Образ мальчика - валютчика оставил след в советской культуре. Например, в мультфильме «Возвращение блудного попугая». Попугай Кеша ( озвученный Геннадием Хазановым) пытается продать себя на рынке за 300 рублей. Цена падает до 30 рублей. Потом до 3 х. В итоге попугай предлагает себя задаром крутому модному мальчику, живущему роскошно и независимо.
Сражается человек на войне неизвестно за кого и за что – зовут героем. Воюет человек за собственную свободу – зовут преступником.
Мальчики - валютчики охотились стаями и в одиночку. Одиночки Томке больше нравились. Орлы стаями не летают. Беседы с одиночками были долгими и доверительными. Сначала она размечталась о красивых и богатых кавалерах. Потом поняла - лирика не причём. К ней подходили иностранцы купить картинку. Для валютчиков это был повод заговаривать.
Стоя за этюдником, Томка не раз была свидетелем беспредельных разборок юных дельцов теневого валютного рынка. Дети с несформировавшимися моральными принципами. Должники, убегая от кредиторов, оставляли Томке на хранение деньги и золотые украшения. Она гордилась доверием.
Поздняя осень. Мёртвый сезон. Промозглый вечер. Поток туристов иссяк. Приятель – валютчик, задушевно беседуя с Томкой, незаметно вытащил у неё кошелёк. Денег в нём было не много. Но это все, что было на тот момент.
После этого она перестала принимать ценности на хранение. Пару раз намеренно показалась у «России» с Сергеем Скворцовым. Количество валютчиков желающих общаться резко сократилось.
Сергей не говорил пока о будущем. Томка томилась неопределённостью. Знала - просто так не отпустит.
Периодически встречались. Сначала шли в гостиничный буфет, где ему всё отпускали бесплатно. Он поил её белым вином, кормил бутербродами с осетриной, учил жизни: как прятать валюту, как отрываться от хвоста, что говорить если арестовали. - Знаешь ты кто?- говорила Томка, уплетая бутерброды. - Кто? - Ты Пигмалион, а я твой питомец. - Питонец ты, а не питомец. - Ну если я питонец, то ты питон.
Потом он вёл её к себе в кабинет заниматься сексом.
- Серёжа а ты в людей стрелял? - Стрелял. В меня стреляли и я стрелял. Последний раз гонялся тут за одним деятелем. Говорю ему: -« Бросай оружие!». А он весь трясётся. Пистолет в руках прыгает как рыба. Ну выстрелил. Не попал. Я ему : - «Уж извини, теперь моя очередь». Выстрелил. В руку попал. Руку ему потом ампутировали. Так он на меня жаловался. - А ты коммунист? - Конечно. Недавно на суде стал один деятель отпираться. А я ему: -«Да как ты смеешь лгать! Тут же герб висит!». Присудили ему. Не отвертелся. А судья, такая интересная, потом спрашивает:-«Вы это правда… про герб?». А я ей « А вы сомневаетесь?!».
Поздними вечерами к этюднику Томки прибивались старые проститутки. Им было что порассказать. Пускали в ход своё дряблое обаяние, давили на жалость. Та же цель что у валютчиков – повод заговорить с покупателями картинок и ещё - заполучить Томку в напарницы. Вовлечь не удавалось. От старых жриц любви веяло смертельной тоской. Они отпугивали своей навязчивостью.
Ещё один внесоциальный тип людей неизменно ошивался в центре – бродяги. Тех, кто портил видом фасад, забирала милиция. Но есть среди бродяг гении имиджа. О таких и не подумаешь. Как правило, одиночки. Практически не отличаются от обычных граждан. Легко заводят знакомства с целью присоседиться. Такой была Вика. Ей едва исполнилось восемнадцать. Томка видела Вику подъедающей с тарелок в буфете «Зарядья». Вика была пышкой, запасливой и небрезгливой. Привела бы себя в порядок, была бы хорошенькой. Вика не хотела привлекать внимание. Как и прочие девочки - беспризорники одета под мальчика, коротко стрижена. Загорелая, немного обветренная кожа. Глаза, горящие азартом, голодом и жаждой. Она периодически прибивалась к этюднику Томки. Без коммерческого интереса. Просто поболтать. Обе сами по себе как ёжики в тумане. Им нравилось находиться в толчее и созерцать. Вика оценивала обстановку, искала себя. Для начинающей валютчицы она была старовата. Считала, что лучше кормиться объедками, чем быть проституткой. Отец немец. С детства говорила по-немецки, мечтала уехать в Германию. В семье поддерживались традиции альтернативного существования и минимализма быта. Главное – личная свобода. Официально никто не работал. Порядок и согласие. Вика умело комбинировала свой нищенский гардероб. Аккуратная, с горделивой осанкой. Косила под студентку из ГДР и проникала всюду.
Томка и Вика прониклись доверием. Родственные души. Наконец, Вика произнесла: - « Сергей». Она видела их вместе. «Я так и знала!» - Томка вздрогнула - долгожданная развязка.
У Вики была аналогичная история знакомства с Сергеем. Так же пасет, косвенно угрожает, кормит в буфете «России» и занимается с ней сексом в своём кабинете. «Знаешь кто мы?– Питонцы».
Кабинет – почти дом родной. Сергей тянет Томку к дивану. Та упирается. Не может оторвать глаз от пачки фотографий на столе. Пачка в плотном полупрозрачном пакете. На первом фото что- то знакомое. Сергей пытается отвлечь: - Как дела? - Плохо дела. Мама в больнице. Подозрение на опухоль в мозгу. Пункцию сделали. Что за фотки. - Отгадай - Гадалка что ли? Говори! - Фото скрытой камерой. Первая с тобой. Лучше не смотри. Плохо станет. Ты ещё не разучилась краснеть? Я тебе с другими покажу. На фотке была Вика. С пьяной улыбкой она брала в рот знакомый член члена партии Сергея Скворцова. - Ты должна подписать кое-какие бумаги. - Ничего подписывать не буду. - Тогда я приду в больницу к твоей маме и покажу твои фотки.
«Он не посмеет»
Он посмел.
Он пришёл в больницу к её маме лежащей в реанимации и показал порнографические фото с её дочерью.
Мать ничего не сказала дочери о визите Сергея Скворцова.
Она написала на него заявление, которое было каплей в море, но видимо последней каплей.
Сергей сохранил звание, и партбилет, но его перевели из «России» в отдалённый район, где он делил убогий кабинет с тремя коллегами. Крыша в отделении протекала и на них постоянно капало.
Вике удалось уехать в Германию. Помог случайно встреченный турист – студент из Гамбурга.
В сумятице перестройки она вернулась, чтобы выйти замуж за Сергея и увезти его с собой. У них своя бензоколонка и двое детей.
|