ОБЩЕЛИТ.COM - ПРОЗА
Международная русскоязычная литературная сеть: поэзия, проза, критика, литературоведение. Проза.
Поиск по сайту прозы: 
Авторы Произведения Отзывы ЛитФорум Конкурсы Моя страница Книжная лавка Помощь О сайте прозы
Для зарегистрированных пользователей
логин:
пароль:
тип:
регистрация забыли пароль

 

Анонсы
    StihoPhone.ru



Путь в тумане. Энциклопедия древнешумерского психоанализа

Автор:
Путь в тумане.
Энциклопедия древнешумерского психоанализа.


…если (литературная) форма блестяща, то кажется устаревшей, если анархична — то становится антиобщественной, если необычна для своего времени и своих современников — превращается в воплощенное одиночество.
Ролан Барт


Предисловие составителя.

Люди издревле делились всей полезной информацией друг с другом. В старые времена это было необходимо для выживания. Рассказать, где бродит хищник; уберечь, если корешок ядовитый. В современном мире данная забавная инстинктивная способность сохранилась в качестве атавизма – обязательно кому-то растрепать всё, что с тобой произошло, дабы эта информация не умерла вместе с твоим телом (что рано или поздно неизбежно), а размножилась по миру. В качестве примера можно вспомнить остроумные пословицы, или ироничные политагитки недавнего прошлого, напр.: «Болтун – находка для шпиона!». С этим полезным качеством, вероятно, и связана глубинная суть писательства.
Большая часть шумерского наследия (десятки тысяч глиняных табличек) до сих пор остается непереведенной. Тем больший восторг современного любителя психологии древних должна вызвать эта долгожданная публикация. Детальный перевод был получен в строгом соответствии с каноническими шаманскими практиками и надиктован непосредственно в голову последнему уцелевшему представителю почтенного шумерского народа.
Данную древнюю книгу гаданий современный рациональный человек, конечно, не может воспринимать всерьез, но способен провести аналогии с новейшими достижениями психологической науки. Для тех же, кто не столь искушен, ниже приведен комментарий к каждому коану.


Книга первая.
Дорога перемен.


Коан первый.
Порыв к творчеству. Гнев. Недоумение.

Ибо создал Энки человека свободным и способным к творчеству. И великие поэты древности оставили наследие для приобщения потомков к прекрасному. И мы до сих пор скорбим, что пятнадцать тысяч табличек, полное собрание их сочинений, были безжалостно уничтожены во времена хаоса и деспотии восьмой династии, когда искусство было объявлено богохульством. Но и ныне под солнцем и небом человек обращает взгляд внутрь себя, а находит там то, что не принадлежит ему, и пытается отдать это миру. И не может найти форму, и гневается, и недоумевает. Но знающий древнюю мудрость скажет тогда уверенно и ободряюще: «Не бойся. Не бойся никогда. Просто берись и твори. И не жди результатов и не надейся на восторги толпы. Сделай то, на что способен, и освободись от бремени».

Современный комментарий.
Белый лист бумаги. С этого всё обычно начинается. Иногда, к сожалению, этим и заканчивается. И не имеет значения, что этот лист не существует. Лишь только набор пикселей на экране. Если б можно было его потрогать; ощупать, ощущая; сжать; смять и выбросить: что бы это дало? Вместо творчества, всего лишь наивная инсталляция contemporary art. Существует всемогущая кнопка delete, или backspace на худой конец. Пишешь, мучаешься, не можешь, потом – раз! И снова первозданная пустота. Белый – цвет, отражающий весь спектр. Он отказывается принимать сигналы из внешнего мира. Как чистое, незамутненное сознание. Зачем его пятнать черными буквами творчества? Один человек пишет, другой читает. И что? Что происходит в этот миг? Момент сопричастия? Или соучастия? Не услышанный одинокий крик о помощи? Попытка насильственного общения? Догадывается ли читатель, поглощая чистовик, сколько было удалено, уничтожено и не допущено до его оценивающего и осуждающего взора? Интересно ли было б ему узреть процесс творчества в действии: постоянное переписывание, искажение, преображение исходника? Это разочарует или удивит? Скорее, ни то, ни другое.
Белый лист бумаги. Что появится на нем? Обличение или мольба? Проклятия или молитва? Увидит кто-то, что могло бы на нем быть? Перед походом в туалет. Где его можно употребить с гораздо большей пользой.
Белый лист бумаги. Оставайся таким всегда. Непорочным, чистым, пустым и способным на всё. Свободным.

Терапия.
Указана древними: садись и пиши. Пробуй и пробуй снова, если не получается, никогда не сдавайся – сразу ничего не бывает.


