ОБЩЕЛИТ.COM - ПРОЗА
Международная русскоязычная литературная сеть: поэзия, проза, критика, литературоведение. Проза.
Поиск по сайту прозы: 
Авторы Произведения Отзывы ЛитФорум Конкурсы Моя страница Книжная лавка Помощь О сайте прозы
Для зарегистрированных пользователей
логин:
пароль:
тип:
регистрация забыли пароль

 

Анонсы
    StihoPhone.ru



Кампания 1942 года. Глава 130

Автор:
Глава 130.




Ранним утром два стрелковых полка гвардейцев 1-й дивизии Руссиянова, заночевавших в поле возле деревни Лески, ворвались в немецкую траншею на окраине. Одновременно авангарды двух других полков, преодолевшие железнодорожную насыпь, были контратакованы во фланг немецкими танками и принуждены отступить обратно за ледовый вал, под защиту артиллерии.

В деревне Лески немцы тоже контратаковали гвардейцев танками, но здесь противотанковая артиллерия находилась в боевых порядках наступающей пехоты, и танкисты отступили, оставив на окраине деревни две подбитые машины.

Полковник Вайцеховский, получивший в это утро приказ сдать полк и прибыть в штаб армии, чтобы принять дивизию, испросил у генерала Руссиянова разрешение довести штурм Лесков до конца. По дороге с НП к передовой Вайцеховский был смертельно ранен в живот осколком мины.

Бой за Лески и станцию Беленихино затянулся. Ни та, ни другая сторона не хотели уступать инициативу противнику.

26 февраля генерал Руссиянов получил приказ генерала Гордова отвести дивизию с передовой, передав позиции частям 297-й стрелковой дивизии.

28 февраля был получен новый приказ: в шесть ночных переходов через Авдеевку, Пушкарное, Зимовное, Ефремовку привести дивизию в район Марьин, Покаляное, Бочково и поступить в распоряжение командующего 38-й армией.

Гвардейцы выполнили приказ. В ночь на 7 марта авангарды Руссиянова сменили стрелков 300-й стрелковой дивизии на рубеже Прилипка, 1-е Советское и изготовились к форсированию Северского Донца. Генерал Москаленко, принявший 4 марта 38-ю армию у генерала Шерстюка, поставил Руссиянову задачу захватить плацдарм на западном берегу и удерживать его, с тем чтобы в дальнейшем повести с этого плацдарма наступление на Харьков.

Форсирование Северского Донца прошло успешно, хотя и было сопряжено с риском: стояла оттепель, ноздреватый лёд на реке был основательно раскрошен немецкой артиллерией и мог не выдержать. Гусеничные тягачи пришлось оставить на берегу и вручную катить орудия по льду. К 16 часам 7 марта плацдарм на западном берегу был захвачен, гвардейцы взяли под свой контроль обширный лесной массив, овладели южной окраиной населённого пункта Старица и силами двух полков завязали бои за Избицкое и Варваровку в 4-5 километрах к северо-западу от Рубежного. Сомкнув фланги с соседней 227-й дивизией полковника Тер-Гаспаряна, гвардейцы к ночи уже контролировали плацдарм глубиной и шириной семь километров.

Генерала Шерстюка генерал Москаленко хорошо знал по прошлогодним боям в районе Чернигова, тогда сам Москаленко командовал 15-м стрелковым корпусом, а генерал Шерстюк командовал у него стрелковой дивизией. Теперь Шерстюк стал заместителем Москаленко. Полковника Иванова, нового начальника штаба 38-й армии, Москаленко знал не столь близко, зато с наилучшей стороны, как недавнего начальника Оперотдела штаба 13-й армии в дни Елецкой операции. Теперь 38-й армии под руководством Москаленко и Иванова предстояло играть главную роль в ходе Чугуевско-Балаклеевской наступательной операции, задуманной в штабе маршала Тимошенко как прелюдия к решающему наступлению на Харьков.

Полковник Иванов, лично приложивший руку к планированию операции, быстро ввёл командарма в курс дела. Армия имела задачу силами четырёх правофланговых дивизий и 10-й танковой бригады - за вычетом танков КВ, оставленных Тимошенко генералу Гордову, из 21-й армии которого и изымалась танковая бригада вместе с гвардейской дивизией Руссиянова и другими соединениями - прорвать оборону генерала Паулюса на 22-километровом участке фронта Радянское, Новодоновка и наступать на Непокрытое, Рогань, а силами одной стрелковой дивизии - на Печенеги, Чугуев. На втором этапе операции, прикрывшись заслоном со стороны Харькова, 38-я армия должна была повернуть на юго-запад и во взаимодействии с правым флангом 6-й армии Южного фронта, наносящим встречный удар с юго-востока в северо-западном направлении на Лиман, Шелудьковку, окружить и разгромить всю балаклеевскую группировку противника, после чего сомкнутые фланги двух армий, объединив усилия, должны были повести решающее наступление на Харьков и освободить его.

Весь день 7 марта командарм и его заместитель провели в войсках на передовой, а вечером в штабе армии состоялся разбор боевых действий. Ни одной из дивизий не удалось полностью выполнить поставленную на первый день наступления задачу. Оборона противника за рекой не была прорвана. Более того, выяснилось, что конфигурация оборонительной линии 6-й немецкой армии была гораздо более сложной, чем полагала разведка Тимошенко перед началом операции. Вместо кордона по берегу реки Паулюс расположил узлы первой линии обороны на разном, порой весьма значительном расстоянии от берега. Тем самым он лишал наступающего противника возможности атаковать все узлы одновременно, а заодно сам получал возможность максимально использовать мощь своей тяжёлой артиллерии, организуя систему огня с применением огневых мешков. А если добавить к этому, что и у Паулюса имелись небольшие плацдармы на восточном берегу Северского Донца, и ликвидировать их перед началом наступления Тимошенко не позаботился, становилось понятно, что быстрого и лёгкого успеха наступления ждать ни в коем случае не приходится.

Наибольшего успеха в первый день наступления добились дивизии Руссиянова и Тер-Гаспаряна. Левее по фронту был захвачен вспомогательный плацдарм на северной окраине населённого пункта Верхний Салтов. Не столь впечатляющими были достижения в центре. Здесь 226-я дивизия генерала Горбатова и 124-я стрелковая дивизия полковника Берестова вели тяжёлый бой. Генерал Москаленко отправил начальника штаба с группой офицеров в центр, чтобы на месте разобраться с обстановкой.





Читатели (172) Добавить отзыв
 

Проза: романы, повести, рассказы