ОБЩЕЛИТ.COM - ПРОЗА
Международная русскоязычная литературная сеть: поэзия, проза, критика, литературоведение. Проза.
Поиск по сайту прозы: 
Авторы Произведения Отзывы ЛитФорум Конкурсы Моя страница Книжная лавка Помощь О сайте прозы
Для зарегистрированных пользователей
логин:
пароль:
тип:
регистрация забыли пароль

 

Анонсы
    StihoPhone.ru



Пять Страниц

Автор:
Автор оригинала:
Ивченко Павел Игоревич
Большой европейский автобус приближался к Старому Городу. Машина была битком набита туристами из России, желающих осмотреть достопримечательности Иерусалима. В связи с последними терактами, автобус сопровождался одним автомобилем израильской полиции. Дорога от отеля заняла не очень много времени, по крайней мере в автобусе с туалетом и кондиционером поездка казалась вполне комфортабельной. Наконец длинный пассажирский перевозчик остановился недалеко от Яффских ворот. Первой вышла женщина с кучей бумаг в руках - очевидно экскурсовод. За ней по одному выходили люди разных внешностей и возрастов, являющихся туристами. Всего было человек тридцать, если не считать водителя, нехотя вылезшего на жаркое солнце и противно кряхтящего что-то на своём родном языке. Экскурсовод о чём-то договорилась с шофёром, который, очевидно, слыша подобное не в первый раз, выражал всем своим видом, что он равнодушен и согласен на всё лишь бы к нему не приставали с разговорами. Он начал отскабливать ногтем грязь с бампера своего средства передвижения, при этом потягивая дым дешёвых сигарет. Экскурсовод выразила лёгкое отвращение к нему и, собрав группу путешественников своим противным голосом и длинными, худощавыми руками, повела их за собой. На улице было жарко, гораздо жарче, нежели в автобусе. Но никто не успел даже пожаловаться на неудачную погоду, потому что вскоре группа была уже у цели. По программе туристы должны были обследовать Пещеру Цидкиягу. Женщина, ведущая за собой всю толпу, резко остановилась и кратко рассказала об объекте экскурсии.
Одному из толпы было явно не интересно происходящее. Он держал руки в карманах, его круглые очки отражали свет солнца, но глаза полные скуки легко можно было разглядеть. Видно, он и сам не хуже рассказчицы знал, что второе название пещеры Седекии, что когда-то это была небольшая естественная пещерка, из которой во времена царя Соломона добывали белый известняк, за что её прозвали каменоломнями царя Соломона. Он приехал сюда не за знаниями, а просто, чтобы посмотреть своими глазами на Иерусалим, хотя он был довольно молод, на вид не больше тридцати лет. Осмотревшись, он начал пристально глядеть на остальных, приехавших сюда.
Другой же, мужчина лет сорока, с наивными глазами и смешной бородкой, наоборот, был очень заинтересован. Он внимательно слушал, что ему рассказывают, при этом не забывая жадно смотреть по сторонам и вздыхать каждый раз при виде чего-либо, его поражающего.
Экскурсовод закончила свою речь и повела группу к самой пещере. У неё остановилась и провела инструктаж. В целом ею было объяснено, что в пещеру каждый идёт сам, и экскурсоводу не платили за то, чтобы она водила людей ещё и под землёй. На прогулку отводится шесть часов. Туристы, когда осмотрят пещеры, если останется время, могут погулять по Старому Городу. Автобус будет здесь всё время и если кому станет мучительно жарко или если кто-нибудь устанет, потребуется первая медицинская помощь, могут обратиться к водителю с вопросами.
Туристы разбрелись в разные стороны. Кто-то захотел пойти прямо сейчас в пещеры, а кто-то решил не толпиться и пошёл в Старый Город сразу, а уж потом собирался спускаться под него, видимо они не знали, что места в пещере более чем достаточно. Но мужчина, тот что с бородкой, не мог терпеть, ему было всё интересно, казалось, что он ждал этого момента всю жизнь. Он быстро зашагал к пещере и вошёл в неё первым. За ним поторопились остальные. Тот, что в очках неторопливо поплёлся за ними и вошёл в пещеру последним. Бородатый двигался в пещере очень быстро, он внимательно смотрел на каждый камушек, но задерживал на нём взгляд не более секунды. Второй, когда обратил на него внимание нашёл его забавным, но вскоре он потерял его из виду, а затем и всю остальную группу, так как шёл медленно, не торопясь. В Старом Городе он уже был и не нашёл там ничего интересного, а здесь, хотя он останавливал взгляд только на том, что его интересовало, мог подолгу смотреть в одну точку, думая о чём-то и что-то вспоминая. Время от времени он протирал очки тряпочкой, а когда снова одевал их, то продолжал наблюдать.
