ОБЩЕЛИТ.COM - ПРОЗА
Международная русскоязычная литературная сеть: поэзия, проза, критика, литературоведение. Проза.
Поиск по сайту прозы: 
Авторы Произведения Отзывы ЛитФорум Конкурсы Моя страница Книжная лавка Помощь О сайте прозы
Для зарегистрированных пользователей
логин:
пароль:
тип:
регистрация забыли пароль

 

Анонсы
    StihoPhone.ru



Кампания 1941 года. Глава 369

Автор:
Глава ССCLXIX

С завершением Елецкой операции наступление северного крыла Юго-Западного фронта не остановилось. 18 декабря маршал Тимошенко поставил войскам новую задачу. Подвижной группе генерала Костенко – наступать на северо-запад в направлении Верховье – Новосиль, перерезать рокаду Тула – Орёл, к исходу 26 декабря выйти в район Мценска и далее выйти на рубеж Белёв, Болхов. Главным силам в составе 61-й, 3-й и 13-й армий завершить разгром 34-го и 35-го армейских корпусов 2-й полевой армии противника, к исходу 26 декабря выйти на рубеж Плавск, Чернь, Новосиль, Колпа и далее к веховьям Оки на рубеж Болхов, Орёл, Поныри.
13-я армия генерала Городнянского получила приказ наступать на запад и взять Ливны, к которым не смогли прорваться с ходу танкисты Шамшина, вынужденные развернуться на выручку кавалерии Крючёнкина и «катюшам», обойдённым с флангов отступающими колоннами противника и угодившим в оперативное окружение. По мере продвижения 13-й армии к Ливнам сопротивление противника постоянно усиливалось. Армейская разведка Городнянского установила, что в полосе наступления у немцев действуют 221-я охранная дивизия, 168-я и 299-я пехотные дивизии и 1-я пехотная бригада СС. У Городнянского в наличии оставались сильно потрёпанные и ослабленные 6-я, 121-я, 132-я, 143-я, 148-я и 307-я стрелковые дивизии – всего 10340 штыков с 34 пулемётами и 29 миномётами. 19 декабря 148-я дивизия полковника Черокманова вышла к окраинам Ливен и атаковала 299-ю пехотную дивизию. Жестокий бой за Ливны продолжался неделю. В бою был убит командир полка подполковник Дергунов. 25 декабря немцы, обойдённые с флангов, оставили Ливны. Продолжая наступать в западном направлении, войска 13-й армии продвинулись ещё на 25 километров, вышли на рубеж Скородное, Колпны и закрепились на нём, отразив несколько яростных контратак. Фронт на участке 13-й армии стабилизировался.
Тем временем кавалерия генерала Крючёнкина и подошедшие ей на выручку с востока гвардейцы генерала Руссиянова, поддержанные залпами «катюш» 4-го и 7-го гвардейских миномётных полков, возобновили наступление на Верховье. 26 декабря «катюши» майора Нестеренко произвели пять батарейных залпов по позициям немецких миномётчиков, засевших в населённых пунктах Высокое, Труды-Меряево, Трудки, после чего кавалерия 14-й кавдивизии полковника Белогорского заняла все три выгоревшие деревни. Преследуя противника, кавалеристы и ракетчики на следующий день выкурили немев из села Усть-Лески. У майора Нестеренко осталось 711 ракет М-13. Все их пришлось истратить, когда кавалеристы наткнулись на большое скопление пехоты, автомашин и танков противника в районе Березовец, Холопово, Веречка и были контратакованы. Начальник штаба кавалерийской дивизии майор Шмуйло отчаянно запросил помощи. Майор Нестеренко дал 15 батарейных залпов. Больше реавктивных снарядов у него не было. Не желая вновь оказаться в окружении, он отправил свои «катюши» обратно в Труды-Меряево, где находился корпусной штаб, а сам остался со штабом полка в Усть-Лесках под защитой дивизиона установок М-8 из 7-го гвардейского миномётного полка. У командира дивизиона капитана Вальченко осталось ракет на два залпа. Связи со штабом корпуса не было. В новогоднюю ночь майора Нестеренко вызвал к себе в штаб кавалеристов майор Шмуйло. Майор Нестеренко предположил, что кавалерия захватила немецкий обоз с рождественскими подарками, однако вышло иначе.
- Ну, Алексей Иванович, плохой у меня новогодний подарок. Дивизионная разведка установила, что немцы подтянули много танков и, судя по всему, утром будут атаковать. Наш рубеж к обороне не готов, противотанковой артиллерии у нас нет, гвардейцы Руссиянова далеко и не успеют прийти на помощь. Будьте готовы к немедленному отходу. Будем до рассвета уходить балками и оврагами. Вас взять с собой не можем: дорога для автотранспорта непроходима. Действуйте самостоятельно. Уходите немедленно в Труды-Меряево.
