Идея знаменитого «Черного квадрата», впервые возникла у Малевича, когда он работал над декорациями к опере «Победа над солнцем». Это был для него образ пластического выражения победы активного человеческого творчества над пассивной формой природы: черный квадрат вместо солнечного круга. Оставим такую трактовку на усмотрение художника.
Явление Малевичу его «Черного квадрата» вызвало в нем шок, сравнимый с неким мистическим откровением. Какое-то время он не мог ни есть, ни спать. Все его мысли были поглощены этим образом. Малевич писал: « На выходе еще одна тема о супрематическом четырехугольнике (лучше квадрате), на котором нужно было бы остановиться, кто он, и что в нем есть; никто над этим не думал, и поэтому я, занятый вглядыванием в тайну его черного пространства, которое стало какой-то формой нового супрематического мира, возведу его в дух творящий. (…) Вижу в этом то, что видели люди в лице Бога».
Казимир Малевич, вероятно, почувствовал себя предтечей, когда его картина «Черный квадрат» была представлена в красном углу экспозиционного зала, подобно иконе. Икона – «окно в вечность. «Черный квадрат стал «окном в вечность» нового искусства. «Черный квадрат» - код, формула живописной абстракции, некий «нуль форм», из которого возникают впоследствии формы и образы нового времени.
Отточенный бесконечными спорами критиков, интерпретациями эстетов, «Черный квадрат» давно превратился в миф, в символ.
С эстетической точки зрения, для меня, он не представляет особой ценности, хотя многие искусствоведы доказывают обратное, будто бы и цвет у него не абсолютно черный, а синтезированный чуть ли не из всех цветов палитры, и диспропорции у него намеренные, мне важна идея, которая за ним стоит. Заслуга Казимира Севериновича в том, что именно он первым воплотил в жизнь идею, о которой писалось выше. Безусловно, Малевич был склонен к эпатажу. Как мы можем наблюдать, картина до сих пор эпатирует публику и вызывает горячие споры. Нет человека равнодушного к «Черному квадрату».
Можно смело утверждать, что «Черный квадрат» на много веков переживет «критиканство».
«Черный квадрат» занял достойное место в истории живописи, и , ещё раз подчеркну, именно своей идеей, манифестом нового искусства.
|