ОБЩЕЛИТ.COM - ПРОЗА
Международная русскоязычная литературная сеть: поэзия, проза, критика, литературоведение. Проза.
Поиск по сайту прозы: 
Авторы Произведения Отзывы ЛитФорум Конкурсы Моя страница Книжная лавка Помощь О сайте прозы
Для зарегистрированных пользователей
логин:
пароль:
тип:
регистрация забыли пароль

 

Анонсы
    StihoPhone.ru



Кампания 1942 года. Глава 127.

Автор:
Глава 127.




В начале февраля генерал Москаленко сдал командование 6-й армией генералу Городнянскому и вылетел по поручению маршала Тимошенко в Алексеевку, в штаб 6-го кавалерийского корпуса генерал-майора Бычковского, который вот уже три дня топтался на месте, увязнув в боях за населённые пункты, утратил мобильность и сорвал план развития Барвенково-Лозовской операции сначала на правом фланге, а затем и повсеместно, поскольку командующий Южным фронтом генерал Малиновский, не будучи обеспеченным справа и с тыла, также был вынужден приостановить активные действия на главном направлении.

Уже начинало смеркаться, когда самолёт По-2, на котором вылетел генерал Москаленко, совершил посадку за околицей деревни.

- Да точно ли это Алексеевка? - засомневался генерал, не видя встречающих кавалеристов.

- Не могу сказать точно, товарищ генерал. Я и сам теперь сомневаюсь.

- Не выключай мотор, - сказал Москаленко и спрыгнул в снег.

К нему тотчас бросились через сугробы немецкие автоматчики. Генерал проворно вернулся в самолёт, и в ту же минуту самолёт взлетел, преследуемый фейерверком из красноватых трассирующих очередей.

Следующая посадка оказалась более удачной, и в ту же ночь Москаленко отправил в штаб Тимошенко первый рапорт о боеспособности 6-го кавалерийского корпуса и о причинах срыва развития наступления на правом фланге Барвенково - Лозовской операции.

Главной причиной явились снежные заносы на прифронтовых дорогах. Грузовики служб тыла увязли в сугробах, а заранее запасти в необходимом количестве сани с упряжками, чтобы преодолеть на этом "транспорте" 100 километров, отделяющих 6-й кавалерийский корпус от базы операций, никто в штабе Тимошенко не позаботился. Корпус Бычковского остался без снарядов и без фуража и увяз в боях с гарнизонами опорных пунктов в Шебелинке, Верхнем Бишкине, Береках. Противник господствовал в воздухе. Генерал Москаленко доложил в штаб Тимошенко о фатальной недостаточности средств ПВО и предложил немедленно отвести 6-й кавалерийский корпус с передовой.

12 февраля генерал-майор Бычковский был приказом Тимошенко отстранён от командования корпусом и на его место был назначен генерал Москаленко. Для артиллериста Москаленко назначение в кавалерию явилось полной неожиданностью. Он не подал вида и решил, что пригодится и такой опыт.

13 февраля все три кавалерийские дивизии корпуса во главе с полковниками Носковым, Саковичем и Дедеоглу отошли в резерв к населённому пункту Лозовенька, где штаб Москаленко вплотную занялся проблемами снабжения, пополнения и усиления ПВО. Завершить эту работу генералу не позволил противник.

18 февраля фон Клейст, штабу которого фон Бок подчинил и всю 17-ю полевую армию, предпринял контрудар силами двух пехотных дивизий на станцию Лозовая. Корпус Москаленко получил приказ вернуться на передовую и во взаимодействии с 270-й стрелковой дивизией и 7-й танковой бригадой разгромить немецкую пехоту, неосторожно выдвинувшуюся к Лозовой без надёжного прикрытия с флангов.

Совершив несколько энергичных ночных марш-бросков, кавалерия Москаленко обрушилась на немецкую пехоту с фланга.
Одна из двух немецких дивизий была при этом уничтожена почти полностью, другая с потерями отступила в направлении Павлограда. Преследуя противника, кавалерия Москаленко устремилась по тылам фон Бока к железной дороге Днепропетровск-Донецк. Фон Бок был принуждён бросить на Москаленко значительные силы авиации. Кавалеристов бомбили не переставая. Темп наступления замедлился. Противник консолидировал 298-ю пехотную дивизию и окончательно остановил мобильные войска генерала Малиновского. Так завершился, едва начавшись, второй этап Барвенково-Лозовской операции.

1 марта кавалерийский корпус Москаленко вынужден был перейти к обороне на широком фронте. В ходе наступления корпус уничтожил до трёх тысяч солдат и офицеров противника, захватил 37 орудий разных калибров, 82 пулемёта, девять миномётов и - что было особенно ценно в суровую зиму - обозы с продовольствием и фуражом. Опыт командования кавалерией у артиллериста Москаленко получился удачный.

2 марта генерал Москаленко получил приказ сдать командование кавалерийским корпусом и принять командование 38-й армией у генерала Шерстюка. Из штаба маршала Тимошенко за генералом Москаленко прилетел всё тот же пилот на По-2.

В полёте генерал думал о том, что могло заставить маршала в третий раз за зиму бросить его с участка на участок. Вероятно, армии предстоит наступление, - подумал он и улыбнулся своим мыслям.

Потом генерал вспомнил, какие цели ставил Тимошенко войскам на зиму в начале года, и самодовольная улыбка сошла с генеральского лица. Согласно первоначальному плану, войска Юго-Западного направления должны были к середине февраля продвинуться на 300-350 километров. Теперь было ясно, что это были несбыточные планы. Почему же Сталин и Шапошников не одёрнули маршала и не вернули его своевременно с небес на землю?

Но тут генерал Москаленко поймал себя на таких мыслях, которые он поспешил выбросить из головы и поскорее забыть о них.

Обвинять во всех бедах высшее начальство, - значит не понимать самой природы руководства, - подумал генерал, прежде чем задремать. Накопилась усталость от бессонных ночей в штабе корпуса, а выкрашенный белой краской самолёт, низко летящий над снежной целиной, сильно болтало в налетавших порывах ветра.






Читатели (212) Добавить отзыв
 

Проза: романы, повести, рассказы