ОБЩЕЛИТ.COM - ПРОЗА
Международная русскоязычная литературная сеть: поэзия, проза, критика, литературоведение. Проза.
Поиск по сайту прозы: 
Авторы Произведения Отзывы ЛитФорум Конкурсы Моя страница Книжная лавка Помощь О сайте прозы
Для зарегистрированных пользователей
логин:
пароль:
тип:
регистрация забыли пароль

 

Анонсы
    StihoPhone.ru



Кампания 1943 года. Глава 7

Автор:
Глава 7.



Подготовка операции "Искра" - совместной операции Волховского и Ленинградского фронтов по прорыву блокады - была уже в основном завершена, когда мороз под Ленинградом неожиданно сменился оттепелью. Лёд на Неве ещё не окреп. Проходимость болот в полосе наступления двух фронтов стала внушать сомнения. 27 декабря командующие фронтами обратились в Ставку с просьбой перенести начало операции на десятое-двенадцатое января. Ставка вынуждена была согласиться.

Рано утром 10 января на Волховский фронт приехал Жуков. В штабе Ворошилова он провёл последнее совещание с хозяином штабного вагона и командующими. С совещания Ворошилов и Говоров вернулись в Ленинград, а Жуков с Мерецковым остались на Волховском фронте.

Ночь на 11 января выдалась тёмная. После оттепели ударил лёгкий мороз. В кромешной тьме войска первого эшелона 2-й ударной армии генерал-лейтенанта Романовского выдвинулись через густой лес к передовой и вышли аванпостами на рубеж атаки в трёхстах-пятистах метрах от аванпостов противника. В первом эшелоне у Романовского было шесть стрелковых дивизий, усиленных артполками и сапёрными частями, полк тяжёлых танков и танковая бригада. Во втором эшелоне своей очереди ждали четыре стрелковые дивизии и три танковые бригады. В армейском резерве в районе Путилово Романовский оставил стрелковую дивизию и две бригады лыжников.

В ночь на 12 января штабы соединений выдвинулись ближе к войскам. Как только стемнело, авиагруппа ночных бомбардировщиков Волховского фронта нанесла удары по разведанным в ходе предварительной аэрофотосъёмки целям в районе Синявино и Рабочих посёлков №4, №5 и №7.

Утром 12 января мороз усилился до 23 градусов. Ворошилов прибыл на наблюдательный пункт 67-й армии генерала Духанова в прекрасном настроении. Здесь уже был генерал-лейтенант Говоров. В девять часов утра Ворошилов навёл бинокль на крутой и обрывистый противоположный берег Невы. Всё было тихо. У генерала Говорова отлегло от сердца: он всю ночь был как на иголках, ожидая контрартподготовки противника с целью взлома льда Невы, что сделало бы операцию невозможной. Но всё обошлось. Разведка 18-й немецкой армии оказалась не на высоте.

В пятнадцати километрах от НП генерала Духанова, по ту сторону Невы, из блиндажа вышел подышать воздухом, набросив на плечи шинель, заместитель генерала армии Мерецкова, командующий соединениями Волховского фронта на участке прорыва генерал-лейтенант Федюнинский. В лесу стояла настороженная тишина, нарушаемая лишь скрипом валенок часового, расхаживающего по снегу перед входом в блиндаж, да редкими короткими очередями пулемёта, доносящимися откуда-то издалека. Занимался рассвет. Заиндевелые стволы вековых деревьев окутывал, стелясь над землёй, лёгкий туман. Поёживаясь, генерал вернулся в душный блиндаж и сел за стол под фонарём. Достав из кармана часы, он положил их перед собой на оперативную карту. Начался отсчёт времени перед артподготовкой.

Говоров и Ворошилов прильнули к окулярам командирских стереотруб.

В половине десятого содрогнулась земля. 4 500 стволов тяжёлой артиллерии и тяжёлых миномётов двух фронтов открыли огонь по шлиссельбургско-синявинскому дефиле 18-й немецкой армии. Высокий обрывистый берег по ту сторону Невы вздыбился и исчез в сплошном дыму. В полосе наступления Ленинградского фронта огонь вели 1873 ствола калибра от 76 миллиметров и выше. Плотность артиллерии на километр фронта от Шлиссельбурга на левом фланге до Дубровки на правом фланге составляла в среднем 144 ствола. На участке наступления Волховского фронта она была ещё выше - 180 стволов на километр. Такая плотность огня была прежде невиданной. Даже в начавшемся штурме котла под Сталинградом она была ниже.