Прошло уже около часа, а мужчина всё шёл практически не вынимая рук из карманов. Площадь пещеры 9000 квадратных метров, он не сможет осмотреть всё, когда он понял это, то начал двигаться чуть быстрее. Тут он заметил в углу какое-то слабое свечение. Это могло быть чем угодно, но это заинтересовало любопытного туриста. Несмотря на то, что дорожка, по которой ходили приехавшие строго огорожена маленькими красными канатиками, путешественник осмотрелся, увидел, что вокруг ни одной живой души и перекинул ногу на запрещённую зону. Наказания за нарушение не последовало и он пошёл дальше, к свету. Но, когда он подошёл к любопытному явлению чуть ближе оно исчезло, зато появилось что-то ещё более интересное. За углом, из которого лился свет, нашёлся ещё один коридор, скрытый от посетителей пещеры. Обладатель круглых очков и чрезмерного любопытства прошёл в коридор и потихоньку, преодолевая непонятно откуда взявшийся страх, ступал по неровной поверхности. Пройдя всего несколько метров, стали слышны какие-то звуки, ещё пара шагов и стало отчётливо слышно, что это молитвы, молитвы на русском языке! Нарушителю стало ещё страшнее, он попятился назад, но, видно, это был один и тех людей, у кого любопытство сильнее страха. Он решил, что голос - это просто слуховые галлюцинации, тогда он достал из кармана шариковую ручку, развинтил её и достал одну маленькую таблетку. Проглотив, он смело пошёл дальше, на голос, пока не упёрся в тупик. Стало темно и мужчина достал телефон, чтобы посветить им и осмотреть каменные стены, тем более, что звуки усилились и это уже не было похоже на галлюцинацию. Достав телефон, он отметил, что телефонная сеть не ловит под землёй, но не найдя в этом ничего удивительного, начал обследовать стену. Странный звук доносился отовсюду и странник подумал было, что просто где-то за стеной комната, в которой сидит какой-нибудь верующий, работающий администратором или охранником. Не найдя ничего из ряда вон выходящего на обыкновенной каменной стене, мужчина убрал телефон обратно в карман и пошёл назад, ориентируясь на свет в конце туннеля.
Вдруг под ногами что-то то ли затрещало, то ли заскрипело, неожиданно под ними оказалась пустота. «Пол провалился!» - последние мысли пролетевшие в голове у туриста. В следующий момент он провалился в никуда, в тьму и пустоту, а затем отключился на пару минут.
Очнувшись, упавший не сразу полностью пришёл в сознание. Он видел и слышал, что кто-то над ним хлопочет и что-то говорит. Но вот зрение прояснилось и слух восстановился. С удивлением он обнаружил, что этот кто-то, трепещущий над пострадавшим как родной отец, оказался ни кем иным как тем мужчиной с бородкой, которого молодой человек счёл забавным.
-Паренёк ты как?- шёпотом спросил забавный.
-Нормально.
Паренёк кое-как встал, отряхнулся и огляделся. Вокруг кромешная тьма, наверху, прямо над ним еле видна была дыра, в которую он провалился. Из неё сочился едва заметный свет, который было трудно различить даже в темноте. «Плохо дело»- проскочила ещё одна мысль.
-Как давно ты здесь?- спросил он у товарища по несчастью.
-Наверное около часа,- ответил тот,- здесь трудно следить за временем.
По привычке, осматривающийся, захотел протереть очки, но обнаружил, что на его носу они отсутствуют. Глаза уже немного привыкли к темноте и странник вернулся к месту падения. Аккуратно щупая руками неровную поверхность нижнего уровня пещеры, он искал очки, а когда нашёл, начал нервно протирать их тряпочкой, прикреплённой к ремню джинсов. Левое стёклышко треснуло, но он всё равно одел очки на нос. Достал телефон, но на нём по прежнему красовалась фраза «Нет Сети».
