ОБЩЕЛИТ.COM - ПРОЗА
Международная русскоязычная литературная сеть: поэзия, проза, критика, литературоведение. Проза.
Поиск по сайту прозы: 
Авторы Произведения Отзывы ЛитФорум Конкурсы Моя страница Книжная лавка Помощь О сайте прозы
Для зарегистрированных пользователей
логин:
пароль:
тип:
регистрация забыли пароль

 

Анонсы
    StihoPhone.ru



Македонское наследие

Автор:
Глава 1. Шакалы воют по утрам.

Вторую ночь разведгруппа караулит неизвестно что в этом ущелье, а ночи весьма прохладны тут, в горах на границе с Ираном. Их доставили на вертушке только до окраины городка Кохсан, дальше группа двигалась самостоятельно и по возможности скрытно. Это только кажется, что вокруг никого, одни горы и распадки. Раз есть тропы, значит по ним кто-то ходит, а по горной тропе, которую они стерегли свободно пройдёт приличный караван, не потаённая тропка афганских контрабандистов, где свободно бегают только эти надоевшие шакалы. За год с небольшим, что Александр провел на этой дурацкой войне, он так и не смог привыкнуть к этой карикатуре на волчье племя… Хотя уважал шакальё за небывалый нюх на поживу и наглость, заменявшую им смелость, что в хорошей схватке бывает иногда одно и тоже. Скоро утро, полная луна стала понемногу бледнеть, потянул легкий ветерок с противоположной стороны ущелья, донесший до слуха командира группы шакалий вой. Похоже, что эти твари учуяли караван, который тут ожидала группа старшего лейтенанта. Александру вспомнился разговор двухдневной давности в штабе армии, куда его вызвали к начальнику разведки, что несказанно удивило даже их командира бригады, чтобы какого-то командира разведроты, только-только назначенного взамен получившего осколочное ранение предшественника, тёртого капитана Липицкого, и сразу лично в штаб армии. Вертушку за ним прислали, значит предстоит дело серьёзное, тут к гадалке не ходи.
- Проходи старлей, давай без доклада и так уже заждались – начальник разведки блеснул стеклами очков на вошедшего и кивнул, не отрывая от молодого офицера внимательного взгляда. – Садись за стол, времени в обрез…
Вокруг стола уже сидели еще два офицера, один был немного знаком Александру, кажется из интендантской службы, и незнакомец в штатском, человек восточной наружности, крепенький такой мужичок лет под пятьдесят, длинноволосый по армейским меркам с легкой проседью в прическе с ровным пробором посередине и в аккуратно подстриженной бородке-эспаньолке.
- Ну, с майором Хрипченко ты знаком, его все знают… - знакомый офицер никак не отреагировал, сегодня этот балагур был серьёзен – А это мой заместитель, майор Степашин – представил подполковник второго, тот ответил кивком головы, размешивая ложечкой чай в пиале.
- И сегодня утром к нам прилетел Курманбеков Сергей Халилович, аж из самого Ташкента – начальник разведки почему-то нахмурился, да Ташкент – город славный и не стреляют там. - Он ученый, профессор Ташкентского университета, знает и пушту и фарси, в общем – специалист, историк … Позже познакомитесь ближе, вместе работать будете. – Пояснил начальник в ответ на удивлённый взгляд Александра.
