ОБЩЕЛИТ.COM - ПРОЗА
Международная русскоязычная литературная сеть: поэзия, проза, критика, литературоведение. Проза.
Поиск по сайту прозы: 
Авторы Произведения Отзывы ЛитФорум Конкурсы Моя страница Книжная лавка Помощь О сайте прозы
Для зарегистрированных пользователей
логин:
пароль:
тип:
регистрация забыли пароль

 

Анонсы
    StihoPhone.ru



Кампания 1942 года. Глава 174

Автор:
Глава 174.






Северное побережье Африки от Туниса до Киренаики полого спускается к Средиземному морю. Здесь во времена Карфагена и наследовавшего ему Древнего Рима процветало сельское хозяйство, основанное на развитой системе искусственного орошения. Здесь до середины первого тысячелетия нашей эры на морских торговых путях процветали древние торговые города. Потом пришли кочевые племена вандалов и арабов, и остатки разложившейся политически, экономически и культурно античной империи погрузились во мрак Средневековья. Процветанию античных городов на древних торговых путях пришёл конец.

Но уже чуть далее к югу от североафриканского побережья, на расстоянии от одного до 25 километров от полосы прибоя, над этим некогда приветливым приморским берегом круто, выступающими друг над другом террасами, вздымается к небу обрывистый край гигантского плато, на котором покоится пустыня Сахара. Пески пустыни начинаются не сразу. Над краем обрыва тянется полоса растрескавшейся красновато-бурой земли, здесь встречаются редкие оазисы, окружённые островками плодородной почвы. Между песками и обрывом по краю плато можно почти везде, соблюдая известную осторожность, проехать по бездорожью в автомобиле. А вот подняться с побережья на плато можно далеко не везде, даже и пешему путешественнику. И это обстоятельство накладывало исстари уникальный отпечаток на все разворачивавшиеся в Северной Африке военные кампании.

Восемь месяцев осаждал Тобрук генерал Роммель. Дважды 8-я армия англичан предпринимала попытки пробиться извне со стороны Египта к этому укреплённому узлу обороны, отстоящему от Туниса к востоку на 1000 километров. Обе эти попытки были Роммелем отражены. В ноябре 1941 года в его танковую группу "Африка" входили немецкий Африканский танковый корпус, 90-я лёгкая мотодивизия, сформированная осенью здесь же, в Африке, из разных подразделений, а также X и XXI
итальянские пехотные корпуса, к которым позднее присоединился и XX итальянский мотокорпус.

Недовольный ходом войны в Африке Черчилль отозвал командующего британскими войсками в Африке генерала Уэйвелла и назначил вместо него командующим генерала Окинлека.

Детские годы генерала прошли в армии. Его отец полковник Окинлек служил солдатом в Индии, а затем, уже офицером, - в Королевской конной артиллерии. Когда полковник умер, младший Окинлек уже учился в Веллингтоновском колледже. Ежегодная плата за обучение, даже с учётом большой скидки, предоставлявшейся детям боевых офицеров, составляла 10 фунтов в год, но и эта сумма была теперь нелёгким бременем для вдовы полковника, оказавшейся после смерти мужа в стеснённых финансовых обстоятельствах. Так или иначе в 1903 году младший Окинлек окончил курс и отправился в далёкий Пенджаб, в 62-й пехотный полк. Здесь, в Пенджабе, он дослужился за 29 лет до бригадного генерала. Командуя Пешаварской бригадой, Окинлек подавил два восстания воинственных горцев на границе владений британской короны. В 1936 году его назначили заместителем начальника штаба Индийской армии. В это время в армии полным ходом шла реформа - британские офицеры в массовом порядке заменялись местными уроженцами и отбывали в метрополию, где велась подготовка к новой большой войне в Европе. В январе 1940 года, когда война уже началась, был отозван в метрополию и генерал-лейтенант Окинлек. 5 мая того же года Окинлек возглавил англо-французский экспедиционный корпус в Норвегии. Командовать ему пришлось недолго, всего шесть недель, но Окинлек успел проявить себя с хорошей стороны. Он выбил из Нарвика немецких горных егерей, а затем организованно провёл эвакуацию союзных войск из Норвегии. Черчилль запомнил бульдожье упрямство, с которым Окинлек ежедневно досаждал военному министерству требованиями доставить ему в Норвегию артиллерийские боеприпасы. 14 июня Окинлек был назначен командующим 5-м корпусом в южной Англии. Спустя всего месяц
ону же возглавил Южное командование, сменив на этом посту сэра Алана Брука, назначенного главой Генштаба. Если бы Гитлер в срок начал операцию "Морской Лев", высадку немецкого десанта пришлось бы отражать именно Окинлеку. Когда четырьмя месяцами позже выяснилось, что Гитлер отложил высадку на неопределённый срок, Окинлек уже в чине полного генерала отбыл главнокомандующим в Индию.

