в Молотычи, населённый пункт севернее Курска. Приехали, разместились по избам. Телефонная связь была только со штабом фронта, со Сталинградом и Ельцом. С новыми дивизиями связи не было. В штабе фронта Батову смогли указать лишь маршруты их выдвижения.

По этим маршрутам и разъехались офицеры штаба армии. Сам генерал Батов стал на лыжи - все штабные машины разошлись - и отправился в штаб полка артиллерии РВГК, развёрнутый неподалёку.

- Вот, ждём "кукурузник". Подвоз снарядов по дорогам невозможен: метель метёт уже скоро месяц. Дороги чистить не успеваем. Сугробы намело в метр и выше. Самолёт подвозит снаряды по одному. Подвезёт за день семь - восемь снарядов, мы даём залп в присутствии пилота.

Застряли в сугробах и все штабные машины. Офицеры штаба армии стали на лыжи. За сутки каждый проделал 30-40 километров. Не обошлось без обморожений. Но задача была выполнена. К утру 20 февраля штаб армии имел точную информацию о местоположении всех соединений и частей. На маршруты выдвижения и в места сосредоточения и развёртывания войск вылетели самолёты По-2. Они сбрасывали на парашютах продовольствие, доставляли в штабы соединений офицеров связи, на передовой выгружали боеприпасы, а обратными рейсами вывозили раненых.

И всё же к 20 февраля с развёртыванием войск на Центральном фронте не уложились.

21 февраля в штаб к Батову явился майор Бушко, начальник штаба 37-й гвардейской стрелковой дивизии, присланной из армии Чуйкова. Это была та самая дивизия, что держала оборону в районе Тракторного завода. Правда, после Сталинграда ветеранов в ней почти не осталось. В основном были новобранцы.

- Где ваши войска, майор?

- Головной полк в Ливнах, другой выгружается в Ельце, третий ждёт в Сталинграде эшелоны под погрузку.

22 февраля Батову представился командир 69-й стрелковой дивизии полковник Кузовков. Его дивизия прибыла с Западного фронта.

- Дивизия выдвигается маршевой колонной в район сосредоточения. Пятнадцать дней простояли в резерве фронта. Полки пополнены до штатного состава. Работу с новобранцами провели.

- Прикроете мой правый фланг, полковник. Развернётесь вот здесь. Наш сосед, 70-я армия, ещё не подошёл, а между тем противник на этом участке активизируется. Так что будьте готовы к встречному бою.

Не всякий командир стрелковой дивизии обрадуется перспективе вести встречный бой.

Встречный бой - труднейший вид действий войск, тем более если речь идёт о пехоте. От командира требуется опередить противника в развёртывании, провести быстрее и лучше противника дальнюю разведку, первым разгадать оперативный замысел противника и опровергнуть его, противопоставив и навязав противнику свой замысел.

Полковник Кузовков не смутился.

- Ну вот! Мы в штабе дивизии как в воду смотрели. Когда дивизию вывели в резерв, уже было ясно, что бросят на новое направление. Куда? На активный фронт. А значит, будь готов к встречному бою.

С утра 25 февраля дивизия Кузовкова выдвигалась в сторону Волково на рубеж атаки. Уже на подходе к Волково прилетели "Юнкерсы" и стали бомбить голову колонны, не обращая внимания на тылы. Это означало, вне всякого сомнения, что главной целью налёта было задержать прибытие в Волково головного полка до подхода немецких войск. Комдив с группой офицеров штаба угодил под бомбёжку. Среди офицеров было много раненых. Был убит начальник инженерной службы полковник Сафонов. Сам Кузовков был легко ранен в голову.

Нужно было опередить противника в Волково. Собрали обозных лошадей, выгрузили из саней в снег всё лишнее, посадили на солому автоматчиков и двинули вперёд этот мобильный отряд, получивший в штабе гордое название "механизированная группа на конной тяге". Волково заняли до подхода немцев. Проследовав ночью через Волково, полк авангарда к утру сосредоточился в Гремячьем. Здесь сделали остановку. Люди валились с ног от усталости.