Коан второй.
Проприоцепция. Синдром Пингвина.

Я видел людей, лежащих на земле, смотрящих в небо, видящих Энки, но утверждавших, что видят Энлиля. Крепка ли их вера в собственные слова настолько, чтобы мужественно и стойко пойти за них на плаху?
Я видел людей, стоящих на голове и утверждавших, что только так они способны почувствовать приближение Великого Потопа, а потому – спастись. Заслужившие уважение пытались разъяснить, что в случае Потопа лишь большие лодки спасут, но стоящие на голове ярились на кощунственные речи и требовали у наместника защиты прав.

Современный комментарий.
Представьте Вселенную: где-то в самом конце есть звезды, за которыми пустота. Закрыв глаза, можно оказаться в том районе и долго смотреть за край, понимая, что там никогда ничего не было… Осознание безбрежности сущего и чувство заполнения собой всего пространства перемешиваются с эйфорией от собственной необходимости и ужасом от своего ничтожества. Если у Вас возникает такое ощущение каждый раз при пробуждении – значит, и вы не избежали мгновения сопричастности к Космосу и населяющим его сущностям. Но основная психологическая проблема обнаруживается, когда вера в эти сущности возникает в вашей голове вне какого-либо субъективного опыта. А затем разгораются судебные прения с каждым, кто усомнится в непогрешимости конструкций вашего внутреннего мира.

Терапия.
Не поддается лечению.


Коан третий.
Бессонница. Апатия. Опустошенность.

Наши отцы еще помнят те жуткие времена из детства, когда на улицах встречались люди, изможденные, с черными глазами, что хватали прохожих за руки и шептали им в уши странные пророчества. Среди них довольно часто попадалось то одно, что единственное удалось запомнить дословно. Ибо лишь страх порождало его содержание:
«Ты никогда не уснешь, потому что еще ни разу не просыпался. Так и будешь лежать с открытыми глазами, смотря в бездонность неба не в силах пошевелиться, и неустанно грезить о снисхождении откровения, пока тело твое не истлеет…», - так передавали они его испуганным голосом своим оторопевшим сынам. «А душа…» - и дальше бормотали что-то уж совсем неразборчивое, и только шёпотом на ухо, что потомки постарались забыть и никогда не произносить вслух.
А странные люди давно исчезли с улиц, будто и не было их вовсе.

Современный комментарий.
Это странное психологическое состояние, которое трудно объяснить и легче начать перечислять, чем оно не является, нежели точно вычленить саму его суть. Ощущение, что «всё не так, как надо», но как «надо» - ты не знаешь. Будто забыл что-то важное, или ускользает что-то неуловимое. Это и не тревога и не грусть, но, несмотря на определенную отчетливость восприятия происходящего, осознание неотвратимости утраты этого момента в новых витках рефлексии и самоповторах. И в то же время приятное, а потому и немного неловкое, принятие такой зыбкой реальности – как неизбежной и единственно возможной.

Терапия.
Вариант первый (для апатичных): не делать ничего. Жить в таком прекраснодушном невесомом состоянии, если оно вполне устраивает и не ведёт к неврозам.
Вариант второй: медитативные практики, по слухам, приводят к чудесным результатам.


Коан четвертый.
Начать заново. Поиск себя.

Эту старую историю о легендарном царе второй династии Достойные почтения учителя пытаются поведать тем ученикам, что теряют усердие и сосредоточенность.
Тот древний правитель, разочаровавшись в жизни, покинул престол и ушел в пустыню. После семидневного пира с непристойным весельем и разгромом дворца придворные столкнулись с необходимостью принимать решения по управлению страной, что вызвало определенные трудности. Им пришлось прекратить разгул и устремиться за правителем в пустыню. Там мудрецы-советники использовали всё мастерство красноречия, чтобы убедить властителя продолжить править. Царь принял на себя это нелегкое бремя, но во дворец он так и не вернулся.

Современный комментарий:
Имеем мы право начать всё заново, представив, что предыдущих лет вовсе не было? Не будет ли это предательством по отношению к собственной жизни? И тем более к тем, кто от нас зависит? В чем мера и объем нашей социальной ответственности или гражданского долга?
Как заставить себя поверить в то, что быть счастливым – это нормально? В обществе, где нормой считается страдание и причитания о своей нелегкой судьбе. Где за хорошее настроение можно получить по морде. Где неприличным считается излучать радость и уверенность в правильном выборе образа жизни, если он в чем-то отличается от общепринятого.
Как трудно принять свою жизнь как данность и ценность саму по себе, без нудных выплат долгов, навешанных на тебя обществом. Долгов, проценты по которым погашать дольше, чем продлится вся жизнь. Долгов, не существующих на самом деле, которые были придуманы, чтобы держать тебя на коротком поводке вины и неполноценности.

