ОБЩЕЛИТ.COM - ПРОЗА
Международная русскоязычная литературная сеть: поэзия, проза, критика, литературоведение. Проза.
Поиск по сайту прозы: 
Авторы Произведения Отзывы ЛитФорум Конкурсы Моя страница Книжная лавка Помощь О сайте прозы
Для зарегистрированных пользователей
логин:
пароль:
тип:
регистрация забыли пароль

 

Анонсы
    StihoPhone.ru



Кампания 1942 года. Глава 246

Автор:
Глава 246.



Генерал Пьер Кениг, командующий 1-й бригадой Свободной Франции, осаждённой Роммелем в Бир-Хакиме, имел под ружьём 3600 человек личного состава. Занимая сильную укреплённую позицию вокруг колодца с пресной водой, окружённую со всех сторон сплошными минными полями, единственный коридор в которых, ведущий в глубокий тыл, был извилист, узок и обозначен лишь на секретной карте в планшете генерала, не испытывая недостатка в запасах продовольствия и боеприпасов и обращая мало внимания на бомбёжки, причиняющие лишь незначительный ущерб бетонным ДОТам и глубоким блиндажам, где укрывались французы, Кениг смотрел в будущее спокойно. 62 противотанковых пушки, 26 полевых орудий, 44 миномёта, большое количество пулемётов, в том числе зенитных, наконец сильная поддержка Королевских ВВС с воздуха оставляли противнику мало надежд на успешный штурм этой маленькой крепости в пустыне. Кроме бригады Кенига, интернациональный гарнизон крепости включал еврейский батальон. Он занимал первую линию укреплений на внешнем северном обводе круговой обороны.

В течение недели со 2 по 9 июня авиация Кессельринга атаковала Бир-Хаким с воздуха 1300 раз. Эффект был весьма незначителен.

Наконец Роммель смирился с неизбежным и повёл правильную осаду крепости, что и предлагал ему с самого начала Кессельринг. Сапёры 90-й лёгкой дивизии под огнём артиллерии французов приступили к закладке траншеи через минные поля. За неделю они продвинулись на 800 метров, потеряв при этом две трети личного состава . В ночь на 7 июня узкий проход в минных полях к внешнему обводу укреплений был проложен. 8 июня штурмовая группа Вольца произвела разведку боем. В ночь на 9 июня Роммель послал в траншею свой стратегический инженерный резерв - сапёров полковника Хеклера, которым не довелось испытать себя в качестве морской пехоты после отказа Роммеля от высадки десанта с моря между Тобруком и "линией Газала". Три инженерных батальона со свежими силами взялись за сменную работу и за ночь приблизили траншею вплотную к укреплениям. Днём сапёры продолжили работу под прикрытием двух пехотных штурмовых групп и при поддержке полка артиллерии. Дорогу сапёрам прокладывали 45 бомбардировщиков Ju-87, десять штурмовиков Ме-110, три бомбардировщика Ju-88, 54 истребителя Ме-109 и Bf-109. Полковник Хеклер был ранен, но отказался покинуть передовую. К ночи на 10 июня внешний обвод укреплений был преодолён. Еврейский батальон почти в полном составе сдался в плен. Хеклер попросил у Роммеля батальон пехоты и пообещал, что преодолеет последние 500 метров до ключевой высоты 186, господствующей над всеми позициями генерала Кенига. Роммель, посовещавшись с Байерлейном, дал Хеклеру не батальон, а целый гренадерский полк 15-й танковой дивизии. Подполковник Бааде, командир полка, был известен в Африканской армии тем, что однажды, после застолья, повёл в бой своих гренадер, облачившись в трофейный шотландский килт и размахивая двуручным фамильным мечом, который повсюду возил с собой. На сей раз подполковник Бааде был трезв и одет по Уставу. Он и водрузил флаг Германии над высотой 186. Судьба крепости была решена. 10 июня 40 Ju-87 и 20 Ju-88 сбросили на укрепления Бир-Хакима 130 тонн авиабомб. Ни один британский истребитель не смог в этот день приблизиться к полю боя. Вечером генерал Кениг отправил генералу Ритчи телеграмму: "Противник у стен моего штаба. Мы больше не можем сражаться. Прошу разрешения гарнизону оставить крепость и прорываться к своим." Ритчи дал разрешение. В ту же безлунную ночь гарнизон начал скрытно покидать Бир-Хаким через извилистый узкий коридор, отмеченный на планшете французского генерала. 11 июня немцы возобновили штурм. 12 июня подполковник Бааде доложил Роммелю о взятии Бир-Хакима. Гренадерам Бааде достались 24 пушки и 1000 французских пленных. Почти все пленные имели ранения, не позволившие уйти вместе с генералом Кенигом. 2300 французов вышли из окружения и соединились с главными силами генерала Ритчи. Роммель приказал пропустить их, не желая возвращения французов в укрепления.

После окончания войны генерал Кениг стал комендантом французской зоны оккупации Германии.





Читатели (174) Добавить отзыв
 

Проза: романы, повести, рассказы