В ОГОРОДЕ – БУЗИНА, А В КИЕВЕ - ДЯДЬКА
«НЕ ВАРИ КОЗЛЁНКА В МОЛОКЕ МАТЕРИ ЕГО»! Как красиво и заманчиво звучит этот стих, трижды повторяемый в Торе! Сотни, а, может быть, и тысячи лет еврейские мудрецы различных школ толковали его значение, спорили, обижались и снова возвращались, общались и, наконец, ВСЕМ, ВСЕМ, ВСЕМ - в Талмуде однозначно объявлено: мясо и молоко – несовместимы как пища, и, съев одно, дождись его полного переваривания, а затем употребляй другое. В духовном плане молоко символизирует жизнь, мясо – смерть. Уважая и преклоняясь пред мудростью наших предков, проанализируем их выводы. 1.Тора глаголет об Аврааме: «И взял масла и молока, и телёнка приготовленного, и поставил перед ними. И они ели» [1]. Итак, наш праотец, принимая трёх мужей, кормил их запрещёнными для совместного пользования продуктами питания! Что-то здесь не так. Аргумент Свидетелей Иеговы – книги Исход и Второзаконие были написаны после книги Бытие, поэтому Авраам ещё не мог знать сего запрета. Да, но и 10 заповедей тоже даны во 2 книге Моисеевой, а Авраам, как утверждали мудрецы, «чувствовал» всю Святую Тору и исполнял все её заповеди [2]. Ведь праведникам это дано. Недаром уже Ной, живший задолго до Авраама, знал, что такое чистые и нечистые животные [3]. Но очень интересно – три путника, как утверждают мудрецы, были Ангелы Божьи в обличье человеческом. Они то знали, что ни в коем случае не может быть на столе одновременно масла (молочный продукт), молока и мяса! (См. статью "Раши о мясе с молоком"). А если взять утверждение христиан: протестантов [4] или православных [5], что вышеуказанная троица – это Сам Иегова и с Ним – два Ангела, то получается, что Всесильный Сам нарушил Свой запрет. Но «Бог не человек, чтоб Ему лгать, и не сын человеческий, чтоб Ему изменяться» [6]... 2.Творец вселенной чётко разделил зверей. Например, на кошерных и некошерных. Особенно ярко показано, что хищные птицы неприемлемы в пищу, ибо, наверное, их агрессивность передаётся человеку. Но и кошерные животные отличаются друг от друга по своим качествам. Разве можно сравнивать по усваиваемости мясо курицы и барана? Однако наши мудрецы, которым впоследствии подражал сам Шерлок Холмс, использовали метод математической индукции – от частного к общему. И получилось – всё кошерное одинаково – что тупой медлительный баран, что шустрый сообразительный козёл. Мне кажется, что если Тора трижды акцентирует внимание на козлёнке, и только на нём, то этот факт и касается только козлёнка, а отнюдь не телёнка или другого крупного или мелкого рогатого или лобатого скота! 3. Не вари козлёнка В МОЛОКЕ МАТЕРИ ЕГО. Итак, нельзя смешивать в желудке мясо козлёнка с молоком своей, и только своей, матери. 3.1.А, ежели, коза не самая близкая родственница козлёнку, а чужая? Судя по прямому тексту Торы, - пригодно к употреблению. 3.2.А, ежели, молоко было не козлиным, а коровьим? Тоже можно. Но нельзя, ежели чтишь мудрецов больше Торы… 4.На иврите молоко – халяв, жир - хелев. Так как в текстах обычно стоят только согласные буквы, без так называемых огласовок, характеризующих гласные, эти два слова пишутся одинаково. Мясо козлёнка вкуснее мяса взрослого животного, но жирным не бывает. А использование внутреннего жира (тука) вообще запрещено Торой [7]. Таким образом, анализируемую фразу Торы можно понять, как запрет использовать жир матери при приготовлении блюд из козы и козлёнка (желательно с интервалом в один день с учётом указания [8]), когда в многодневном празднике в трапезе участвует много людей и забивают несколько животных. Относительно интервала – отдельная тема для разговора. 5.У Д.Д.Фрэзера [9] просматриваются две мысли. 5.1.Между матерью и её производными – молоком и козлёнком, по мнению язычников, существует так называемая «симпатическая» связь. Ежели молоко кипятить, то это духовно передаётся козе и она может заболеть или у неё пропадёт молоко. Дабы этого не произошло, молоко вообще не рекомендуется кипятить. Т.