Артподготовка Ленинградского фронта продолжалась 140 минут. В одиннадцать-сорок пять её завершил короткий артналёт "катюш". Затем духовой оркестр на берегу заиграл "Интернационал", и стрелковые цепи устремились в атаку по льду Невы.

В центре наступала 136-я дивизия генерала Симоняка. Слева от неё в атаку на Шлиссельбург пошла пехота 86-й дивизии Героя Советского Союза полковника Трубачёва. Справа - 268-я дивизия полковника Борщёва. Ещё правее атаковала через лёд бетонную крепость 8-й ГЭС 45-я гвардейская дивизия Героя Советского Союза генерала Краснова.

Пехота полковника Трубачёва залегла на середине реки, остановленная шквальным огнём из Шлиссельбурга. Лишь несколько батальонов добежали до обрывистого берега и укрылись от огня в мёртвой зоне. Генерал Симоняк сравнительно легко форсировал Неву между Шлиссельбургом и 8-й ГЭС и захватил первую траншею. Десять стрелковых батальонов Симоняка встретили здесь среди развороченных блиндажей, перепаханных снарядами минных полей и порванной колючей проволоки между Мирино и Городком три сотни оглушённых солдат и офицеров 401-го мотопехотного полка 170-й пехотной дивизии генерал-лейтенанта Зандлера. Командир полка полковник Клейнхольц и его адъютант выбыли из строя в самом начале артиллерийской канонады. Собрав уцелевших, командование взял на себя капитан Ирле. Его люди частью были перебиты в рукопашной, частью отброшены в сторону. Капитан Ирле был убит. Развивая успех, стрелковые батальоны генерала Симоняка углубились в оборону противника на три километра. По их следам подошли и развернули фронт налево против Шлиссельбурга отозванные Говоровым с левого фланга батальоны дивизии полковника Трубачёва.

Генерал Зандлер, правый фланг которого смял Симоняк, удержал оборону своей дивизии в центре и на левом фланге. Три тысячи гвардейцев дивизии генерала Краснова остались рядами лежать на окровавленном льду Невы, скошенные пулемётами из железобетонных дотов
8-й ГЭС. Генерал-лейтенант Говоров ругал командарма Духанова последними словами, но это не помогло. Провалилась и повторная атака генерала Краснова, предпринятая после артподготовки на следующий день.

Всю ночь сапёры Ленинградского фронта прокладывали по льду Невы в тылу у Симоняка мост для прохода танков. Тем временем с востока навстречу войскам генерала Симоняка успешно вели наступление войска 2-й ударной армии. Им к исходу первого дня наступления удалось вклиниться на два километра. До позднего вечера пехотный полк подполковника Венглера удерживал рощу, отражая атаки 327-й стрелковой дивизии полковника Полякова, усиленной бригадой сапёров. Уже была глухая ночь, когда стрелковый полк подполковника Юнаева ворвался в рощу. Завязался жестокий ближний бой. Генерал армии Мерецков ходатайствовал перед Ставкой о переименовании дивизии Полякова в 64-ю гвардейскую. Ходатайство было удовлетворено. К утру новоиспечённые гвардейцы выбили Венглера из рощи.

Командование 18-й немецкой армии всю ночь проводило перегруппировку, пытаясь по горячим следам залатать дыры в обороне 26-го армейского корпуса генерал-лейтенанта Лейзера. 61-я пехотная дивизия была снята с позиций на реке Тигода и переброшена на грузовиках в Мгу. 96-я пехотная дивизия генерал-майора Нельдехена была переброшена из Синявино в Шлиссельбург и Липки. К утру генералу Нельдехену удалось выставить жидкий заслон на пути генерала Симоняка, прикрывшись мотопехотным полком полковника Дорфа от ожидаемой с севера атаки русских танков, много дней репетировавших на льду форсирование Невы на левом фланге у Говорова. Это не помогло. Утром танки пошли через Неву в полосе наступления генерала Симоняка. У немцев в дефиле не было танков для контратаки. Обескровленная в осенних боях
12-я танковая дивизия была давно отправлена на юг. 20-я мотодивизия была отправлена в эшелонах в Новосокольники и Невель деблокировать Великие Луки.

Уже на следующий день генерал Симоняк отбросил Нельдехена и возобновил наступление.



Читатели (140) Добавить отзыв
 

Проза: романы, повести, рассказы