Терапия.
Первое. Перестать оправдываться и смущаться. Этим ты уже берешь на себя часть вины, робеешь, теряешь уверенность в себе.
Второе. Перестать что-либо кому-либо доказывать. Это инфантильная привычка, не имеющая практического смысла: всё равно не докажешь, только будешь выглядеть глупо.
Третье. Перестать пытаться выглядеть более добрым, моральным, этичным, компанейским, чем ты есть на самом деле. Будь естественным и адекватным: это и психическое здоровье сбережет и сделает тебя интересней в глазах окружающих.
И последнее. Ни в коем случае не верь, что придуманная для тебя обществом социальная роль – это ты сам, даже если это роль кумира или царя.


Коан пятый.
Тщетность аскезы. Вожделеющая плоть.

Убеленные сединами старейшины с редкостным для них единодушием твердят, что лицезрение молодой красивой девушки порождает вожделение, которое тем и отличается от любого желания, что его невозможно удовлетворить. Имей над ней любую власть и делай, что угодно, сей недуг не пройдет и вибрация в твоей груди не утихнет. Ибо женская красота не есть красота пустыни или моря, существующие сами по себе. А только лишь фантазия в твоей голове, порожденная властными силами природы, направляющими человека и любого иного зверя для размножения и выживания рода. Придется смириться, что сии желанья вечны и умрут только вместе с твоим телом. И симпатия к миловидной деве, а также давящее намерение обладать и защищать – твоя мужская суть, преодолеть которую невозможно. Посему любые действия в отношении объекта вожделения равновелики их отсутствию.

Современный комментарий.
Воистину, иногда поразительны прозрения древних! Наряду с наивными суевериями и жуткими языческими практиками предки обладали впечатляющей мудростью о глубинной сущности человека.
Тем не менее, всё, что мы знаем о женщине и о силе воздействия ее красоты, никогда не поможет в случае столкновения с этой опасностью. И весь накопленный опыт человечества (мужской его половины, в основном), касаемо этой проблемы, носит по большей части теоретический характер.
У Юкио Мисимы есть рассказ о монахе, сдавшемся под давлением женской красоты и предавшем свои обеты. Начиная аскетические практики, мы склонны переоценивать собственные возможности, полагая свою силу воли несгибаемой, а выносливость - безмерной.

Терапия.
В молодости человек считает себя сильнее, чем есть на самом деле, именно потому, что ещё не сталкивался с силой, что превозможет его. Но жизнь рано или поздно докажет, насколько мы переоценили свои возможности.
К счастью, с возрастом эти глупости (уйти в отшельники, принять схиму) проходят, впрочем, как и само желание обладать женщиной.


Коан шестой.
Болезненная любовь пересчитывать деньги.

Старейшины помнят, как в древние времена у богачей междуречья существовало модное увлечение: они нанимали счетовода, который каждый день во время обеда озвучивал последние доходы и размер состояния хозяина. Говорят, очень способствует хорошему пищеварению. Обратный эффект наблюдался у бедняков: несварение желудка, вздутие живота, тошнота. Лекари связывали эти процессы не с приемом дешевой тяжелой пищи и даже отсутствием таковой, а с болезненным пристрастием постоянно переживать из-за толщины кошелька соседа.

Современный комментарий.
Мы живем в мире победившей экономики. Она одолела политику, развратила религию, побеждает даже искусство. Сила денег безмерна. Иной властной структуры в космополитичном мире, видимо, уже не осталось. Теоретики коммунизма доказывают в своих многотомных трактатах и мотивирующих документальных фильмах (см. напр. «Дух времени») возможность построения гармоничного общества без денег и любого их эквивалента. Но практические эксперименты приводили не к столь радужным результатам.
Посему, придется пока смириться с существующим плачевным положением вещей и учиться внимательно отслеживать свои финансы в духе традиции привередливых предков, стараясь по возможности избегать подглядывать в кошельки посторонних людей.

Терапия.
Количество денег на счету еще никого не сделало счастливым. А вот их отсутствие – неоднократно. Доказано практиками монахов-отшельников (вне зависимости от конкретной религиозной традиции). Основы терапии в их практических руководствах.
Для пациентов, отрицающих радикальные методы народной медицины, существуют радужные мультфильмы развалившейся страны победившего социализма, провозглашающие в более мягкой форме те же ценности. Просмотр сих дайджестов о праздниках добра и дружбы в неограниченном объеме может стать достаточной психотерапией для пациентов, разочарованных в ценностях и принципах свободного рынка и сопутствующих ему перегибах.


Коан седьмой.
Старая обида.

