ПРОТИВ ПУТИНА 23
( Где кончается либерализм и начинаются глупость и головотяпство )
А всё-таки славный человек Евгений Ясин! И достойный полемист. Ничем его не проймёшь! Что ему мировой кризис, произвол монополий и непристойный рост энерготарифов. Оптимиста Ясина этим не обморочишь. Упрямо стоит на своём: невидимая рука рынка, следование простенькому правилу – максимизируй кэш и спасёшься, - обрекает Россию и весь мир на автоматическое либеральное благоденствие, не сегодня – так послезавтра, не гайдаровскими «реформами» - так постепенным смягчением нравов и протиранием седалищ в путинской «ОПе».
А между тем, на двадцать пятом году «перестройки и гласности» и на двенадцатом году «галерного заплыва в погоню за Португалией и её ВВП» пора бы уже понять, что гайдаровский псевдолиберализм в розовых маниловских штанишках так же далёк от научной картины мира, как физиономия Дворковича от бюста Аристотеля.
Чего хочет наша упрямая (и, мягко говоря, не блещущая умом) «властная вертикаль», вслед за Ясиным продолжая дудеть во всё ту же дуду «либеральной» псевдоучёности от Гайдара, Улюкаева и Ципко? По-настоящему встроиться в стихийно установившуюся систему международного разделения труда? Но тогда нужно перестать себя обманывать, смириться с ролью мирового нефтегазового захолустья и забыть о «модернизации, инновациях и высоких технологиях». Невидимой руке рынка плевать на благие хотелки и мечталки «тандема» скрестить бульдога с носорогом, и на нефтегазовой трубе усидеть, и в Сколково на ё-мобиле прокатиться; и суверенитет соблюсти, и членство в «восьмёрке» приобрести; и лоб лаптем крестить, и Перельманов на Селигере сотнями высиживать в укор разным очкастым снобам из МГУ и Новосибирского академгородка. Невидимая рука рынка и в самом деле существует, и законы её неумолимы. Рука эта честно разыграла партию, начатую на руинах Второй мировой войны со смертью президента Рузвельта, и сегодня она, эта партия, завершается безрадостным эндшпилем. Словно трое заезжих гастролёров из «Новых приключений Шурика», дающих в неназванном южном городке сеанс одновременной игры в домино, расхаживают мелкотравчатые бюрократы, все эти Баррозу, Проди и Путины, по властным коридорам, торговым площадкам, тусуются в Давосах и на Селигерах, надувают щёки в Евросоюзах, ОДКБ и ШОСах, и толкуют о чём-то своём, «высокоучёном», позируя для таблоидов и являя домохозяйкам всего мира образец мудрой политэкономической элиты, шутя, между коктейлями и партиями в бадминтон, разруливающей экономические процессы во всемирном масштабе.
Эта убогая пародия на экономическую политику имеет столь же много общего с либерализмом и демократией, как «Выбранные места из переписки с друзьями» Гоголя и «Что такое искусство» Толстого с их же «Мёртвыми душами» и «Войной и миром». Оттого-то слова «либерализм» и «демократия» сделались у нас ругательными, потому-то в сохранившей остатки цивилизации Европе левые уверенно теснят из властных коридоров «либеральных» и «консервативных» старпёров и недорослей от бюрократической чернильницы.
Кто такой ВладимирПутин, если говорить начистоту? Это всего лишь свадебный чекист при «ГАЗПРОМЕ», Дворковиче, Суркове, Волошине и Юмашеве. Если этот человек честолюбив, упрям, честен и не корыстолюбив – первое и второе бросается в глаза, третье и четвёртое теоретически возможно, хоть и маловероятно, - то это лишь доказывает его вопиющую глупость и некомпетентность. Иначе он не окружил бы себя Дворковичами, Сурковыми, Фрадковыми, Сердюковыми и Фурсенками, не пытался бы вжиться в образ Николая II, комично надувая щёки и толкуя «Апокалипсис» с ударением на четвёртом слоге.
Не может жёсткая властная вертикаль, подменившая в России стараниями Путина все институты государства, быть экономически и политически эффективной, если возглавляет её бесталанный и бескультурный невежда, по всякому поводу просящий «подать предложения» у совсем уже серой и бездарной челяди (все сколько-нибудь приличные люди давно уже отошли от этого клоуна и новоявленного династа – чучхеиста из питерской ЧК на изрядное расстояние). Подобного рода «вертикали» бывают эффективны лишь там и тогда, где во главе стоят Александр Македонский, Цезарь, Пётр I, Бонапарт или Столыпин. А вовсе не Яшка-Букашка с юрфака ЛГУ, которому Сурков по ночам говорит «Цыц!» и который вынужден в погоне за тающей легитимностью всё больше опираться на откровенно криминальные кущёвки и чиновничьи воровайки, да ещё на авторитет православной церкви и патриарха Кирилла. Что же представляет собой РПЦ, играющая свадьбу с путинским криминальным государством? И кто они такие, наши святые отцы, получающие благословение в спальне у В. Суркова? По правде говоря, большею частию под священными одеждами прячутся мелкие бесы с ксивой ГПУ в подкладке рясы. Но это уже тема для другой статьи, и да напишут её достойные, умные и приличные люди в РПЦ, каковые, разумеется, есть и там, но до поры отмалчиваются, глядят со стороны на торжествующий шабаш и напрасно предоставляют всё божественному промыслу (который, к слову, уж верно не в молчании ягнят заключается). Не нам, язычникам-мирянам, лезть со своим уставом в этот монастырь. Пусть это делает господин Зюганов, скрестивший, как известно, марксизм с православием, а всех несогласных записавший в троцкисты. Аминь.
И России, и миру крайне необходима принципиально иная экономическая политика, но прежде всего принципиально более высокая культура власти. Она, эта культура власти, находится теперь в Китае. Отсюда и китайское экономическое чудо. Не богатством недр и не «материнскими капиталами» от щедрот ГАЗПРОМА сильна китайская экономика, а именно культурой верховной власти, без которой не помогут никакие прописи, катехизисы, домострои и «краткие курсы истории ВКПб». Без трескотни об инновациях и без чубайсовских панам Китай вводит ежегодно столько мощностей в электроэнергетике, сколько Чубайс не ввёл за все годы существования РАО ЕС и её непутёвых «дочек», оставленных нам в наследство этим Хоттабычем гайдаровского «ура-либерализма» от МВФ.
России ещё предстоит восстанавливать порушенный Ельциным и Путиным фундамент мобилизационной национальной экономики, который не противоречил бы, а органически вписывался в законы рыночной экономики, очищенные от очковтирательства и шарлатанства гайдаров и дворковичей. Только так Россия может сохранить суверенитет и не превратиться в Нигер, Зимбабве, Ливию или, что более всего вероятно с Путиным, Румынию Чаушеску при «старшей сестре» из Бранденбурга. Только так может подняться с колен институт сильного светского федерального государства, им же, Путиным, прежде всего и разрушенный. Поистине, этот «галерный кормчий» оставит после себя страшные руины. Не дадим же ему засидеться в Кремле.
|