- Василий Михалыч, ты продолжи без меня – подполковник посмотрел на Степашина, потом на наручные часы и поднялся из-за стола – мне через семь минут на доклад к командующему… Кстати, в Герат вылетай вместе с нашими гостями, на месте уточнитесь, а то знаю я этих десантников, ДШБ … или «дебоширы» - начальник усмехнулся, еще раз посмотрел на старшего лейтенанта и вышел.
- Что такое ДШБ и почему дебоширы? – спросил профессор неожиданным басом, он говорил по-русски безо всякого акцента.
- Десантно-штурмовая бригада, специалисты по горам, их в Кутаиси учат, а дебоширы … это они после Грузии такими становятся – майор улыбнулся – шутка, профессор. Давайте ближе к делу …
А дело предстояло странное, необычное. Александр слушал вводную и посматривал на штатского: «Зачем мне этого деда навязывают, таскайся с ним по горам …» - думал двадцатипятилетний десантник.
О том, что ученого могут и подстрелить, молодой офицер старался не думать. Майор, наконец-то, добрался до сути задания:
- Караван пойдет с нашей стороны, его наверняка будут хорошо охранять. Хорошо бы, Александр, обойтись без боя, по тихому … Только, я полагаю вряд ли это возможно, впрочем – это уже зависит только от тебя, заранее предугадать трудно. – Майор закурил и жестом дал разрешение присутствующим.
- Необходимое снаряжение подберёте у Хрипченко, кстати – профессор, насколько мне известно, вы тоже альпинист. Не забудьте и о нём, добро на это есть, Петрович. Детали – на месте, в Герате … Свободны пока, вылетаем через час двадцать.
И вот они тут, на этом небольшом плато, метрах в двухстах над ущельем, переходящем дальше в широкую долину реки Харутруд, воды которой катились с иранской стороны. Караван не должен был пройти в долину, такой был приказ. Сзади послышался легкий шорох, так неслышно по каменной осыпи ходить мог только Лёва Левин, прапорщик из второго взвода, приятель Александра, человек, не один раз побывавший с ним в переделках…
- Командир, что у тебя? Пока вроде тихо … - сам себе ответил прапорщик и также неслышно прилёг рядом – Пойдем похаваем, ребята тушенку разогрели. Там этот ученый опять свои байки травит про твоего тёзку, про Александра Македонского, силён профессор – интересно так рассказывает…
Десантники вернулись в небольшой грот, места в котором вполне хватало для всей группы, учитывая, что четверо из них постоянно находились в дозорах по обе стороны ущелья, сменяя друг друга по очереди. В пещерке горел костерок, вокруг которого расположились парни его роты, человек семь, свободных от наблюдения. В середине вещал профессор, глаза его горели отблеском костра или неподдельного воодушевления, он говорил на излюбленную им тему, знающий был мужик, что говорить. Дюжие десантники были похожи на мальцов-пионеров, сидящих у ночного костра и слушающих рассказы вожатого, совсем ещё пацаны, ишь рты пораскрывали …