Немного поговорив с сидевшим здесь уже час мужчиной, турист выяснил, что он тоже провалился сюда, но из другой дыры, находившейся в пятнадцати метрах от места, где они находились. Из неё света излучалось намного больше и они пошли к ней, чтобы видеть хоть что-то. Пока они шли, глаза привыкли к темноте и молодой человек отметил, что нижний уровень - довольно большое помещение и не ясно, как археологи его раньше не нашли, ведь если бы уровень был найден, об этом непременно бы написали, а странник очень много читал об этой пещере. Ещё он выяснил немного из биографии своего собеседника. Оказалось, что он русский, но живёт в Тель-Авиве и приехал сюда за знаниями о стране, в которой живёт. Он очень любознательный человек, что неудивительно, учитывая его восторженный взгляд при виде всего, чего он когда-либо не видел. В ответ житель столицы Израиля получил немного информации о своём новом товарище. Он оказался инженером, но также весьма любопытным человеком, начитанным и в свои малые года довольно мудрым. Они поговорили ещё около получаса, подумали сколько времени понадобится, чтобы их нашли спасатели, и, в конце концов, наступило время неловкой паузы. Каждый задумался о своём. Они просидели так минут пять, а потом каждый отошёл в свой угол, но не стали сильно отдаляться друг от друга. Через пару минут молния пробежала по телу инженера. Что это за звук? Опять молитва! Откуда она? Это он, тот бородатый читает эту молитву вслух!
-Так это ты! Я провалился сюда из-за тебя! Из-за твоей глупой молитвы несуществующему, тому, которого называют Богом, - странник был в ярости,- я провалился сюда! Я шёл на звук молитвы, думал, что кто-то заблудился, кому-то нужна помощь. Из-за твоего Бога, я попал сюда! Из-за Него я возможно умру!
-Да, ты прав,- обернулся обвиняемый,- только не из-за, а по воле Божьей ты сюда попал. Я молился Богу, и Он послал мне тебя, чтобы облегчить мои страдания, если я здесь умру, или мои ожидания помощи, если нас спасут. Ведь в компании умного человека и умирать не в скуку,- на его устах появилась добродушная улыбка.
-Да, я попал сюда из-за твоей молитвы, но не потому что меня Бог послал к тебе. Очевидно, что твой голос привлёк моё внимание. Верующие, вечно вы даёте нелогичное объяснение вполне очевидным фактам.
-А ты значит атеист, ну что ж, беседа будет достойна конца моей жизни.
-Рано радуешься. Не надейся, разговаривать я с тобой не собираюсь, и в рай ты не попадёшь, не только потому что нет жизни после смерти, но и потому что скоро нас найдут и вытащат отсюда.
Обидевшись, Атеист снова ушёл в свой угол. Долго ещё до его уха доносились молитвы Христианина, но этот день был полон неожиданностей. Издали послышался звук падающего тела. Оба туриста встрепенулись и пошли на шум, вскоре они заметили ещё одну дыру в потолке, а под ним чьё-то крупное тело. Затем наверху послышался чей-то голос. Кажется мужчина говорил по-английски, его голос был запыхавшимся - он бежал. В следующий момент он провалился в ту же дыру, что и его предшественник. Послышался стон этого самого предшественника, он без труда скинул с себя тело чужого человека своими огромными руками, поднялся и увидев двоих, подбежавших к нему на помощь, улыбнулся и, сказав что-то вроде «Ну хорошо, что я хоть не останусь один на один с этим», пнул ногой в живот упавшего на него мужчину. Тот, казалось, отключился, причём надолго.
-Что вы делаете?- закричал Христианин,- Зачем Вы его бьёте?
-Он гнался за мной, он преследует меня от самого аэропорта, я решил, что в пещерах смогу от него оторваться, давно заметил слежку. Сделал вид, что не замечаю его, поехал на экскурсию, а потом резко побежал в тень пещер, но провалился вот сюда. То, что он попал в это место, означает лишь одно - я прав, он следил за мной. Только не спрашивайте меня, почему он это делает. Я не знаю, говорю сразу. Спросите лучше у него.
-Спрашивать нечего,- над телом преследователя стоял Атеист, держа в руках бумажник лежащего под ним,- он агент MI6 - Британская разведка.
Повисла пауза. Преследуемый вдруг выхватил бумажник у Атеиста и кинул его куда-то в темноту. Этот жест был воспринят более чем правильно. Все сели в круг возле агента и ждали, когда он придёт в себя. А пока Христианин и Атеист решили занять себя беседой.
