ОБЩЕЛИТ.COM - ПРОЗА
Международная русскоязычная литературная сеть: поэзия, проза, критика, литературоведение. Проза.
Поиск по сайту прозы: 
Авторы Произведения Отзывы ЛитФорум Конкурсы Моя страница Книжная лавка Помощь О сайте прозы
Для зарегистрированных пользователей
логин:
пароль:
тип:
регистрация забыли пароль

 

Анонсы
    StihoPhone.ru



Непоколебимое убеждение

Автор:

Обычно Дианка, приходя к нам, предпочитает спортивные развлечения. Например, она любит борьбу на боксёрских лапах или просто толкотню на ладонях, но в этот раз она была полна решимости сразиться со мной в шахматы.
- Ты играешь в шахматы? – в один голос с женой изумлённо воскликнули мы.
- Да.
Ответ прозвучал по-деловому сухо. В голосе слышалась сосредоточенность и готовность сразиться. Но я не спешил доставать шахматную доску.
- Когда же ты успела научиться? – продолжал я удивляться.
Дианка же была сама сосредоточенность и серьёзность.
- Мы каждую пятницу с дедушкой играем.
Она стояла посреди комнаты прямая и чопорная, словно в корсете. Никаких движения руками, никакой разболтанности. Вся её фигура, личико с вертикальной складкой на переносице выражали решимость и боевой азарт.
- А почему же только по пятницам у вас игра проходит?
Дианка казалось, даже не слышала. Она не сменила позы, ни один мускул на её мордашке не дрогнул. Вероятно, она считала все эти вопросы просто неуместными. За неё ответила моя супруга.
- Её по пятницам из садика бабка или дед забирают.
- Ладно.
Не спеша я достал с книжного шкафа изрядно запылённые шахматы. Дианка, словно маленькая королева, именно королева, а не принцесса, продолжала величаво стоять посреди комнаты, терпеливо ожидая, пока я схожу в ванную комнату и не смою слой пыли с коробки. Вернувшись к Дианке, я высыпал фигуры на диван и принялся раскладывать их на доске. Дианка чинно села напротив и тоже принялась расставлять свои. Однако расставляла она их так, словно собиралась играть в шашки.
- Постой, постой, - вмешался я, - ты же в шахматы собралась сразиться.
- Ну?
- Вот тебе и ну. А сама расставляешь фигуры как для игры в шашки.
- Это они с дедом в шашки так играют, - глядя на свою любимицу, с улыбкой пояснила супруга.
- Нет, - тотчас категорически возразила Дианка, - мы с дедушкой играем в шахматы.
- Погоди, погоди. Если расставлять фигуры таким образом, это значит играть в шашки.
- Нет, это шахматы.
- Ну конечно, конечно, это шахматы. Но ты расставляешь шахматы, - я сделал паузу и ещё раз с расстановкой произнёс, - шахматы, как для игры в шашки.
- Нет, дядя Саша, вы просто какой-то упёртый. С вами даже говорить невозможно.
Удивлённый такой дерзостью я непроизвольно открыл рот и глупо вытаращив глаза, молча уставился на эту спесивую пигалицу. Жена довольно заулыбалась. Она выбрала сторону своей воспитанницы и просто откровенно любовалась маленькой нахалкой. А та, взяв в руки пешку, снисходительно спросила меня:
- Это что?
- Как что? Пешка.
Выглядел я просто недотёпой. Дианка, поглядев на меня, тяжело вздохнула и повторила свой вопрос, уже показывая на все фигуры.
- Это что?
- Как что? – словно попка произнёс я опять. Поняв свою оплошность, недовольно крякнул и сердито пробурчал:
- Шахматы это, шахматы.
- Вот видишь, - торжествующе завопила Дианка, - сам говоришь, что шахматы, а толкуешь про какие-то шашки.
- Нет, ну вы посмотрите на неё, - я беспомощно обернулся к супруге, ища у неё поддержки и не увидев сочувствия всё же терпеливо начал объяснение сначала.
- Нет. Да. Это шахматы, но ты расставляешь их как шашки.
- Сам ты запутался, дядя Саша. То нет, то да. Я чувствую, что тебя, наверное, вообще придётся игре учить.
Видя такую наглость, супруга невольно прыснула коротким смешком и торопливо отвернулась.
- Меня учить, ты, ты собираешься меня учить?
«Ладно, ладно, - злорадно подумал я, - давай с тобой сыграем в твои шахматы, чемпионка».
Я быстро расставил фигуры и столь же быстро обыграл свою соперницу. Дианка была явно не готова к столь быстрому поражению, да и вообще к проигрышу от такого несообразительного человека. На её личике отражались изумление и растерянность.
- Своими вопросами неуместными вы меня, дядя Саша, совсем с толку сбили. Весь боевой настрой… - она нахмурилась, подыскивая нужное выражение и посмотрев на развалившуюся во весь рост на полу Мурку, буркнула, - коту под хвост. – Затем быстро расставила фигуры.
С тайным злорадством, желанием проучить маленькую задаваку, я опять быстренько обыграл её. Яростной мимики супруги, требующей, чтобы я поддался ребёнку, как бы и не замечал вовсе. Мы сыграли ещё несколько партий и, каждый раз, самоуверенная девчонка проигрывала. Я был непреклонен и совсем не собирался щадить самолюбие нахалки. В конце концов, моё усердие было вознаграждено. Дианка сердито отодвинула доску с фигурами и нехотя призналась:
- Значит, вы лучше дедушки играете.
- Ну? – деланно изумился я, - неужто?
- Точно, - со вздохом сожаления подытожила Дианка.
