ОБЩЕЛИТ.COM - ПРОЗА
Международная русскоязычная литературная сеть: поэзия, проза, критика, литературоведение. Проза.
Поиск по сайту прозы: 
Авторы Произведения Отзывы ЛитФорум Конкурсы Моя страница Книжная лавка Помощь О сайте прозы
Для зарегистрированных пользователей
логин:
пароль:
тип:
регистрация забыли пароль

 

Анонсы
    StihoPhone.ru



Кампания 1942 года. Глава 70

Автор:
Глава 70.



На рассвете тяжёлые гаубицы Белобородова разрушили школу и стены заводских корпусов в Снигирях. Проследовав через Снигири без боя, 131-й полк вечером 10 декабря остановился в шести километрах восточнее Истры. Увидев в стороне от дороги нечто, показавшееся вышедшим за дровами для бивачных костров стрелкам 131-го полка штабелем дров, сибиряки приблизились и увидели аккуратно сложенные окоченевшие трупы в шинелях войск СС. Противник, потерявший при отступлении много грузовиков, не успел организовать ни вывоз тел погибших дальше в тыл, ни погребение их на месте в глубоко промёрзшей земле.

Утром 11 декабря стрелки подполковника Суханова вошли в Истру с севера и с востока. На месте города они нашли дымящееся пепелище с одиноко стоящим в центре каменным домом с рухнувшей крышей и приютившимся рядом зелёным киоском. Башни монастыря и Патриарший дворец были взорваны и сожжены. Подвалы, способные служить блиндажами или огневыми точками, - заминированы. Только за два следующих дня сапёры обезвредили 1200 мин-ловушек. С высокого западного берега артиллерия противника вела через реку интенсивный огонь.

В пятом часу вечера, едва стемнело, капитан Романов получил приказ командира полка форсировать Истру и захватить плацдарм. Первая цепь авангарда устремилась на лёд и уже достигла середины реки, когда послышался быстро нарастающий шум воды и в неверном свете осветительной ракеты с севера показался пенистый гребень огромной волны, подбрасывающей, словно спички, смытые выше по течению вековые сосны.

Сибиряки поспешили повернуть назад и успели достичь берега прежде, чем огромная волна, окутанная обаком водяных брызг и тумана, промчалась мимо, сметая всё на своём пути. Вода быстро прибывала. Скоро лёд ушёл под воду на два метра, затем на три. Полковник Чернышев, командир 18-й стрелковой дивизии и по-прежнему правый сосед дивизии Белобородова, сообщил по телефону: немцы взорвали плотину на Истринском водохранилище. Капитан Романов приказал командирам рот вызвать охотников. Вызвалось два десятка добровольцев. Им дали наспех сколоченные плоты из подручных средств. Спустившись к воде, смельчаки спустили на воду свои "плавсредства" и отправились в рискованное плаванье. Подхваченные стремительным течением, они унеслись в темноту. Никто не вернулся. Подполковник Суханов приказал капитану Романову отставить форсирование водной преграды.

Генерал Белобородов вызвал к себе сапёров.

- Мост строить не будем. При такой скорости течения никакие деревянные опоры не выдержат. Тут нужны понтоны. Запросите в штабе армии.

- Уже запрашивал. Нет у них понтонов.

- Тогда остаётся ждать, когда спадёт вода, и тогда уже тянуть наплавной мост из деревянных плотов. Если сверху уложить связки фуражной соломы и всё это заморозить, пройдут и пушки, и танки. Но сначала нужно захватить плацдарм.

- Получается замкнутый круг.

- Получается так.

На следующий день в Истру к Белобородову приехал командарм Рокоссовский.

- Придумали что-нибудь, генерал?

- Вода спадает. Будем переходить вброд сегодня ночью. Артиллерия стянута к излучине севернее монастыря. Здесь удобнее всего сосредоточить огонь всех стволов через реку с трёх направлений.

- Пойдёмте-ка на реку.

