1983 Осень Путешествие в Балгарию.
Туристический автобус прибыл в Плевну.
На лысой макушке города гигантским пальцем в небо торчит обелиск, словно показывает « fuck you”. Место гиблое. Население городка с каждым годом уменьшается.
Посмотрели тонущую в пыли панораму «Плевенская эпопея 1877» и мавзолей павших русских и румынских воинов. На экскурсию ушло чуть больше часа.
Едем дальше.
Клонит в сон. Мелькание за окном меняет цвет. Деревья становятся красными. Слышится стук колёс. Горящий поезд летит в осень.
1930 Красноармейцу Алёше Самолётову 22 года. С виду как все, но в душе он чужой - не сознательный, единоличник, опасный мечтатель.
Отец Алёши - ни чем не примечательный чиновник Галкин из города Энска тоже был такой. Тихий, скрытный Галкин обладал пёстрой как балаган душой. Безумно, безнадёжно влюблённый, он сел не в свои сани - посватался к местной красавице. Получил согласие. Сразу после свадьбы невеста сбежала с офицером. Вскоре вернулась. Офицер бросил. Галкин принял. Через год родился сын Алёша. Жили бы, как ни в чём не бывало. Но сплетники не давали. Над Галкиным смеялся весь город.
И без того замкнутый, Галкин совсем ушёл в себя. Загорелся идеей смастерить летательный аппарат без каких либо знаний и навыков. Выдумывал, чертил, мастерил, чертыхался и продолжал с нарастающим энтузиазмом.
Жену и сына изводили вопросами - когда и куда они собираются лететь. Мальчишки дразнили их на улице Самолётовыми.
Наконец Галкин ушёл на войну и не вернулся.
К прочим несчастьям семья утратила прежнюю фамилию. Их стали звать Самолётовыми.
Отверженные, они перебивались в нищете. Брались за любую работу.
Не было им места в городе Энске. Не было возможности уехать. Не было сил уйти.
Алёша по праву считал себя пролетарием в первом поколении. Ему досталась красота матери и тихое безумие отца. Хотелось наказать обидчиков. Наказать весь город. Назрел протест.
Он вырос. К тому времени слабая, хворая мать стала обузой.
В 17 лет Алёша нашёл в себе силы покинуть город Энск пока он там кого ни - будь не убил. Подался в красную армию. Гражданская война уже закончилась. Но Алёша верил, что война придёт и он успеет стать героем до того как станет чудовищем. Он будет самоотверженно сражаться с врагами интервентами за власть Советов.
А пока он вносит посильную лепту в борьбу против внутренних врагов страны - служит охранником поезда везущего преступников в Сибирь.
******* Заняв выжидательную жизненную позицию, Алёша предаётся досужим наблюдениям. Его занимает парочка нетипичных арестантов – Кавалер и Барышня.
Прочие арестанты суетливо копошатся, не стесняясь в естественных надобностях. Кавалера и Барышню происходящее как будто не касается. Кавалеру под тридцать. Барышня молоденькая, но бывалая. Обнимаются, держатся за руки. И всё. Алёша как то крикнул кавалеру - «Да запихай ты её в угол и задери ей подол!» А тот как глухой.
При всей скученности вокруг парочки пустое пространство.
Иногда Кавалера сотрясают приступы кашля. Он судорожно прижимает ко рту заскорузлый белый шарф и вскоре на нём расцветает свежее алое пятно. После приступа у них прилив манерной нежности. Алёша хмурится: - «непорядок, если кому в аду хорошо»
Однажды на закате прибывает поезд на станцию. Сходит Алёша на перрон отворяет дверь вагона. Прочие заключённые выходят, а парочка замерла у входа, пойти людям не дают – засмотрелись на закатное небо. Алёша представил их пассажирами вагона люкс: Кавалер в тройке и белой шляпе с широкими полями. Барышня в красном шёлковом платье с букетом роз в руках.
**********
1983 Болгария Я проснулась.
Вечером прибыли в Габрово. Город считается болгарской столицей юмора. Сами габровцы часто выступают персонажами анекдотов (так называемый габровский юмор), где обычно представлены как чрезмерно скупые люди, стремящиеся на всём сэкономить. В Габрово находится единственный в своем роде Дом юмора и сатиры. На следующий день экскурсия.
Впечатление о страшных картинах Дома юмора и сатиры будет терзать меня долго. После ночью спать не могу.
Особенно запомнятся две картины. На одной изображение мутное, как сквозь грязную зелёную бутылку. Сюжет: смерть приходит на оргию стариков. Стоит в дверях как супруг, неожиданно вернувший из командировки. А старики торопятся закончить последний половой акт, напрягаются, запихивая свои дохлые червяки в дряблые кошёлки.
Вторая картина: Бледный рисунок карандашом. Цирк. Посреди арены шут у столика. Засунул левую руку по локоть в мясорубку и прокручивает правой рукой. Из мясорубки лезет фарш. Рисунок чёрно- белый. фарш красный, как настоящий. Неподдельное страдание на лице шута. И детская радость на лицах публики.
В страшных снах буду возвращаться в этот музей, блуждать, обессиленно дремать на скамейках. И снова блуждать по пустым залам, слушая эхо шагов. Я увижу много картин о смерти, циничных и безжалостных.
|