ОБЩЕЛИТ.COM - ПРОЗА
Международная русскоязычная литературная сеть: поэзия, проза, критика, литературоведение. Проза.
Поиск по сайту прозы: 
Авторы Произведения Отзывы ЛитФорум Конкурсы Моя страница Книжная лавка Помощь О сайте прозы
Для зарегистрированных пользователей
логин:
пароль:
тип:
регистрация забыли пароль

 

Анонсы
    StihoPhone.ru



Кампания 1942 года. Глава 400

Автор:
Глава 400.




Японский флот, надёжно скрытый от воздушного наблюдения плотной пеленой тумана, быстро шёл на восток, сохраняя радиомолчание. Только десантные силы, следуя южнее, находились в зоне хорошей видимости.

Рано утром 3 июня авиация вице-адмирала Хосогая атаковала Датч-Харбор. В штабе адмирала Нимица в Пёрл-Харборе забили тревогу. С Мидуэя поднялись в воздух разведывательные самолёты. В девять часов утра пилот, вылетевший в сектор хорошей погоды - метеосводку передал капитан Хоттел с "Каттлфиша", - обнаружил десантный флот вице-адмирала Кондо, следующий кильватерной колонной в направлении Мидуэя. В воздух поднялись американские бомбардировщики В-17. В полдень они атаковали японские транспорты. Ни одна бомба не попала в цель. Медлительные торпедоносцы прилетели только в два часа ночи с 3 на 4 июня. Ночь была достаточно светлая. Торпедоносцы сбросили торпеды. Лишь одна попала в цель. Транспорт "Акэбоно-мару" получил повреждения, но не покинул колонны и продолжил двигаться своим ходом. В половине пятого утра авианосный флот вице-адмирала Нагумо вышел из тумана в двухстах милях северо-западнее Мидуэя. С палуб авианосцев взлетели разведывательные самолёты и взяли курс на Мидуэй. Их обнаружил пилот американского патрульного самолёта, летевший встречным курсом. Продолжив полёт, он в пять сорок пять обнаружил флот Нагумо и вызвал с атолла бомбардировщики В-17. Бомбардировщики взлетели, прикрытые истребителями сопровождения.

Адмирал Нимиц вызвал к себе командующего подводными силами Тихого океана контр-адмирала Инглиша и приказал ему как можно скорее развернуть эскадренные подводные лодки в непосредственной близости от атолла Мидуэй. У контр-адмирала Инглиша в центральной части Тихого океана было 29 эскадренных подводных лодок. Из них шесть боролись с волнами в районе Алеутских островов, две стояли на ремонте в доках, "Силверсайдз" вела патрулирование в районе пролива Кии, "Тритон" возвращался без торпед из Восточно-Китайского моря, "Каттлфиш" дежурил в семистах милях к западу от Мидуэя, ещё четыре подлодки патрулировали в тридцати милях к северу от Гонолулу, три были развёрнуты на полпути между Пёрл-Харбором и Мидуэем. Остальные получили приказ следовать к атоллу Мидуэй, занять оборону и быть готовыми к перехвату японского флота.

Отдать этот приказ контр-адмиралу было гораздо легче, чем капитанам подводных лодок - выполнить его. Авианосцы Нагумо шли к Мидуэю со скоростью, вдвое превышающей максимальную скорость американской подводной лодки в надводном положении. Капитан подводной лодки, оказавшейся ближе других к кораблям Нагумо, не мудрствуя, всплыл и полным ходом пошёл на сближение. Обнаруженный японскими самолётами, он тотчас подвергся нападению с воздуха, ушёл на глубину, и на этом его участие в сражении закончилось. Капитан Брокмэн, командир подводной лодки "Наутилус", действовал хитрее. Он погрузился на перископную глубину, выставил антенну и стал внимательно прослушивать радиоэфир. В пять сорок пять он перехватил сообщение с патрульного самолёта с указанием координат и курса авианосцев Нагумо. Штурман приступил к расчётам.

- Капитан, противник находится в пределах досягаемости. Чтобы выйти в указанный район к семи часам утра и успеть затемно зарядить аккумуляторы, мы должны идти с трёхузловой скоростью.

В семь ноль две с палуб авианосцев "Хорнет" и "Энтерпрайз" взлетели бомбардировщики и истребители и взяли курс на авианосцы Нагумо. Следом взлетели торпедоносцы. Вскоре они сильно отстали от бомбардировщиков и летели над океаном без прикрытия.

В семь ноль пять авианосное соединение Нагумо было атаковано торпедоносцами, взлетевшими с Мидуэя. Истребители прикрытия стали лёгкой добычей пилотов японских самолётов, превосходивших американские по всем тактико-техническим характеристикам. Семь торпедоносцев из десяти были сбиты, не успев сбросить торпеды. Остальные три торпедоносца сбросили торпеды, не причинив ущерба противнику. Торпеды, которыми были оснащены торпедоносцы с Мидуэя, были медлительны и плохо выдерживали курс. Тем не менее нападение встревожило Нагумо, и он принял решение нанести удар по аэродромам Мидуэя. Для этого ему пришлось снимать с бомбардировщиков бронебойные бомбы и заменять их фугасными. В разгар этой суматохи было получено сообщение от пилота патрульного самолёта об обнаруженных им юго-восточнее Мидуэя американских крейсерах и эсминцах.

