ОБЩЕЛИТ.COM - ПРОЗА
Международная русскоязычная литературная сеть: поэзия, проза, критика, литературоведение. Проза.
Поиск по сайту прозы: 
Авторы Произведения Отзывы ЛитФорум Конкурсы Моя страница Книжная лавка Помощь О сайте прозы
Для зарегистрированных пользователей
логин:
пароль:
тип:
регистрация забыли пароль

 

Анонсы
    StihoPhone.ru



Кампания 1942 года. Глава 186

Автор:
Глава 186.




2 июня Севастополь был разбужен громом артиллерийской канонады. 11-я армия генерала Манштейна начала артподготовку
третьего, решающего штурма города-крепости.

Операция "Лов Осетра" - так в целях конспирации назвали третий штурм Севастополя, - разрабатывалась и готовилась штабистами группы армий "Юг" одновременно с операциями "Волчанск" и "Изюм" и, подобно им, должна была послужить вступлением к генеральной летней наступательной операции "Блау".

Стратегический замысел операции сводился к тому, чтобы завершить победоносным штурмом осаду Севастополя, и лишь после этого форсировать Керченский пролив и перебросить 11-ю армию на Кубань, где она должна была своевременно развернуть левый фланг фронтом на север и воспрепятствовать отводу противником разбитых армий левого крыла Южного фронта из междуречья Дона и Волги на юг, к Новороссийску и Кавказу.

Ровно две недели понадобилось генералу Манштейну, завершившему 18 мая грандиозной победой сражение под Керчью, на перегруппировку и сосредоточение войск.

Между тем пять месяцев передышки, которую получил противник в январе, наверняка были употреблены им для всемерной подготовки к обороне, и следовало ожидать, что третий штурм Севастополя будет сопряжён для наступающей стороны с гораздо большими трудностями, чем первые два.

Для ведущей наступление на город сухопутной армии главную проблему составляли не столько обычные для современной морской крепости бронированные батареи 305-миллиметровых морских орудий, уважительно окрещённые в штабе Манштейна "Максим Горький-1" и "Максим Горький-2". На руку обороняющейся стороне был в первую очередь чрезвычайно пересечённый и труднодоступный характер местности к востоку, юго-востоку и к югу от Севастополя.

И лишь с севера местность позволяла развернуть широкомасштабное наступление из долины реки Бельбек, впадающей в Чёрное море в районе Любимовки в семи километрах от вытянутой с запада на восток бухты Северная. Оттуда, из долины Бельбека, велось наступление зимой. Неудивительно, что на сей раз противник именно здесь соорудил за пять месяцев передышки сплошной укреплённый участок обороны, изобилующий долговременными огневыми точками и инженерными сооружениями.

Вся долина Бельбека и склоны высот, господствующих над ней, простреливались в продольном направлении прибрежной батареей "Максим Горький-1". Склоны гор буквально пестрели малыми дотами полевого типа, уничтожить которые можно было лишь прямым попаданием тяжёлого снаряда или авиабомбы или броском связки гранат в амбразуру. Эта сплошная линия укреплений простиралась на два километра в глубину обороны.

Далее к югу следовала вторая линия обороны, опирающаяся на бетонные доты, получившие в штабе Манштейна названия "Сталин", "Молотов", "ГПУ", "ЧК", "Волга" и "Сибирь". Эти доты были связаны сплошной цепью заграждений и оборонительных инженерных сооружений.

Третью и последнюю линию обороны подходов к бухте Северная составляли укреплённые узлы "Ленин", "Донец", укреплённый посёлок Бартеньевка, Старый северный форт и батарея морских орудий на мысе Батарейный.

Восточный фронт обороны начинался в двух километрах от села Бельбек и отделялся от северного фронта глубоким и крутым Камышлинским ущельем.

Далее с севера на юг тянулись поросшие густым кустарником отроги гор Яйлы, а за ними, южнее и юго-восточнее села Гайтаны, начинался густой лес. В двух километрах западнее Гайтан, в устье текущей с юго-востока на северо-запад реки Чёрная, начиналась вытянутая на 10 километров с востока на запад бухта Северная. Над левым берегом реки Чёрная господствовала круто обрывающаяся к северо-востоку и востоку Сапун-гора.

