ОБЩЕЛИТ.COM - ПРОЗА
Международная русскоязычная литературная сеть: поэзия, проза, критика, литературоведение. Проза.
Поиск по сайту прозы: 
Авторы Произведения Отзывы ЛитФорум Конкурсы Моя страница Книжная лавка Помощь О сайте прозы
Для зарегистрированных пользователей
логин:
пароль:
тип:
регистрация забыли пароль

 

Анонсы
    StihoPhone.ru



Кампания 1942 года. Глава 410

Автор:
Глава 410.


За день до начала наступления генерала Монтгомери под Эль-Аламейном из порта Клайд на побережье Англии вышел транспорт с морской пехотой на борту и направился в Бискайский залив. Операция "Торч" (в русском переводе "Факел"), подготовка которой давно уже велась на побережье Англии и на атлантическом побережье США, началась. 26 октября десантный флот союзников, сопровождаемый эскортом из надводных кораблей и подводных лодок, уже двигался двумя колоннами через Бискайский залив в сторону Гибралтара. От нападения надводных кораблей Германии эту армаду прикрывало с тыла соединение английских крейсеров, развёрнутое в Датском проливе и у выходов из шхер Северного моря. Другое соединение английских крейсеров ожидало в районе Азорских островов американский десантный флот, вышедший 24 октября из портов США в направлении западного побережья Марокко.

В последних числах октября в пустынном месте на побережье Алжира высадился с подводной лодки американский генерал Кларк. Здесь у него состоялись секретные переговоры с французским генералом Мастом. Была достигнута предварительная договорённость о недопущении широкомасштабных военных столкновений между французскими войсками правительства Виши и войсками Великобритании и США в случае высадки последних в Алжире и Марокко. Условием французской стороны был отказ союзников от территориальных притязаний в африканских колониях Франции и сохранение командования французскими армией и флотом за лояльными к союзникам высшими офицерами вишистских войск.

5 ноября, совершив небезопасный перелёт через Атлантику, на военно-морскую базу англичан в Гибралтаре прибыл с чрезвычайными военными, политическими и дипломатическими полномочиями генерал Эйзенхауэр. Разместившись с комфортом в приготовленном для него союзниками штабе, надёжно прикрытом четырнадцатью истребительными эскадрильями британских ВВС (взлётно-посадочные полосы на перешейке были забиты истребителями под завязку), он вступил в командование всеми экспедиционными силами союзников, участвующими в десантной операции. Всего в операции было задействовано 450 боевых кораблей и транспортных судов под общим командованием подчиняющегося Эйзенхауэру адмирала Каннингхэма.

Никакого противодействия со стороны ВМФ и ВВС держав Оси экспедиционные силы союзников на своём пути к берегам Африки не встретили.

С целью ввести противника в заблуждение с середины лета немцам подбрасывали по разным каналам "утечки секретной информации" о подготовке к высадке большой союзной армии на Мальту в порядке противодействия итало-германской операции "Геркулес". Дезинформация сработала. Гитлер и Муссолини охладели к операции "Геркулес" в пользу более амбициозных планов завоевания Египта. Теперь Гитлер и Муссолини, подобно не в меру жадной старухе из сказки о Золотой Рыбке, были у разбитого корыта. Монтгомери развеял все их надежды на Среднем Востоке, а с запада к Гибралтару приближались две армады военно-морского десанта, и сама огромность приближающихся англо-американских сил ставила под сомнение Мальту как конечную цель экспедиции. Канарис забил тревогу. Гитлер реагировал быстро и без колебаний. Он приказал фон Цейтцлеру подготовить оккупацию вишистского юга Франции, а Муссолини поручил изготовиться к вторжению на Корсику и на французский Лазурный Берег. Маршалу Петэну была в самой настойчивой форме предложена помощь итало-германских ВВС в отражении вероятного нападения англичан и американцев на владения Франции в Африке. Престарелый маршал не торопился с ответом. Он уже решил лукаво тянуть время и принять сторону той из коалиций, которая одержит верх в предстоящем столкновении.

Десантный флот союзников подошёл к берегам Марокко и Алжира одновременно. Флот был разделён на три оперативных группы. Западной группой, направлявшейся из США к берегам Марокко, командовал адмирал Хьюитт. На его транспортах и военных судах было 35 000 человек
американского экспедиционного корпуса. Центральная группа десанта из 39 000 американцев следовала на британских транспортах и боевых кораблях с берегов Англии к алжирской базе французского флота в Оране. Этой группой командовал коммодор Траубридж. Третья группа под командованием адмирала Барроу, первой вышедшая из Англии, насчитывала 23 000 британских и 10 000 американских десантников. Этой группе предстояло захватить город Алжир. В составе всех трёх групп были тяжёлые боевые корабли, способные в случае необходимости без труда подавить огнём всякое противодействие береговых батарей и французского флота.

Непосредственно перед началом высадки генерал Эйзенхауэр выступил с радиообращением к французским войскам и местному населению. Он заверил французов в самых дружественных чувствах американского народа и призвал французские войска сохранять спокойствие и оставаться в казармах.

