ОБЩЕЛИТ.COM - ПРОЗА
Международная русскоязычная литературная сеть: поэзия, проза, критика, литературоведение. Проза.
Поиск по сайту прозы: 
Авторы Произведения Отзывы ЛитФорум Конкурсы Моя страница Книжная лавка Помощь О сайте прозы
Для зарегистрированных пользователей
логин:
пароль:
тип:
регистрация забыли пароль

 

Анонсы
    StihoPhone.ru



Кампания 1943 года. Глава 53

Автор:
Глава 53.

18 декабря сорок второго года 24-й танковый корпус генерала Баданова преодолел полосу рухнувшей обороны 8-й итальянской армии, совершил стремительный рейд в обход истоков Чира и туманным утром 24 декабря подошёл с севера к большому тыловому аэродрому возле железнодорожной станции Тацинская.

Аэродром охраняли 120 человек с шестью 20-миллиметровыми зенитками и одной 88-миллиметровой пушкой. Из 180 немецких самолётов, находившихся на аэродроме, 124 успели взлететь и благополучно приземлились на других аэродромах. Остальные стали добычей танкистов. На станции танкистам достались несколько эшелонов с боеприпасами и продовольствием, стоявших под разгрузкой.

Тацинская была конечной станцией стратегической ветки, ведущей на запад. Здесь находилась база операций нескольких армий. Танкисты Баданова нагрянули в полевой госпиталь, где ждали отправки в тыл раненые, и жестоко расправились с ними. Когда немцы вернулись в Тацинскую, Ганс Ульрих Рудель с трудом опознал несколько пилотов из своего полка пикирующих бомбардировщиков. У всех были выколоты глаза, отрезаны уши и носы.

От Тацинской до Ростова - всего 130 километров. Манштейн, ведущий жестокий бой на реке Мышкова, был вынужден свернуть операцию "Зимняя Гроза" и бросить на корпус Баданова сначала 6-ю танковую дивизию генерала Раусса, а затем 11-ю танковую дивизию генерала Балька.

В авангарде у генерала Раусса шёл 11-й паденборнский танковый полк полковника фон Хюнерсдорфа, усиленный дивизионом штурмпанцеров. 24 декабря танкисты Хюнерсдорфа отрезали Баданову пути к отступлению. С востока к Тацинской подходили батальоны 306-й пехотной дивизии. Баданов заправил танки трофейным горючим и попытался развить успех в направлении Ростова. Ему преградила путь 336-я пехотная дивизия генерала Лухта. Затем подошёл полк 11-й танковой дивизии. Пять дней шёл жестокий бой. В полку графа Шимельмана осталось 25 танков. Баданов потерял в бесплодных атаках 92 танка.

27 декабря Тацинская была окружена со всех сторон. На лётном поле шёл бой за аэродром. В ночь на 28 декабря Баданов собрал оставшиеся танки, прорвался по льду реки Быстрая на север и вернулся к Ватутину, чтобы первым из офицеров Красной Армии получить орден Суворова.

Горящие силосные башни освещали опустевшее поле боя: развороченные танки, скелеты сгоревших грузовиков, разбитые и раздавленные гусеницами орудия, сотни трупов. Лишь где-то ещё стонали раненые. Почти все они окоченели на морозе.

Вряд ли корпус Баданова смог бы уйти, если бы восточнее Тацинской не ударил с севера ещё один, 25-й танковый корпус. Выйдя с включенными прожекторами из леса к реке Быстрая, 90 танков устремились к разведанному броду в районе Марьевки. Генерал Раусс позволил им пройти, а потом закрыл ловушку, расставив по северному берегу на прямую наводку 76-миллиметровые пушки, прикрытые бронемашинами.

Между Марьевкой и Романовом произошло ночное сражение. В три часа ночи танки Т-34 ворвались в деревню Новомарьевка, протаранив и опрокинув несколько танков из батальона майора Бёка. Деревня запылала. Яркое пламя слепило атакующих танкистов. Тридцатьчетвёрки остановились и стреляли по уже подбитым немецким танкам. В ответ из темноты их поражали в борта подкалиберные снаряды отступивших в степь немецких танкистов.

Майор Бёк объезжал на своём танке передовую, когда впереди выскочил из темноты и остановился Т-34. Башня тридцатьчетвёрки уже поворачивалась в сторону немецкого танка.

Командирский танк майора Бёка был вооружён деревянным муляжом пушки. Это позволяло установить в танке радиостанцию и столик с оперативной картой. Отступать было поздно. "Иди на таран!" - скомандовал майор механику-водителю. Вряд ли этот манёвр помог бы майору Бёку, если бы его не выручил командир роты капитан Герке, метким выстрелом из засады поразивший в борт Т-34.

Майор отвёл свои силы подальше от деревни и пересчитал. Налицо оказалось шесть танков и две дюжины автоматчиков. Что было делать? Отступать было стыдно, дожидаться утра - бесполезно. При свете дня русские легко должны были расправиться с остатками его батальона. Оставалось одно. Майор расставил танки вокруг деревни, между танками развернул в жидкую цепь две дюжины автоматчиков и по сигналу ракеты атаковал. Взревев моторами, танки ринулись на деревню, ведя огонь из пулемётов трассирующими пулями. Между танками, отчаянно крича "ура", бежала, стреляя на ходу, пехота. Блеф удался. Русские оставили деревню и поспешили обратно к броду. Там их встретили залпы 76-миллиметровых пушек. Ни один из 90 танков не ушёл.

Ватутину не удалось преподнести Сталину Ростов в качестве новогоднего подарка. Зато он сорвал Манштейну операцию "Зимняя Гроза".



Читатели (153) Добавить отзыв
 

Проза: романы, повести, рассказы