ОБЩЕЛИТ.COM - ПРОЗА
Международная русскоязычная литературная сеть: поэзия, проза, критика, литературоведение. Проза.
Поиск по сайту прозы: 
Авторы Произведения Отзывы ЛитФорум Конкурсы Моя страница Книжная лавка Помощь О сайте прозы
Для зарегистрированных пользователей
логин:
пароль:
тип:
регистрация забыли пароль

 

Анонсы
    StihoPhone.ru



Кампания 1943 года. Глава 66

Автор:
Глава 66.


Унтер-офицер Отто Кариус не сразу вернулся из отпуска на фронт. Из штаба полка его известили телеграммой, что ему надлежит прибыть в Падеборн, в штаб учебного 500-го батальона.

Отдохнувший в кругу семьи танкист предстал перед гауптманом Люттихау, которого хорошо знал по Восточному фронту. Тот назначил Отто заместителем председателя офицерского собрания.

- Будете отвечать за сохранность и расходование горячительных напитков.

Капитан Шобер, председатель собрания, как и гауптман Люттихау, сам не упускал случая пропустить рюмку-другую дефицитного французского вермута, чем, вероятнее всего, и объяснялось назначение Отто Кариуса. Люттихау знал Кариуса как кристально честного человека, не приверженного к зелёному змию. Вскоре между Шобером и его заместителем установились доверительные отношения. Удивительным образом с этого момента запас напитков стал быстро сокращаться. Однажды капитан Шобер, уговорив в обществе заместителя полбутылки французского вермута, приложил указательный палец к губам, осмотрелся по сторонам, наклонился к уху собеседника и заговорил шёпотом:

- Послушайте, Отто. Запасы ваши подходят к концу. Пора подумать о новом назначении. Хотите, зачислю вас в роту "тигров"? Сам я должен получить батальон.

Унтер-офицер не мог поверить в такую удачу. О новых тяжёлых танках на фронте уже давно судили и рядили, но никто их пока не видел ни в железе, ни даже на картинке. Вскоре Отто Кариус выехал вместе с ротой во Францию получать новые танки. В роте новичку дали прозвище Коротышка. Отто не обижался. Он знал, что малый рост для механика-водителя - скорее достоинство, чем недостаток.

Рота разместилась в заброшенном замке в живописных окрестностях городка Плоэрмель в Бретани. Казармы устроили в каменных конюшнях во дворе. Деревянного пола не было, спали на охапках соломы. По вечерам пели песни, запивая ужин красным вином, которое выменивали у фермеров на консервы и сигареты. Днём проводили стрельбы на полигоне.

Однажды во время очередных стрельб петух с соседней фермы неосторожно побежал через полигон и оказался между Отто и мишенью. Петуху не повезло. Его съели за ужином. Хозяйка петуха пожаловалась оккупационным властям. Обижать фермеров было категорически запрещено. Началось следствие. Вероятно, Отто Кариуса затаскали бы по судам, но тут наступило Рождество, и танкистов предупредили, что сразу после Рождества они получат танки и отправятся на Восточный фронт испытывать новые машины в боевых условиях под Ленинградом. Отто Кариус получил увольнительную и провёл несколько дней в Париже. От этих дней осталось незабываемое впечатление. Отто недурно играл на рояле, скрипке и виолончели. Если бы не война, юноша стал бы музыкантом. В Париже он побывал в Опере, в Лувре, погулял по набережным Сены, осмотрел собор Нотр-Дам, посидел во французских кафе. В городе было много немецких солдат и офицеров. Все они вели себя так, будто война давно закончилась. Французы были корректны. Француженки были любезны и достаточно доступны. Трудно было поверить, что на другом конце Европы идут кровопролитные бои среди снегов, лесов и болот, и каждый день приносит новые сотни и тысячи убитых и искалеченных, а в Германии все больничные койки заняты ранеными.

