ОБЩЕЛИТ.COM - ПРОЗА
Международная русскоязычная литературная сеть: поэзия, проза, критика, литературоведение. Проза.
Поиск по сайту прозы: 
Авторы Произведения Отзывы ЛитФорум Конкурсы Моя страница Книжная лавка Помощь О сайте прозы
Для зарегистрированных пользователей
логин:
пароль:
тип:
регистрация забыли пароль

 

Анонсы
    StihoPhone.ru



Кампания 1942 года. Глава 225

Автор:
Глава 225.


Утро 12 ноября выдалось морозным и погожим. На опушке леса южнее Ново-Рожествено искрился в лучах солнца выпавший ночью снег. Под синим небом тени от деревьев в лесу были голубовато-прозрачными. Стояла тишина. На фронте уже несколько дней соблюдалось соломенное перемирие. Обе стороны накапливали силы и готовились к решающей смертельной схватке.

Ещё затемно в лесу сосредоточились мотострелки 4-й танковой бригады. Командный пункт полковника Катукова разместился в погребе полуразрушенной избушки лесника. Отсюда полковник обозревал в бинокль чернеющие в километре от опушки леса избы деревни Скирманово. Деревня выглядела совершенно мирной. Но видимость эта была обманчивой. Там, в Скирманово, в вершине обращённого на север дефиле, согласно данным армейской разведки, разместился авангард 2-й немецкой танковой дивизии. С установлением зимней погоды именно отсюда следовало ожидать прорыва немецких танков к Волоколамскому шоссе в тылу у 16-й армии генерала Рокоссовского. Генерал поручил полковнику самостоятельно разработать план превентивного удара на Скирманово.

В операции должны были принять участие все 17 танков бригады Катукова (две машины отремонтировали в дни затишья, когда немецкое командование выжидало, рассчитывая на привычную для большевиков практику, не считаясь с человеческими потерями и оперативной обстановкой, устраивать показушные "решительные наступления", приуроченные к коммунистическим праздникам, ради благосклонности партийного начальства и в ожидании от этого начальства звёздочек на погонах).

План полковника Катукова, одобренный в штабе 16-й армии, заключался в следующем. После артподготовки три танка под командованием старшего лейтенанта Лавриненко производили разведку боем и вызывали на себя огонь немецких батарей, вынуждая тем самым противника раскрыть свою систему огня. Следом шли два КВ с задачей подавить обнаружившие себя огневые точки огнём и гусеницами. Противник вынуждался тем самым ещё более раскрыть свою систему огня. Тогда на немецкие огневые точки, ведя на ходу прицельный огонь, устремлялись шесть танков Т-34 под командой капитана Гусева. Наконец, когда огневое противодействие противника будет подавлено, в атаку должны были подняться мотострелки, в цепях которых будут наступать остальные танки во главе с экипажем старшего лейтенанта Бурды.

В половине одиннадцатого тишину зимнего утра разорвал гром канонады. С высоких сосен посыпались снежная пыль и сухие иголки. На околице Скирманово к небу взметнулись фонтаны снега с комьями земли.

В одиннадцать артподготовка закончилась, и из леса, взревев моторами и оставляя на снегу зубчатые колеи, выскочили танки Лавриненко. Сразу за ними ползли два неповоротливых КВ. Противник открыл по танкам шквальный огонь. Первым же залпом был подожжён один из КВ. Экипаж сбил пламя, и танк двинулся дальше. Вскоре танк достиг немецких позиций на околице и стал давить гусеницами пулемётные гнёзда и дзоты. Со всех сторон в броню танка били немецкие снаряды. Экипаж считал прямые попадания. Пять, десять, двадцать, тридцать. Тридцать первый снаряд пробил броню. Механик-водитель был убит. Все остальные члены экипажа были ранены. Танк снова загорелся. Башенный люк намертво заклинило. Окровавленные танкисты, помогая друг другу, покинули горящую машину через нижний люк и отползли к воронке, в которой укрылись от пулемётного огня. Второй КВ протаранил стену дровяного сарая на окраине деревни. Сарай рассыпался. Внутри прятался немецкий танк. Орудия оказавшихся нос к носу танков одновременно изрыгнули огонь. Промахнуться было невозможно. Немецкий танк превратился в дымящуюся груду металлолома, внутри которой гудело пламя. У КВ заклинило пушку. Танк пополз дальше, ведя пулемётный огонь.