Опыт многих поколений подскажет, что есть лишь один способ не обидеть человека: не знать, что он существует. Обида как родовое проклятие – искажает лицо несчастного намертво. Она словно вино: чем древнее, чем выдержаннее - тем сильней и крепче.
Старики помнят историю бедного Рами, способного сапожника из Ура, невеста которого ушла к богачу. Не имея возможности ни простить, ни отомстить, он был сожран обидой изнутри. Его руки ссохлись, а ум затуманился, он не мог больше мастерить и пошел по миру. Судьба его неизвестна, но не вызывает сомнений, что она печальна.

Современный комментарий.
Человек, как правило, способен обидеться на что угодно (зачастую, так и не узнаешь, на что именно) и хранить обиду вечно. Мы несем груз обид с детства. Причем весь этот ужас хранится очень глубоко и настолько врос в суть твоего естества, что, как бы отчетливо ты ни понимал всю нелепость этих реликтов, выдрать их с корнем, вытравить, никак не удается.
Причем, зачастую, механизм образования обиды очень прост. Человек хочет получить на халяву некое возмещение морального вреда. И он придумывает себе этот вред! И обижается на «виновника». То есть, обида – это попытка вызвать в человеке чувство вины и, манипулируя им, получить компенсацию.

Терапия.
Для эгоиста: не поддается лечению.
Для остальных: умение прощать – путь достойных и сильных.


Коан восьмой.
Предчувствие музыки.

Предки наши еще застали шаманов, кои способны были, издавая чарующую последовательность звуков с помощью труб и барабанов, заставлять двигаться людей в некоем странном танце и полностью терять ориентацию в пространстве. Приучая прихожан к таким практикам с определенной периодичностью, шаманы заметили загадочное обстоятельство: люди начинали слышать привычный ритм еще до того, как служки брались за свои инструменты.
После искоренения богомерзкого язычества, шаманы и их отвратительные опыты стали пережитком прошлого и те мелодии, хвала Нинурте, давно забыты.

Современный комментарий.
Перед неизвестной симфонией или новым альбомом любимой группы ты уже слышишь в голове мелодию, которую ожидаешь, хотя в действительности её не существует. Мозг сам выстраивает сомнительные с объективной точки зрения конструкции, основываясь на просроченной информации. Всегда будет что-то другое. Но атмосферу создает уже не сама музыка, а твое ожидание открытия.

Терапия.
В данном случае не нужна. То загадочное явление, что суеверные предки так опасались, является простым гипнозом, повсеместно используемым в современной психотерапии и дающим чудесные результаты.


Коан девятый.
Гнев и разрушение. Необратимые потери.

Мудрецы не устают горевать по потерям хаоса восьмой династии. При Саргоне Безумном каждый грамотный был объявлен вне закона. За уличение в авторстве любой таблички наказание – казнь через удар мотыгой по голове. Ученые, писатели, врачи сами уничтожали свои произведения в тщетной надежде спастись.
Именно к этой эпохе относят навсегда утерянные исследования с исчислением движения звезд, тайны хирургических операций и работы об уме человека, эмоциях гнева, радости, отвращения. В тех трудах, по слухам, доказывалось происхождение человека от иных животных, но не от богов. К безмерной скорби, то – лишь легенды. Первоисточники уничтожены, а исследования никто повторить оказался не в состоянии.

Современный комментарий.
Остается только фантазировать, какие ещё шумерские клинописные труды с результатами исследований (нас интересуют, в первую очередь, психологические) не дошли до нас вследствие стихийных бедствий, войн, или неоднократно уже упоминавшегося хаоса, своеобразных темных веков Древнего Двуречья. Но даже перечисленные потери: работы об уме человека или его эмоциях шокируют пытливого археолога: насколько развиты были предки в тех областях, что наша цивилизация осваивает лишь последние полтора столетия!
Теперь мы можем только догадываться, что было в тех уничтоженных или утерянных табличках. И насколько безумным был правитель Саргон, которого и обвиняют потомки в мракобесии и зарождении хаоса.
Кстати о гневе и иных эмоциях: никогда не стоит недооценивать влияние, которое психологическое состояние оказывает на наше восприятие и отношение к отдельным событиям и явлениям. Случается выслушивать о себе жуткие вещи от человека, который, в принципе, нам не враг и обижаться на него нет резона. И если спокойно разобраться в ситуации, можно выяснить, что у него психологический кризис или серьезные семейные проблемы, может просто перепил или перенервничал. В любом случае, стоит делать скидку на эмоциональное состояние человека при его неадекватных действиях или неосторожных высказываниях.

