ОБЩЕЛИТ.COM - ПРОЗА
Международная русскоязычная литературная сеть: поэзия, проза, критика, литературоведение. Проза.
Поиск по сайту прозы: 
Авторы Произведения Отзывы ЛитФорум Конкурсы Моя страница Книжная лавка Помощь О сайте прозы
Для зарегистрированных пользователей
логин:
пароль:
тип:
регистрация забыли пароль

 

Анонсы
    StihoPhone.ru



Кампания 1942 года. Глава 184

Автор:
Глава 184.




- У аппарата генерал Кулешов.

- Что у вас? Как стоят ваши богатыри?

- Две дивизии пехоты с танками навалились на два моих полка. Атаки отражаю. В перерывах между атаками бомбят 80 пикировщиков. Особенно жарко в районе Дегтярёвки и Старицы. В моём тылу замечены разведгруппы противника. Принимаю меры. Готовлю батальон, чтобы атаковать их во фланг.

- Что на других участках?

- Повсюду идёт тяжёлый бой. Исход пока неясен. Доложу дополнительно.

- У телефона полковник Меркулов.

- Как дела на левом фланге, полковник? Держитесь?

- Продержался два часа. Потом танки с пехотой на броне прорвали мою оборону, заняли хутор Красное Знамя и село Богородичное и теперь развивают наступление в восточном направлении.

- А как дела у вашего левого соседа?

- У левого соседа дела совсем плохи. Немцы заняли Базалеевку. Со своего НП вижу в бинокль немецкие ракеты над Юрченково. Это в десяти километрах восточнее Базалеевки. Нас глубоко обходят слева. Вынужден развернуть резервный полк фронтом на юг.

- Много ли сил у противника?

- Вижу в бинокль более ста танков. Похоже на то, что две танковые дивизии наступают параллельными колоннами. С ними до трёх дивизий мотопехоты.

- Ваше мнение об оперативных целях противника?

- Думаю, наступают на Купянск и севернее, к тыловой железной дороге Донбасс - Касторное.

К вечеру немецкие танковые колонны были уже в сорока километрах за левым флангом 28-й армии в районе села Великий Бурлук. Прикрыть свой глубоко обойдённый левый фланг самостоятельно у генерала Рябышева не было теперь никакой возможности, о чём он и доложил Баграмяну.

- Держитесь! Завтра утром маршал ударит по немецким колоннам 13-м танковым корпусом. А пока эвакуируйте ночью там, где считаете нужным, все ваши войска на восточный берег Северского Донца. И ни в коем случае не пропустите Паулюса в Волчанск!

Солнце уже клонилось к горизонту. Положение на левом фланге было крайне опасным, но тут уже Рябышев нечем не мог помочь. Положение на правом фланге оставалось неясным. Попель докладывал из штаба генерала Кулешова, что правый фланг 175-й стрелковой дивизии атакован двумя дивизиями пехоты с танками и что такие же примерно силы атакуют 169-ю стрелковую дивизию, со штабом которой у Попеля связи нет. Туда, в 169-ю дивизию, и выехал командарм Рябышев.

На командном пункте 57-й танковой бригады, стоявшей во втором эшелоне позади 169-й стрелковой дивизии, он застал командира роты из дивизии полковника Рогачевского.

- Товарищ командующий! Моя рота обороняла безымянные высоты восточнее Нехотеевки, занимая двумя взводами окопы на западных скатах, а третьим взводом с отделением бронебойщиков прикрывая батарею противотанковых пушек на вершине третьей высоты. Там, на батарее, находился и я. Едва улетели утром немецкие пикировщики, ещё не закончилась артподготовка, как меня атаковали танки. Они шли, ведя огонь на ходу, не обращая внимания на разрывы мин своих же миномётчиков. Ну, подумал я, дело будет жаркое. Проверил телефонную связь с двумя взводами на западных скатах. К счастью, кабель был цел. Приказал командирам взводов отсечь от танков пехоту, а танки пропустить ко мне. Запросил по телефону помощь у командира батальона. Тот ответил: "Держитесь! О потерях докладывайте." До танков противника оставалось метров триста, когда батарея и бронебойщики открыли огонь. Подбили два танка. Потом танк навалился на мой окоп. Лежу на дне окопа, на спину валятся комья земли, в ушах лязг и скрежет. Ощущение, доложу Вам, не из приятных. Когда поднялся, танки были уже далеко в моём тылу. Немецкая пехота отстала. Проверил связь - связи со взводными больше нет. С комбатом-тоже. И тут прилетели немецкие пикировщики и принялись меня бомбить. Стало совсем темно. Солнце померкло. Сколько продолжалась бомбёжка, не помню. Когда дым и пыль немного рассеялись, увидел бойцов из взводов старшего сержанта Демиенко и сержанта Кучука. Они отходили, на ходу отстреливаясь, под прикрытием пулемётного огня. Их преследовали немецкие гренадёры. Со мной после бомбёжки остался один бронебойщик, но у него кончились патроны. Из двух орудий моей батареи одно раздавил танк, другое было уничтожено бомбой. Догнал бойцов, приказал отыскать командиров взводов и передать им приказ отходить к лесной опушке. На опушке собрал роту и повёл к реке, на Старую Таволжанку. А там уже немцы. Повернул на Огурцово - и там немцы. Лесными тропами повёл людей на Старицу. Не доходя трёх километров, встретил в лесу наших. От них узнал, что и в Старице немцы. Что делать? Бойцы смотрят на меня. Решил на удачу идти к реке, к мысу в трёх километрах северо-восточнее Старицы, и там попробовать переправиться. И вот мы здесь, в Синельниково.

-Молодец! Спасибо, родной! - командарм пожал руку старшему лейтенанту. Дальше идти было нельзя. Пришлось возвращаться на ВПУ. Там уже был комиссар Попель.

Добраться в машине до передовой Попелю не удалось. Пришлось бросить машину в штабе резервного полка дивизии Рогачевского (полк уже был атакован и вёл бой), а дальше ползти под бомбёжкой и миномётным огнём. Добрался до КП 2-го батальона резервного полка. Батальон держал оборону по берегу Северского Донца от Старой Таволжанки до Гатища-Первого. Противник бил из пушек прямой наводкой с высокого западного берега. Немецкие самолёты висели над рекой и восточным берегом, гоняясь за каждым бойцом. Наших в небе не было. В районе Старой Таволжанки немцы навели переправу. В пять часов вечера по ней пошли танки с пехотой на броне, и немцы вырвались с плацдарма. Теперь они наступают на Плетнёвку.

- Поговорил с Рогачевским?

- Да, по телефону. С полками первой линии у Рогачевского связи нет. Мост в Старой Таволжанке Рогачевский взорвал в одиннадцать утра, когда к нему уже подходили немецкие танки.

- В чьих руках Волчанск?

- В городе идёт тяжёлый бой. Связи с Рогачевским больше нет.







Читатели (191) Добавить отзыв
 

Проза: романы, повести, рассказы