ОБЩЕЛИТ.COM - ПРОЗА
Международная русскоязычная литературная сеть: поэзия, проза, критика, литературоведение. Проза.
Поиск по сайту прозы: 
Авторы Произведения Отзывы ЛитФорум Конкурсы Моя страница Книжная лавка Помощь О сайте прозы
Для зарегистрированных пользователей
логин:
пароль:
тип:
регистрация забыли пароль

 

Анонсы
    StihoPhone.ru



Кампания 1942 года. Глава 283

Автор:
Глава 283.



Весь вечер 17 июля у Гальдера обсуждался в узком кругу предварительный замысел сражения под Сталинградом.

Проблема заключалась в том, что сражение нужно было начинать - а может быть, и вести - одновременно с другим сражением, в низовьях Дона, под Ростовом и южнее. А силы, и без того весьма ограниченные, нужно было заранее распределить между группами армий "Б" и "А" таким образом, чтобы исключить необходимость переброски войск с одного участка на другой. Половина лета была уже позади, и теперь любой потерянный на перегруппировку день мог стоить проигрыша всей летней кампании.

Ведение наступления одновременно по двум расходящимся направлениям предъявляло слишком высокие требования к пропускной способности железных дорог в тылу. Железные дороги работали на пределе своих возможностей. Впрочем, даже если бы они работали вдвое лучше, это не решало бы проблемы, потому что стратегических резервов у Германии больше не было.

Танков и грузовиков едва хватало для группы "Юг". А были ещё группы "Центр" и "Север", где противник или уже наступал, или готовился перейти в наступление. С утра 17 июля русские в который уже раз повели с двух сторон наступление на "рамушевский коридор" с привлечением больших сил пехоты, артиллерии и танков. В центре Восточного фронта Жуков концентрировал за Волгой и Дежей крупные силы танков, артиллерии и авиации против 9-й армии Моделя . А чем было её усилить?

Гальдер покачал головой, достал из глаза монокль, запотевший в перенасыщенном влагой ночном воздухе, и тщательно протёр его носовым платком.

Приходится сплошь и рядом жертвовать одним участком фронта для спасения другого. Неблагодарная задача!

Гитлер, дурное настроение которого объяснялось главным образом тем, что он также напрасно искал решение этой неразрешимой задачи, наконец первым "нашёл" его и объявил Гальдеру на его докладе в Ставке 18 июля. Операция "Блюхер" (форсирование 11-й армией Керченского пролива и захват ею Таманского полуострова) отменяется. Войска 11-й армии изымаются в стратегический резерв Ставки и далее используются на различных театрах от Африки и острова Крит до Ленинграда. Гальдер, у которого никакого альтернативного плана изыскания резервов не было, вынужден был смириться с расчленением и распылением самой сильной, самой закалённой и доказавшей высочайшую боеспособность армии Восточного фронта, хоть это и было форменным безобразием и откровенной глупостью, возмутительными для профессионала.

В ночь на 18 июля в низовьях Дона прошли сильные грозы. Тыловые автоколонны увязли в грязи. Танки стояли без горючего. Танкисты со смешанным чувством стыда и зависти подшучивали с обочин над обгоняющей их пехотой 6-й армии Паулюса и 17-й армии Руоффа. Пехота без устали месила сапогами дорожную грязь, демонстрируя отличную физическую форму, хорошую выучку и большой наступательный порыв личного состава. Не выдержав артиллерийских дуэлей на прежних рубежах обороны, противник отступал по грязи, преследуемый по пятам немецкой пехотой.

Между тем в Ставке под Винницей штабная жизнь продолжалась своим чередом. 20 июля полковник Циблер доложил Гальдеру об открытии офицерского казино при квартире Главного штаба.

22 июля с фронта пришли неожиданно хорошие новости. Заправленные танки развернули стремительное наступление в низовьях Дона и форсировали Дон в четырёх местах восточнее Ростова. Тем самым и участь Ростова была решена. Удержание города грозило теперь противнику полным оперативным окружением и последующим неминуемым разгромом всей ростовской группировки. Гальдер предвидел это с самого начала. Теперь становилось очевидно, что Гитлер, планируя летнюю кампанию, собрал под стенами Ростова непонятно для чего огромные массы бронетехники, столь необходимой на других участках фронта, в частности в районе Цимлянской, где перспективы глубоких танковых прорывов были несравненно лучше. Однако дилетантизм и упрямство Гитлера тогда взяли верх. И вот теперь в районе Цимлянской у Гальдера ничего не было. Отсюда неоправданные потери драгоценного летнего времени.

Хроническая недооценка Гитлером оперативных возможностей противника день ото дня увеличивалась и приобрела наконец гротескные формы. Это было чревато новой большой катастрофой, подобной той, что случилась в минувшую зиму под Москвой.

Между тем потери, понесённые Вермахтом на Восточном фронте с 22 июня прошлого года, превысили 1 400 000 человек, то есть 43 процента средней численности задействованных на фронте соединений. Фактически это означало, что каждый второй немецкий солдат, пересекший границу СССР летом 1941 года, был убит или ранен.

Гальдер склонил голову, упершись подбородком в грудь.

Наши потери огромны и продолжают нарастать! Вместо того чтобы осознать истинные масштабы трудностей, стоящих перед войсками и страной, и энергичными целеустремлёнными действиями выправить чреватое опасностями положение на Восточном фронте, фюрер капризничает, впадает в ярость по поводу любой мелочи. Невыносимая ругань у фюрера становится ежедневной рутиной. Нет, так дальше работать невозможно.

28 июля 1-я танковая армия фон Клейста стала быстро продвигаться к переправам через Маныч. Войска Малиновского южнее Дона обратились в беспорядочное бегство. 4-я танковая армия Гота вышла к Пролетарской и тоже продвигалась к Манычу.

Гальдер воспрянул духом.

Теперь Малиновский будет бежать до самого Кавказа.

Удастся ли танкистам фон Вейхса с ходу захватить мост через Дон в районе Калача? Удастся ли Паулюсу своими силами очистить излучину Дона? Ближайшие дни это покажут.

На подступах к Сталинграду разворачивается грандиозная битва. Предугадать сейчас её течение и исход не представляется возможным.





Читатели (151) Добавить отзыв
 

Проза: романы, повести, рассказы