ОБЩЕЛИТ.COM - ПРОЗА
Международная русскоязычная литературная сеть: поэзия, проза, критика, литературоведение. Проза.
Поиск по сайту прозы: 
Авторы Произведения Отзывы ЛитФорум Конкурсы Моя страница Книжная лавка Помощь О сайте прозы
Для зарегистрированных пользователей
логин:
пароль:
тип:
регистрация забыли пароль

 

Анонсы
    StihoPhone.ru



Кампания 1942 года. Глава 162

Автор:
Глава 162.




В шесть часов утра 17 мая на южном фасе барвенковского дефиле на участке севернее Славянска - южнее Барвенково около тысячи стволов немецкой артиллерии громовым залпом возвестили начало операции "Фридрих Первый". Плотность огня немецких батарей на километр фронта в шесть раз превосходила здесь плотность ответного орудийного огня 9-й армии генерала Харитонова.

Этот шквал огня продолжался от полутора до двух часов и сопровождался беспрецедентной бомбардировкой с воздуха. На двух двадцатикилометровых участках фронта были буквально сметены все заграждения, за которыми стрелковые дивизии генерала Харитонова уже привыкли чувствовать себя в безопасности. Около восьми часов утра был разгромлен с воздуха ВПУ штаба 9-й армии в Долгенькой, откуда велось командование войсками. Начальник штаба армии генерал Корженевич был при этом ранен. Вместе с ВПУ был уничтожен главный армейский узел связи. Резервного армейского узла связи у генерала Харитонова не оказалось. Генерал был вынужден перебраться со штабом в Каменку, но все телефонные линии связи с дивизиями из Каменки проходили через узел в Долгенькой. С этого момента командиры дивизий были предоставлены сами себе, а генералу Харитонову о развитии событий на фронте оставалось только гадать. Между тем события эти развивались катастрофически для 9-й армии. Легко преодолев в двух местах разрушенную полосу заграждений, танки с пехотой на броне хлынули в глубину обороны и на коммуникации Харитонова, избегая задержек возле укреплённых узлов сопротивления.

В наступление перешла армейская группа фон Клейста - 3-й мотoкорпус в составе 14-й танковой дивизии, усиленной штурмовой группой Барбо, 60-й мотодивизии, 100-й легкопехотной и 20-й румынской пехотной дивизии, 44-й армейский корпус в составе 16-й танковой дивизии, 68-й, 389-й и 384-й пехотных дивизий и 97-й легкопехотной дивизии, 52-й армейский корпус в составе 101-й лeгкопехотной дивизии, двух полков 257-й пехотной дивизии и 500-го штрафного батальона.

В два часа дня немецкие войска, прорвав оборону 9-й армии на левом её фланге, вышли к Долгенькой и к Голой Долине и стали обтекать с флангов 5-й кавалерийский корпус генерал-майора Плиева. Немецкие армейские разведгруппы предприняли попытки захватить переправы через Северский Донец, но эти попытки были отражены частями 333-й 51-й стрелковых дивизий.

В пять часов вечера танки фон Клейста с десантом пехоты на броне опрокинули 34-ю кавалерийскую дивизию полковника Инаури, смяли 110-й полк 333-й стрелковой дивизии генерал-майора Дашевского и ворвались на станцию Барвенково. Отступив за реку Сухой Торец, в расположение 341-й стрелковой дивизии, советские войска удержали северную часть Барвенково. В поисках переправы танки фон Клейста сместились вдоль берега на восток и вошли в оперативный прорыв следом за правофланговой группой.

Уже стемнело, когда командующий Южным фронтом генерал Малиновский доложил в штаб Тимошенко об оперативном прорыве противника на левом фланге 9-й армии. Тимошенко отреагировал сразу:

- Передаю вам, товарищ командующий фронтом, резервный 2-й кавалерийский корпус полковника Ковалевского и приказываю: нанести всеми силами 57-й и 9-й армий контрудар, уничтожить прорвавшиеся танки и завтра же доложить о восстановлении сплошного фронта на прежнем рубеже.

Сталину о случившемся у Малиновского "казусе" Тимошенко доложил только 18 мая, когда скрывать неприятную правду стало уже небезопасно.

- Считаете ли Вы, товарищ Тимошенко, необходимым в создавшихся условиях прекратить наступление 6-й армии генерала Городнянского и армейской группы генерала Бобкина и немедленно отвести эти войска к основанию южного фаса барвенковского дефиле с целью ликвидации опасного прорыва?

- Нет никакой необходимости прекращать наступление Городнянского и Бобкина. Генерал Малиновский справится и так.

Тимошенко, конечно, отдавал себе отчёт в том, что переступает грань допустимого риска. Но отказ от наступления Городнянского и Бобкина автоматически означал сворачивание всей Харьковской операции как бездарно и безответственно спланированной с самого начала, а с этим маршалу не так-то просто было смириться. И он пошёл на блеф, рассчитывая в случае чего свалить все шишки на Малиновского.

Сталин спорить не стал. Харьковская операция была и для него любимым детищем.

Узнав о результате переговоров Тимошенко с Москвой, генерал Баграмян схватился за голову и побежал к Хрущёву. Спустя некоторое время Хрущёв позвонил Сталину и доложил, что не разделяет оптимизма маршала. Хрущёву посоветовали не паниковать, довериться опыту командующего направлением и согласиться с его позицией.

В 10 часов утра 18 мая танки фон Клейста ворвались в Изюм. Обнаружив переправу через Северский Донец взорванной, они двинулись на запад вдоль берега реки, заходя в глубокий тыл к 6-й армии Городнянского и армейской группе генерала Бобкина и замыкая кольцо окружения вокруг 9-й армии Харитонова и 57-й армии Подласа.




Читатели (167) Добавить отзыв
 

Проза: романы, повести, рассказы