ОБЩЕЛИТ.COM - ПРОЗА
Международная русскоязычная литературная сеть: поэзия, проза, критика, литературоведение. Проза.
Поиск по сайту прозы: 
Авторы Произведения Отзывы ЛитФорум Конкурсы Моя страница Книжная лавка Помощь О сайте прозы
Для зарегистрированных пользователей
логин:
пароль:
тип:
регистрация забыли пароль

 

Анонсы
    StihoPhone.ru



Кампания 1942 года. Глава 444

Автор:
Глава 444.



В ночь на 4 ноября подводная лодка "U-155" шла полным ходом в направлении Гибралтара, западнее которого, развернувшись в шахматном порядке, несла боевой дозор у входа в пролив оперативная группа немецких подводных лодок. Задание было привычным. Подводные лодки приходили и уходили, сменяя друг друга. Численность группировки постепенно увеличивалась, что объяснялось как возросшей активностью транспортных перевозок англичан и американцев в этом районе Атлантического океана, так и высвобождением подводных лодок в Северной Атлантике, где, наоборот, активность на транспортных коммуникациях союзников в последнее время заметно снизилась. Одной из лодок, перенаправленных из Северной Атлантики к Гибралтару, была "U-155".

Небо было затянуто облаками, на море было лёгкое волнение. Океан был пустынен. На морской карте у штурмана поблизости не было отмечено никаких транспортных маршрутов.

Неожиданно темноту ночи озарили лучи прожекторов. Со всех сторон лодку окружали американские эсминцы. Они обшаривали море прожекторами, сбрасывая глубинные бомбы.

Кого это они бомбят? - подумал командир лодки. Вероятно, поблизости была ещё одна подводная лодка. В некотором отдалении капитан заметил группу транспортов. Они разворачивались на ходу, чтобы уйти поскорее прочь, подальше от суматохи. Нужно было действовать быстро.

- Приготовить торпедные аппараты к стрельбе!

Выпустив торпеды с большой дистанции, лодка немедленно ушла на глубину: с ней уже сближались эсминцы. Через минуту в отсеках услышали взрывы трёх торпед.

Уйдя от преследования эсминцев, командир доложил на базу о потоплении трёх транспортов. Лишь после войны стали известны подлинные результаты этой ночной торпедной атаки. Были потоплены войсковой транспорт "Эттрич" грузоподъёмностью 11272 тонны и эскортный авианосец "Эвенджер". Ещё один транспорт был повреждён. Маршрут "U-155" случайно пересёкся с маршрутом американских сил вторжения, следовавших под покровом ночи к берегам Северной Африки.

Немецкий Штаб руководства войной на море ни о чём подобном не подозревал.
Разведка Канариса - тоже.

Командующий подводным флотом Германии Карл Дёниц узнал о начале высадки американского десанта на побережье Марокко в половине седьмого утра 8 ноября. Он немедленно отдал своим подводникам соответствующие приказы. Не прошло и часа, а к берегам Марокко уже следовали все лодки, действовавшие между Бискайским заливом и островами Зелёного Мыса и располагающие в достаточном количестве топливом и запасом торпед. В район Гибралтара были перенаправлены также лодки, вышедшие на задание в Северную Атлантику. Шансы подводников помешать высадке десантов Дёниц не переоценивал (океан у атлантического побережья Марокко мелководен, а действия подводных лодок на мелководье всегда сопряжены с большим риском), однако он справедливо полагал, что в случае высадки в Северной Африке значительных сил у союзников в этом районе Атлантики появятся новые транспортные маршруты с интенсивным движением , и уж тут-то будет чем поживиться немецким капитанам.

Как и ожидалось, подводные лодки, начавшие прибывать в район высадки только 11 ноября, столкнулись с большими трудностями. В небе кружили самолёты противолодочной обороны. Транспорты, высаживающие десант, охранялись эсминцами и сторожевыми катерами. Тем не менее капитан подводной лодки "U-173" в тот же день пробрался на рейд Федалы, выпустил три торпеды и ускользнул от преследования. Пострадали эсминец "Гэмблтон", транспортное судно и танкер. Следом подошла подводная лодка "U-150". Была уже ночь. Прорываться в надводном положении командир не рискнул, памятуя о наличии у противника радиолокаторов. Зарядив аккумуляторы, лодка легла на дно и затаилась. Дальнейшие события подробно отражены командиром в журнале боевых действий:

"12 ноября. 13.21. Нахожусь в двадцати милях от Федалы. Лодка снялась с грунта. Намереваюсь подойти к тридцатиметровой изобате, затем двигаться вдоль неё в направлении Федалы и там начать охоту. Сторожевики противника едва ли станут ждать нас так близко от берега. 14.41. Вышли в намеченный район. На некоторое время ложимся на грунт на глубине 23 метра: нужно убедиться, что нас не обнаружили. 16.00. Всплыли под перископ. На рейде Федалы два десятка судов и кораблей. Дальше всего от берега авианосец. Ближе к берегу - крейсер и два танкера. Возле самого берега - транспорты и пароходы, рядом снуют во всех направлениях сторожевики. Море совершенно спокойно. Придётся действовать предельно осторожно. Выбираю цели для атаки. 18.28. - 18.33. Выпускаю одну за другой три торпеды из носовых аппаратов, резко разворачиваю лодку и выпускаю торпеду из кормового аппарата. Другой кормовой аппарат неисправен. Слышу три взрыва. Над двумя транспортами и танкером поднимаются столбы дыма. Сторожевые корабли противника устремляются в сторону открытого океана, полагая, что лодка спешит уйти на глубину. Принимаю решение идти на северо-восток к изобате 25 метров, после чего уходить вдоль берега... Ухожу в открытый океан, не встречая никаких трудностей".

Следующей прибыла в район высадки подводная лодка "U-509". При попытке прорваться на рейд Касабланки она подорвалась на мине, получила повреждения и была принуждена возвратиться на базу.

Остальные подводные лодки, прибывшие в район высадки десанта, не обнаружили поблизости ни одного судна. Противник уже захватил порты на побережье, очистил рейды от мин и направил именно туда свои транспортные маршруты.

В ночь на 13 ноября капитан подводной лодки "U-515", вышедший с запада в район Гибралтара,
записал в журнале:

"19.15. Иду в надводном положении. Преследую полным ходом отряд из двух крейсеров типа "Бирмингэм" с эскортом из трёх эсминцев. Отряд следует курсом на восток со скоростью 15 узлов. Постараюсь обогнать, занять позицию в засаде, затем атаковать хвостовой крейсер. Время от времени меня отгоняют эсминцы. Вероятно, они что-то видят на экранах своих радиолокаторов. 00.15. Атакую хвостовой крейсер. Выпускаю веером четыре торпеды. Две торпеды выскакивают на поверхность и начинают делать циркуляцию. Спустя 70 секунд после выстрела третья торпеда поражает цель в районе машинного отделения. Четвёртая проходит мимо цели. Крейсер замедляет ход и останавливается. Эсминцы не отходят от него, обшаривая море лучами прожекторов в поисках перископа. Второй крейсер полным ходом удаляется курсом на восток. 01.15. Принимаю решение повторно атаковать повреждённый крейсер, возобновивший движение малым ходом курсом на восток. Иду на прорыв завесы охранения.
В 01.28 и 01.48 выпускаю две торпеды. Первая взрывается в средней части крейсера, чуть ближе к корме. Вторая взрывается в сорока метрах от кормы. Крейсер получает сильный крен на правый борт, но продолжает движение. 02.01. Атакую эсминец, следующий параллельным крейсеру курсом. Попадание в кормовую часть. Сильный взрыв. В небо поднимается большой столб воды. 02.06. Ещё две торпеды попадают в крейсер. Эсминец выпускает в сторону лодки осветительные снаряды. У меня вышел из строя вертикальный руль: короткое замыкание в электросети. Лодка погружается. На глубине 120-160 метров слышу взрывы глубинных бомб. Их сбрасывают сериями. Затем всё стихает. Веду ремонт электропроводки и руля. 04.30. Устранив неисправность, всплываю и возобновляю преследование. Сильно просевший крейсер буксирует кормой вперёд пришвартованный к его борту эсминец. Лодка обнаружена. С крейсера и эсминца открывают огонь. Срочное погружение. И снова на лодку сыплются сериями глубинные бомбы.
06.15 Переждав атаку на глубине, снова всплываю и осторожно приближаюсь к цели на перископной глубине. Крейсер оказывается при ближайшем рассмотрении плавучей мастерской "Гекла". Её по-прежнему буксирует эсминец. С другого борта за "Геклой" прячется повреждённый эсминец "Мэри". Атакую "Геклу". Эсминец ведёт огонь по лодке. Одну за другой выпускаю две торпеды с некоторым упреждением и сразу ухожу на глубину, выпустив опытный имитационный патрон гидроакустической маскировки. В отсеках явственно слышен взрыв торпеды. Гидролокатор издаёт характерные щелчки: это патрон сработал в штатном режиме, образовав устойчивое газовое облако, отражающее сигналы гидролокаторов. Теперь противник будет бомбить не лодку, а газовое облако".

Английские катера-охотники бомбили газовое облако весь день, всю ночь и весь следующий день. Было сброшено несколько сот глубинных бомб. Капитан расстрелявшей все торпеды подводной лодки "U-515" издалека наблюдал эту картину в перископ.



Читатели (165) Добавить отзыв
 

Проза: романы, повести, рассказы