ОБЩЕЛИТ.COM - ПРОЗА
Международная русскоязычная литературная сеть: поэзия, проза, критика, литературоведение. Проза.
Поиск по сайту прозы: 
Авторы Произведения Отзывы ЛитФорум Конкурсы Моя страница Книжная лавка Помощь О сайте прозы
Для зарегистрированных пользователей
логин:
пароль:
тип:
регистрация забыли пароль

 

Анонсы
    StihoPhone.ru



Не спалось

Автор:
Нету сна...Нету, хоть убей...Василич встаёт с кровати. И идёт в кухню, шаркая поношенными тапками.
Выкуривает две сигареты без фильтра и "запивает" их разведённым водой корвалолом. В который раз удивившись как он это сочетает. И так уже восемь лет.
...С тех пор, как умерла его жена. Тамара, Тома, Томочка...Ох, хо-хо!
Как же не хватает её Василичу.

...Он ложиться в постель. Сколько таких бессонных ночей он провёл?!...Не сосчитать.
Уснёт под утро. Встанет поздно. Всё сбилось у Василича. Хорошо хоть на работу не надо идти. 15 лет как пенсионер. По горячей сетке ушёл.

...Тамара была старше на 4 года. Подумаешь, разве это разница!... А мать его Раиса Фёдоровна губы поджала, когда узнала.
Так и проходила с поджатыми губами 25 лет, пока не умерла.

...Так то его мать труженица была, каких свет не видывал. Первая доярка в совхозе. Орденоносица. Три председателя сменились. А Раиса всё работала. Даже когда уже была на пенсии и то пять лет прихватила. Правда, уже не дояркой. Сторожем на ферме сидела. Только в 60 ушла на заслуженный отдых. Вся скрюченная полиартритом.

...И зачем она так ломалась? Неужели бы они с Тамарочкой её не прокормили?...Пенсия у совхозных небольшая. Хоть и Ветеран труда...35 с лишком лет полные вёдра ворочала...Не хотела в городе жить и всё тут. Ехать 20 километров. Каждую неделю бы возили в деревню. Дом посмотреть. Свежим воздухом подышать. Успокоиться. Нет!...Своевольная всё таки мать была. Никого слушать не хотела.
...Никогда она Тамару не любила. Никогда...Много Тамара снесла от неё...И фыркала свекровь, и молчала неделями. И еду, Тамарой приготовленную, хаяла.
Называла её "инженерша". Это ему. "Твоя инженерша"...Никогда по имени. Удивительно, но он не мог вспомнить, чтобы его мать обратилась к жене "Тамара", "Тома".
"Ты", "чего стоишь", "куда пошла"...Особенно стало заметно это пренебрежение, когда мать слегла и они её к себе забрали. Полтора года Тамара была "подай-принеси". Мать то уже почти не вставала. Он её жалел, конечно. Как она мучилась "руками-ногами". Какие шишки были на суставах. Худющая. Согнутая. Чашку-ложку удержать не могла. Покрикивала на них.
И всегда Тамара молча, тихо покормит, напоит, даст лекарство. Аккуратно принесёт -унесёт. А потом и горшки из-под его матери таскала...Рая, хоть и больная совсем, а как барыня возлежала. А Тамарочка ещё и работала. Инженером в ОТК на заводе. А он в литейном по сменам.
Как же его мать бесило, что она всегда в костюме и на каблучках. С причёской. Чуть подкрашенная, подтянутая. С лица не сходила приветливая улыбка. Все, все любили Тамару. Соседи, коллеги, её приятельницы. Только его мать её не любила.
А он разрывался между ними...Даже Пашку, единственного их сына, Раиса Фёдоровна не признала как-то. Очень уж он внешне на Тамару похож. Не помнит Василич, чтобы бабушка внука обняла, приласкала. Вечно была недовольна. "Что он у вас шумный такой?" А какой он шумный. Как все дети...
Суровая мать была, чёрствая...А ведь Василич её единственный сын. Два его брата умерли во младенчестве...В гробу лежала с таким злобным лицом...А, говорят, у покойных лица умиротворенные, разглаженные. Так то так, да только не у Раисы.

...Как-то незадолго до смерти матери, Василич увидел, что Тамара плачет на кухне.
Вот, сколько лет прошло, а на душе кошки скребут, что не поговорил с ней тогда, не успокоил, а трусливо сделал вид - не заметил мол.