-Почему ты так равнодушен? Тебя волнует лишь то, что ты попал сюда, якобы по чьей-то вине,- спросил Христианин.
-Я придерживаюсь философии Жана Поль Сартра. Он цинично относится к человеческим отношениям. Кроме того я законченный эгоцентрист и не стесняюсь этого. Суть, заключённая в литературных и философских трудах этого философа-экзистенциалиста в том, что наши отношения с другими людьми порождают тревогу и подавляют личную свободу, но хотя Сартр считает межличностные отношения постоянным источником острейших конфликтов, он всё же не отрицает, что эти отношения - необходимая часть нашего бытия. Именно поэтому я ещё не стал отшельником, но всё же придерживаюсь одиночества. Например, отношения людей на работе. Эти люди, как правило, особенно в период кризиса, конкурируют между собой, чтобы показать свою значимость и незаменимость. Адам Смит считал, что в конкуренции определяющим фактором являются личные амбиции конкурентов. Столкновение личных амбиций и интересов всегда ведут к конфликту. У меня нет желания конфликтовать с людьми, и не моё дело, что возможно тут у нас международный подозреваемый, разыскиваемый службами SIS, а возможно и Интерполом,- он искоса посмотрел на нового знакомого,- кто знает. Но это не моё дело.
-Бог гневается из-за таких людей как ты,- только и всего, что ответил ему Христианин.
-Бог? Вот скажи, почему ты веришь?- засмеялся Атеист,- Потому что людям необходимо, чтобы за ними кто-то присматривал, кто-то оберегал? Или вы просто находите лёгкое объяснение своему существованию? Или вам с детства вбили это в голову? Наверное, у вас в жизни были какие-то чудеса, необъяснимые ситуации. Но, поверь, всему есть разумное объяснение! И в загробную жизнь верите. Причин веры огромное количество. Но ты даже сам не знаешь почему веришь! А я скажу тебе. Вы не можете найти смысла жизни, поэтому вам легче найти смысл в придуманном Боге. Вы думаете, что у Бога есть план, и наша жизнь имеет смысл настолько, насколько мы помогаем Богу в осуществлении Его замысла. Например, Каббала учит, что наше предназначение - помогать Богу спасать мир. Это универсальная версия, так как она подходит даже для таких как я. Если верить этой теории, то выходит, что смысл жизни может быть и у человека, не верящего, что у неё вообще есть смысл, тем более состоящий в замысле Бога. Моя неприязнь к религии проистекает главным образом из отсутствия смысла в религиозных верованиях. Я инженер, я материалист, мне сложно принять саму концепцию веры - вера не основывается на логике. Конечно, бессмысленно объяснять тебе это всё сейчас, ведь рациональные доводы обычно не действуют на верующих людей. В противном случае верующих вообще бы не было.
Здесь в разговор вторгся долго молчавший мужчина, преследуемый законом. Он внимательно слушал монолог, а в конце его даже закивал, напрягая свою мускулистую шею и захлопал своими огромными и сильными руками. «Я частично согласен с вами обоими,- сделал вывод он.- Вера может принести утешение, но решение практических вопросов требует участия разума. Но вот, что я вам скажу, друзья. Наша жизнь имеет смысл, потому что она ведёт куда-то, это я точно знаю. Почему я так уверен? Я пережил клиническую смерть. В скорой помощи мне сказали, что технически я был мёртв ровно 100 секунд. Это были лучшие 100 секунд моей жизни. Я видел там такое, что вам даже и присниться не может. Это был не Рай, нет. С моими грехами и в Рай? Мне туда не попасть. Не знаю точно, что там, но это не то, о чём думают величайшие умы этого мира. Там нечто большее, что-то о чём даже догадываться невозможно».
-Ты счастливчик,- ответил Атеист.- Но даже этому есть научное объяснение. Твой мозг, лишённый кислорода, стал отключаться, произошёл выброс эндорфинов и серотонина, и у тебя начались галлюцинации. Мне удобнее думать, что эта жизнь нечто большее, чем тест, проверка.
-Вот видишь,- усмехнулся Счастливчик,- ты сам сказал «мне удобнее думать». Вы, скептики пытаетесь найти логичное объяснение всему, зачастую вы его просто придумываете. Ты не задумывался о том, что существованию Бога тоже можно найти объяснение вполне рациональное, просто человеческому разуму оно недоступно?