Терапия.
Думай, прежде чем говорить или делать. Думай: как легко обидеть человека неосторожной фразой даже без злого умысла, просто по недомыслию. Если невоздержан на язык под мухой – не пей, а не можешь удержаться, тогда вставляй кляп в рот.


Коан десятый.
Страх безумия. Темная ночь перед рассветом.

Бережно хранящий откровения древних самоуверенно скажет: «Как здорово быть сумасшедшим!» И мудрецам прошлого нечего будет возразить. Не вини себя и не бойся, если почувствовал это. Выйди утром прямо на площадь, откройся миру, заяви всем: «Да, я – сумасшедший! И горжусь этим! У меня свой взгляд на мир, который вы никогда не поймете! И в этом нет ничего постыдного!» Но мало найдется людей, обладающих мужеством для такого поступка. Раб традиции трусливо попытается приспособиться к окружающим и проведет свою жалкую жизнь в страхе быть осмеянным и отринутым обществом.

Современный комментарий:
Мы любим людей, похожих на нас. Чем больше отличий, тем больше неприятия. Это касается в первую очередь системы ценностей и внутреннего восприятия мира. От знакомых и, тем более, близких людей мы ожидаем совпадения мнений по всем принципиальным вопросам. Довольно распространена картина, когда человек, (чаще – женщина), свои ожидания превращает в претензии близкому человеку соответствовать ее собственным представлениям и уровню требований.
И если мы неспособны понять или принять иную картину мира, мы объявляем ее носителя сумасшедшим, тем самым устраняясь от любой попытки коммуникации.

Терапия.
Мы не можем изменить других людей, а в большинстве случаев (за исключением предусмотренных уголовным законодательством) и не имеем морального права. Мы вынуждены принимать их теми, кто они есть, и не должны заставлять вести себя так, как нам удобно. Тем более соответствовать воображаемому образу, существующему только в нашей голове. Любое требование правомочно лишь в случае данного и не исполненного обязательства, а о виртуальных долгах, придуманных вашим умом, контрагент не обязан даже знать.
Важно принять еще одну принципиальную вещь: если человек выглядит иначе или ведет себя иначе, чем вы – это еще не значит, что человек сумасшедший, а именно вы – эталон здравости рассудка.


Коан одиннадцатый.
Потерянность в мести.

Впечатлительные люди с раннего детства помнят старую сказку о молчаливом охотнике, который однажды вернулся домой и застал родную деревню в руинах. Восемнадцать лет он потратил на то, чтоб отыскать всех причастных к нападению, и жестоко отомстил им. И за все эти годы странствий он не проронил ни слова.
Сказка закончилась тем, что после убийства последнего виновного в смерти родных охотник исчез, растворился на месте, ибо за долгое время преследования идея об отмщении полностью поглотила его душу и заменила собой. В итоге месть, совершившись, пропала вместе с телом несчастного, от которого к тому моменту оставалась лишь пустая оболочка.

Современный комментарий.
Месть как мотив для героя (или антигероя) давно превратилась в клише. Что, правда, не отменяет всех ужасов реальных ее проявлений в повседневной жизни.
Что самое опасное в мести – то, что она не позволяет быть здесь и сейчас. Она разрубает тебя на две части: половина в прошлом – возвращается к моменту нанесения обиды; половина в будущем – лелеет грезы о совершении отмщения. По части зависимостей: наверное, это самая сильная, опасней даже героиновой. Наркоман хотя бы имеет моменты прояснения и трезвости. Одержимый жаждой мести находится в искажающем восприятие угаре постоянно.

Терапия.
Здесь наступает очень тонкий момент, так как убедить человека, обуреваемого жаждой мести, отказаться от своих намерений крайне тяжело. И не факт, что морально приемлемо. Свершится месть или нет – в любом случае человек, подпавший под ее власть, будет разрушен изнутри. Главное здесь – уяснить, что отмщение ничего не изменит и никого не вернет. И что твое горе, твоя обида – это не ты сам. С ними можно жить и даже изжить их со временем, не прибегая к действиям, являющимся непоправимыми.


Коан двенадцатый.
Колдун из Ниневии. Тростниковое стило как волшебная палочка.

Однажды в Лагаш из Ниневии пришел молодой человек. Всех вещей у него было: небольшая заплечная сумка, в которой обнаружились почти новое стило и мешочек сухой глины. Сев на базарной площади за стол, он объявил, что за скромную плату может записать истории почтенных семейств, что останутся в веках.
И всё бы ничего, но однажды его попросили запечатлеть молитву о выздоровлении умирающей от лихорадки дочери одного из богачей. Юноша записал мольбу и чудесным образом девушка на следующее утро исцелилась. Многие посчитали это случайным совпадением, но не сам письмоводитель, который с тех пор стал именовать себя колдуном и принимать уже за серьезную плату заговоры, проклятья и мольбы жителей, которые нередко сбывались, будучи претворенными в глиняные таблички.
Но в один день священники из храма Нинурты обвинили его в ереси и идолопоклонстве и изгнали из города. Дальнейшая судьба его туманна, но ещё долго ходили упорные слухи, что он, поверив в свою божественную силу, совершил ритуальное самосожжение.