Генералы вышли на свежий воздух. Стояла морозная ночь. В ясном небе над чёрной водой высыпали звёзды. В лощине сапёры вязали плоты для наплавного моста при свете костра, невидимого с западного берега. Противник, убедившийся в отсутствии у Рокоссовского понтонного парка и теперь уверенный в собственной безопасности, экономил боеприпасы и осветительные ракеты. Западный берег был погружён во тьму. Рокоссовский поговорил с сапёрами, после чего генералы вернулись на КП Белобородова, оборудованный в разминированном подвале.

Сели пить чай. Рокоссовский молчал. Белобородов знал по опыту: Рокоссовский молчит, - значит чем-то или кем-то недоволен. Поблагодарив хозяина за чай, командарм встал и молча направился к машине, где его дожидались шофёр и адъютант. Хозяин вышел его проводить. Машина резко рванула с места в темноту. Затем так же резко затормозила. Откры
лась дверь.

- План утверждаю! Действуйте! - крикнул командарм комдиву из темноты, и, хлопнув дверцей машины, уехал.

В полной темноте батальон капитана Романова спустился к разлившейся реке и бесшумно вошёл в ледяную воду, держа над головой пулемёты, автоматы и винтовки. Прошёл час. Над западным берегом реки одна за другой взлетели три разноцветные сигнальные ракеты. Это был условленный сигнал капитана Романова.

Над чёрной водой полыхнула бледная зарница и прогремел залп ствольной артиллерии Белобородова. Следом полыхнуло ярче. Это ударили "катюши". Над западным берегом взвились осветительные ракеты, застучали пулемёты, за рекой началась оживлённая перестрелка. Сапёры Белобородова двинулись к реке, спустили плоты на воду и сами вошли в ледяную воду. Началось строительство переправы. Работали посменно. Пока одни вязали мост, другие сушились в блиндажах.

Подполковник Суханов доложил:

- Батальон Романова вышел к высоте "Фавор". Ввожу в бой батальон Юсупова. Прошу огонь по траншее на южной окраине Никулино.

К утру 13 декабря уже два батальона вели бой на плацдарме. Сапёры дотянули мост и теперь поливали водой уложенные сверху охапки фуражной соломы.

Отступая, артиллеристы мотодивизии СС "Рейх" оставили на восточном берегу Истры лошадей, которых им нечем было кормить. В составе маршевого батальона, полученного 131-м полком, оказались кавалеристы. У тыловиков в обозе нашлись сёдла и кое-какая амуниция. Когда противник стянул силы к плацдарму севернее города, к югу от него в воду устремилась на трофейных конях импровизированная кавалерия Белобородова. Быстро преодолев реку, кавалеристы спешились и захватили второй плацдарм. Во второй половине дня уже по двум мостам на плацдармы перешла вся дивизия Белобородова. Противник вёл интенсивный огонь по переправам. Эскадрильи "Юнкерсов" одна за другой атаковали оба моста. То и дело сапёрам приходилось снова лезть в ледяную воду и устранять повреждения. Когда 14 декабря на плацдармы переправились артиллерия и танки, сопротивление противника стало ослабевать.

Слева от позиций дивизии Белобородова Истру форсировала мобильная группа генерала Катукова. Прорвав оборону противника, она вышла к коммуникациям 4-й танковой армии. Это вызвало немедленное отступление мотодивизии СС "Рейх".
Отступление группенфюрер Биттрих прикрыл арьергардом на высоте 208. Связав арьергард демонстративной атакой на высоту, 131-й полк обошёл её справа, форсировал Малую Истру и вышел к Волоколамскому шоссе, заняв деревни Телепнево и Дергайково. Сибирякам достались 40 исправных мотоциклов и две зенитные артбатареи. Противник отступал столь поспешно, что почти все дома в Телепнево, Дергайково и Сафонихе остались целы. На стенах домов была выведена крупными буквами надпись на немецком языке: "Отступать к Рузе!" Надпись сопровождалась эмблемой войск СС.

Пользуясь успехом левого соседа, генерал Белобородов преследовал своего старого противника. И только на правом фланге полк Суханова, развернув фронт на север, вёл тяжёлый бой в лесу. Правый сосед Белобородова, генерал Чернышев, ещё только приступил к строительству переправы.






Читатели (164) Добавить отзыв
 

Проза: романы, повести, рассказы