В два часа ночи с 7 на 8 ноября командующий вооружёнными силами Франции адмирал Дарлан, находящийся с инспекцией в Северной Африке, был поднят с постели командующим войсками в Алжире генералом Жюэном. Тот предложил адмиралу включить радио и послушать.

Прослушав обращение Эйзенхауэра, Дарлан стал поспешно одеваться.

- Я всегда говорил, что англичане - отпетые кретины. Но чтобы и американцы были способны на подобную глупость - этого я никак не мог предположить, - ворчал он.

Дарлан позвонил маршалу Петэну. На другом конце провода адмиралу ответили, что маршал спит и приказал его не будить. Тот же ответ получил американский поверенный в делах, лично явившийся в резиденцию маршала Петэна в четыре часа утра.

Сон у маршала был хороший. Лишь в семь часов утра он проснулся, пригласил ожидающего его пробуждения премьер-министра и, насвистывая охотничью песенку, подписал не читая ноту, отклоняющую предъявленный премьеру англо-американский ультиматум.

В половине восьмого Петэн получил телеграмму от адмирала Дарлана: "Англичане и американцы высадились в Алжире и его окрестностях. В порту идёт бой. Нападение на военно-морской штаб отбито. В окрестностях города противник высадил на побережье значительные силы. Положение гарнизона быстро ухудшается. Долго удерживать оборону города генерал Жюэн не в состоянии. В лучшем случае продержится до вечера."

В пять часов вечера от Дарлана пришла новая телеграмма: "Американские войска занимают Алжир. Я приказал генералу Жюэну начать переговоры о сдаче города."

В семь часов вечера гарнизон Алжира капитулировал. Адмирал Дарлан сдался в плен. Генерал Жюэн принял предложение Эйзенхауэра сохранить командование, перейдя на сторону англичан и американцев.

Отряд американской морской пехоты, высадившийся с английских транспортов в окрестностях Орана, столкнулся с более упорным сопротивлением. Два английских эсминца с десантом на борту были потоплены орудийным огнём береговых батарей и французских кораблей, стоявших в гавани. В ответ загремели главные калибры английских крейсеров и линкора "Родни". Французский флот был частью потоплен, частью рассеян, береговые батареи были приведены к молчанию. 10 ноября морская пехота США, потеряв при высадке и в ходе штурма 600 человек, ворвалась в Оран с суши и захватила город.

Между тем группа адмирала Хьюитта подошла к западному побережью Марокко на рассвете 8 ноября. На море в районе высадки было сильное волнение. Посадка авангарда морской пехоты на катера и десантные лодки первой волны затянулась. Лишь половина этого отряда достигла негостеприимного берега и высадилась в окрестностях Касабланки. Сопротивление местных гарнизонов было весьма незначительным. Иначе развивались события в порту Касабланки. Здесь стоял у причала недостроенный французский линкор. Когда американские десантные суда приблизились к входу в гавань, линкор открыл огонь. Следом произвели залп береговые батареи. В ответ незамедлительно ударили главные калибры американского флота, а с палубы авианосца взлетели бомбардировщики. К вечеру под прикрытием орудийного огня кораблей и бомбардировки с воздуха на побережье в окрестностях Касабланки высадилось уже 7750 человек, а воздушные десантники США захватили два больших аэродрома на территории Марокко. На этом сопротивление французов в Марокко практически прекратилось. Маршал Петэн под нажимом итальянцев и немцев официально приказал французским войскам в Африке продолжать сопротивляться, одновременно он передал зашифрованное военно-морским кодом предписание не оказывать сопротивления и подчиняться приказам генерала Кларка.

Гитлер и Муссолини оккупировали юг Франции и Корсику. Вечером 10 ноября главнокомандующий силами держав Оси на юге фельдмаршал Кессельринг получил приказ Гитлера немедленно начать переброску по воздуху и морским путём немецких войск в Тунис.

Захватив территорию Марокко и Алжира, к концу ноября войска Эйзенхауэра продвинулись на 900 километров к востоку и вышли к границам Туниса. Здесь их остановил танковый корпус генерала Неринга, вскоре усиленный Кессельрингом танковой и пехотной дивизией и преобразованный в 5-ю танковую армию генерала фон Арнима.

Кессельринг поставил фон Арниму задачу держать фронт на западе против Эйзенхауэра, ожидая подхода с востока армии фельдмаршала Роммеля, ведущей арьергардные бои против генерала Монтгомери.

Генерал Эйзенхауэр принял решение не форсировать событий и заняться неспешным наращиванием сил, что он и делал в продолжение следующих двух месяцев. К 1 декабря численность войск Эйзенхауэра в Африке достигла 253 213 человек. Потери экспедиционного корпуса на земле, в море и в воздухе составили к этому дню 1083 человека убитыми, 1068 человек ранеными и 74 человека пропавшими без вести.






Читатели (176) Добавить отзыв
 

Проза: романы, повести, рассказы