ОБЩЕЛИТ.COM - ПРОЗА
Международная русскоязычная литературная сеть: поэзия, проза, критика, литературоведение. Проза.
Поиск по сайту прозы: 
Авторы Произведения Отзывы ЛитФорум Конкурсы Моя страница Книжная лавка Помощь О сайте прозы
Для зарегистрированных пользователей
логин:
пароль:
тип:
регистрация забыли пароль

 

Анонсы
    StihoPhone.ru



Кампания 1943 года. Глава 64

Автор:
Глава 64.


После упорных боёв в ста километрах западнее Харькова, завершившихся в ночь на 26 февраля взятием города Валки, 25-я гвардейская дивизия генерала Шафаренко приводила себя в порядок в ближнем тылу.

Отдохнуть гвардейским полкам, сильно поредевшим за два месяца непрерывных наступательных боёв,
и на этот раз не довелось. В ночь на 27 февраля была получена шифровка из штаба Воронежского фронта.
Дивизии Шафаренко надлежало немедленно передать свои позиции частям 69-й армии и выступить через Мерефу обратно к Харькову, чтобы к утру 28 февраля занять оборону фронтом на юго-запад в пятнадцати километрах от города по реке Мжа и на подступах к ней на рубеже Тарановка, Змиев, Замостье, Зидьки.

Проделав восьмидесятикилометровый пеший контрмарш по разбитым дорогам, дивизия в срок развернулась на указанном генералом Голиковым рубеже и приняла прибывшую из резерва фронта танковую бригаду усиления. Все 25 танков полковника Рудкина Шафаренко сосредоточил в районе Тарановки. Через это село проходили железная и шоссейная дороги из Харькова на Лозовую, а также грунтовая дорога Харьков - Красноград. Последняя пересекала железнодорожную колею на переезде между станциями Тарановка и Беспаловка.

1 марта Шафаренко с начальником артиллерии и адъютантом объезжал полки, чтобы ознакомиться с местностью и проверить готовность войск к обороне. К вечеру он прибыл на наблюдательный пункт, оборудованный у разъезда Шурино севернее Тарановки, проверил наличие связи с войсками, после чего вернулся в штаб, развёрнутый в деревне Бутовка. Начальник штаба доложил результаты разведки, проведённой во всех направлениях. Соседей у дивизии не было ни справа, ни слева. Только в Мерефе изготовился к обороне предмостного укрепления батальон НКВД. Через Тарановку отступали сплошным потоком в сторону Харькова разбитые войска. Было много раненых. Добиться от них каких-то вразумительных сведений о противнике не удалось. Однако все в один голос говорили, что за ними из Лозовой наступают на Харьков немецкие танки.

Начальнк штаба ещё не закончил доклад, когда позвонил командующий 3-й танковой армией генерал Рыбалко. Он подтвердил, что со стороны Лозовой наступает 48-й танковый корпус генерала Кнобельсдорфа.

- Ждите их завтра утром. Ваша дивизия с утра станет арьергардом на дороге из Лозовой в Харьков у меня за левым флангом. Помочь вам ничем не могу. Сам едва отбиваюсь от свежих дивизий танкового корпуса генерала Гауссера и от массированных налётов пикирующих бомбардировщиков барона Рихтгофена.

Генерал Шафаренко положил трубку и пересказал разговор начальнику штаба.

- Стало быть, враг совсем близко.

- Стало быть, так. Теперь мы - арьергард.

- Как может такое быть? Ведь три дня назад мы ещё наступали на Полтаву и Днепропетровск!

- На войне бывает и не такое. Во всяком случае, поспать нам сегодня не придётся.

- Какой уж тут сон. Соседей у нас нет. Лёд на реке Мжа ещё крепок. Танки Кнобельсдорфа обойдут нас в любом месте. А у нас всего-то 25 танков. И в ротах гвардейцев осталось по полсотни человек.

- Проверьте, как идёт установка мин на дорогах. Пошлите к переезду у Беспаловки 45-миллиметровую пушку из нашего последнего резерва. И пусть гвардейцы будут наготове. Там от переезда дорога не просматривается - она взбирается на холм.

Перед рассветом последние отряды прошли через Тарановку в Харьков. Дорога на Лозовую опустела.















Читатели (231) Добавить отзыв
 

Проза: романы, повести, рассказы