ОБЩЕЛИТ.COM - ПРОЗА
Международная русскоязычная литературная сеть: поэзия, проза, критика, литературоведение. Проза.
Поиск по сайту прозы: 
Авторы Произведения Отзывы ЛитФорум Конкурсы Моя страница Книжная лавка Помощь О сайте прозы
Для зарегистрированных пользователей
логин:
пароль:
тип:
регистрация забыли пароль

 

Анонсы
    StihoPhone.ru



Кампания 1942 года. Глава 212

Автор:
Глава 212.



Генерал Роммель с утра 28 мая пытался прорваться на север к танкистам Неринга в объезд Найтсбриджа, но наткнулся на минное поле и принуждён был вернуться в Бир-Эль-Хармат. Здесь он нашёл свой разгромленный английскими танками штаб и вернувшихся после ухода английских танков итальянских танкистов дивизии "Ариете". Весь день продолжали разведчики Роммеля поиск проходов в минных полях по обе стороны от Найтсбриджа и в центре "линии Газала". Уже была ночь, когда поиски увенчались успехом. Западнее Найтсбриджа по сторонам от дороги Тарик Капуццо на ничейной территории были обнаружены два очень узких прохода. Прервав совещание с генералом Крювелем, прилетевшим к нему на "Шторхе", Роммель лично повёл застрявшие транспортные колонны корпуса Неринга через обнаруженные проходы и к утру благополучно привёл их на высоты хребта Ригель. При этом генерал сильно рисковал: оба прохода со всех сторон простреливались артиллерией англичан, вследствие чего последние и проявили непростительную беспечность, полагая, что противник, сунувшись в эту щель, угодит в огневую ловушку. К счастью для Роммеля, на первый раз всё обошлось. Теперь, когда немецкие танкисты заправили танки горючим, получили боеприпасы и продовольствие, худшее для Африканской армии было позади. Неповоротливость и пассивность британского командования не позволили англичанам разгромить Роммеля в трёхдневном сражении, в ходе которого все шансы были на стороне 8-й английской армии.

Тем временем генерал Крювель, договорившись в штабе Роммеля о взаимодействии тяжёлой артиллерии обоих корпусов, сел в свой "Шторх" и полетел обратно в Триполи.

К линии фронта самолёт летел на высоте 150 метров от ориентира к ориентиру. Ориентиры указывали сигнальными ракетами офицеры армейской разведки. Одного из них не вовремя вызвали к телефону, ракету он не выпустил, пилот Крювеля сбился с правильного курса и влетел на бреющем полёте на позиции английских зенитчиков. Прошитый пулемётной очередью самолёт совершил вынужденную посадку. Пилот, отстреливаясь, пытался отвлечь англичан от давшего тягу генерала, и был убит. Генерала Крювеля англичане взяли живым и доставили в штаб 150-й бригады. В штабе аппетитно пахло жареным стейком. Командир бригады любезно пригласил пленника разделить с ним трапезу, после чего генерала доставили самолётом в Каир. Командование корпусом Крювеля временно принял на себя фельдмаршал авиации Кессельринг. И это обстоятельство, улучшив решающим образом взаимодействие сухопутных сил и авиации на передовой, вновь склонило чашу весов в пользу Роммеля. Такова власть армейской штабной рутины: управленческое решение, которое в обычных условиях никому не придёт в голову, оказавшись вынужденным, нередко оказывается самым эффективным.

Роммель собрал в штабе корпуса Неринга военный совет и предложил штабистам высказаться в связи с необходимостью составить новый план операции взамен прежнего, оказавшегося несостоятельным. Генерал Гаузе и начальник штаба полковник Байерлейн не мудрствуя предложили прорываться на запад, обратно в Триполи, а всю операцию представить заранее спланированным дерзким рейдом, увенчавшимся полным успехом. Роммель выругал обоих дураками, приказал эвакуировать высоту 209, собрать все войска на высотах хребта Ригель и западнее, занять оборону и вести усиленную разведку во всех направлениях.