е. получается парадоксальный результат запрета, ибо в нём забота не о здоровье человека, а о здоровье козы! 5.2.У многих языческих народов изготовленное в молоке матери мясо козлёнка считалась вкуснятиной. И в этом, очевидно, главная идея указания этого запрета Торы - ИУДЕЯМ НЕЛЬЗЯ ПЕРЕНИМАТЬ ВРЕДНЫХ ОБЫЧАЕВ И ПРИВЫЧЕК ЯЗЫЧНИКОВ... В то же время нельзя не учитывать и того фактора, что Господь заботится о здоровье человека, ведь при одновременном употреблении мясного и молочного может быть примитивное расстройство желудка... 6.И ещё один, совершенно непонятный фактор. Основные законы кашрута определены в третьей книге Моисеевой, Левит. В Бейт-Мидраш центра "Маген" где я изучаю Тору, руководитель Рав Эли Бар-Яалом [10] акцентировал наше внимание на то, что анализируемая фраза упоминается: - в гордом одиночестве и без всяких объяснений! - между совершенно не связанными и между собой, и между нею, темами! Посмотрим детальней. [11]: -Первинки урожая земли твоей приноси в Храм Бога, Всесильного твоего. -Не вари козлёнка в молоке матери его. -Вот - я посылаю ангела пред тобою, чтобы хранить тебя в пути... [12]: -Первинки урожая земли твоей приноси в Храм Бога, Всесильного твоего. -Не вари козлёнка в молоке матери его. -И сказал Бог, обращаясь к Моше: "Запиши себе это, ибо это - основа союза Моего с тобою и Израилем. И провёл там, на горе, Моше 40 дней и 40 ночей. [13]: -Не ешьте никакой мертвечины. -Не вари козлёнка в молоке матери его. -Отделяй десятину от всех плодов посева твоего. Т.е. создаётся такое впечатление, что анализируемая фраза обозначает что-либо другое, общеизвестное для евреев тех времён, совершенно не относящееся ни к молоку, ни к мясу. Ну, типа сегодня: -Вот, тебе, бабушка, и Юрьев день; -Хотели - как лучше, а получилось - как всегда; А если это выражение вещает о том, что как мясо и молоко - просто разные понятия, так и в предыдущих параграфах, и даже главах, заложен различный смысл? Ну, например, типа "в огороде - бузина, а в Киеве - дядька". Тогда на неё можно не обращать пристального внимания. Но в Торе ничего нет лишнего! Согласен. Но в ней, для усиления, могут быть повторения, например, о вышеуказанных первинках урожая, или неоднократный запрет чего-то прибавлять в Тору или убавлять [14]. ...В процессе существования человечества Господь подсказывает нам, как решать новые проблемы и непонятные старые. Всему - своё время. В том числе и для раскрытия этого важного вопроса. Хотя пока он "раскрывается" в другую сторону: Наши мудрецы рассуждали примерно так: "А что, ежели еврей сварит курочку в молоке, это нормально?" - Естественно. Ведь и курица, и птица не попадают в анализируемую мясную градацию. -А ежели человек ошибётся, и возьмёт мясо барана, думая, что это мясо курицы (ну, до такого могут "додуматься" только наши соплеменники, и именно те, которые считают, что мы, евреи, самые умные! - или - и сколько ж это надо выпить, чтобы такое сотворить?), и сварит в молоке, и съест?! -Естественно, нарушит соответствующие инструкции предыдущих мудрецов. Думали, думали, и решили перестраховаться, т.е. в категорию "козлёнок" добавили и курятину, и другую крылатую вкуснятину. Браво!.. ВЛ
Литература. [1] Бытие 18:8 [2] Талмуд, Кидушин, 4:14 [3] Бытие 7:2,8 [4] Толкование ветхозаветных книг. Бытие. Библейская кафедра. Ред. П.Харчлаа, стр. 57. [5] Лопухин А.П. «Толковая Библия», т.1 стр. 114. [6] Числа 23:19 [7] Левит 7:23 [8] Левит 22:28 [9] Фрэзер Д.Д. «Фольклор в Ветхом Завете», стр.424-441. [10] Эли Бар-Яалом "Недельная глава МИШПАТИМ" http://magen.khatul.ru/midrash.html [11] Исход 23:19-20 [12] Исход 34:26-27 [13] Второзаконие 14:21-22 [14] Второзаконие 4:2; 12:32; 13:1; 13:11 lvs@bezeqint.net levi-vs.narod.ru
|