В семь десять капитан "Наутилуса" увидел над горизонтом верхушки мачт японских кораблей. "Наутилус" погрузился на перископную глубину, скорректировал курс и пошёл на сближение.

В восемь ноль ноль капитан Брокмэн отчётливо видел в перископ японский линкор. За линкором следовал крейсер, а по бокам шли два эсминца. Перископ "Наутилуса" был тут же замечен японскими наблюдателями, и эсминцы пошли в атаку. Уходя от глубинных бомб, "Наутилус" погрузился на 27 метров и попытался ускользнуть. Будучи экспериментальной подводной лодкой, "Наутилус" был оборудован торпедными аппаратами, установленными непосредственно под верхней артиллерийской палубой вне твёрдого корпуса лодки. Техническая новинка оказалась неудачной. От взрыва глубинной бомбы запустился двигатель одной из торпед, но выйти из повреждённого тем же взрывом аппарата торпеда не смогла. Издавая сильный шум и оставляя за собой клокочущий след вырывающегося из торпедного аппарата сжатого воздуха, "Наутилус" был полностью демаскирован.

- Уходим на глубину! - скомандовал капитан.

Тем временем авианосный флот Нагумо был атакован пикирующими бомбардировщиками морской пехоты с Мидуэя. Восемь бомбардировщиков из шестнадцати были сбиты, остальные сбросили бомбы, не причинив японским кораблям повреждений. Через четверть часа прилетели четырнадцать бомбардировщиков B-17. Вода вокруг японских кораблей забурлила от взрывов, но ни одна бомба не поразила цель. Спустя десять минут прилетели и отбомбились ещё одиннадцать бомбардировщиков морской пехоты - и тоже без прямых попаданий.

Чтобы сбить со следа гидроакустиков противника, капитан "Наутилуса" пошёл на отчаянный шаг - он направил подлодку прямо под эсминец и вскоре, как показалось капитану, оторвался от погони. В восемь двадцать четыре "Наутилус" всплыл под перископ в самом центре японского соединения. В четырёх километрах слева по носу был линкор. Совсем рядом с перископом прошёл эсминец. Перископ "Наутилуса" был тут же ослеплён лучами прожекторов с японских кораблей. С линкора по световому пятну на воде открыли стрельбу артиллеристы. Капитан Брокмэн выстрелил в ответ двумя торпедами. Одна торпеда вновь не вышла из торпедного аппарата. От другой линкор успел отвернуть. "Наутилус" ушёл на глубину 45 метров.

Между тем вице-адмирал Нагумо, уже поставленный в известность о подходе американского флота, ожидал возвращения своих самолётов, вылетевших бомбить Мидуэй, и терял драгоценное время.

В девять ноль ноль "Наутилус" снова всплыл под перископ. В пятнадцати километрах капитан Брокмэн увидел японский авианосец. Корабль, не имея видимых повреждений, быстро шёл противосамолётным зигзагом. Небо над авианосцем пестрело от разрывов зенитных снарядов. Вскоре стрельба прекратилась, а авианосец замедлил ход. Японские зенитчики по ошибке обстреляли свои самолёты, возвращавшиеся после бомбёжки Мидуэя. Капитан Брокмэн решил воспользоваться суматохой и повёл "Наутилус" на сближение. Однако японские корабли внезапно изменили курс и стали удаляться.

Чтобы сбить со следа взлетевшие с палуб "Хорнета" и "Энтерпрайза" американские самолёты, вице-адмирал Нагумо развернул свой флот и повёл его на север, надеясь успеть укрыться в полосе густого тумана. Американские пилоты, разбившись на несколько групп, продолжали лететь прежним курсом, руководствуясь данными, полученными от самолёта-разведчика. Первыми прилетели в расчётную точку бомбардировщики с "Хорнета". Не обнаружив флот Нагумо, они повернули на юг: командир авиаотряда решил, что где-то разминулся с японским флотом. Следом в расчётную точку прилетели эскадрильи с "Энтерпрайза". Не обнаружив Нагумо, они полетели на север. Командир отряда предположил, что флот Нагумо задержался в пути, дожидаясь самолётов, бомбивших Мидуэй. Это решение американского пилота определило исход всего сражения. Следом за бомбардировщиками в расчётную точку прилетели торпедоносцы с "Хорнета". Не обнаружив Нагумо, они продолжили полёт прежним курсом, не заботясь о прикрытии истребителями. Они и настигли первыми авианосцы Нагумо в девять двадцать восемь. Сразу вслед за ними прилетели торпедоносцы с "Энтерпрайза" - и тоже без истребителей. Японские пилоты набросились на беззащитные американские торпедоносцы. В несколько минут десять торпедоносцев было сбито. Остальные сбросили торпеды, но ни одна торпеда не поразила цель. В десять шестнадцать прилетели ещё двенадцать торпедоносцев - с "Йорктауна". Десять из них было сбито, два сбросили торпеды - и тоже безрезультатно.

