ОБЩЕЛИТ.COM - ПРОЗА
Международная русскоязычная литературная сеть: поэзия, проза, критика, литературоведение. Проза.
Поиск по сайту прозы: 
Авторы Произведения Отзывы ЛитФорум Конкурсы Моя страница Книжная лавка Помощь О сайте прозы
Для зарегистрированных пользователей
логин:
пароль:
тип:
регистрация забыли пароль

 

Анонсы
    StihoPhone.ru



Кампания 1942 года. Глава 319

Автор:
Глава 319.



В последних числах декабря 1941 года танки 112-й танковой дивизии генерала Гетмана ворвались в Калугу в авангарде 50-й армии. Взятием Калуги завершилось большое зимнее сражение под Москвой. До последней возможности германское командование пыталось удержать это ключевое предмостное укрепление на пути к Москве, чтобы отсюда возобновить наступление в летнюю кампанию 1942 года. Когда оборона Калуги рухнула, стало совершенно ясно, что надеждам на возобновление наступления на Москву в 1942 году не суждено сбыться.

В январе дивизия Гетмана вместе с кавалерийским корпусом генерала Белова приняла участие в наступлении Жукова на Юхнов и Мосальск. Наступление застопорилось. Через стратегическое рокадное шоссе фон Клюге Рославль-Юхнов прорвалась на север в направлении Вязьмы лишь кавалерия Белова. Танки остались южнее ледового вала, устроенного немцами по обеим сторонам дороги. В дивизии Гетмана почти не осталось танков. В феврале дивизия была преобразована в бригаду. Весной, когда снег растаял и войска прочно увязли в грязи на занимаемых ими позициях, оказалось, что зимнее наступление Жукова на Вязьму и Ржев провалилось. Огромные жертвы были вновь, как уже было не раз летом и осенью сорок первого года, принесены на алтарь бездарной сверхоптимистической стратегии. Жуков учился на крови и костях азартно погубленных им армий.

Никогда не унывавший и погубленных им армий никогда не жалевший генерал намеревался взять реванш летом, накопив побольше танков и артиллерии. В апреле Жуков приказал Гетману сдать дивизию начальнику штаба полковнику Леонову и принять командование 6-м танковым корпусом.

Штаб нового соединения, куда 26 апреля прибыл Гетман, размещался в подмосковном городке. Корпус только-только начал формироваться. Части были разбросаны по нескольким военным округам.

В мае корпус сосредоточился юго-западнее Москвы. В штабе поговаривали, что Жуков летом двинет корпус на Берлин. После сражения под Москвой такое предположение ни у кого не вызывало улыбок. Все знали неутомимый характер и крутой нрав командующего Западным фронтом.

- Непременно, непременно на Берлин, товарищи. После того, как очистим всю нашу территорию до западных границ, - не стал разуверять подступивших к нему с расспросами в одной из частей танкистов генерал Гетман.

В корпус приехал конструктор танков КВ и Т-34 генерал-майор Котин.

- Какой танк нравится вам больше, товарищи танкисты? КВ или Т-34?

Подумав, танкисты высказались за Т-34.

- Почему?

- Видите ли... Как бы вам объяснить. КВ тяжеловат. А на Т-34 и врага догонишь, и, при случае, сам от него уйдёшь. Хорошая машина.

12 июля корпус получил приказ выдвинуться в район станции Шаховская и сосредоточиться в полосе назначенного на конец месяца наступления правого крыла Западного фронта. Линия фронта проходила по реке Держа от её впадения в Волгу до населённого пункта Новое и далее через Петропавловское до Савино. На этом рубеже стояли 31-я армия генерала Поленова и 20-я армия генерала Рейтера. Армия Рейтера вышла к Держе ещё в январе, но форсировать реку с ходу не смогла. Раз за разом бросал её вперёд Жуков, но всё было напрасно. Противник, отступив от Москвы к своим тыловым базам снабжения, нащупал наконец прочный рубеж обороны и теперь удерживал его с большим упорством. Не привели к успеху и попытки наступления, предпринятые соседями Рейтера - 31-й армии слева и 5-й армии справа. Оборона 9-й армии генерала Моделя в районе Ржева и Сычёвки трещала по швам, но держалась. Подтянув танки, артиллерию и элитные части пехоты, Модель и фон Клюге контратаковали и ликвидировали кризис у себя на флангах и в тылу. Застрявшие в глубине немецкой обороны между Смоленском, Вязьмой и Ржевом советские корпуса и дивизии оказались в крайне тяжёлом положении. Летом фон Клюге окончательно очистил свои тылы. Потери советских войск были чрезвычайно велики. Не многим удалось благополучно выйти из окружения.

Жуков приказал измотанным армиям Западного фронта перейти к обороне и занялся со своим начальником штаба генералом Соколовским формированием мощного бронетанкового кулака, которому и предстояло летом проломить-таки оборону группы армий "Центр" и открыть армиям Западного и Калининского фронтов дорогу на Ржев и Сычёвку.

Противник времени не терял и сосредоточил против армий Жукова и Конева свой бронетанковый кулак. В него вошли 39-й и 46-й танковые корпуса в первом эшелоне и три танковые дивизии - 1-я, 2-я и 5-я - во втором эшелоне.

Жуков, начиная наступление, был настроен весьма решительно. 31-я армия, усиленная шестью танковыми бригадами, в первый же день наступления должна была овладеть Зубцовом и выйти аванпостами к берегу Вазузы.

20-я армия получила пять танковых бригад. Две из них непосредственно поддерживали наступающую пехоту, остальные три были сведены в мобильную группу Героя Советского Союза полковника Армана. Группа должна была в первый день наступления выйти на рубеж Подберёзки, Овсяники, захватить переправы на Гжати и овладеть районным центром Карманово.

Вслед за этими войсками в прорыв вводились главные мобильные силы - 6-й танковый корпус, 8-й танковый корпус и 2-й гвардейский кавалерийский корпус.

Подготовка наступления велась в обстановке строжайшей секретности. Все передвижения войск совершались исключительно по ночам с соблюдением всех требований маскировки. Штабам было запрещено вести какую-либо документацию, помимо самой необходимой. Все распоряжения передавались устно через связных. Пользоваться средствами проводной и радиосвязи было категорически запрещено.

Непосредственно перед началом наступления 20-я армия была усилена стрелковым корпусом, несколькими стрелковыми дивизиями, артполками и частями гвардейских миномётов. На направлениях главных ударов был обеспечен подавляющий перевес над противником в артиллерии.

31 июля корпус Гетмана получил приказ выдвинуться с рубежа Михалёво, Раменье, Полежаево и изготовиться к наступлению на Погорелое Городище.

Корпус начал выдвижение в ту же ночь. По всему фронту 20-й армии шёл проливной дождь. Он продолжился и 1 августа. Уровень воды в реке Держа сильно повысился. Несколько мостов через реку были сорваны и унесены бурным потоком. Разведанные заранее броды в 40 -70 сантиметров превратились в стремнины двухметровой глубины. Грунтовые дороги пришли в полную негодность.

Такая же погода стояла и на всём фронте предстоящего наступления. Конев начал наступление 30 июля, но успех имел весьма незначительный.

Жуков и Соколовский были принуждены отложить наступление 31-й и 20-й армий на двое суток.










Читатели (225) Добавить отзыв
 

Проза: романы, повести, рассказы