ОБЩЕЛИТ.COM - ПРОЗА
Международная русскоязычная литературная сеть: поэзия, проза, критика, литературоведение. Проза.
Поиск по сайту прозы: 
Авторы Произведения Отзывы ЛитФорум Конкурсы Моя страница Книжная лавка Помощь О сайте прозы
Для зарегистрированных пользователей
логин:
пароль:
тип:
регистрация забыли пароль

 

Анонсы
    StihoPhone.ru



Кампания 1942 года. Глава 61

Автор:
Глава 61.



Капитан Уральский вышел на связь с полковником Белобородовым поздно вечером.

- Удерживаю с сотней бойцов три дома на окраине Слободы. Танки противника ведут огонь по моему НП. В деревне Мары - противник. У меня в тылу, за овражком, немецкие автоматчики.

- Отходи через Никольское в Онуфриево.

- Отойти через Никольское не могу. В Никольском немецкие танки.

- Прорывайся к Онуфриево любой дорогой. Надеюсь на тебя. До встречи.

К утру разведка обнаружила аванпосты 87-й пехотной дивизии противника глубоко за левым флангом Белобородова - у озера Глубокое. Дивизия Белобородова оказалась в полуокружении. С утра 20 ноября противник возобновил наступление на фланги дефиле. Чтобы не повторять больших потерь предыдущего дня, командир дивизии СС "Рейх" приказал покрасить танки в белый цвет и запретил танкистам отрываться от пехоты. Теперь немецкие танки маскировались на лесных опушках среди занесённых снегом кустов и поддерживали наступление пехоты лишь в качестве неподвижных огневых точек, ведя орудийный огонь через головы наступающих цепей. Ещё ночью немцы заняли Городище. У Белобородова осталась лишь она коммуникация с тылом - дорога Сафониха - Онуфриево - Волоколамское шоссе. Из своего штаба в Сафонихе полковник невооружённым глазом видел цепи немецкой пехоты, наступающие со стороны села Никольское. За пехотой, на опушке леса, показались немецкие танки. По танкам ударил тяжёлый артдивизион, прикрывавший штаб. Над опушкой леса поднялось облако снега, взлетели в небо комья мёрзлой земли и расщеплённые стволы деревьев. Когда снежное облако и дым рассеялись, один немецкий танк горел, другой сильно дымил, спешно покидая зону обстрела. Немецкая пехота ретировалась следом за танками. В это время начальник медслужбы доложил: колонна с ранеными, следовавшая в тыл, атакована в районе Онуфриево немецкими мотоциклистами. Положение дивизии сделалось критическим, удержание дефиле - невозможным. К счастью для сибиряков Белобородова, понимали это и в штабе Рокоссовского. Оттуда поступил приказ немедленно отступать на подготовленный тыловой рубеж, на котором дивизия разворачивалась после выгрузки из эшелонов. От реки Озерна до этого рубежа было двадцать километров по прямой. Дело было за малым - нужно было оторваться от преследования наседающего с трёх сторон противника. Медлить было нельзя ни минуты. Командирам 40-го и 131-го стрелковых полков был передан приказ отходить к дороге на Онуфриево, выставив сильные арьергарды. Полк Суханова, усиленный артдивизионом, должен был прикрыть с запада перегруппировку двух других полков и отход штабной дивизионной колонны. Через несколько часов из Сафонихи ушла с сильным охранением мотоколонна медсанбата и тыловых служб. Сафониха опустела. Сбив на марше несколько засад немецких мотоциклистов, все три колонны к вечеру вышли в район Онуфриево. Спустя ещё два часа с запада к главным силам подошёл полк Суханова. Оставленный подполковником в арьергарде батальон капитана Романова с артбатареей вёл бой в окружении на рубеже реки Озерны.

- Ничего, прорвётся, - заверил командира дивизии подполковник Суханов и, не задерживаясь в Онуфриево, увёл свою колонну дальше в тыл, предоставив двум другим полкам прикрывать его отход на промежуточном рубеже. Полковник Белобородов знал Суханова по Дальнему Востоку не первый год и ни разу за это время не замечал, чтобы подполковнику хотя бы на секунду изменила всегдашняя его невозмутимость, хотя обстоятельства случались самые разные.

Следом за полком Суханова выступил на восток с частью артиллерии 131-й полк. В это время в Онуфриево подошёл пробившийся из окружения батальон капитана Романова с артбатареей. Последними прикатили на двух трофейных "Опелях" пулемётчики, прикрывавшие отход батальона Романова. Уходя с позиций под Сафонихой, батальонный повар доверху наполнил пулемётчикам котелки горячими мясными щами. В разгар обеда один из пулемётчиков, усиленно орудовавший ложкой, услышал у себя за спиной: "Рус, сдавайс!". Отложив ложку и взяв в руки ручной пулемёт, сержант обернулся и уложил в снег бегущего к нему с пистолетом немецкого офицера. Из четырёх штабных "Опелей", бесшумно подкативших по дороге из Онуфриево, выскакивали другие немецкие офицеры. Их всех скосили ручные пулемёты, ударившие с нескольких сторон. В двух набитых доверху портфелях убитого немецкого полковника сержант нашёл штабные документы 87-й пехотной дивизии.

В Онуфриево, где задержался, развернув 40-й полк фронтом на запад, полковник Белобородов, уже темнело, когда с востока
донеслись звуки оживлённой перестрелки. Пропустив мимо себя колонну 131-го стрелкового полка, немецкий разведотряд атаковал во фланг из лесной засады в четырёх километрах восточнее Онуфриево, на выезде из села Мансурово, хвост колонны. Командир разведотряда плохо рассчитал силы. Командир 131-го полка, ехавший в арьергарде, развернул поперёк дороги артиллерию, а сам лично повёл две роты стрелков в обход, после чего немцы превратились на дороге из охотников в дичь. Артиллеристы подбили два немецких танка и бронемашину, заставив залечь мотопехоту около мотоциклов. Там и перекололи её штыками напавшие с тыла две роты сибиряков.

Десять часов вёл под Онуфриево арьергардный бой в полуокружении 40-й стрлковый полк. Когда окружение сделалось полным, полковник Белобородов повёл полк на прорыв. И снова на выезде из Мансурово арьергард полка был атакован во фланг эсэсовцами мотодивизии "Рейх". Цепи немецких автоматчиков залегли в трёхстах метров от КП Белобородова. На этот раз немцы лучше рассчитали свои силы. Весь личный состав штаба 40-го полка принял участие в бою. Положение спас капитан Уральский. Он привёл по просёлку в Онуфриево остатки своего батальона, с которыми ему удалось-таки выйти лесными тропами из окружения под Слободой, и, услышав звуки перестрелки в Мансурово, поспешил на выручку. Приведённая им артбатарея решила исход боя. После нескольких залпов эсэсовцы отступили, пропуская арьергард Белобородова на восток.

Так разворачивались события 19 и 20 ноября на левом фланге 16-й армии генерала Рокоссовского, к югу от Волоколамского шоссе, на котором тем временем 10-я немецкая танковая дивизия, заняв Ново-Петровское, атаковала 18-ю стрелковую дивизию полковника Чернышева в Ядромино.


















































Читатели (204) Добавить отзыв
 

Проза: романы, повести, рассказы