ОБЩЕЛИТ.COM - ПРОЗА
Международная русскоязычная литературная сеть: поэзия, проза, критика, литературоведение. Проза.
Поиск по сайту прозы: 
Авторы Произведения Отзывы ЛитФорум Конкурсы Моя страница Книжная лавка Помощь О сайте прозы
Для зарегистрированных пользователей
логин:
пароль:
тип:
регистрация забыли пароль

 

Анонсы
    StihoPhone.ru



Кампания 1942 года. Глава 11.

Автор:
Глава 11.



После того как в конце августа генералы Манштейн и Гот нанесли тяжёлое поражение 34-й армии генерала Качанова и 27- й армии генерала Берзарина под Старой Руссой и Демянском, фронт в Районе Старой Руссы стабилизировался по реке Ловать. Манштейн и Гот отправились командовать армиями на юг. Фон Лееб остался почти без танков, а в декабре остатки его бронетехники были перемолоты в ходе неудачной Тихвинской операции. Между озёрами Ильмень и Селигер на некоторое время установилось негласное перемирие. У немцев не было сил развивать успех, армии русских залечивали раны и приводили себя в порядок.
Своевременное прибытие генерала Мерецкова в район прокатившейся над Северо-Западным фронтом последней танковой грозы лета 1941 года позволило русским довольно быстро консолидировать фронт. В следующие четыре месяца 11-я армия генерала Морозова,
менее других пострадавшая в августе благодаря непролазным заболоченным лесам к юго-востоку от озера Ильмень, куда генерал благополучно отвёл до лучших времён свой правый фланг, развернув его фронтом на юг, медленно, но планомерно усиливалась, накапливала ресурсы и дожидалась своего часа – часа, когда жестокие морозы скуют ледяным панцирем озеро Ильмень и сделают его проходимым для бронетехники, что должно будет решающим образом изменить стратегическую обстановку в этом районе в пользу той из сторон, у которой окажется больше боеспособных мобильных войск. На исходе декабря этот час наступил. Между тем 290-я пехотная дивизия барона фон Вреде, развёрнутая кордоном по реке Ловать, не имела возможности своими силами обеспечить свой левый фланг. Пока озеро не замёрзло и топи в устье Ловати оставались непроходимыми, в этом не было большой беды, и истребительно-противотанковый артдивизион подполковника Иффланда, занявший в сентябре рыбачью деревню Взвад на крайнем левом фланге, был затем выведен из деревни, после того как в деревне был сформирован так называемый отряд местной самообороны. Такого рода отряды появились с приходом зимы не в одной только деревне Взвад. Главной причиной их появления стала директива Сталина о полосе выжженной земли, безропотно подчиниться которой, разумеется, согласились не все селяне, чьим домам «посчастливилось» оказаться в прифронтовой полосе. Немецкая пропаганда в полной мере использовала это обстоятельство, и многие сотни сожжённых Жуковым деревень под Москвой (о чём он аккуратно и в подробностях докладывал Сталину) сработали скорее на руку противнику, тем более что через эту самую полосу выжженных деревень самому Жукову и пришлось в скором времени вести зимнее наступление.
В декабре, когда замёрзли болота по обе стороны устья Ловати, о чём рыбакам в деревне Взвад сообщили их коллеги из-за линии фронта, с которыми они регулярно обменивались на заснеженных лесных тропах информацией, представляющей обоюдный интерес для войсковых разведок обеих воюющих сторон, в деревню вернулся отряд немецких артиллеристов. Немецкий гарнизон возглавил капитан Прёль. Когда ударили морозы, и озеро Ильмень у южного берега промёрзло на глубину 70 сантиметров, капитан забил тревогу. Подполковник Иффланд транслировал её барону фон Вреде, тот, в свою оченедь, - командующему 10-м армейским корпусом генералу от артиллерии Хансену, а тот - командующему 16-й армией генерал-полковнику Бушу. У Буша за левым флангом дивизии фон Вреде не было ничего кроме выведенных с передовой в Шимск остатков 18-й мотодивизии (их привёл из-за Волхова генерал-майор Геррляйн, потерявший три четверти дивизии в заснеженных лесах под Тихвином). Генерал Геррляйн настоятельно порекомендовал командарму немедленно усилить противотанковую оборону на южном берегу озера Ильмень и привлечь авиацию и тяжёлую артиллерию, чтобы попытаться взломать лёд на танкоопасных направлениях. 4 января генерал-полковник Буш приказал Геррляйну развернуть дивизию по берегу озера, но тот успел лишь занять авангардом Старую Руссу, когда под покровом ночи с 7 на 8 января на лёд озера высадился с планеров и транспортных самолётов воздушный десант противника, убедился в прочности льда, и по сигналу маяка в устье Ловати, далеко видимого окрест, генерал Морозов бросил в обходный рейд по льду озера колонну танков Т-26. Вскоре танки, поддержанные лыжниками в маскхалатах, благополучно достигли берега в 40 километрах за левым флангом фон Вреде и отрезали Старую Руссу от Шимска, расчленив надвое 18-ю мотодивизию Геррляйна. Одновременно перешла в наступление и вся 11-я армия генерала Морозова. Фельдмаршал фон Лееб сразу понял, чем это грозит группе армий «Север». Он несколько раз обратился к Гальдеру с настоятельной просьбой разрешить отвод за Ловать всех войск, остающихся ещё на восточном берегу в верхнем течении, и каждый раз Гитлер в резкой форме запрещал Гальдеру принять эти предложения. Тогда фон Лееб лично явился в Ставку в Восточной Пруссии и напрямую поставил перед Гитлером тот же вопрос. Вновь получив отказ, он немедленно подал рапорт об отставке. Рапорт был Гитлером удовлетворён.





Читатели (343) Добавить отзыв
 

Проза: романы, повести, рассказы