-Задумывался. И нашёл объяснение. Существование Бога объясняется тем, что он был придуман человеком. Человек, создавший эту сказку, достоин уважения. Сколько лет люди пытаются разгадать эту загадку, а не могут, слишком много тумана. А знаешь почему? Не потому что мы пытаемся найти всему логическое объяснение, а потому что вы верите во всё, что называется сверхъестественным, точнее верите в само чудо, верите, что есть вещи, которые невозможно объяснить, это вас утешает. Вам не хочется умирать, не хочется уходить в никуда, вам хочется продолжать существовать, поэтому вы верите в загробную жизнь. А я лучше проживу эту жизнь и умру достойно, найду в этой жизни смысл, который можно объяснить, а не придумывать небылицы, а потом исчезну навсегда, просто испарюсь, без загробной жизни, без Рая и Ада, которых нет. Там нет ничего.
-Откуда ты знаешь про ничего? Ты там не был!
-Как мне надоели подобные аргументы,- Атеист закатил глаза.- Не нужно лететь в космос, чтобы узнать, что там нечем дышать! Жизнь не должна быть вечной, чтобы обрести смысл.
-Тогда если жизнь - всё, что у нас есть, то какой в ней смысл?- заныл Счастливчик, он видел, что его теория рушится на глазах.
-Смотри на этот вопрос с другой стороны: если эта жизнь - всё что у нас есть, то наши поступки - единственное, что действительно имеет значение,- окончательно добил Атеист.
-Разумеется люди размышляют над вопросом существования Бога и загробной жизни, и наверняка их размышления субъективны,- заговорил наконец Христианин, с твёрдой уверенностью в словах.- Обычно, поискав смысл жизни в Божьем замысле, люди приходят к выводу, что либо Божий замысел имеет смысл только потому, что он Божий, либо Бог планирует какой-то исход событий потому, что такой ход событий имеет смысл. Размыслив далее становится понятно, что первый вариант не подходит, ведь он произволен и не логичен, а поскольку все размышления основываются на логике, значит достижение такого ответа - ошибка. Тогда второй вариант, самый распространённый: Божий промысел таков, каков он есть, потому, что Бог видит, что определённый ход событий имеет смысл. Это надо просто понять, с этим надо просто смириться.
-Но если это так,- парировал Атеист,- значит, что-то другое, что-то помимо Божьей воли делает план осмысленным. Значит то, что придаёт нашей жизни смысл, с Богом не имеет ничего общего.
-Должен признать,- послышался голос из темноты, а через секунду стал заметен мужской силуэт и злостная, сверкающая в слабом свете улыбка,- что вы все меня заинтересовали.
Мужчина подошёл ещё ближе. Его глаза были равнодушно прикрыты, его лицо было спокойно. Он сильно отличался от остальных путешественников по психическому состоянию. Можно сказать, что все, кроме агента английской разведки, находящийся буквально в бессознательном состоянии, были на взводе, никому не нравилась ситуация в которой они оказались, но этот мужчина не был расстроен, не был доволен. Казалось, что ему абсолютно всё равно. Из разговора с новичком туристы узнали, что их новый знакомый попал в это место раньше всех и всё это время держался в тени и слушал все разговоры.
-Вот, что я вам скажу. Я довольно равнодушный человек, равнодушный ко всему. Я никогда не говорю о том верю я в Бога или нет, потому что на самом деле я в него не верю, но если он всё-таки существует, то я бы не хотел, чтобы он знал мою точку зрения. Почему я говорю это сейчас? Если на этой планете и есть место, где Бог не услышит человека, то оно здесь. Так вот. Вы ищете смысл жизни, рассуждаете, основываясь на пустых фактах. Что если смысла жизни не существует вообще? Что если мы просто ползаем по этой жалкой планете? Это так, если нет Бога. Вы, господин Атеист, говорили, что поступки важны. Но если наша жизнь обрывается смертью, и нет никакой загробной жизни, тогда всё что мы делаем - стремимся к нулю. Философия, полагающая жизнь бессмысленной, называется нигилизмом. Это не тот нигилизм, о котором вы читали в «Отцах и детях», нет. Это намного более глубокое мировоззрение. Чтобы не впасть в нигилизм нужно перестать беспокоиться по поводу Бога и загробной жизни, что я и стараюсь делать изо дня в день.
