ОБЩЕЛИТ.COM - ПРОЗА
Международная русскоязычная литературная сеть: поэзия, проза, критика, литературоведение. Проза.
Поиск по сайту прозы: 
Авторы Произведения Отзывы ЛитФорум Конкурсы Моя страница Книжная лавка Помощь О сайте прозы
Для зарегистрированных пользователей
логин:
пароль:
тип:
регистрация забыли пароль

 

Анонсы
    StihoPhone.ru



Кампания 1942 года. Глава 295

Автор:
Глава 295.



Первым открыл огонь следовавший на буксире подбитый Т-26. Развернув башню к мосту, он первым же выстрелом поразил лёгкий немецкий танк. Танк загорелся на середине моста. Второй немецкий танк, пытавшийся объехать подбитого товарища, был поражён выстрелом первого Т-26. Теперь на мосту образовалась пробка. Немецкие танки открыли огонь через реку. Вспыхнул и запылал подбитый вторично Т-26. Полковник Нестеренко уже мчался в кабине грузовика к противоположной окраине города. Вскоре "катюши" произвели залп через город по Хутунку. Вслед за первым дивизионом открыли огонь подошедшие дивизионы 8-го полка.

На позиции ракетчиков прибыл командующий артиллерией фронта генерал-майор Жук. С ним был начальник укрепрайона генерал-майор Черняев. Вскоре сюда же прибыл и майор Якушев, успевший-таки под носом у немцев проскочить через понтонный мост в Мелиховской. Захватить Новочеркасск с ходу у немецких танкистов не получилось.

Вечером командующий фронтом генерал Малиновский приказал полковнику Нестеренко отвести "катюши" в Ростов. Колонна выступила в ночь на 22 июля. Оставшиеся в Новочеркасске стрелковые и артиллерийские части удерживали город до 25 июля.

Прибыв 22 июля в расположение обороняющей Ростов 56-й армии генерал-майора Рыжова, Нестеренко угодил под бомбёжку. За год войны гвардии полковник не раз и не два попадал под бомбёжку. Случалось ему побывать и под массированным артналётом. Привыкнуть к этому невозможно. Кто утверждает, что привык и более не испытывает страха, тот кривит душой, независимо от чинов и званий. Зато за год вырабатываются навыки правильного поведения, повышающие шансы выжить и в адском пекле.

Нестеренко обсуждал с подполковником Лобановым и начальником штаба полка майором Макарьяном, стоя на опушке рощи на северо-восточной окраине Ростова, возле штаба 8-го полка, план расстановки дивизионов, когда раздался крик "Воздух!"

В следующую секунду на малой высоте налетели Ме-110 и сбросили бомбы. Вслед за штурмовиками рощу атаковали пикирующие бомбардировщики.

Отрыть щели для личного состава и аппарели для боевых машин гвардейцы ещё не успели. Первым упал плашмя и прильнул к земле, прикрыв голову руками, полковник Нестеренко. На него сверху повалился майор.

- Майор, вы ранены?

- Я в порядке, товарищ полковник.

Задрожала земля. Вокруг гремели взрывы и свистели осколки. Сверху сыпались комья земли. Попадались и увесистые.

Наконец самолёты улетели. Офицеры встали, отряхнулись и продолжили прерванный разговор.

Тем временем укомплектованный моряками 14-й отдельный дивизион, развёрнутый вблизи аэродрома, был атакован немецкими танками. Дивизионные разведчики главстаршина Шустов и политрук Абызов выдвинулись на НП на окраине посёлка Красный Крым. Первый вызванный ими залп "катюш" ошеломил вошедших в посёлок немецких танкистов и вынудил их отступить. В восемь часов вечера танки вернулись и с нескольких сторон атаковали НП Шустова и Абызова. Разведчики вызвали огонь на себя. Ракеты с шипением помчались к цели, оставляя в небе огненные хвосты. Летевшие бомбить Ростов эскадрильи "Юнкерсов" шарахнулись в сторону и, рассыпав строй, разлетелись кто куда. До рассвета они уже не возвращались. Вокруг НП Абызова и Шустова всю ночь бушевало море огня. Абызов и Шустов, как и подобает разведчикам, успели ускользнуть и вернулись невредимыми в штаб дивизиона. К утру дивизион побатарейно отошёл на тыловую позицию. Батареи арьергарда по очереди прикрывали отход огнём.

23 июля немцы ворвались в Ростов. Завязались жестокие уличные бои. Город окутался дымом пожарищ. Горели деревянные строения на окраинах города и в районе речного порта. Солнце палило. Дышать было нечем. Немецкая пехота, поддержанная на центральных улицах огнём следующих за ней танков, прокладывала путь к элеватору и переправе, ведущей через Зелёный остров на левый берег Дона. Полковник Нестеренко всё ещё оставался на правом берегу с 8-м полком и отдельным дивизионом моряков. Связь с штабами 56-й и 12-й армий была им потеряна ещё утром.

Нестеренко связался по радио со штабом Малиновского и получил приказ отступить за реку и перейти в оперативное подчинение 18-й армии. По счастью, один из офицеров штаба 8-го полка был уроженцем Ростова. Он переулками вывел колонну "катюш" 8-го полка к переправе. Следом подошли, расстреляв боеприпасы, моряки отдельного дивизиона. До рассвета 24 июля переходили "катюши" на левый берег. С последними машинами ушёл и полковник Нестеренко. На левом берегу у выезда с моста его уже ждал член Военного совета фронта дивизионный комиссар Ларин.

- Назначаю вас, полковник Нестеренко, командующим переправой. Теперь вы, полковник, отвечаете за неё головой.

- А кто будет командовать оперативной группой?

- Предоставьте этот вопрос решать Военному совету фронта. Теперь вы командуете переправой. Сейчас должны подойти катера Азовской флотилии. Моряки поступают в полное ваше распоряжение. Командуйте ими самостоятельно, по обстановке. Ставьте им боевые задачи.








Читатели (156) Добавить отзыв
 

Проза: романы, повести, рассказы