Современный комментарий.
Эта довольно странная историческая особенность народа, изобретшего письменность. В их фольклоре практически не упоминаются магия, заговоры и проклятия, исполненные вербально. В силу слов древний шумер не верит. Но вот письмо, фиксация на глине, для них священна, ритуальна и окутана мистицизмом.
В истории мировой литературы известны случаи, когда персонаж со временем становился более живым и настоящим, чем его автор. И то верно - кто больше вызывает доверие своим существованием: Шерлок Холмс в исполнении стильного Б. Камбербетча в длинном пальто, или натурально верящий в фей, вцепившийся в спиритическую доску неадекватный Артур Конан Дойл?
После любого странного события, происшествия, которое затруднительно объяснить с помощью стандартной рациональной логики, человек начинает верить в свою избранность, а иногда даже в сверхзадачу и суперспособности.
В результате в одной только нашей стране – сотни тысяч экстрасенсов и ясновидящих, которые делятся примерно поровну на мошенников и людей, которым срочно нужна серьёзная психологическая (а возможно и психиатрическая) помощь.

Терапия.
Только стационарно с ударными дозами препаратов, славящихся своим мощным фармакологическим воздействием.


Коан тринадцатый.
Выход из конфликта.

Мудрецы давно приметили, что внимание человека надежно привлекают лишь громкие звуки, сопряженные с актами насилия. Любая драка или самый обычный скандал на улице всегда собирали толпу зевак, что не разогнать и при помощи стражи. Но если кто-то умирает тихо и достойно, пусть даже у всех на виду – он им не так интересен.
Сочинители дивных сказаний давно пользуются этой людской слабостью и приукрашают любой рассказ большим количеством поединков и приключений. Но самым удивительным является то, что душа человека не успокоится, пока история не будет рассказана до конца.

Современный комментарий.
Конфликт – основа любого сценария. Он привлекает человеческое внимание и держит его ровно до того момента, пока конфликт не будет исчерпан. Но парадокс заключается в том, что люди не любят конфликтов в реальной жизни и всячески стараются их избежать, чтобы оставаться в зоне комфорта.
Главный источник конфликтов – наше собственное непонимание. Мы не знаем, как общаться с другими людьми. И корни этой проблемы, естественно, растут в детстве. Нас всех учили быть доброжелательными и уступчивыми. Но мы выросли и столкнулись с тем непреложным фактом, что эта схема не действует. При новом знакомстве тебя сразу пробивают по критерию силы и доминирования. Конечно же, уступчивость и доброта в такой ситуации губительны - если не хочешь оказаться в социальной группе в качестве аутсайдера и объекта насмешек и использования. Именно здесь и зарождаются конфликты. Причем, «здесь» - это, преимущественно, в нашем сознании, которое, будучи склонным к придумыванию мнимых опасностей и накручиванию тревог, создает искаженную картину действительности. Ты начинаешь верить, что попал на поле боя, окружен врагами и пытаешься выжить.

Терапия.
Вместо ожесточенного противостояния гораздо продуктивнее было бы попытаться взглянуть на ситуацию глазами этого самого «врага», очутиться на секундочку в его голове. И сразу туман войны рассеется. Ты поймешь, что он тоже до конца не знает, как себя вести и что от тебя ожидать. И уж точно не желает тебе зла.


Коан четырнадцатый.
Пророк из Ниппура. Планы на будущее.

Однажды в центральные ворота города Ниппур вошёл босой человек в белых одеждах. Он прошествовал прямо на центральную площадь к храму Энлиля. Там человек стал проповедовать странные вещи: что незачем молиться богам и просить у них удачу и прибыль. Он говорил, что успех в делах зависит только от твоих сил, умений и желания достичь результата. О том, что боги не определяют твою жизнь и не знают твоего будущего. И никто не знает. Только ты сам можешь создавать своё будущее осознанными действиями здесь и сейчас.
Конечно, люди не долго слушали сии крамольные речи, и лжепророк был побит камнями и быстро выставлен прочь из города. Он не сопротивлялся и не выглядел удивленным или расстроенным.
Но всё же многие уходили с площади в раздумьях. И кто-то из них не пришел в храм больше.