-Вы сами не хотите впадать в нигилизм, тогда давайте забудем про него. Есть ещё варианты моей версии, не унывал Атеист.- Имеет ли по Вашему оценка наших поступков значение? Если человек чувствует, что не достигает своих целей, то может посчитать, что его жизнь бессмысленна. Но если он чувствует удовлетворение от того, что делает, если это имеет значение для него, возможно его жизнь что-то значит?
-Не всё так просто,- Равнодушный вытащил руки из карманов и сложил их в замок.- Человек может получать всё, что захочет, но если его желания банальны, иррациональны или пагубны, то как не значимо это было бы для человека, не скажешь, что такая жизнь полна смысла. Как бы ни был доволен человек собой и своей жизнью, не факт, что эта жизнь имеет смысл. Точно также и жизнь, которой не доволен человек, её проживающий, может иметь смысл больший, нежели жизнь, которая человека вполне устраивает. Например, спасатель, по каким-то причинам глубоко несчастный, наверняка имеет больше шансов обрести смысл жизни, нежели какой-нибудь преступник, действующий пагубно на общество, зато ни в чём не нуждающийся и счастливый.
Все присутствующие призадумались, а Равнодушный присел и закурил. Послышалось чьё-то кряхтение. Все посмотрели на разведчика. Неуверенно ощупывая всё вокруг, он с закрытыми глазами пытался осознать обстановку.
-Посмотрите кто у нас очнулся!- закричал Атеист.- Сторожевой пёс Королевы! Открывай глазки, не бойся, Пёсик. Как поживает Её Величество? Неприятно сообщать тебе эту новость, но для тебя сегодня наступил инцидент Венло - тебя раскрыли. Знаешь где ты? Ты в Израиле. Вокруг тебя четверо русских. Ты знаешь кто такие русские? Помнишь Кима Филби, разведчика КГБ, чуть не ставшего главой вашего ведомства в сороковых годах? Напоминает Россию? Не хочешь рассказать, что ты здесь делаешь?
Пёс встал отряхнулся и снова сел.
-Ничего я вам рассказывать не стану,- иностранец говорил по-русски совсем без акцента.
-Может нам тогда сдать тебя в Моссад?- толкнул агента Счастливчик.
-Сначала выберетесь отсюда,- улыбнулся тот.- Знаете, я тут, будучи в затруднительном положении, подслушал ваш разговор. Я англичанин, истинный британец и для меня Королева - это всё. Это как для верующего Бог. Только я знаю, что Она существует и уверен в этом, и в этом нет сомнений, а верующие уверены быть не могут в существовании своего Бога. Ради Королевы Великой Британии я готов на всё, в этом моё преимущество. Я исполняю беспрекословно приказы, но это не значит, что я не познал жизнь. Сократ - великий герой западной философии, считал, что лучше жизнь не проживать совсем, чем прожить её непознанной. Я с ним согласен, и я не принимаю Вашу точку зрения,- он кивнул на Равнодушного.- Познанная жизнь - это жизнь в поисках истины. Человек ведущий такую жизнь любопытен и не боится задаваться вопросами о Боге, о Смысле. Мой соотечественник, великий английский мыслитель Бертран Рассел писал: «Философия должна изучаться не ради определённых ответов на свои вопросы, поскольку, как правило, неизвестны такие истинные ответы, но ради самих вопросов. А эти вопросы обогащают наше интеллектуальное воображение и убавляют догматическую уверенность, которая служит преградой уму в его размышлениях».
-Не думал, что я это скажу,- усмехнулся Счастливчик,- но я с тобой солидарен. Познанная жизнь - это жизнь подчинённая разуму. Разум - главное, что отличает человека от животных. Когда Аристотель говорил, что «человек - разумное животное», он не имел в виду, что мы всегда руководствуемся разумом и никогда - эмоциями. Он хотел сказать, что только люди обладают способностью мыслить.
-Думаю Сократ,- дополнил Пёс,- имел в виду, что человек не пользующийся разумом, не реализует свой человеческий потенциал. Вы упоминали Аристотеля. Он тоже полагал «жизнь по разуму» главной функцией человека. Для него благо вещи определяется тем, насколько вещь выполняет свою функцию. О человеке Аристотель судит также. Жить разумно, жить познанно - вот Смысл!