Заправив танки горючим, с рассветом 29 мая генерал Ламсден энергично возобновил наступление. 2-я бронетанковая бригада выдвинулась из Найтсбриджа по дороге Тарик Капуццо на запад, чтобы перерезать коммуникации Неринга, а 22-я бронетанковая бригада выдвинулась в южном направлении, чтобы расправиться с дивизией "Ариете".

Поначалу всё шло хорошо. Впереди колонны 2-й бронетанковой бригады шли "Гранты" 9-го уланского полка, за ними следовали Гнедые королевы и 10-й гусарский полк, на вооружении которых были крейсерские танки. Вскоре разведка обнаружила развёрнутые на невысокой гряде холмов севернее дороги фронтом на юг 35 танков 15-й немецкой танковой дивизии. Танки стояли неподвижно с интервалом 30 ярдов.

Получив это известие, генерал Ламсден некоторое время продолжал движение своей колонны, провоцируя немецкие танки спуститься с высот и атаковать. Однако немцы на провокацию не поддались, а следовать с колонной на запад, оставляя готовую к бою немецкую дивизию у себя за правым флангом, Ламсден не мог. Генерал приказал 9-му уланскому развернуться фронтом на север и атаковать. "Гранты" открыли огонь с дальней дистанции, превратив несколько немецких Pz.III в груды искорёженного металла. Подпустив "Гранты" поближе, командир 15-й танковой дивизии развернул на огневых позициях спрятанные до поры за танками 88-миллиметровые пушки и открыл убийственный огонь по "Грантам". Прикрывшись задымлением, установленным артиллерией Гнедых королевы, командир полка улан поспешил отступить. Колонна развернулась и двинулась обратно в Найтсбридж. Роммель только этого и ждал. С севера на 2-ю бронетанковую бригаду ринулись танки 21-й танковой дивизии, с юга в атаку пошла дивизия "Ариете", а с запада англичан преследовала 15-я танковая дивизия. Командир 2-й бронетанковой бригады запросил по радио немедленной помощи у генерала Ламсдена. Тот развернул два полка "Грантов" 22-й танковой бригады и двинул их на выручку угодившей в западню 2-й бригады. На контрмарше эти два полка были разгромлены пикирующими бомбардировщиками фельдмаршала Кессельринга. Генерал Ламсден едва не погиб. Его адъютант был убит осколком авиабомбы.

Собравшись в Найтсбридже и подсчитав потери (от "Грантов" генерала Ламсдена осталось меньше половины, потери в крейсерских танках были и того больше), английский генерал не пожелал смириться с поражением и в 15 часов, когда танки Неринга возвратились на высоты севернее дороги Тарик Капуццо, сам атаковал их там, прикрывшись сильным задымлением и послав впереди "Грантов" крейсерские танки с задачей ворваться на позиции противотанковой артиллерии Неринга и завязать ближний бой до подхода "Грантов", которым, по замыслу Ламсдена, осталось бы довершить разгром.

На этот раз англичан подвело плохое взаимодействие танков и артиллерии на поле боя. Артиллерия открыла огонь слишком рано, и когда танки Ламсдена начали атаку, у артиллеристов закончились дымовые боеприпасы. Последовало избиение. Английские танки были расстреляны как в тире. В Найтсбридж вернулись 10 "Грантов", оставшихся от 9-го уланского полка, и три "Крусейдера", оставшихся от 10-го гусарского полка.

Начавшаяся в 17 часов песчаная буря спасла танкистов Ламсдена от полного разгрома. Всю ночь врачи и санитары Гнедых королевы оказывали помощь сотням английских раненых. Полковой врач 9-го уланского полка был убит. Передвижной госпиталь улан был разгромлен с воздуха.



Читатели (201) Добавить отзыв
 

Проза: романы, повести, рассказы