На рассвете прилетели две эскадрильи "Юнкерсов" и построились в круг над Гремячьим. Село окуталось дымом и запылало. Одна из первых же бомб угодила в штаб. В последнюю секунду полковник Кузовков успел нырнуть под прочную дубовую скамью. Это его спасло. Когда после налёта полковника откопали, вынесли из охваченной пожаром деревни и доставили на ВПУ, устроенный в лощине неподалёку, комдив пришёл в себя, встал на ноги, отряхнулся и продолжил командовать дивизией из тщательно замаскированной землянки. В забинтованной голове сильно шумело. Побаливало ушибленное плечо. В остальном же всё было цело. Гремячье выгорело дотла. Вскоре стали возвращаться разведчики, высланные командиром полка во всех направлениях. Справа не оказалось никого - ни своих, ни чужих. Далеко за правым флангом установили контакт с войсками Брянского фронта. Очевидно, 70-я армия подойти к началу наступления так и не успела. Полковник Кузовков принял смелое решение - своими силами закрыть брешь между двумя фронтами. Правофланговый полк стремительным марш-броском занял Харламово и тут же завязал бой с аванпостами наступающего в стык двух фронтов противника. Другой полк выбил немецкие аванпосты из Кучеряевки, напав на них с фланга и тыла. Допрос пленных показал, что немцы сами намеревались напасть с тыла на оперативную группу генерала Новосельцева, наступающую на фланге Брянского фронта. Новосельцев связался с Рокоссовским и поблагодарил за своевременную помощь.

На следующий день Кузовков наладил связь со штабом генерала Батова и получил новый приказ - наступать на Дмитровск-Орловский. Дивизия пошла в наступление, заняла Хальзево, Трифоновку и Брянцево. В Дмитровск-Орловский полковника Кузовкова не пустили. Он был контратакован в растянутый правый фланг 137-й немецкой пехотной дивизией, усиленной танками, и оказался в трудном положении. Начальник политотдела Карпиков лично повёл взвод бойцов на разведку, чтобы добыть "языка". Отряд углубился в лес. Карпиков неосторожно оторвался от своих и столкнулся нос к носу с немецким офицером, оторвавшимся от своей зондер-команды. Стрелять было нельзя: каждый опасался, что на звук выстрела первыми прибудут чужие. Вцепились друг другу в горло. Карпиков был пошире в плечах и теплее одет. Немец вскоре обмяк. Когда его принесли на плащ-палатке в штаб полка, допросить пленного не удалось: Карпиков свернул ему шею.

От крупных оперативных неприятностей полковника Кузовкова спасла подошедшая 70-я армия генерала Тарасова. В тот же день Тарасов прилетел на По-2 на НП генерала Батова и поинтересовался, что делает Кузовков в полосе наступления 70-й армии. Батов, годившийся по
возрасту Тарасову в отцы, парировал встречным вопросом: уж не заблудились ли в пути дивизии Тарасова. Тот вспыхнул, вскочил на ноги и шагнул к обидчику. Их развёл и усадил за стол начальник штаба.

- Не будем спорить. Давайте решать дело миром. Как у вас обстоят дела с продовольствием и боеприпасами?

- Тылы сильно отстали. Люди сутки не ели горячей пищи.

Батов взял себя в руки и обратился к начальнику штаба:

- Сколько у тебя продовольствия на складах, Григорий Елисеевич?

- Трёхдневный запас. Но...

- Никаких "но". Выдать суточный запас соседям.

Принесли горячий чай. Мир был восстановлен. Направляясь под утро к самолёту, генерал Тарасов дружески обнялся с генералом Батовым.










Читатели (139) Добавить отзыв
 

Проза: романы, повести, рассказы