ОБЩЕЛИТ.COM - ПРОЗА
Международная русскоязычная литературная сеть: поэзия, проза, критика, литературоведение. Проза.
Поиск по сайту прозы: 
Авторы Произведения Отзывы ЛитФорум Конкурсы Моя страница Книжная лавка Помощь О сайте прозы
Для зарегистрированных пользователей
логин:
пароль:
тип:
регистрация забыли пароль

 

Анонсы
    StihoPhone.ru



Кампания 1942 года. Глава 65

Автор:
Глава 65.


Воспользовавшись густым туманом, пехотный батальон мотодивизии СС "Рейх" скрытно форсировал реку и, сняв без выстрела охранение, захватил Новоиерусалимский монастырь, после чего немецкие пулемётные расчёты немедленно открыли огонь по городу с монастырских башен. Одновременно 40-й полк был атакован по всему фронту с запада и с севера.

Командир 40-го полка был в это время в войсках на передовой. Он получил от командира дивизии, чей штаб помещался в здании военкомата, нелицеприятную оценку организации боевого охранения монастыря и приказ очистить монастырь от противника и к вечеру доложить об исполнении.

Накопив за ночь на плацдарме в Бужарово четыре батальона пехоты с ротой танков, командир 10-й танковой дивизии расширил плацдарм в южном направлении и к утру сосредоточил значительные силы танков и мотопехоты в районе Андреевки, отделённой от городской истринской больницы густым заснеженным лесом. Ровно в полдень 26 ноября танки 10-й танковой дивизии, выдвинувшись из Андреевки по берегу Истры, атаковали стратегический перекрёсток в районе городской больницы.

Начался жестокий бой за Истру. Он продолжался до глубокой ночи. Главные силы мотодивизии СС "Рейх" были остановлены в полукилометре от западной окраины города батальоном 40-го стрелкового полка. Другие два батальона полка отражали атаки 10-й танковой дивизии с севера. Сорок орудийных стволов дивизионной артиллерии Белобородова вели по танкам и пехоте огонь прямой наводкой. Противник нёс большие потери, но раз за разом возобновлял свои атаки, чередуя их с налётами "Юнкерсов" и артобстрелами. Потери 40-го полка также росли. Командир дивизии был вынужден ввести в бой резерв - батальон 131-го полка и разведбатальон. Над городом висела немецкая авиация. В городе бушевали пожары, рушились стены домов, телефонная связь то и дело выходила из строя, и делегаты связи сновали по охваченным пламенем улицам во всех направлениях. В штабе Белобородова были выбиты все стёкла. Ветер бросал в окна хлопья снега и жирную сажу пожарищ.

Севернее Истры, справа от позиций Белобородова, генерал Гёпнер вёл встречный бой на плацдарме с 146-й танковой бригадой, дивизией Чернышева и спешенной кавалерией 44-й кавалерийской дивизии. Дважды танкисты 46-й бригады и пехота Чернышева выбивали немцев из Степаньково и трижды немцы выбивали из Степаньково русских. В дивизии у Чернышева к вечеру осталось в строю 420 человек, резервов на левом фланге у армии Рокоссовского не было, зато у него на руках был приказ Жукова "смелыми действиями" сбросить Гёпнера в Истру и захватить плацдарм на западном берегу.

На левом фланге Белобородова, перед фронтом 131-го полка, противник ограничивался в этот день артиллерийским огнём через реку, и благодаря этому сибиряки Белобородова ещё как-то держались.

Вечером в штаб дивизии позвонил командир 40-го полка.

- Противник выбит из монастыря. Мой командный пункт снова находится в башне. Атаку батальона лично возглавлял комиссар дивизии.

Вернувшись из монастыря, комиссар выслушал критику в свой адрес за неуместную воинственность, после чего на стол с телефонами и оперативной картой впервые за двое суток были поставлены котелки с горячим обедом. Едва успели полковник и комиссар вооружиться ложками, как здание военкомата потряс взрыв тяжёлого немецкого снаряда. Взрывной волной из окна была вырвана деревянная рама с остатками стекла. Телефоны, карту и котелки с обедом смело со стола. Когда дым и снежная пыль рассеялись, а к полковнику и комиссару вернулись способности видеть и слышать, обнаружилось, что дома, стоявшего напротив военкомата, больше нет, а на его месте дымится глубокая чёрная воронка. Обед был испорчен. Нужно было срочно искать новое место для штаба, пока тяжёлая немецкая гаубица, снаряды которой с неуклонной немецкой пунктуальностью ложились всё ближе, не сделала своё чёрное дело. Кто-то из штабных офицеров предложил перебраться в бомбоубежище под наблюдательным пунктом штаба, расположенным в церкви неподалёку. Так и сделали. В бомбоубежище имелся коммутатор связи. Вскоре к нему были подключены сметённые со стола в военкомате телефоны. Новости, которые начали поступать по этим телефонам в штаб дивизии, оказались неутешительными.

Автоматчики мотодивизии СС "Рейх" снова ворвались в монастырь и блокировали командира 40-го полка в его башне. 40-й полк был расчленён натрое, утратил связь с соседями и вёл бой в окружении. Городская больница была в руках противника.
10-я танковая дивизия атаковала позиции полка Суханова, не позволяя тому оказать помощь 40-му полку.

Поднявшись на колокольню церкви, полковник Белобородов окинул взглядом огненную дугу, охватившую город с северо-востока. Совсем немного отделяло правый её край от ленты Волоколамского шоссе, соединявшего дивизию с тылом. Была уже полночь, а напряжение боя не ослабевало. Тут и там над городом взмывали разноцветные нмецкие ракеты. Где-то совсем рядом раздалась автоматная очередь, за ней другая. Стреляли из "шмайссера". Бросив взгляд вниз, полковник увидел, что рота охраны штаба ведёт бой с немецкими автоматчиками. Полковник поспешил спуститься в бомбоубежище, где не переставая звонили штабные телефоны. Подполковник Суханов доложил, что удерживает танки 10-й танковой дивизии из последних сил и что противник обходит его справа. Следом за Сухановым позвонил командир тяжёлого артдивизиона, развёрнутого на юго-восточной окраине города. Его позиции были атакованы немецкими автоматчиками.





Читатели (191) Добавить отзыв
 

Проза: романы, повести, рассказы