ОБЩЕЛИТ.COM - ПРОЗА
Международная русскоязычная литературная сеть: поэзия, проза, критика, литературоведение. Проза.
Поиск по сайту прозы: 
Авторы Произведения Отзывы ЛитФорум Конкурсы Моя страница Книжная лавка Помощь О сайте прозы
Для зарегистрированных пользователей
логин:
пароль:
тип:
регистрация забыли пароль

 

Анонсы
    StihoPhone.ru



Кампания 1942 года. Глава 250

Автор:
Глава 250.


Сдача англичанами Бирмы поставила в повестку дня судьбу последнего форпоста на пути в Индию - острова Цейлон.

Стоило японскому флоту, открывшему себе дорогу в Индийский океан, при поддержке авиации высадить на Цейлоне несколько дивизий - и судьба Цейлона, а за ним - Калькутты, Индии и всей колониальной империи Великобритании на Востоке была бы решена.

Это хорошо понимали в Адмиралтействе.

27 марта 1942 года адмирал Лейтон, командующий Восточным флотом, базирующимся на Цейлоне на рейдах Коломбо и Тринкомали, был назначен главнокомандующим всеми войсками на Цейлоне, включая флот, сухопутные войска и ВВС. На Лейтоне отныне лежала вся полнота ответственности за оборону острова. Во главе Восточного флота Великобритании место Лейтона занял адмирал Сомервилл, командовавший перед этим соединением кораблей в Гибралтаре.

В распоряжении Сомервилла были четыре старых линкора класса "R", два больших авианосца, один малый авианосец, семь крейсеров, шестнадцать эсминцев и семь подводных лодок. И лишь подошедший из доков США после генерального ремонта и модернизации линкор "Уорспайт" мог на равных противостоять в морском бою современным японским линкорам. Этот корабль и стал ядром эскадры Сомервилла. Однако разница в скорости хода нового и старых линкоров была так велика, что Сомервилл счёл необходимым разделить эскадру на два соединения. В одно вошли быстроходные корабли, в другое - тихоходные. Как показали дальнейшие события, такое дробление сил лишь ослабило Восточный флот.

Главной головной болью адмирала Сомервилла была слабость ПВО во всех оставшихся в распоряжении его флота местах базирования. Силы ПВО в Коломбо и Тринкомали были совершенно недостаточны. Что касается атолла Абду, где велось строительство новой военно-морской базы , то там и вовсе ещё не было никакой ПВО.

Принимая командование флотом, адмирал Сомервилл поставил перед Адмиралтейством вопрос: должен ли Восточный флот принять бой с японской эскадрой в случае появления её у побережья Цейлона? Адмирал не скрыл, что без немедленного усиления Восточного флота ещё двумя современными линкорами взамен погибших "Принца Уэльского" и "Риплз" его шансы в большом морском сражении с японской эскадрой проблематичны.

6 марта Соммервилл получил половинчатый ответ из Адмиралтейства. Адмиралу предписывалось принять бой, если таким путём предотвращалась высадка на Цейлоне японского десанта и если не было риска полного разгрома Восточного флота в морском сражении. Потеря половины флота считалась при этом допустимой ценой. О присылке же из метрополии новых линкоров в ближайшем будущем не могло быть и речи: все они участвовали в наблюдении за "Тирпицем", укрытым за минными полями во фиордах Норвегии. Прорыв быстроходного "Тирпица" из северных вод в Индийский океан, где этот монстр оказался бы под защитой японских авианосцев от нападения с воздуха, стал бы кошмаром для Великобритании и смертным приговором и Восточному флоту, и Цейлону, и всей колониальной империи Великобритании на Востоке. Более того, он открыл бы державам Оси доступ к нефти Персидского залива.

К концу марта численность сухопутного контингента на Цейлоне была доведена до двух дивизий, а численность авиации - до восьми эскадрилий. Сверх этого на остров прибыли две усиленные бригады 6-й австралийской дивизии, предоставленные правительством Австралии Черчиллю в порядке "временной военной помощи в чрезвычайных обстоятельствах".

1 и 2 апреля на совещании начальников штабов в метрополии велась бурная дискуссия о приоритетах удалённых театров войны. Острота дискуссии была обусловлена крайне тяжёлым положением британского контингента на Мальте. Большинство участников склонялось к здравому мнению, согласно которому оборона Цейлона, Индии и коммуникаций в Индийском океане была более приоритетной стратегической целью Великобритании, чем удержание Северной Африки и Мальты. Однако дискуссия продолжалась, пока наконец не восторжествовало соломоново решение. Приоритетом номер один была признана оборона Цейлона. Приоритетом номер два - оборона Мальты. Приоритетом номер три - оборона Бенгалии и северных индийских провинций.