- … и, покончив с войсками персов, захватив и покарав Бесса, убийцу самого персидского царя Дария, разобравшись с его многочисленной семьёй и всем царским двором, войско македонцев и греков спустя полгода двинулось в Среднюю Азию. В ноябре 330-го года до нашей эры, покорив окраинную персидскую сатрапию Дрангиану, армия Александра вышла к горным хребтам Паропамиса, это примерно тут, где мы находимся с вами сейчас. Пройдя эти горы, македонский царь, теперь уже властитель огромной империи, весной 329 г. до н. э., пройдя Арахозию и передохнув в долине современного Кабула, основал там город Александрию, вторую после Александрии-Арахосии, ныне это город Кандагар, затем направил свою армию на север. Преодолев заснеженные перевалы Гиндукуша всего за пятнадцать дней, войско Александра оказалось в Бактрии… - профессор протянул кружку сидевшему рядом сержанту, тот налил ему чай, ученый историк блаженно закурил, пользуясь передышкой.
- Ну, а дальше-то что, дальше … Сергей Халилович? – слушателям было интересно, судя по всему. Еще бы, ведь рассказывал известный учёный, а лектором он был профессиональным, наверно также внимательно слушали его и студенты.
- Дальше, а дальше начались проблемы. Войско Александра переправилось через реку Окс, теперь её называют Аму-Дарья и вступило на земли страны Согдиана. Жители оказали македонцам упорное сопротивление, борьбу с захватчиками возглавил один из согдийских правителей по имени Спитамен – талантливый полководец, который успешно применял партизанские методы войны – заманивал в пустыню отряды македонян, истреблял их и успешно ускользал от основных сил пришедшей в эти края армии. Александр принял решение идти дальше, на восток, в сторону Ферганской долины. На их пути стояла крепость – «Скала Согдиан», которая была расположена на южных склонах горной цепи Хиссар. Крепость была неприступна, её защитники решили стоять насмерть. В ответ на предложение сдаться они гордо ответили македонцам:
«Пусть Искандер обзаведётся крылатыми воинами, которые могут взлететь на нашу «Скалу» …
Горцы бросили вызов, задев гордость Александра. Он объявил, что те из его бойцов, которые сумеют вскарабкаться на скалу, получат высокое вознаграждение. Осада крепости началась. Группа воинов в 300 человек с огромной трудностью смогла подняться вверх по отвесной скале по канатам и напасть ночью с тыла на защитников, которые были излишне самоуверены. Защитники растерялись, увидев утром натиск храбрецов, крепость сдалась. Много женщин и детей были взяты в плен. Среди пленников была дочь соратника Спитамена, Аксиарта, девушка поразительной красоты, по имени Роксана, Александр заметил ее и влюбился. Он не желал оскорбить её, расценить как пленницу и считал Роксану достойной титула «царской жены». Женившись на ней, Александр расположил этим поступком местную аристократию к себе и таким образом укрепил свое господство в Согдиане.
Героическое восстание Спитамена было жестоко подавлено, сам предводитель сопротивления был убит. И тут свою роковую роль тоже сыграла женщина… Извините, мне нужно выйти … - профессор проворно просеменил к выходу.
Бойцы дружно закурили, кое-кто тоже потянулся к выходу из пещеры. Остальные аккуратно тушили догоревший костёр.
- Ну, вы там, потише шумите – Лёвка похоже был недоволен тем, что эта удивительная лекция прервалась, на войне обстановка меняется быстро и неожиданно, а дослушать до конца историю великого древнего воина было интересно, очень… - Не забывайте где находитесь и зачем. – Прапорщик взглянул в командирский угол, похоже задремал командир, или думает о чём-то. Они-то выспались накануне днём, отдыхая после марш-броска по очень пересечённой местности, не хуже македонцев чесали …
- Историк Квинт Куртиус так описал смерть Спитамена – профессор продолжил, аудитория была хоть и небольшая, но внимательная и благодарная – Восставший вождь любил свою жену и брал её всюду с собой, она была утомлена длительными побегами, неудобствами, бедствиями и новыми изгнаниями. Женщина пыталась переубедить своего мужа, но он отвечал, что предпочел бы смерть захвату … Однажды состоялся пир, усталый Спитамен опьянел и уснул, его жена вынула меч, который скрывала под одеждой и отрубила ему голову. Обрызганная кровью мужа женщина вручила голову своему рабу, сообщнику преступления. Сопровождаемая им, так и не сменив свою окровавленную одежду, она появилась в македонском лагере … и вручила голову Спитамена Александру …
- Вот сука! Дождёшься от них, от баб, благодарности … - сержант был совершенно искренне возмущён, как будто история произошла не в седой древности, а в соседнем полку, совсем недавно. Профессор не отреагировал на реплику, лишь мудро улыбнулся и выпил несколько глотков остывшего чая.