Нестеренко затемно вывел колонну на просёлок. Впереди двигались штабные машины, за ними – обоз и «катюши» капитана Вальченко, колонну замыкал взвод управления дивизиона. С рассветом колонна вышла к большой дороге. К перекрёстку по ней полным ходом двигались слева немецкие танки. Отрезая «катюшам» путь к отступлению, они на ходу открыли огонь из крупнокалиберных пулемётов по машинам штаба Нестеренко. Головная машина загорелась. Развернуться на узкой дороге было невозможно – справа и слева был глубокий снег. Слева, заходя во фланг колонне, разворачивался, выбираясь из лощины, ещё десяток немецких танков. За танками шла пехота. До танков немецкой колонны оставалось метров 600 - 700. Противотанковых средств у Нестеренко не было.
- Что будем делать, командир? – подступили к майору комиссар Радченко и чекист капитан Жарновский. Вид у обоих был озабоченный.
- Предлагаю дать залп по противнику на минимальном прицеле, затем боевые машины взорвать, остальные – сжечь и уходить со стрелковым оружием через овраг на Труды-Меряево.
- Согласны. Другого выхода нет.
Поручив чекистам организовать оборону и не подпускать пехоту противника, Нестеренко побежал к боевым машинам.
В это время в хвосте колонны раздался крик: «Танки с тыла!»
«Это конец», - подумал майор. Все залегли в снег вокруг машин. Залёг и майор Нестеренко. Послышался шум мотора и лязг гусениц. Обходя колонну сзади и справа, вдоль обочины двигался Т-34 с открытым люком. Из люка высунулась голова в шлеме.
- Пропустите нас, дайте дорогу, сейчас мы покажем им, где раки зимуют!
Голова в шлеме спряталась, люк захлопнулся, танк прогрохотал мимо. Прикрываясь колонной Нестеренко, Т-34 незаметно для противника обогнул колонну справа и спереди, вынырнул на левую сторону дороги, развернулся на пригорке и почти в упор расстрелял один за другим два головных танка, приближавшихся по большаку. Остальные, не дожидаясь своей очереди и предполагая хитрую танковую засаду русских, повернули обратно. С вершины холма танкисты подбили ещё два танка, другие немецкие танки ушли вместе с пехотой в лощину и в лес.
Майор с комиссаром подошли к танку и поблагодарили командира экипажа за чудесное спасение.
- Не нас благодарите, а хозяйку, у которой мы заночевали. Мы из 129-й бригады, отстали от гвардейцев Руссиянова из-за поломок в ходовой части. Починив машину, догоняли своих и завернули вечером на огонёк к кавалеристам в Усть – Лески. Ночью меня разбудила хозяйка и сказала, что наши уходят. Кавалерия уходила через балки, а нас послали по дороге следом за вами, проводить в штаб корпуса.
У майора Нестеренко сгорели две машины, три человека были убиты, пятеро ранены. Отведя колонну на три километра от перекрёстка, он развернул её на большой дороге и дал залп по лесу, в котором укрылись немцы, после чего продолжил движение. Танк Т-34 остался на перекрёстке прикрывать отход.
Вскоре майор Нестеренко докладывал о случившемся генералу Крючёнкину в корпусном штабе.
- Танкистов, майор, мы представим к награде. А вам спасибо за службу. Приказано отправить все «катюши» в Русский Брод, в штаб генерала Руссиянова, а оттуда – в Воронеж, в штаб фронта. Жаль снова расставаться, но что поделаешь! Желаю успехов в 1942 году!
9 января в Воронеже майор Нестеренко и комиссар Радченко получили ордена Красного Знамени. Для обоих это была вторая высокая награда. Ордена Ленина они получили в Лисичанске за первые бои под Диканькой и Харьковом.
Согласно приказу нового командующего Юго-Западным фронтом генерала Костенко, полк майора Нестеренко, усиленный дивизионом капитана Вальченко, отправился на южный фланг, в 38-ю армию, куда за день до Нового года уже выехал возглавить армейский штаб отозванный из Оперотдела 13-й армии подполковник Иванов, однокурсник майора Нестеренко по Академии имени Фрунзе. Курсанты учились в одной группе и дружили семьями. Случалось им и вместе готовиться к экзаменам. Иванов был отличником и старостой курса. Уже тогда он считался блестящим тактиком, и теперь майор Нестеренко, следуя к новому месту службы, был спокоен: больше попадать в окружение с «катюшами», приданными кавалерии лихого генерала Крючёнкина, ему не придётся.








Читатели (758) Добавить отзыв
 

Проза: романы, повести, рассказы