К югу от реки Чёрная и Сапун-горы, по обеим сторонам старинной дороги, ведущей из Севастополя к южному побережью Крыма, вздымались высокие скалистые горы, названные немцами в дни зимнего штурма "Северный Нос", "Гора с часовней",
"Холм с древними развалинами". Вся дорога и склоны гор простреливались с горных вершин фланкирующим пулемётным и миномётным огнём. На востоке линия фронта проходила по западным окраинам населённых пунктов Верхний Чоргунь и Нижний Чоргунь в десяти километрах от устья реки Чёрная и в 15 километрах от восточных окраин Севастополя, расположенного на южном берегу бухты Северная.

Северо-восточнее Балаклавской бухты город прикрывали с юга, со стороны форта Балаклава, захваченного пехотой Манштейна ещё минувшей осенью, неприступные скалистые горы. С Сапун-горой они соединялись высотой "Ветряная мельница" в трёх километрах западнее Балаклавы.

Поросшие кустарником высоты между Бельбеком и лесом были покрыты густой сетью мелких дотов. Некоторые доты были вырублены в толще скал. Южнее, между Сапун-горой и линией фронта, располагались Федюхинские высоты. Здесь оборона строилась на сильно укреплённых узлах Орлиная высота и Кадыковка. Главный рубеж обороны проходил по гребню Сапун-горы. В скалах у южного берега Крыма располагалась бронированная батарея морских орудий "Максим Горький-2".

Но Сапун-горой глубина обороны города не исчерпывалась. Третья линия обороны огибала город сплошным полукругом, начинаясь у Инкермана на востоке, проходя через Старое английское кладбище, оставшееся с Крымской войны, и упираясь в маленькую бухту Стрелецкая между городом и мысом Херсонес. Мыс Херсонес до самого маяка был перегорожен с севера на юг несколькими линиями оборонительных сооружений. Отсюда защитники города простреливали фланкирующим огнём предполье последнего рубежа обороны города, огороженного сплошным противотанковым рвом, минными полями и проволочными заграждениями. С моря защитников города поддерживал орудийным огнём Черноморский флот.

Такова была позиция, которую предстояло атаковать Манштейну. Задачу обороны Керченского полуострова и южного побережья Крыма Манштейн возложил на 42-й армейский корпус в составе 46-й пехотной дивизии, а также двух румынских пехотных дивизий, одной румынской горной дивизии и одной румынской кавалерийской бригады. Все остальные силы командующий 11-й армией за две недели подтянул к Севастополю.

Генерал Манштейн планировал начать штурм 2 июня пятидневной артподготовкой и бомбардировкой с воздуха и завершить взятием города к 20 июня. Предварительным условием успеха было изгнание Черноморского флота из бухты Северная и прекращение снабжения войск противника морским путём. Поскольку наступление к бухте Северная с востока через лес было неприемлемо ввиду невозможности эффективно использовать авиацию и артиллерию - главные козыри атакующей стороны, - начинать приходилось, как и зимой, наступлением с севера. И лишь после ухода Черноморского флота из бухты Северная появлялась возможность проявить активность и на других участках фронта и начать общий штурм.

О противнике было известно, что в укреплениях изготовилась к обороне Приморская армия генерала Петрова в составе семи стрелковых дивизий, одной спешенной кавалерийской дивизии и трёх бригад морской пехоты. Нужно было предполагать, что за пять месяцев передышки все эти войска были доведены противником до полной штатной численности и снабжены значительным резервом боеприпасов. Однако теперь Манштейн не сомневался в успехе. Над ним более не висела дамокловым мечом угроза высадки десантов противника в тылу. В его распоряжении был 8-й авиакорпус барона Рихтгофена. А главное - стояло прекрасное крымское лето.






Читатели (187) Добавить отзыв
 

Проза: романы, повести, рассказы