Все снова замолчали, переосмысливая своё мировоззрение.
-Наверняка, вам всем знаком Фридрих Ницше,- возвратил присутствующих к диалогу Атеист.- Больше всего он прославился благодаря своей теории о «сверхчеловеке». Он утверждает, что развитие всего общества будет оправдано, если это общество произведёт хотя бы горстку великих людей. Может быть смысл наших жизней в порождении сверхчеловека?
Все сразу зашумели, выражая своё недовольство. Неудивительно, люди не любят признавать себя низшим сортом. Счастливчик, задыхаясь, кричал, что он вообще не верит в существование сверхчеловека, а англичанин промычал: «Maybe» [«Может быть»-англ.]. Затем он встал, посмотрел наверх, пощупал стены, прошёлся по пещере и наконец сказал: «Немецкий философ и социолог Георг Зиммель писал, что возвышение нашего существования достигается через страдание. Он во многом соглашался с Ницше. Эти страдания… Мартин Хайдеггер считал, что сверхчеловек - это новый биологический вид. Скорее всего он уничтожит нас - вот оно страдание, и вот он смысл». Последние слова он произнёс с опущенной головой - ему явно не нравилась перспектива. Но никто не верил этой теории, всё по тем же причинам.
Но, наконец, случилось радостное событие. Наверху, из дыры свет усилился. Это был фонарь. Спасатель обнаружил пропавших и изъяснил им по-английски, что сейчас придёт подмога и их вытащат из этого ужаса. «Это ли не чудо?!»- воскликнул Христианин, он упал на колени и начал благодарить Бога за спасение, ежесекундно ударяясь лбом оземь.
-Заставь дурака Богу молиться…- с усмешкой процитировал пословицу Атеист.
-Ты не видишь в нашем спасении ничего удивительного?- Счастливчик вопросительно поднял бровь.
-Читайте немца Готфрида Вильгельма Лейбница. Он жил в семнадцатом веке и уже тогда знал простую истину: «Ничего не делается без достаточного основания, то есть не происходит ничего такого, для чего нельзя было бы при полном познании вещей указать основания, достаточного для определения, почему это происходит так, а не иначе, хотя эти основания в большинстве случаев вовсе не могут быть нам известны». Это я про вашего Бога говорю, про ваше чудо,- Атеист похлопал по плечу кланяющегося Христианина.- Обратите внимание на эту теорию, она очень интересна. Я с самого начала нашего знакомства говорил, что всему есть разумное объяснение. Эта теория выводит новый философский термин - принцип достаточного основания. Это очень интересная вещь.
-Вещь, которой можно доказать всё,- тихо сказал Равнодушный,- Вы ничем не отличаетесь от религиозного человека, господин Атеист. Ваша религия - наука. Ваша вера - скептицизм.
-Maybe…- вновь прошептал Пёс.

Все пятеро выбрались из пещеры живые и здоровые. Несмотря на плодотворный разговор, каждый остался при своём мнении, разве что сделав какие-то помарки и дополнения. Из этих последствий можно сделать вывод, что смысл жизни у каждого свой, такой, каким он его выбрал. Атеист объяснил спасение принципом достаточного основания, Христианин тем, что Бог сжалился над ним, Пёс подумал о том, что разведслужба пеленговала его и подстроила нахождение спасателями, Счастливчик посчитает это неведомым для себя и не станет об этом размышлять, а Равнодушный не увидит в этом ничего удивительного, ведь спасатели должны находить и спасать людей, вряд ли было так трудно найти за несколько часов в одной пещере одну из четырёх дыр. Каждый будет продолжать искать главное в жизни, как и все мы.
Однако, если ни один не изменил ничего в своём мировоззрении… Имел ли их разговор Смысл?

-КОНЕЦ-




Читатели (550) Добавить отзыв
Этакая философская притча. Довольно эклектична. Читается с интересом, однако, какой-то изюминки я так и не обнаружила, а автор, безусловно, может (судя по тексту) большее. Необходимо следить за стилем:
водитель "противно кряхтящий что-то на своем родном языке" (??)
эксурсовод "своим противным голосом..."
А столица Израиля, видимо, вынуждена Вас удивить, - Иерусалим, а не Тель-Авив.
Успехов!
08/06/2011 09:53
<< < 1 > >>
 

Проза: романы, повести, рассказы