Современный комментарий.
Всё, что происходит в твоем уме, имеет детали сюра, потому что упорядочить и рационализировать все элементы восприятия мозг не в состоянии, и он упрощает процесс, придумывая между явлениями, объектами и мыслями взаимосвязи, которых нет. Так и проявляется мистическое сознание.
Весь сюрреализм и мистицизм происходит в голове, а не во внешнем мире. Вещие сны, пророчества, озарения, невероятные совпадения, предопределение, предчувствия, судьбоносные встречи и события – всё это игры разума в антропоцентризм и зачатки мании величия. Попытки выдать желаемое местоположение и роль во Вселенной за действительное. Каждый видит себя протагонистом и не хочет быть массовкой.

Терапия.
Человек строит прогнозы в отношении своего ближайшего будущего только в категориях «удачно» или «неудачно сложится». Причем любой незапланированный эксцесс автоматически отправляет ситуацию в неудачную, что неминуемо ведет к стрессу. Хотя любое несоответствие планам можно было бы воспринимать как своеобразное небольшое приключение, которое делает жизнь интересней и веселей.


Коан пятнадцатый.
Прокрастинация. Страх принимать решения.

Молодой Нинушта должен был поехать в Урук учиться письму, но его друг сказал: «Не торопись! Пойдем, лучше выпьем вина!» Когда юноша добрался до школы, его место уже было занято.
Нинуште понравилась девушка, он хотел пригласить её на свидание, но друг сказал: «Не спеши, она испугается напора, посылай пока ей призывные сигналы». И девушка ушла с другим.
Отец Нинушты, гостивший у брата в Лагаше, тяжело заболел. Сын собрался было в дорогу, но друг сказал, что можно подождать до завтра. Отец умер, так и не простившись с сыном.
Тот друг был страх, засевший в голове Нинушты, и оседлавший со временем его ум.

Современный комментарий.
Откладывать на завтра важные или необходимые дела – доставляет чудесное ощущение кайфа и умиротворения. И не имеет смысла даже начинать объяснять, насколько это пагубно и опасно.
Утро вечера не мудреней. Просто утром, глядя на пробуждающуюся природу, у тебя возникает ложное чувство гармонии со всем миром. Тебе кажется, что ты нашел ответ, который так долго искал. И ты принимаешь решение не на основании логических выкладок, а только из ощущения безграничной правоты природы, и, как следствие, - своей собственной.
Зачастую, такие решения непродуманны и ошибочны.

Терапия.
Прокрастинация была редкостью для представителей древних народов, проводящих всю жизнь в каждодневных трудах и молитвах, но в современном мире – это настоящий бич. Человек, получив относительную свободу, теряет способность к самоконтролю и дисциплине, восстановить которые, зачастую, весьма непросто.
Первое, что необходимо сделать – встать с дивана (даже с фигурального дивана, существующего только в вашей голове). А далее: приступать к неприятным делам можно плавно, аккуратно и постепенно, чтобы не испугать самого себя неразрешимостью проблемы. Любое неподъемное дело можно расчленить на простые и понятные задачи и выполнять их по очереди со спокойствием и уверенностью в собственных силах.


Коан шестнадцатый.
Груз из прошлого. Детская слабость.

В небольшой деревне близ Ура отрока Исилуда за тщедушность избрали объектом травли и издевательств. Его избивали, унижали день за днем. Затем родители увезли несчастного в город, где он поступил в школу борьбы, задумав отомстить обидчикам. За несколько лет Исилуд прошел обучение, подрос, раздался в плечах. Когда посчитал себя готовым, вернулся в родную деревню, где сразу увидел старых знакомых. Но внезапно его разум затуманился, он испытал привычный страх и не смог подойти к обидчикам. Разочарованный Исилуд вернулся в город, где учитель ещё долго обучал его крепости духа и характера, что развить оказалось гораздо труднее, нежели мускулатуру.

Современный комментарий.
Попадая в старые привычные обстоятельства, мы превращаемся в людей из прошлого, тех, что появились именно при этих обстоятельствах. Что бы мы ни думали о себе теперешних – как мы сильны, мужественны и несгибаемы, если мы вернемся в психотравмирующую ситуацию из детства или отрочества или просто повстречаемся с прежними обидчиками – снова окажемся в теле мальчишки, неспособного противостоять воле отца или одноклассников.
Очень страшно – что обстоятельства определяют, кто ты есть на самом деле, причем, обстоятельства из прошлого, которого уже давно нет.

