ОБЩЕЛИТ.COM - ПРОЗА
Международная русскоязычная литературная сеть: поэзия, проза, критика, литературоведение. Проза.
Поиск по сайту прозы: 
Авторы Произведения Отзывы ЛитФорум Конкурсы Моя страница Книжная лавка Помощь О сайте прозы
Для зарегистрированных пользователей
логин:
пароль:
тип:
регистрация забыли пароль

 

Анонсы
    StihoPhone.ru



Кампания 1942 года. Глава 309

Автор:
Глава 309.






В ночь на 16 августа катастрофическое развитие событий в малой излучине Дона вынудило генерал-полковника Ерёменко ввести в сражение на этом участке 1-ю гвардейскую армию Москаленко.

Из штаба фронта это решение выглядело вполне логичным и напрашивающимся. Уже 13 августа, как только у Москаленко выгрузились из эшелонов первые две дивизии, командующий фронтом распорядился развернуть одну из них в Тихорецкой, а другую - западнее Сиротинской. 14 августа, когда выгрузились 15 эшелонов войск следующих двух дивизий, Ерёменко приказал одну из прибывающих дивизий развернуть в Перекопской, за крайним правым флангом армии Крючёнкина, а другую сосредоточить во втором эшелоне на центральной позиции, позади армии Крючёнкина, у переправ через Дон в Ново-Григорьевской. Отсюда эта дивизия могла одинаково быстро прибыть на помощь любой из первых трёх, если бы возникла в этом необходимость.

Генерал Москаленко считал такое построение ошибочным. Размазывая войска тонким слоем на широком фронте
в опасной близости от переднего края, командующий фронтом заранее лишал мобильности 1-ю гвардейскую армию, оставляя фронт без стратегического резерва, который логичнее было бы держать сосредоточенным в глубине обороны, на подступах к Сталинграду. Так только и можно было при случае сосредоточить всю армейскую артиллерию на решающем участке обороны.

У Ерёменко были свои резоны. Избранное им построение было предельно простым, понятным и лучше всего гарантирующим
сохранение боеспособности дивизий в случае потери ими связи со штабом армии, а то и гибели штаба армии. А подобное развитие событий представлялось Ерёменко и его начальнику штаба генералу Захарову вполне вероятным.

Не встретив понимания у командующего фронтом, генерал Москаленко обратился через голову штаба фронта в Генштаб. Ему ответили, что командованию фронтом виднее.

Около полуночи Ерёменко позвонил в штаб Москаленко.

- К утру отведёшь дивизию из Сиротинской на северо-запад и развернёшь за правым флангом у Крючёнкина на рубеже Шохин, Дубовой. Дивизию в Трёхостровской отдай Крючёнкину. Взамен забирай три правофланговые дивизии Крючёнкина, с которыми у него связь потеряна. Имей в виду: теперь ты отвечаешь головой за удержание плацдарма в малой излучине Дона. Задача ясна?

- Мной до сих пор не получены артиллерийские боеприпасы. На складах Сталинградского и Юго-Восточного фронтов отпускать снаряды моим снабженцам отказались.

- Разберусь. Других вопросов нет? Тогда выполняй.

В ту же ночь гвардейцы 40-й дивизии генерал-майора Пастревича выдвинулись из района западнее Сиротинской и развернулись на широком фронте за правым флангом у 4-й танковой армии. До подхода подкреплений, которые пообещал Пастревичу присылать с колёс через Ново-Григорьевскую командарм Москаленко, теперь на дивизии Пастревича, развёрнутой кордоном, держалась оборона половины малой излучины Дона.

Младшему лейтенанту Кочеткову и его пятнадцати бойцам дивизионного арьергарда досталась оборона высоты 180 в пяти километрах северо-западнее Сиротинской. В ночь на 17 августа гвардейцы отразили нападение немецкого разведотряда. В ту же ночь высоту атаковала рота немецких автоматчиков. И эта атака была отбита. Не обошлось без потерь и у Кочеткова. На рассвете высоту атаковал батальон пехоты с двенадцатью танками. Кочетков был тяжело ранен и присыпан землёй развороченного снарядом бруствера. Усеяв склоны высоты трупами немецких гренадёр и расстреляв все боеприпасы, последние четверо гвардейцев бросились под танки со связками гранат.

Когда в следующую ночь высоту отбили у немцев подошедшие скорым маршем из-за Дона войска Москаленко, младший лейтенант Кочетков был ещё жив. Вокруг догорали четыре немецких танка. Пятый догорал на склоне высоты. Прислать подкрепления раньше командарм Москаленко не мог: днём противник силами 376-й пехотной и 100-й легкопехотной дивизий, поддержанных сотней танков, захватил стратегическую высоту 238, занял Яблонский и Шохин и создал прямую угрозу переправам в Ново-Григорьевской. Туда и направлял Москаленко с колёс все прибывающие войска. Артиллеристы, все в прошлом воздушные десантники, с тяжёлыми миномётами и пушками, полученными в пути следования по железной дороге, имели дело впервые. Осваивать новую технику им предстояло на поле боя.

Построение, на котором настоял командующий фронтом, оказалось удачным. Москаленко практически сидел на своей базе операций. Он достаточно оперативно сосредоточил на предмостном укреплении 38-ю гвардейскую дивизию полковника Онуфриева. Усилив дивизию Онуфриева артиллерией, он контратаковал и отбил Яблонский и Шохин. Противник потерял 8 танков и 1400 человек убитыми. К этому времени начальник штаба армии полковник Иванов установил связь с тремя потерянными Крючёнкиным стрелковыми дивизиями. Все они были на пределе боеспособности и насчитывали от семисот до восьмисот человек каждая.

В следующие два дня противник настойчиво атаковал с юга армию Москаленко в малой излучине Дона по всему фронту. То тут, то там он проводил разведку боем, бросая в атаку полк пехоты с полусотней танков. Все атаки были отбиты. В ночь на 19 августа Москаленко слал в штаб фронта одну за другой отчаянные телеграммы: "Снарядов нет. Патроны и гранаты на исходе. Войска дерутся штыками". Из штаба фронта пришёл ответ: "Держитесь. Направляю к вам 4-ю гвардейскую и 23-ю стрелковую дивизии. Ерёменко."

19 августа натиск противника в малой излучине Дона стал ослабевать. Теперь в атаках принимали участие до батальона пехоты с пятнадцатью танками. Пленные, доставленные в штаб Москаленко, показали, что их часть, сапёрный батальон 376-й пехотной дивизии, прибывшей в июле из Франции, потеряла в малой излучине Дона половину личного состава.

Но была и другая причина относительного затишья, наступившего в малой излучине Дона, помимо больших потерь у Паулюса.

Прорвав левый фланг армии Крючёнкина 16 августа, немцы в тот же день захватили на левом берегу Дона небольшой плацдарм в районе хутора Вертячий. В следующие четыре дня и ночи плацдарм был расширен по фронту и в глубину. Паулюс переправил на плацдарм две пехотные дивизии - 389-ю и 384-ю. Следом пошли танки 14-го мотокорпуса. Отсюда Паулюс готовил свой последний бросок к Волге.






Читатели (315) Добавить отзыв
От bvsokolov
Ахинею про 1400 убитых немцев уберите. Вся 6-я армия за период с 11 по 20 августа потеряла 1459 убитых и пропавших без вести. Вообще, к советским мемуарам и исследованиям относитесь более критически
20/11/2015 17:13
<< < 1 > >>
 

Проза: романы, повести, рассказы