А ведь она всё в себе таила. Никому никогда не пожаловалась. Ни ему. Ни сыну.
Вот, эта молчаливость и сгубила Тамару. В 66 обширный инфаркт. Пожить то еще можно было. А всё. Конец.
Вон, соседка Василича по площадке. 76 лет, а ей правнука маленького подсовывают. И она с ним целыми днями. Молодёжь то, родители, в разъездах. Бог знает куда ездят на работу. Вот Петровна и возиться с мальком. В садик не водят. Аллергия. Нельзя малышу детсадовской пищи.

...А Тамарочка всегда его звала "дорогой". Работягу, деревенского мужика и так ласково, как в кино...Очень он ей был благодарен...Но надо признать и он её не обижал никогда. Выпивал в меру. Было дело - покрикивал. Это материны гены. Но, чтоб руки распускать - ни-ни...40 лет прожили, а как-то робел. Хотя вида не показывал. И Тамара всегда его на первое место ставила. Сыну Пашке: "Папа сказал", "Спроси у папы", "Надо делать как папа" - всегда говорила...А сама грамотная, с высшим образованием. И как она ещё за него пошла! А у него только школа. И то еле окончил. Тройки ставили из жалости. С таким аттестатом прямая дорога на завод. Что он и сделал. И 35 лет в литейке отпахал.

В армию уходил с завода. Через три года на завод вернулся. А там Тамарочка после института по распределению, молодой специалист. Уже три года отработала. Так они и познакомились. Она уезжать хотела в свой Орёл. А тут он подвернулся. И завертелось всё у них.
Зарплата была хорошая. Вот пенсии "не видно". Это Зурабову сказать спасибо надо. Была такая сволочь - министр здравоохранения. Чтоб ни дна ему, ни покрышки. Это по его приказу разработали пенсионную реформу в начале двухтысячных. Пенсию Василичу пересчитали. "Проиндексировали" и стал он получать в два раза меньше.

...Василич опять встаёт. Идёт на кухню. Кофе что-ли заварить? Вот, привык он к нему. Хотя 70 уже и сердце шалит. Надо бы завязывать с кофе, и с сигаретами. А, вот, не получается никак.
...Как-то он даже с сердцем в больницу попал. Ох, тогда Тамара носилась к нему! Целых 3 недели лежал. Утром до работы прибежит. И вечером несётся. Как всё успевала?.

...Да...Хорошая жена у него была...Вдовцом он остался не старым. 62 года. Деревенская родня ему давай в уши жужжать, мол, одному нельзя, надо женщину искать.
Двоюродная сестра на сороковинах, поддала малёхо, да и давай ему в уши петь, какая у неё подруга есть, разведенная, 50 лет, детей нет, и шьёт, и вяжет, и всё в руках у неё горит. Мастерица - одним словом. Намекала, что и в "этом деле" устроит его, "никто на неё не обижался". Ну, что за стыдобища?!...Он тогда Ольгу чуть не ударил. Разорался. Да матом. "У Тамары ноги не остыли, а ты уже..." и пошёл, и пошёл.
Простили ему, конечно. В горе да "выпимши". Деревенским не привыкать...

...А Пашка редко звонит...Когда Тамарочка умерла, сыну было 38. Взрослый мужик, на голову выше Василича. Сейчас ему 47 - й год. Живёт с третьей. Василич боится, как бы Пашка не загулял опять. И в кого он такой ненасытный да "перебористый". Не в родителей, точно...Они то спокойные.

...Правда, один раз Василич гульнул от Тамары. Было дело...Ох, и горячая женщина ему попалась!...Он и не знал, что такое бывает. Что они там вытворяли!!!...Всегда, когда вспоминает об этом , чувствует как уши горят...Тамарочка то скромная, сдержанная. А, вот, попалась ему...Дьяволица!...Хороша, чертовка. Но, выпить, правда, крепко любила.
В санатории это было...Медсестра. Всё ластилась к нему...Поддали оба...Спирт то дармовой...Не без этого...Когда он приехал, сиял как медный грош. Тамара с улыбкой да ласковыми словами к нему...А он невольно отстранился...Не остыл, видать, ещё...Он сам не понял, как так произошло. Что-то мелькнуло в глазах жены. Но она и виду не подала. Так он не понял, догадалась она или нет. Осторожная была. Умная.