Терапия.
Каждый день меняет человека, мы получаем новый опыт, усваиваем полезные навыки, развиваемся. Затем, к сожалению, стареем и умираем. Но в каждый новый день вступает другой человек, который не может вернуться в прошлое. Это главное осознание, которое должно помочь при встрече с психотравмирующей ситуацией из детства в реальном мире. Ты больше не слабый испуганный ребенок. Ты действительно стал смелее, сильнее и опытнее. Конечно, невозможно вернуть или изменить прошлое, но будущее в наших руках.


Коан семнадцатый.
Новая жизнь. Стремление к идеалу.

В храме светлейшей богини Нинхурсаг был тайный бассейн, что показывал посвященным и допущенным к таинствам в отражении на поверхности воды удивительное. И видели люди там не тайны мира, не сокровища и не чудеса. Они видели самих себя. Но в том облике и виде, о котором грезили бессонными ночами. Растолстевшие – стройными и худыми, запойные пьяницы – трезвыми и здоровыми, трусы – победителями и героями.
Но старики не видели себя молодыми, а уроды – красавцами, ибо отражения показывало лишь то, что человек сам был способен в себе изменить.

Современный комментарий.
Как часто мы себе говорили: «С завтрашнего дня я начинаю новую жизнь!» И как сильно расстраивались через несколько дней из-за невозможности осуществить задуманное. И всей нашей решимости бороться с искушениями, желания добиться поставленных целей и неудовлетворенности собой будет недостаточно. А всё потому, что новую жизнь может начать только другой человек, а мы в нее перетащили себя вчерашнего со всеми привычками, комплексами и проблемами. И будем, сталкиваясь с трудностями, совершать те же ошибки, потому что по-другому просто не умеем.

Терапия.
Единственный способ начать новую жизнь – это медленно менять себя самого в сторону такого человека, который соответствует этой новой жизни и способен решать ее задачи.
У вас в голове есть свой собственный физический идеал. И вы знаете: чтобы его достичь (ну, или, хотя бы, приблизиться), необходимо бегать по утрам, выполнять комплекс упражнений, правильно питаться. И то, результат, если и придет, то весьма нескоро.
В то же время у нас существует и психологический идеал: то состояние, обретя которое, мы будем почти счастливы. И здесь также есть определенная рецептура по его достижению, хорошо знакомая всем психологам. Перестать тревожиться, обращать внимание на ерунду, определиться с приоритетами, справиться с бессонницей, апатией и депрессией (нужное – подчеркнуть) и т.д., список на самом деле очень длинный. Но в этом случае, мы почему-то считаем, что достаточно просто принять решение: «с завтрашнего дня перестану обижаться и раздражаться на коллег по работе!» (аналог физического «не есть на ночь»). И всё сразу наладится само собой. Nothing of the kind! Усовершенствовать свой внутренний мир в тысячи раз труднее и продолжительнее по времени, чем физическую форму. Монахи тратят на это десятилетия! А мы рассчитываем всё получить на халяву.


Коан последний.
Освобождение от иллюзий.

Заслуживший почтение знает это свойство правды – превращать её носителей в несчастных парий и изгоев. Говорящий истину подобен ножу, вырезающему куски гнилой плоти из тела, которое еще можно спасти. Боль – естественная реакция освобождения от иллюзий. Но боль со временем отступает и происходит перерождение: ясность сознания и четкость окружающего мира.
Но до того счастливого момента – обладатель правды обречен на страдание и ненависть окружающих.

Современный комментарий.
Политика – это обман: любой, кто иерархически выше, - сидит на твоих плечах и непрерывно дурит тебе голову, чтобы ты отвлекся и не замечал тяжести. Правда в том, что государство, место, где ты родился, - это не важно: это могло произойти где угодно. Твоя раса, национальность – это не важно: нет людей лучше или хуже. Твоя религия – это не важно: церковь – паразит на теле человечества - впрыскивает меметический вирус доверия к авторитету и управляет толпами покорных людей.
Значение имеет твоя собственная жизнь, как ты ей распоряжаешься. Значение имеет – кто ты такой, что ты за человек, твой личный опыт, система ценностей, поток восприятия: всё это и есть жизнь.

Терапия.
Процесс избавления от иллюзий очень тяжел и в крайних случаях особой чувствительности – смертелен. Только стационарно при постоянном наблюдении квалифицированного и небезразличного специалиста.


Послесловие.

На этом переведенная часть шумерских табличек, отнесенная археологами к области психологической науки, заканчивается. К нашей неистощимой скорби, последний уцелевший представитель почтенного шумерского народа ушел в мир духов, и донести до потомков мудрость тысячелетий больше некому.
Во второй книге «Пути в тумане» внимание составителя будет сосредоточено на иных традициях психоанализа задолго до времен его официального признания как научной дисциплины.


V.V.
2014-2016





Читатели (70) Добавить отзыв
 

Проза: романы, повести, рассказы