Спустя немного времени необычная лекция продолжилась снова:
- На целых три года согдианцы, мои земляки, точнее далёкие предки, задержали продвижение армии Александра Македонского, или Искандера Зулькарнайна (Двурогого), так его называют в наших землях. В Согдиане Александр основал город Александрию Эсхата (сейчас Худжанд), в настоящее время 2-й по величине город Таджикистана.
К 326 году до н.э. жители Согдианы и Бактрии подчинились Александру. Путь великого завоевателя лежал дальше на восток, в сказочную Индию. Греко-македонская армия разделилась надвое. Весной того же года Александр переправился через реку Сват и покорил города Базира и Массага. Отсюда он вышел к Инду, где захватил труднодоступную, стоявшую на скале крепость Аорн, стратегически важный опорный пункт в стране ассакенов. Его воины уже имели опыт, подобный вашему умению – штурмовать укрепления в горах. У Аорна были построены корабли, на которых греко-македонское войско сплавилось вниз по течению Инда до переправы, сооруженной тут Гефестионом и Пердиккой, приведшими вторую половину армии в Индию другим путем. Войско Александра Великого перешло на восточной берег реки, приняв под свою власть город Таксилу.
В мае 326 года до н.э. произошла грандиозная битва при Гидаспе, где македонские войска в кровопролитном сражении разбили индийского царя Пора. В ознаменование победы Александр основал два города Никею и Букефалию. Отсюда Искандер двинулся на юго-восток, вдоль предгорьев Гималаев. Армия перешла большую реку Гидраот, покорив племена катайев, и вышла к берегам Гифасиса, намереваясь достичь Ганга и спуститься по его теченью к океану, завершив завоевание Азии. Но, солдаты македонского царя, пройдя с боями немыслимо огромные и крайне трудные расстояния, были утомлены. Они отказались идти дальше и Александр, которому исполнилось 30 лет, был вынужден повернуть назад. - Профессор устало перевёл дух, но слушатели, казалось, не утомились ничуть и принялись негромко делиться между собой впечатлениями. Ученый задумался о чем-то своём, покуривая сигарету и глядя через вход в пещеру на окружавшие горы.
- Александр Македонский прожил всего 32 года и 8 месяцев. Он был отважный и великий полководец, отвага Александра проявилась в ранней юности. Однажды Филиппу, отцу Александра и царю Македонии, предложили купить коня, прозванного за сходство его головы с бычьей Буцефалом (Буцефал - в греческом произношении Букефал, значит "бычьеголовый"). Филипп вместе с сыном отправился осмотреть лошадь. Конь казался совершенно диким, поминутно вставал на дыбы, бил копытами и старался укусить. Никто не решался даже подойти близко к животному. Филипп отказался от покупки и приказал увести лошадь. Тогда Александр в раздражении крикнул отцу и его приближенным: "Из-за своей трусости и неумения ездить верхом вы отказываетесь от великолепной лошади". Филипп рассердился и предложил сыну побиться об заклад на цену лошади, что мальчик, ему было чуть больше десяти лет, не сможет укротить Буцефала. Александр смело направился к коню, схватил его за узду и повернул против солнца, так как заметил, что животное пугается собственной тени. Затем юноша некоторое время оглаживал коня и бежал рядом с ним, давая ему привыкнуть к себе. Заметив, что лошадь уже несколько устала и тяжело дышит, Александр сбросил плащ и вскочил на нее. Бешеный конь рванулся, пытаясь сбросить всадника. Крепко держа поводья, царевич дал коню полную волю, ожидая, когда он окончательно утомится. Когда лошадь привыкла к своей ноше, Александр заставил её повиноваться поводьям. Так был укрощен Буцефал, ставший затем верным товарищем македонского завоевателя во всех его походах. Александр очень горевал, когда погиб его легендарный конь, спасая своего хозяина, и даже назвал город его именем…
Филипп и его свита в страхе и молчании наблюдали за поединком человека и коня; когда же Александр повернул Буцефала и, сияя от гордости, подъехал к отцу, все разразились криками восторга, а Филипп даже прослезился от радости. Обняв сына, царь поцеловал его и сказал: "Дитя мое, ищи себе подходящее царство - Македония для тебя слишком мала!" – на этом профессор завершил свой удивительный рассказ …
«Да, всего на пять лет старше меня, а завоевал полмира … - думал командир группы, лежа в дальнем от входа углу грота – ну так на то он и Искандер Великий, лупил местных «духов» почём зря в древности. А мы тут который год уже валандаемся, неизвестно зачем … Да вдобавок никак этого каравана не дождёшься, маршрут они сменили, что ли?» И в этот момент, как по заказу, поступил сигнал от головного дозора, караван входил в ущелье …

