ОБЩЕЛИТ.COM - ПРОЗА
Международная русскоязычная литературная сеть: поэзия, проза, критика, литературоведение. Проза.
Поиск по сайту прозы: 
Авторы Произведения Отзывы ЛитФорум Конкурсы Моя страница Книжная лавка Помощь О сайте прозы
Для зарегистрированных пользователей
логин:
пароль:
тип:
регистрация забыли пароль

 

Анонсы
    StihoPhone.ru



Кампания 1942 года. Глава 440

Автор:
Глава 440.



7 ноября на подводной лодке "Щ-303" был праздничный вечер. Весь день лодка шла полным ходом на восток и уже в сумерках вышла к маяку Ристна, после чего ушла на глубину и легла на грунт.

Вечер начался с праздничного ужина. Из скудного запаса оставшихся после продолжительного похода продуктов кок ухитрился приготовить отменные кушанья. Сразу после ужина во втором отсеке состоялся шахматный турнир. После турнира подводники декламировали по памяти стихи любимых поэтов. Программу вечера завершило выступление баянистов. Под занавес спели хором "Вечер на рейде".

Просмотрев подготовленную штурманом прокладку курсов через минные поля, командир отправился в пятый отсек прикорнуть часок-другой у левой ходовой станции, где спалось лучше всего. Но сон не приходил. Моряки прозвали Финский залив "супом с клёцками". Залив буквально кишел минами. Очертания минных полей постоянно менялись. Из штаба бригады только что поступила телеграмма: на выходе из залива, следуя курсом, которым уходила в поход "Щ-303", подорвался подводный минный заградитель "Л-3".

Наконец капитан заснул. Проснулся он за три минуты до команды на всплытие с грунта. Матросы разбежались по местам. Штурман в последний раз определился по маякам, склонившись над картой минных полей. Штурману помогал нештатный вахтенный командир старший лейтенант Пенькин. Ему эти воды были хорошо знакомы. В августе сорок первого года он был штурманом сильно пострадавшей в боевом походе подводной лодки. Капитан и старпом погибли, и Пенькин принял командование. Дважды искалеченная лодка теряла управление и проваливалась на максимальную глубину, - и дважды каким-то чудом удавалось восстановить управление в последний момент. Когда старший лейтенант привёл лодку в родную гавань, за Пенькиным установилась репутация счастливчика и первоклассного морехода.

На этот раз большую часть залива проследовали без происшествий. В сумерках подошли к острову Осмуссар. Здесь лодка несколько раз коснулась минрепов, но всё обошлось. Но когда вышли на мелководье в районе банки Викола, лодку обнаружили и атаковали немецкие противолодочные корабли. Маневрировать на мелководье подводной лодке чрезвычайно трудно. Глубинные бомбы взрывались со всех сторон. Лодка сотрясалась. Смерть гналась за подводниками по пятам. Наконец миновали мелководье, ушли на глубину и затаились, застопорив моторы. Некоторое время продолжали взрываться глубинные бомбы. Затем гулко разорвалась авиабомба - это прилетела на помощь подводникам береговая авиация. Немецкие корабли прекратили охоту и поспешили укрыться под защитой зенитной артиллерии острова Большой Тютерс. Старший лейтенант Пенькин в очередной раз подтвердил репутацию счастливчика.

Вскоре "Щ-303", раздвигая заиндевелым корпусом тонкий прибрежный лёд, ошвартовалась у причала Лавенсари. В отсеках шла авральная уборка. Матросы драили палубы, до блеска чистили механизмы, наводили флотскую чистоту.

На пирсе в Кронштадте собралась толпа встречающих. Играл духовой оркестр. Не все лодки возвращались из похода. Уже давно перестала выходить на связь лодка "Щ-320". Последним выступил в поход подводный заградитель "Л-3". Капитан 2-го ранга Грищенко провёл лодку-заградитель через Нарвский залив, пересёк гогландскую позицию и двинулся через юминдское минное поле. При форсировании наргенской позиции над лодкой, следующей на глубине 50 метров, прогремел мощный взрыв антенной мины. Существенных повреждений лодка не получила. Для "Л-3" это был уже третий подрыв. Повезло! При попытке всплыть лодка коснулась минрепа. На этот раз взрыва не последовало. Капитан решил не искушать судьбу и увёл лодку на глубину. Под перископ всплыли уже в открытом море, когда все минные поля остались позади.

1 ноября лодка-заградитель поставила мины на створах острова Уэ. Вскоре со стороны финских шхер подошли неприятельские транспорты. Шли спокойно: фарватер был тщательно протрален накануне. Прогремел сильный взрыв. Головной сухогруз накренился и стал тонуть. Остальные повернули обратно.

На третий день похода "Л-3" выставил минную банку у входа на рейд Клайпеды. Последние мины подводники поставили у Либавы. После этого лодка продолжила поход уже в качестве обычной лодки-охотника.

13 ноября в полдень командир увидел в перископ транспортный конвой и пошёл на сближение с самым крупным судном. И тут лодка попала в полосу тумана, и перископ стал бесполезен. Командир опустился на глубину 15 метров, чтобы избежать тарана, и продолжил сближение по пеленгу гидроакустика. Через некоторое время гидроакустик доложил, что пеленг потерян: шум винтов раздавался со всех сторон. Это означало, что лодка находится в самом центре конвоя.

- Срочное погружение! - скомандовал командир.

Поздно! Сильный удар потряс лодку. Матросы в отсеках повалились на палубу. Отделались сравнительно легко: удар форштевня неприятельского судна пришёлся по тумбам перископов. Оба перископа вышли из строя. Пришлось возвращаться на базу. Да и время поджимало: Финский залив покрывался льдом. В связи с ледоставом боевые действия подводных лодок на Балтике прекращались до весны.

Почти все лодки перевели в Ленинград. В Кронштадте остались три лодки, в том числе "Щ-303".
Команда переселилась на береговую базу. В декабре приступили к ремонту лодки под руководством корабельного инженера старшего лейтенанта Ильина. Ильин предупредил: работы непочатый край, всем придётся работать с полной выкладкой, чтобы успеть закончить ремонт к 1 марта.




Читатели (183) Добавить отзыв
 

Проза: романы, повести, рассказы