Но вот увольнительная закончилась, и Отто увидел наконец на полигоне новенький "тигр". Красавцем новый танк не был. Прежде всего бывалому танкисту бросалось в глаза, что танк непропорционально широк и не имеет ни одной закруглённой формы. Все броневые щиты были плоскими, передние скаты были грубо приварены вертикально к горизонтальным броневым листам. Зато у танка была толстая и прочная броня, грозная длинноствольная пушка, а внутри машина была и вовсе великолепна. В несколько дней танкисты изучили все её достоинства и недостатки.

Стальной гигант весом в 63 тонны развивал скорость до сорока пяти километров в час по хорошей дороге и делал 20 километров в час по бездорожью на пересечённой местности. Обладая мотором в семьсот лошадиных сил, танк был удивительно прост в управлении, повинуясь буквально нажатию пальца механика-водителя или наводчика орудия. Конечно, механик-водитель должен вести машину, работая головой, а не задним местом. Прежде всего, он должен тонко чувствовать характер местности. И не ждать в бою, когда командир прикажет выполнить тот или иной манёвр, а следовать простому правилу: стараться всегда держать машину обращённой к противнику менее уязвимой стороной. Наконец, он может и должен помочь командиру ценным советом. Будучи единственным членом экипажа, не вовлечённым непосредственно в круговорот боя, механик-водитель нередко первым замечает то, что ускользает от внимания остальных. Не случайно командиры чаще всего в прошлом служили механиками-водителями.

Топливные баки "тигра" вмещают 530 литров бензина. Этого хватает на 80 километров движения по пересечённой местности. Потом необходима дозаправка. И нужно постоянно следить за тем, чтобы аккумуляторные батареи были заряжены. Особенно это важно зимой. Иначе, остановив танк, вы просто не сможете вновь завести мотор, оставаясь внутри машины. Если батареи у вас всё же сели, то двоим членам экипажа приходится выбираться наружу и заводить мотор вручную инерционной лебёдкой. И это в разгар боя на виду у противника. Впрочем, на фронте танкисты скоро нашли выход из такого положения. К танку, у которого заглох мотор, подходит сзади, отвернув пушку назад, ближайший к нему танк и осторожно
подталкивает в корму. Как правило, уже через несколько метров мотор заводится. Но ведь от аккумуляторных батарей зависит и многое другое: радиосвязь, внутреннее и внешнее освещение, моторы вентиляторов, электрический спусковой механизм.

Охлаждение двигателя обеспечивают водяной радиатор вместимостью 120 литров и четыре вентилятора. Стоит лишь снаряду или осколку попасть в жалюзи системы воздушного охлаждения, расположенное на корме - и всё. Двигатель моментально перегревается. Поэтому корма - самое уязвимое место "тигра" в бою.

Кроме бензина, "тигр" пожирает много машинного масла. На долю двигателя приходится 28 литров. Коробка передач съедает ещё 30 литров. Редукционная передача - 12 литров. Башенный механизм - 5 литров. Моторы вентиляторов - 7 литров. На марше "тигр" поднимает облака пыли. Через каждые семь километров нужно останавливать машину и чистить фильтры. Если у вас фильтры в идеальном состоянии, мотор проживёт без замены 5000 километров пробега. Если нет - не проживёт и пятисот. А ещё нужно содержать в порядке все четыре карбюратора, подающие бензин в двигатель. У немецких бензиновых моторов карбюраторы очень капризны. В этом отношении русский дизельный мотор Т-34 гораздо неприхотливее. Зато в случае поломки с дизельным мотором много возни, а бензиновый ремонтируется легко и быстро.

Полуавтоматическая коробка передач позволяет при повороте переносить тягу с одной гусеницы на другую или крутить гусеницы одновременно в разных направлениях, лихо разворачивая танк на ходу. С широкими гусеницами "тигра" связана ещё одна проблема: при перевозке танка по железной дороге приходится менять широкие гусеницы на узкие - иначе груз не габаритен. Для перевозки "тигра" требуется специальная железнодорожная платформа с шестью осями. В эшелоне между каждыми двумя платформами с танками должно быть четыре пустых вагона - иначе может рухнуть железнодорожный мост.

Наводчик орудия поворачивает башню лёгким нажатием гидравлической педали. Носком вперёд - вправо. Пяткой назад - влево. Скорость поворота определяется силой нажатия и варьируется в пределах от 60 секунд до 60 минут на полный оборот вокруг оси, что обеспечивает высокую скорость и точность горизонтального прицеливания, оставляя руки наводчика свободными для наводки по вертикали.

