ОБЩЕЛИТ.COM - ПРОЗА
Международная русскоязычная литературная сеть: поэзия, проза, критика, литературоведение. Проза.
Поиск по сайту прозы: 
Авторы Произведения Отзывы ЛитФорум Конкурсы Моя страница Книжная лавка Помощь О сайте прозы
Для зарегистрированных пользователей
логин:
пароль:
тип:
регистрация забыли пароль

 

Анонсы
    StihoPhone.ru



Кампания 1942 года. Глава 178

Автор:
Глава 178.




У-2 с заглохшим мотором приземлился в кустарнике, не дотянув нескольких метров до поляны.

Спрыгнув на землю, полковник Самохин прежде всего убедился в том, что шасси целы и винт не погнут. После этого он снова полез в мотор. Тем временем радист, вооружившись ножом, резал кустарник, расчищая самолёту путь к поляне. Когда немецкие автоматчики въехали на танковой броне на поляну, самолёт уже снова был в воздухе. Немцы открыли ему вдогонку стрельбу из автоматического оружия.

После благополучной посадки в Калуге полковник Самохин и встретившие его на лётном поле сослуживцы детально осмотрели самолёт. Крылья и фюзеляж были изрешечены пулями, но бензобак, маслопровод, мотор и хвост не пострадали. Среди тех, кому довелось услышать увлекательный рассказ полковника Самохина о чудесном спасении, нашлись скептики. Однако никто из них не ставил под сомнение главное: командиру и его радисту в этот день крупно повезло.

В ночь на 9 июня между деревнями Быки и Титово в десяти километрах западнее Ельни скрытно сосредоточились все регулярные войска группы генерала Белова. В арьергарде под Дорогобужем генерал Баранов развернул 1-ю партизанскую дивизию, сложил с себя полномочия коменданта города и, пожелав партизанам успехов, тоже присоединился со своими конными гвардейцами к главным силам. Приказ из штаба Западного фронта предписывал партизанам арьергарда на рассвете 9 июня начать демонстративное отступление к Дорогобужу, увлекая за собой противника, проследовать через город, разбиться на группы по 300-400 человек, форсировать Днепр и раствориться в труднодоступных лесах севернее Днепра, где эти группы могли бы прокормиться в деревнях, после чего развернуть диверсионную работу на коммуникациях в тылу у фон Клюге.

Прорыв генерала Белова начался с внезапной ночной атаки кавалерии Баранова на неосторожно выдвинувшийся из деревни Быки дивизион немецких миномётчиков. Ворвавшись в расположение дивизиона в конном строю, кавалеристы вырубили всех. После этого главные силы Белова перешли в наступление на позиции 137-й и 201-й пехотных дивизий противника, перекрывавших фронтом на север путь к Варшавскому шоссе. К утру обе дивизии были разбиты и перевёрнутый фронт фон Клюге прорван. На исход ночного боя не повлияло прибытие батальона немецкой мотопехоты с тридцатью танками. С танками расправились экипажи КВ и Т-34. Вырвавшись из кольца блокады на ничейную территорию, Белов повёл свою группу ночными переходами на юг, в сторону Варшавского шоссе.

Тем временем фон Клюге спешно стягивал резервы к участку ожидаемого прорыва через шоссе и развёртывал их в лесополосе к югу от шоссе фронтом на север, выстраивая на широком фронте сплошную линию огня. Маршрут следования колонны генерала Белова не был тайной для фон Клюге. Над колонной спешенных кавалеристов и воздушных десантников висели, выпуская одну за другой осветительные ракеты на парашютах, немецкие "рамы", после чего прилетали ночные бомбардировщики. Очень скоро немецкие пилоты убедились, что у Белова нет зенитной артиллерии. После этого они устроили учебный тир - самолёты в одиночку и группами носились круглые сутки над лесом, отыскивая мишени, и нередко их находили. Так продолжалось, пока один бомбардировщик не был сбит удачным выстрелом из противотанкового ружья. После этого немецкие пилоты стали осторожнее и на бреющем полёте над лесом не летали.

На третью ночь пути колонна Белова вышла в лесной район севернее Варшавского шоссе и стала сосредоточиваться в десятке километров от дороги. Впереди был густой заболоченный лес. Далее на юг, согласно всем оперативным картам, никаких проходов к шоссе не было. Но штабу Белова была известна тропа, сделанная сапёрами при отступлении осенью 1941 года. Прямо через болото была проложена гать из брёвен и жердей. Ночью двинулись по ней через лес. Ноги лошадей то и дело проваливались между жердей. Кое-где гать и вовсе пришла в негодность, и сапёры, шедшие впереди, чинили её, выкладывая запасённые заранее сухие жерди. Очень скоро воздушная разведка фон Клюге обнаружила голову колонны и вызвала штурмовики. От осветительных ракет над лесом стало светло, как днём. Немецкие штурмовики носились над гатью, поливая колонну пулемётным огнём. Десантники и спешенные кавалеристы как могли прятались под деревьями, перескакивая с кочки на кочку. Хуже приходилось лошадям в упряжках. Двигавшийся со штабом в середине колонны генерал Белов несколько раз наталкивался на разгромленные обозы. Гать была усеяна трупами лошадей и перевёрнутыми повозками. В расстрелянных повозках истекали кровью раненые, наотрез отказавшиеся остаться в Дорогобуже с партизанами и настоявшими, чтобы их везли в обозе с однополчанами.

Переход через топь занял три ночи. Днём немецкие пилоты во множестве разбрасывали над лесом листовки с портретом генерала Белова и скреплённым "подписями" членов Военного совета призывом на русском языке сдаваться в плен на почётных условиях, что, якобы, сам генерал Белов уже и сделал. Далее были указаны схемы проходов к шоссе, через которые нужно было выходить с поднятыми руками.

В ночь с 15 на 16 июня войска Белова вышли из болота и сосредоточились в лесу западнее Шуи. Здесь уже дежурили в небе в полном составе истребители полковника Самохина, взлетевшие с прифронтового аэродрома. При свете осветительных ракет они гонялись за немецкими штурмовиками и ночными бомбардировщиками.

Подполковник Кононенко произвёл разведку и обнаружил в лесу за дорогой немецкий пехотный полк, усиленный танками.

Ждать рассвета было нельзя: противник наверняка уже подтягивал по дороге мобильные резервы с артиллерией. На Военном совете решили атаковать ночью, не откладывая.





Читатели (210) Добавить отзыв
 

Проза: романы, повести, рассказы