В пасхальное воскресенье 5 апреля на рейде Коломбо появился 1-й японский флот, атаковавший в минувшем декабре Пёрл-Харбор. В его составе были пять крупных авианосцев, четыре линкора и два тяжёлых крейсера. Сомервилл предвидел нечто подобное и заранее укрыл главные силы Восточного флота в атолле Абду. И лишь совершавшая самостоятельный рейд группа кораблей в составе тяжёлого крейсера "Корнуолл", тяжёлого крейсера "Дорсетшир" и лёгкого авианосца "Гермес" была потоплена японцами. Потери 1-го японского флота в этом бою ограничились несколькими самолётами. Обстреляв Коломбо, японский флот направился к Тринкомали и подверг бухту и город бомбардировке. Другое соединение японских кораблей подошло 6 апреля к берегам Индии и обстреляло Визагапатам (город на полпути между Мадрасом и Калькуттой). Среди местного населения началась паника. Люди бежали внутрь страны, бросая свои дома.

7 апреля Черчилль обратился к Рузвельту с письмом, содержащим отчаянный призыв о помощи. Он настаивал в нём на немедленной присылке в Индийский океан части кораблей американской эскадры из Сан-Франциско. Рузвельт не счёл нужным удостоить эту эпистолу ответом. Столкнувшись с таким равнодушием союзника, Черчилль приказал Сомервиллу отвести флот частью в Бомбей, частью же к побережью Кении.

Как вскоре выяснилось, нападение японцев на Цейлон было не началом вторжения, а всего лишь демонстрацией и отвлекающим манёвром. Обстреляв Цейлон и покончив с двумя английскими тяжёлыми крейсерами и лёгким авианосцем, 1-й японский флот самым полным ходом вернулся в Тихий океан и взял курс на Соломоновы острова, оставив в Индийском океане отряд подводных лодок. Эти подводные лодки стали охотиться за британскими транспортными конвоями, доставлявшими грузы в Индию в обход мыса Доброй Надежды, и за танкерами, доставлявшими нефтепродукты из Персидского залива. За короткое время потери англичан от подводных лодок на коммуникациях в Индийском океане превысили в общем водоизмещении 32 000 тонн. И без того затрудненное снабжение морем войск Великобритании в Индии и на Цейлоне было поставлено под вопрос. А обстрел японцами Визагапатама стал смертельным ударом по авторитету Великобритании как в Индии, так и в Австралии. Правительство Австралии известило Черчилля, что намерено в ближайшее время отозвать на родину свои пехотные бригады в связи с угрозой японского вторжения на территорию Австралии.

14 апреля командующий сухопутными войсками в Индии генерал Уэйвелл, командующий колониальными ВВС Пирс и адмирал Сомервилл собрались на совещание в Бомбее. По итогам совещания Уэйвелл направил Черчиллю меморандум: "Я не могу больше без ущерба для собственной чести давать местному правительству заверения в готовности Великобритании надёжно защитить Индию от угрозы японского вторжения." Для сухопутной обороны северных провинций Индии Уэйвелл располагал лишь тремя неполными дивизиями. Ещё одна была у него в резерве в глубине страны.

15 апреля Черчилль вновь обратился к Рузвельту с отчаянным призывом о помощи.

На этот раз Рузвельт ответил. В туманных выражениях он заверил союзника в том, что правительство США принимает все меры к тому, чтобы изменить соотношение сил на Тихом океане в пользу союзников, что эти меры являются одновременно и лучшим способом косвенно отвратить угрозу японской экспансии в Индийском океане, и что о конкретных результатах этих мер Черчилль будет в своё время извещён. Туман был напущен не случайно. Из донесений разведки Рузвельту было известно о подготовке Японией большого наступления на острова Тихого океана. Оно должно было начаться 3 мая.

Что было делать Черчиллю?

Перед лицом нападения японцев на Цейлон и отказа союзников оказать немедленную помощь у Черчилля оставался лишь один способ хоть как-то поддержать авторитет Великобритании как воюющей державы. Он решил напасть на Мадагаскар, колонию Франции, находящуюся под контролем правительства Виши. Таким образом достигалась и чисто военная цель: существенно повышалась безопасность для английских морских конвоев в Индийском океане.

23 апреля началась операция "Айронклэд".

Корабли "Рэммилз", "Илластриз", "Индамитэйбл", "Девоншир" и "Герликон" с экспедиционным корпусом сухопутных войск (три бригады пехоты и особые коммандос морской пехоты) вышли из метрополии, обогнули мыс Доброй Надежды и подошли к северному побережью Мадагаскара. Операция была согласована с правительством Свободной Франции. 5 мая экспедиционный корпус высадился на побережье. Ещё через два дня в руках англичан оказалась крепость и военно-морская база Диего-Суарес.

Рузвельт первым поздравил Черчилля с победой. Япония не осталась в стороне. В гавань Диего-Суареса вошли две японские подводные лодки, они потопили несколько десантных судов и торпедировали линкор "Рэммилз". По счастью, повреждения на линкоре были незначительными.







Читатели (179) Добавить отзыв
 

Проза: романы, повести, рассказы