Увлёкшись охотой за беззащитными торпедоносцами, пытавшимися уйти на малой высоте, пилоты японских истребителей покинули верхний эшелон воздушной обороны. Это было грубой ошибкой, стоившей японскому флоту очень дорого. Вице-адмирал Нагумо, разделавшийся без потерь с торпедоносцами, уже считал себя победителем и приказал пилотам бомбардировщиков запускать моторы для ответного удара по кораблям противника. Взлететь успел только один бомбардировщик. В десять двадцать четыре раздался отчаянный крик вахтенного наблюдателя:

- Прямо над нами пикирующий бомбардировщик!

Пилот бомбардировщика с "Энтерпрайза", внезапно вывалившись из плотных облаков, пикировал почти отвесно, практически лишая шансов японских зенитчиков и пилотов помешать атаке. Следом за первым из облаков уже пикировали остальные. Всё было кончено в три минуты. Авианосцы "Акаги", "Кага" и "Сорю", поражённые тяжёлыми бомбами, пылали. Прилетевшие бомбардировщики с "Йорктауна" довершили разгром.

Капитан "Наутилуса" преследовал японский линкор до десяти часов утра. Когда линкор, сопровождаемый крейсером и эсминцами, исчез за горизонтом, капитан подлодки застопорил ход, погрузился под перископ, выставил антенну и вновь стал прослушивать эфир. В десять двадцать девять над горизонтом на севере поднялись три столба дыма.

- Курс на север! - скомандовал капитан.

Тем временем вице-адмирал Нагумо перенёс свой вымпел с горящего авианосца на крейсер и связался по радио с контр-адмиралом Ямагучи, командиром 2-й авианосной дивизии. Ямагучи держал свой вымпел на авианосце "Хирю", успевшем скрыться в тумане к северу от главных сил Нагумо.

- Поднимайте самолёты, Ямагучи! Курс на юг!

С палубы "Хирю" взлетели 18 пикирующих бомбардировщиков и шесть истребителей. Следом взлетели тихоходные торпедоносцы. В двенадцать двадцать бомбардировщики Ямагучи настигли и атаковали "Йорктаун". Тринадцать бомбардировщиков американцы успели сбить. Остальные пять сбросили тяжёлые бомбы. Две бомбы поразили цель. "Йорктаун" окутался дымом и замедлил ход. Аварийная команда справилась с начавшимся пожаром. В тринадцать сорок авианосец возобновил движение, делая 18 узлов.

Капитан "Наутилуса" увидел около полудня горящий японский авианосец. Проверив, хватит ли электричества до темноты, Брокмэн увеличил ход до четырёх узлов. Вскоре стало видно, что вокруг горящего авианосца маневрируют два крейсера, пытаясь завести буксирный трос. Пожар на авианосце ослабевал. Пожарная команда, по-видимому, выходила победительницей в схватке с огнём. Оценив обстановку, в час пополудни Брокмэн выпустил одну за другой с интервалом две минуты три торпеды с дистанции 2400 метров, после чего скомандовал погружение. "Наутилус" ушёл на глубину 90 метров. Над головами подводников глухо взрывались глубинные бомбы.

В четырнадцать сорок две "Йорктаун" был настигнут японскими торпедоносцами. Половину из них американцы успели сбить. Остальные сбросили торпеды. Две торпеды поразили цель. Авианосец потерял ход и стал крениться на борт. К трём часам пополудни крен достиг двадцати семи градусов. Капитан, опасаясь, что корабль опрокинется вверх килем, приказал команде покинуть судно.

Пятнадцатью минутами раньше авианосец "Хирю" был обнаружен американским самолётом-разведчиком. В половине четвёртого с палубы "Энтерпрайза" взлетели 24 пикирующих бомбардировщика. В семнадцать ноль четыре они атаковали "Хирю" и поразили авианосец четырьмя тяжёлыми бомбами. Контр-адмирал Ямагучи отказался покинуть смертельно раненный корабль и пошёл ко дну вместе с ним.

Остаток дня и всю следующую ночь покинутый командой "Йорктаун" дрейфовал, охраняемый семью эсминцами. На следующий день авианосец был взят на буксир крейсером. В сопровождении эсминцев крейсер и авианосец медленно двинулись курсом на Пёрл-Харбор. Шли самым малым ходом, и капитану Танаби, командиру японской подводной лодки "I-168", не составило большого труда настичь колонну. Было четыре часа утра 6 июня. Капитан Танаби не спешил. Девять часов потратил он на то, чтобы осторожно приблизиться к цели и занять идеальную позицию для стрельбы. В тринадцать тридцать Танаби выпустил одну за другой четыре торпеды с дистанции 1737 метров. Крейсер, поражённый в самую середину, разломился пополам и немедленно затонул. Авианосец, поражённый двумя торпедами, продержался на плаву до середины следующего дня, после чего тоже затонул. Капитан Танаби ушёл от атаки эсминцев на глубину и самостоятельно устранил лёгкие повреждения. В восемь часов вечера он всплыл и взял курс на Японию.





Читатели (162) Добавить отзыв
 

Проза: романы, повести, рассказы