- Не знаю, не знаю. В шашки я как раз слабо играю.
- Слабо, а меня обыграли несколько раз подряд, да ещё быстро. Такая скромность это уже не скромность, дядя Саша, а просто кокетство. А мужчинам это совсем не к лицу.
С удивлением мы молча разглядывали Дианку, а потом дружно рассмеялись.
- Ты же маленькая девочка, - продолжая смеяться, объяснил я, чего же тебя не обыграть.
- Вот именно, - сбросив весёлость, рассерженно ополчилась на меня супруга, - она всего лишь маленькая девочка, а ты… - от возмущения жена просто не находила слов.
Я растерянно развёл руками, вполне осознавая свою бестактность. Но Дианка была не из тех, кто не может постоять за себя, что она тут же и сделала.
- Не такая я уж и маленькая, раз в своём садике всех подряд в шашки обыгрываю, даже Дреню, а он то у нас голова ого какая. Я и деда в шахматы обыгрываю. Вот как вы меня сегодня.
- Постой, постой, - обрадовано остановил я хвастливую девчонку, - Так во что ты играешь в садике со своим умным Дренькой.
- В шашки, - буркнула Дианка.
- А с дедом?
- С дедом в шахматы.
- Но ты ведь шахматы расставляешь так же. Только по чёрным клеткам. Правильно?
- Ну, правильно.
- Во! – торжествующе воскликнул я, - значит с дедом ты всё-таки играешь в шашки.
Дианка с жалостливым долготерпением посмотрела на моё довольное лицо и снисходительно изрекла:
- Ой, дядя Саша, какой же вы всё-таки непробиваемый. Как вы не поймёте, как же вы всё-таки не поймёте, что с дедом мы играем в шахматы, а в садике в шашки. – И тут же начала пояснять, - Шашки они круглые, там нет ни королей, ни королев. Они все одинаковые.
Тут уж я не выдержал и вспылил.
- Нет, это ты балбеска маленькая.
Супруга тотчас вмешалась и с возмущением пресекла мои попытки разговаривать со своей любимицей в таком тоне. Я же, глубоко вздохнув, принялся объяснять снова.
- Не суть важно, какие фигуры, можно на доске и камешки расставлять, главное чтобы они были разного цвета. Но если они расположены на доске так, как мы их расставляли только что, то это шашки, но если не по-другому, то это уже не шашки. Вообще на этой доске можно играть и в уголки, и в шахматы, и в шашки. – Я начал лихорадочно вспоминать, во что же еще можно играть на клетчатой доске и как последний, решительный аргумент выпалил, да хоть и в чапаевцы. Главное не фигуры, а то, как они расставлены.
Я был уверен, что говорил убедительно и со скрытым торжеством вглядывался в лицо своего маленького оппонента. Но Дианка оказалась на редкость крепким орешком. Сощурившись, она внимательно всмотрелась в моё лицо, как бы впервые видя такой любопытный экземпляр, и твёрдо произнесла:
- Все ваши доводы, - дядя Саша, - на меня абсолютно не действуют.
- Это почему? – опешил я.
- А потому, - снисходительно пояснила девчонка, - что дедушка, по нашим пятницам, когда мы с ним устраиваем турниры, всегда говорит мне, что будем играть в шахматы. Понимаете, дядя Саша, в шах-ма-ты, - произнесла она по слогам, - а он у нас работал конструктором самолётов и уж точно знает, что к чему.
С победным торжеством Дианка разглядывала мою, наверное, глуповатую, мимику. Но я тоже не собирался так вот запросто сдаваться перед какой-то там малявкой и, наклоняясь к её лицу, сощурившись, тоном, каким открывают великую тайну, с торжествующим злорадством произнёс:
- А ты знаешь, что у меня первый разряд по шахматам был? А? Так что же ты думаешь, что я не знаю, что такое шахматы?
Задав девчонке все эти вопросы, я откинулся на спинку дивана и удовлетворённо смотрел на упрямицу. Теперь-то я ничуть не сомневался в своей победе, ибо какой же довод может быть убедительнее.
- Да?
- Да.
Лицо Дианки было сосредоточенным и серьёзным. А я даже не скрывал своего совершенно непедагогического торжества. Супруга была недовольна и, хотя и не вмешивалась в наш жаркий спор, всё же сердито бурчала:
- Совсем задолбал девчонку. Не всё ли равно. Играли бы да играли. Нет, надо богягу разводить шахматы или шашки.
На всё это брюзжанье я совершенно не обращал внимания, тем более, что всё это произносилось как бы ни к кому не обращаясь. Но и я и Дианка всё же считали наш спор принципиально важным. И столь жаркая полемика видать сильно утомила нашу гостью и она, поднимаясь с дивана и сосредоточенно посмотрев мне в лицо, устало произнесла:
- Ну что же, я наведу справки по этому вопросу, хотя всё-таки считаю, что вы, дядя Саша, не правы и поэтому я остаюсь при своём убеждении. Походкой королевы она прошествовала к выходу. Супруга же, проводив её до квартиры деда, вернулась и, закрыв дверь, спросила:
- У тебя что, в самом деле был первый разряд по шахматам.
С ответом я не спешил и, неопределённо пожав плечами, стал складывать фигуры в коробку.
- Значит, ты ей наврал? Ребёнку? Да?
- Почему наврал-то. Просто я не знаю.
- Не знаешь, был у тебя разряд или нет? Как это так?
- Да так, разряда не было, но второразрядников обыгрывал. Случалось, случалось,- уточнил я.



Читатели (243) Добавить отзыв
 

Проза: романы, повести, рассказы