...Нет. Другой такой не найти. Так и скоротает свой век бобылём. Да и немного уже осталось...
Пашка то дурень никак этого не поймёт. Закружился со своими бабами. Уезжал в Москву, на стройке работал. Общежитие дали. И отдельное жилье обещали. Надо было чуть подождать...Нет. Вернулся. За Танькой стервой. Это первая его. Ох, красотка! Но скандальная, да и курит, выпивает. Не захотела она рожать. Аборт сделала...Уж на что Тамара сдержанная была, а тут, когда узнала, три дня ходила опухшая от слёз. Так внуков хотела. Пусть даже от такой...Не судьба им, видать, стать дедом с бабкой.
...Пашка еще года три с Танькой мучился. Любил, знать, крепко. Она первая рога наставила. Пашка стерпел. А уж когда в открытую начала: то на одной машине привезут, то на другой да пьяную в дым, тут уж сын не выдержал.
Развёлся. Но зубами скрипел. Даже маленько попьянствовал тогда. Василич с Тамарой испугались. Остановился.
Да он вторую Вику почти сразу нашёл. Вначале в отместку Таньке. Странно, но Танька ещё раньше замуж вышла. Да так удачно. За предпринимателя. Магазин свой. И как он взял такую?!...Хотя...Пашка то как любил...Хороша Танька, ничего не скажешь...Вика то попроще. С ребёнком. Такой мальчишечка озорник. Пяти лет. Пашка вроде привыкать к ней стал. Да и они привыкли. Мальчонку признали всей душой. Он уже их "бабушкой" и "дедушкой" стал звать. Бывало, придут втроём. А у Тамары лицо светилось.

Вика хозяйка что надо. Наварено, настирано всегда. Пашка поправился, всегда чистый. Опрятный. Они думали, что успокоился. Так и будут с Викторией жить. У Вики квартира хорошая. В "сталинке". Бабушка ей оставила.
Да не дремлют бесы, знать, в Пашкиной душе.
...Где он эту Тоньку подхватил? Разница как у них с Тамарой, 4 года. Тоньке как раз на днях полтинник исполнился.
Звонила она, приглашала Василича. Отказался. Она и так, и эдак. На своей машине, говорит, привезу и отвезу...Можно было бы, конечно. Хоть Пашку увидел бы. Пятый месяц пошёл как не видятся...Да, чё то Василич в позу встал. Упёрся и всё тут..Понял, что Тоня обиделась. Даже голос в конце задрожал. И чё он так?...Бывает, накатит на него. Чувствует, что не прав. А остановиться не может...Материны гены...

Уж скоро 15 лет как живёт Пашка с Тоней. У Тоньки две палатки в областном центре. На электричке час от их городка...Дом хороший построила. Деловая, предприимчивая. Курит, Но выпивать - чего нет, того нет. Говорит: "у меня голова должны быть трезвая. А то как дела вести". И Пашку к бизнесу пристрастила. Такой "купи-продай" стал...Он теперь без денег себя не представляет. Только вот, чувствует Василич, мается Пашка по "мужской части"...Новизны захотелось. Острых ощущений...Как бы не сорвался. Уж если охота гулять, то хоть по-тихому, чтоб Тонька не узнала. Вокруг девок молодых и сговорчивых - пруд пруди. А Пашка на машине, при деньгах.

Не богачи они, конечно, но всё есть.
В дом Тонька его не прописала. Хитрая. У неё своя взрослая дочь...Она о дочери думает...Знает, что Василич давно квартиру Пашке подписал. Тамара всё гудела: "надо завещание составить". Хотя, ему и так всё достанется. Один ведь у них.

Но, живут, ладно, Господь с ними, как умеют. Главное, Пашка не пьёт. И при деле...Детей, вот, жалко нет совместных. Пашка как-то говорил матери, не хочет Тонька больше. Но они с Тамарочкой подозревали, что и не может...Может, операцию сделала какую-то?

...Пашка в квартире всё сделал. Ремонт хороший. Мебель поменял..В кухню холодильник новый...Счетчики поставил на воду, на газ. Дверь железную. На окна решётки. Как в бункере сидит Василич. Чувствует себя сторожем. Да и Пашка как-то рассмеялся: " Всё, пап, оставайся. Сторожи".

А чтоб Василичу не скучно было, купил ему телевизор за 30 тысяч. Огромный, плазменный.
А, вот, ни котёнка, ни собачёнка не заведёшь. Одни решетки кругом. Василич хотел бы. Хоть живая душа под боком.
Да боится, Пашка будет возражать...Старый он стал. Зависит от них. Что случится, только на Пашку с Тонькой надежда.

...Под утро Василич забылся тревожным сном. Снилась Тамара. В белом платье. В руках цветы полевые. Русые волосы развеваются от ветра...

...Из забытья вывел телефонный звонок.

Василич снял трубку кряжистой непослушной рукой. И услышал Пашкин как всегда торопливый голос:

"Пап, здорОво! Ну, как ты там?...Мы к тебе с Тонькой на Новый год приедем............



Читатели (547) Добавить отзыв
 

Проза: романы, повести, рассказы