Таким был послужной список нового главнокомандующего в Африке. Прибыв к новому месту службы в ноябре 1941 года, генерал Окинлек энергично развернул подготовку к третьей попытке деблокады Тобрука. Время работало на Окинлека. Над осаждающими Тобрук войсками Роммеля витала тень голодной смерти. В ноябре англичане потопили три четверти транспортных конвоев, следовавших из Италии в Африку. Базирующиеся на Мальте британские ВВС и британский флот, курсирующий между Гибралтаром и Александрией, практически парализовали снабжение Роммеля. Гитлер был вынужден экстренно отозвать с Восточного фронта 2-й воздушный флот фельдмаршала Кессельринга и перебазировать его на Сицилию. Это немедленно изменило соотношение сил на Средиземноморском театре войны. Не дожидаясь, когда снабжение Роммеля будет восстановлено в полном объёме, Окинлек начал операцию "Крузейдер", бросив в наступление на Тобрук 748 танков. Ещё 200 танков он оставил в резерве, а ещё 236 танков уже следовали в Египет с транспортными морскими конвоями.
Немцы назвали начавшееся 18 ноября наступление англичан "Зимняя Гроза". У Роммеля против перешедшей в наступление 8-й армии генерала Каннингхэма было на ходу 249 немецких и 146 итальянских танков. Ещё 50 танков стояли на ремонте в мастерских. Других резервов у Роммеля не было. Однако Роммель ни минуты не сомневался в победе и передал свою уверенность войскам. Отразив одну за другой плохо скоординированные атаки противника и измотав Каннингхэма в оборонительных боях, Роммель перешёл в контрнаступление и погнался за отступающей 8-й армией, намереваясь полностью уничтожить её на пути в Египет. Однако тут коса нашла на камень. Напоровшись на промежуточном рубеже на контрудар бронетанкового резерва Окинлека, Роммель вынужден был вернуться под стены Тобрука с 80 уцелевшими танками. В ночь на 5 декабря, когда из 80 танков на ходу осталось 26, Роммель начал отступление. 7 декабря отступил на запад его арьергард, и генерал Окинлек вошёл в Тобрук победителем. Однако это была пиррова победа. Деблокада Тобрука обошлась Окинлеку в 814 не подлежащих восстановлению единиц бронетехники, и от преследования Роммеля генералу Каннингхэму пришлось воздержаться.

12 января 1942 года Окинлек доложил в Лондон, что кампания в Африке фактически выиграна, и что его войска ведут зачистку побережья, уничтожая один за другим немецкие гарнизоны в Бардии, Эль-Соллуме и в районе прохода Хальфайя.

Тем временем генерал Роммель зализывал раны. "Зимняя Гроза" стоила ему трёх танковых дивизий, потерянных вместе с их командирами. Зато теперь, когда немецкие и итальянские подводники нанесли в декабре трудновосполнимые потери английской эскадре на Средиземном море, а в небе над морем господствовала авиация Кессельринга, Роммель начал наконец получать снабжение в полном объёме. Первый же крупный итальянский конвой доставил ему 55 танков, 20 бронеавтомобилей и большое количество топлива, боеприпасов и продовольствия. Добавив подкрепления к своим двум полкам, в которых к этому времени оставалось по 11 танков, имея под рукой также 89 танков итальянской дивизии "Ариете" и 28 танков в ремонтных мастерских в качестве резерва, Роммель смотрел в будущее с оптимизмом. 21 января, на рассвете, он написал письмо жене: "Я решил рискнуть и снова атаковать. Я полностью уверен в том, что божья десница простёрта над нами. Как сообщил мне полковник фон Меллентин, возвратившись из дальней разведки, силы англичан беспечно разбросаны по побережью". Через три часа Роммель перешёл в наступление. В три дня была разгромлена 1-я британская бронетанковая дивизия. Она лишилась ста танков из ста пятидесяти уничтоженными. Ещё 30 танков "Валентайн" были захвачены Роммелем в полной исправности в танковом депо. Штаб дивизии в полном составе попал в плен. Роммель преследовал противника. 26 января общие потери англичан за пять дней составили уже 299 танков и бронемашин, 147 орудий и 935 человек только пленными. Потери Роммеля за это же время составили 3 офицера, 11 солдат и три танка. На плечах бегущих англичан Роммель 29 января ворвался в Бенгази - столицу Киренаики. Здесь он взял ещё тысячу пленных из 4-й индийской дивизии. Гитлер на радостях произвёл Роммеля в генерал-полковники, а Африканский танковый корпус переименовал в Африканскую танковую армию. Тогда-то Черчилль и назвал Роммеля "Лис Пустыни". Это прозвище быстро распространилось и закрепилось.





Читатели (188) Добавить отзыв
 

Проза: романы, повести, рассказы