- Капитан Гусев, вперёд! - скомандовал полковник.

Шесть тридцатьчетвёрок выскочили из леса, на ходу ведя огонь по дзотам противника. Со своего КП полковник видел, как взлетают в воздух колёса противотанковых пушек, стволы миномётов, брёвна блиндажей и эскарпов.

Вслед за танками в атаку поднялись мотострелки. Оказавшись на открытой местности, они угодили под шквальный пулемётный и миномётный огонь со стороны кладбища, откуда с начала боя не прозвучало ни одного выстрела.

- Старший лейтенант Бурда! Почему не атакуете кладбище?

- Товарищ полковник! Вижу на кладбище людей в форме красноармейцев.

- Что за чертовщина? Не может там быть никаких красноармейцев. В атаку! Давите этих ряженых гусеницами.

Танки Бурды ворвались на кладбище. Один за другим были развалены девять блиндажей, две противотанковых пушки были раздавлены.

Командир и комиссар взвода мотострелков вскочили на ноги и, прокричав "Ура!", побежали к деревне, размахивая пистолетами. За ними поднялся и весь батальон. Услышав дружное "Ура!", полковник Катуков опустил бинокль и вытер пот со лба. В это время раздался крик наблюдателя, сидящего с биноклем в кроне высокой сосны над головой Катукова.

- Немецкие танки слева!

Из леса слева от деревни, ведя на ходу беглый огонь, во фланг атакующим мотострелкам устремились десять немецких танков. Им преградил дорогу КВ, прикрывавший левый фланг мотострелков. В башню танка сразу же угодил немецкий снаряд, выпущенный со стороны деревни из тяжёлого противотанкового орудия. С заклиненной башней танк ретировался в лес. Наперерез немецким танкам с окраины деревни пошли танки Гусева. Завязался встречный танковый бой. Потеряв пять машин из десяти, немецкие танкисты отступили.

Ровно в полдень полковник Катуков был вызван в штаб Рокоссовского, развёрнутый неподалёку, в деревне Устиновка.

- Уже читали вчерашний номер "Правды"? - спросил, лукаво улыбаясь, начальник штаба армии генерал-майор Малинин.

- Ещё нет, товарищ генерал.

- Так читайте, - и Малинин развернул перед Катуковым сложенную вчетверо газету.

За подписью Сталина в газете было напечатано постановление Совнаркома о присвоении Катукову Михаилу Ефимовичу звания генерал-майора танковых войск.

- Это ещё не всё, генерал. Теперь читайте вот это, - и командарм Рокоссовский вручил Катукову приказ Наркома обороны о переименовании 4-й танковой бригады в 1-ю гвардейскую танковую бригаду.

Бой за Скирманово продолжался до темноты. За час до полуночи противник оставил деревню.

Утром 13 декабря новоиспечённый генерал-майор осматривал взятые в деревне трофеи. Его внимание привлекла тяжёлая противотанковая пушка. На щите был нарисован красной краской силуэт танка КВ. Рядом стояла надпись по-немецки: "Стрелять только в КВ". Рядом с пушкой стоял ящик снарядов необычной формы. Снаряды были покрыты оболочкой из мягкого металла, внутри которого находился сердечник из закалённой стали. Эти снаряды пробивали броню КВ. Так были впервые применены немцами в бою снаряды, получившие позднее название подкалиберных. И орудие, и снаряды к нему были отправлены в штаб фронта. На окраине деревни дымились оставленные противником на поле боя 21 танк. Мотострелки Катукова насчитали в Скирманово и на кладбище 50 трупов немецких солдат и офицеров. Те, кто был убит на кладбище, были облачены в форму красноармейцев.





Читатели (165) Добавить отзыв
 

Проза: романы, повести, рассказы