Захват каравана занял минут десять-пятнадцать, по всем правилам проведения операций силами ДШБ. Разведчики блокировали небольшой отряд, дав ему втянуться целиком в тесноватое ущелье, и свалились на охранение сверху, как горные демоны появились в мгновение ока спереди и сзади каравана, спустившись на верёвках, даже лошади испугались от неожиданности. Но не охрана, те все же успели немного пострелять, задних двух с плато снял снайпер группы, сержант Казарин лишил караван возможности уйти назад, за скалы. Ну а с остальными справились почти без выстрелов, зря что ли весь день точили десантные ножи. Не тронули только погонщиков, без них долго бы пришлось разбираться с содержимым вьюков, да и мирные то были люди, невооружённые. Среди разведчиков потерь не было, только одному бойцу пуля попала всё же в плечо, но лишь рассекла кожу, пройдя по касательной. Сверху спустился и профессор, определить ценность груза, и его надобность была уже его задача. С лошадей сняли тюки, а бесхозных коней выгнали в долину, профессор о чем-то тарабанил на местном наречии с испуганными погонщиками, те от испуга и неожиданности говорили излишне громко …
- Лёва, трупы и тюки с наркотой с обрыва в реку. – Приказал командир, парни стали проводить зачистку – Что оставляем из груза, профессор, время торопит?… И иранские погранцы могут нагрянуть, нашумели чуток.
- Ящики, Саша, берите ящики. Тюки не нужны … - историк был чем-то взволнован, то ли коротким боем, то ли разговором с пленниками.
Отобранный груз почти полчаса поднимали на плато по козьим тропам, тут и погонщики пригодились. Радист уже вызвал по рации вертолёт, всё унести на себе по горам через перевал было проблемно. Бойцы приводили себя в порядок, профессор возился с ящиками, не подпуская к ним добровольных помощников, он трясся над грузом, как наседка над цыплятами. Командир краем глаза увидел в цинках из-под патронов аккуратно обёрнутые и сложенные в них какие-то предметы, таблички …
- Ну что, Сергей Халилович, это то, что вам нужно? – обратился он к ученому – вертолет будет минут через двадцать, если нам не помешают, то готовьтесь домой …
- А, это вы, Саша … Вы не представляете себе, что это за груз! – в глазах историка горел нетерпеливый огонь исследователя, наконец-то добравшегося до истоков своих поисков, он даже говорил невнятной скороговоркой. Профессор закрыл ящик и погладил его рукой, словно ребёнок долгожданный подарок.
- Саша, всё вот это - он указал на аккуратно сложенные цинки – есть ничто иное, как часть македонского наследия, которое хотели вывезти за пределы этой страны. Нам повезло, что вот эти мировые ценности не перебросили на запад через Пакистан и караван пришёл сюда, на иранскую границу … Сказочно повезло, командир!
- Ну и отлично, профессор. Пленников придется взять с собой, ничего – потеснимся … - прикидывая возможности вертолета устало промолвил десантник.
- Да, да, Саша! Эти люди были на месте раскопок, они знают точное местонахождение македонской сокровищницы – историка не покидала возбуждённость, всё же в каждом исследователе живет авантюрист, без этого поиски быстро надоедают…
- У меня нет с собой подробной карты той местности, Арахосии, т.е. Кандагара и окрестностей. Они малограмотны, погонщики эти, нужно поработать с ними дома… - ученому уже нетерпелось приступить к любимому делу, зуд исследователя – это страшная сила – А ведь я был в тех краях, Саша, лет десять назад с международной экспедицией. Она была неудачной, в стране начинался государственный переворот и межплеменные стычки … Тогда мы ничего не смогли найти, не успели …



Читатели (591) Добавить отзыв
 

Проза: романы, повести, рассказы