Длинноствольная 88-миллиметровая пушка "тигра" пробивает броню Т-34 с девятисот метров. В свою очередь, пушка танка Т-34 представляет опасность для лобовой брони "тигра" лишь с шестисот метров. Поэтому в бою русские танкисты предпочитают стрелять в борта с дистанции 1500 метров или в корму с дистанции 1800 метров.

Производство одного "тигра" стоит казне около миллиона рейхсмарок. В роте полного состава - 14 машин. Оборонный бюджет жёсток, немецкие танкостроители превысить его не могут. Вот почему к началу 1943 года удалось сформировать только две роты.

Через год у русских появился танк "Иосиф Сталин". Это была близкая копия "тигра". В серийное производство танк не пошёл: уж очень сложно и дорого. То ли дело "катюша" - дёшево, просто и эффективно!

Встретив в Плоэрмеле праздник, танкисты погрузили танки на платформы и двинулись через всю Европу на Восточный фронт. В группе армий "Север" их уже ждали с нетерпением.

Из Меца, пока меняли паровоз, Отто отправил телеграмму матери в Цвайбрюкен. Поезд дальше шёл без остановок, и танкист почти не надеялся на то, что мать успеет добраться до Хомбурга, где снова должны были сменить паровоз. Но она успела. Они провели вместе четверть часа. Потом эшелон тронулся, медленно набирая ход, и мать ещё долго шла рядом, махая платком в окно пассажирского вагона.

Роту "тигров" выгрузили в районе Гатчины. Спускаясь с платформы, один танк завалился на бок и перевернулся. Это сочли дурным предзнаменованием. Сражение в районе Синявино уже затихло. Отто получил в штабе 16-й армии задачу в одиночку разведать дороги между Гатчиной и берегом Балтийского моря, проверить их проходимость и испытать на прочность многочисленные мосты через реки и речушки.

По обе стороны от дороги потянулся низкорослый заболоченный лес. О том, чтобы свернуть с дороги, нечего было и думать. Вскоре над лесом замаячил издалека высокий кран, работающий в порту Ленинграда. Уже было известно, что с этого крана корректируют огонь артиллерийские наблюдатели Ленинградского фронта.
Однако неоднократные попытки свалить этот кран метким орудийным выстрелом к успеху не привели: слишком велико было рассеивание на такой дистанции.

Вот и линия фронта. Рядом - конечная остановка ленинградского трамвая. Отто Кариус вылез из танка, взобрался на разбитый троллейбус и поднёс к глазам бинокль. Было видно, что жизнь в городе входит в нормальное русло. Люди шли по своим делам, не опасаясь артналётов. Разведка у русских работала хорошо. О начале артналёта громкоговорители предупреждали заранее, и все успевали укрыться в убежищах. А немцы теперь экономили снаряды. Снарядов и бомб поставляли на северное крыло Восточного фронта всё меньше и меньше. Львиную долю отправляли на южное крыло, где положение было критическим. Не завезли и бульдозеры для инженерных работ. По радио каждый вечер звучало одно: "Солдаты! Держитесь! Этого требует от вас Родина." Но Родина и правительство - не одно и то же. Нельзя сказать, что Гитлер, Геббельс и Геринг пользовались у солдат на фронте популярностью и авторитетом. И вовсе не из любви к этим троим умирали, голодали и замерзали в снегах России немецкие солдаты. Просто они были законопослушными гражданами. К тому же они привыкли беспрекословно выполнять приказы командиров. Когда уже стало ясно, что победы в войне не будет, к этой привычке повиноваться старшим по званию прибавились страх и стадный инстинкт. И когда в радиоприёмнике в очередной раз бесновался Гитлер или Геббельс, многие искренне верили, что из России исходит страшная угроза всему западному миру.

Рота Отто Кариуса простояла в резерве группы армий "Север" до декабря 1943 года.

















Читатели (140) Добавить отзыв
 

Проза: романы, повести, рассказы